«Девичьи посиделки на Паравскеву- Пятницу»
план-конспект на тему
Сценарий для смешанной группы фольклорного коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paraskeva_pyatnitsa.docx | 239.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Девичьи посиделки на «Параскеву-Пятницу»
Составитель: педагог дополнительного образования,
Цель: Приобщать к культуре русского народа, создать благоприятные условия для возникновения интереса к изучению обычаев, обрядов и праздников русского народа.
В центре сцены стоит стол, справа и слева от него лавки покрытые льняными полотнами
,С двух сторон сцены входят тётушка Арина и девица Дарья
Даша: Тётушка Арина, сегодня ко мне девчата придут. Параскеву будем ладить.
Т.Арина: Какие молодцы! Паракскева в доме – рукоделье спорится!
Даша :Что же это подружек то до сих пор нет.
Подружки: Хозяюшка дома?
Подружки: Позволь порог переступить?!
Даша: Проходите, милости просим!
Подружки проходят, рассаживаются на лавки.
Даша: Что же так поздно? НЕ забыли? Сегодня ведь «Параскева», она бабья заступница — не любит ленивых да забывчивых! Давайте её обряжать, кто что принёс из своего рукоделья? Я полотно соткала из льна Параскеве на платье!
1 подружка: А я фартук вышила
2подружка:А я ленточку соткала Берегине на крестовину
3 подружка: А я тесёмочку
4 подружка :А я шнурочки витые
5 подружка: А я кужель распушила, как раз ей на косы!
Подружки проходят к столу на котором стоит крестовина для будущей Берегини Параскевы – Пятницы, раскладывают своё рукоделье на столе
Даша: ОХ девчата, ладная же у нас Параскева выйдет. А вы девчата пойте, да желания загадывайте!
Исполняется русская народная песня «Лен зеленой»
Во время исполнения песни Тётушка Арина и две подружкиобряжают Параскеву, по окончании Тётушка Арина выносит Параскеву на передний план сцены.
Даша: Глядите какая красивая, да ладная у нас Параскева вышла! Теперь и повеселить её можно!
Ульяна: Давайте «Колечко» споём!
Катерина: Нет, лучше «Прялицу»!
Подружки: Да, да ! Лучше «Прялицу»!
Исполняется русская народная песня «Прялица»
Даша: Девчата, а кто что загадал? Интересно ведь! Вот ты, Кристя, что загадала?
Кристя: Не скажу!
Алёна: А я скажу, я чтобы лён уродился на будущий год!
Дарин : А я — чтобы хлебушка было вдоволь!
Татьяна: А я – чтобы скотина не болела!
Даша: Тётушка Арина, а ты что загадала?
Тётушка Арина: И я загадала, как не загадать! Загадала я, чтобы Параскева матушка весь год берегла ваше рукоделье, да научила вас, труду и терпению, «Шей, да пори — не будет скучной поры!» Ты вон Ульянку спроси, уж она то, что ни будь да загадала!
Даша выводит Ульяну на передний план.
Даша: Чай конфеток побольше!
Ульяна: Не скажу!
Подружки: Ну скажи, скажи!
Ульяна: А смеяться не будите?!
Подружки: Нет, не будем!
Ульяна: Я сестре загадала жениха хорошего, а то сватаются длинные да худые, толстые да конопатые, тьфу! Смотреть не что!
Даша: Это ты хорошо загадала, моя матушка через молитву святой Параскеве, сестре такого жениха справила!
Подружки: Правда?! Уже сватают?
Даша: Ага! На этой неделе сговорились!
Луша: Ой девчата! Сладких пряников наедимся , ведь Величальную нам петь!
Ульяна: Да слова- то небось позабыли!
Подружки:Нет, помним, помним!
Луша: А ну . запевай!
Исполняется русская народная песня «Виноград расцветает»
Алёна: Девчата, а не пора ли нам домой
Подружки: Оставайся, ещё споём!
Алёна:: Нет, не уговаривайте! Матушка велела рукоделье разложить. Гостям похвалиться хочет!
Луша:И правда к нам тоже гости придут, пора и честь знать!
Подружки: Спасибо тебе подруженька за приём тёплый, да за лицо приветливое!
Даша: Да что ж вы подруженьки мне спасибо говорите, скажите спасибо Берегине! Это она собрала нас, а на прощанье песню споём. Негоже гостям из дома без песни выходить
Исполняется русская народная песня «Ой, ниточка тоненькая!»
По окончании песни подружки берут Параскеву-Пятницу и уходят с ней со сцены
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/08/12/devichi-posidelki-na-paravskevu-pyatnitsu
Параскева Льняница.
методическая разработка на тему
Сценарий праздника «Параскева Пятница — Льняница»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paraskeva_lnyanitsa.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА – ЛЬНЯНИЦА».
Цель: Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.
Великомученица Параскева — это заступница бабьей доли, покровительница женских ремесел).
МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ: стилизация под русскую избу. В избе стол, на столе принадлежности для рукоделия: ножницы, нитки, иглы, булавки, лоскутки, кружева в коробе.
Лавочка, рядом прялка с кудельками,чесалки; на льняном полотенце икона Параскевы Пятницы.
СОДЕРЖАНИЕ: В красном углу ставится икона Параскевы Пятницы.
ВЕДУЩАЯ : — Параскева — бабья доля.
Не обойди мой дом,
Мое житье погляди,
Справно ли, крепко ли?
(Выходят дети и заводят хоровод вокруг Девочки со связочкой льна):
Я посеяла ленку
При дорожке в уголку.
Ах, лен, ты мой лен,
Лен кудрявый, зеленой.
Вырос он пребольшой,
Лен кудрявый зеленой.
Ах, лен, ты мой лен,
Лен кудрявый, зеленой.
По дорожке кто ходил?
Кто мой лен повалил?
Ах,лен,ты мой лен,
Лен кудрявый, зеленой.
По дороженьке по той
Добрый молодец прошел.
Ах, лен, ты мой лен,
Лен кудрявый, зеленой.
А мне молодца спросить-
Тонкой пряхою ли быть.
Ах, лен, ты мой лен,
Лен кудрявый, зеленой.
(после исполнения хоровода- садятся).
Девочки постарше (девушки) ведет в ответ другой хоровод:
ПЕРВАЯ БОЛЬШУХА: — Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в нашу горенку, рассаживайтесь поудобнее — «посидим рядком, да поговорим ладком».
(большухи развешивают льняные рушники в избе, беседуя, рассматривая узоры)
— А собрались мы с вами в большой праздник. С давних пор на Руси 27 октября почитали как день памяти святой Великомученицы Параскевы, именуемой Пятницей, хотя не всегда этот день приходится на пятницу. Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь пряжи.
Представлялась она в виде высокой худой женщины с длинными распущенными волосами, символизирующими лен. Высоких и худощавых женщин иногда называют «долговязая пятница». Святая Великомученица Параскева — это заступница бабьей доли, покровительница женских ремесел.
В день святой Параскевии женщинам категорически запрещалось прясть, ткать, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Параскева Пятница сурово наказывает нарушающих запреты. Рукодельницы без молитвы заступнице Параскеве за работу не садились. Иконы святой Параскевии особенно украшались вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами, монистами и другими подвесками. Посмотрите, как украшена наша икона Параскевы.
(Во время рассказа одной Большухи вторая Большуха украшает икону Параскевы)
ВЕДУЩАЯ:- В этот день устраивались «льняные смотрины» — женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу, демонстрировали друг другу, хвастаясь своей работой. Вот и мы показали вам льняные полотенца. Из льна шили и рубахи. Рукодельные женщины были на Руси.
ПЕРВАЯ БОЛЬШУХА: — Свой инструмент для шитья (иголки, булавки, наперстки да ножницы) мастерицы доверить могли только Параскеве, чтоб берегла от потери, поломки, от сглазу и порчи. Для этого делали крестовину, центр заматывали тканью, чтобы подушечка получилась, туда и втыкали булавки-иголки, а на поперечину навешивали ленты, тесьму, кружево, лоскутки.
ВТОРАЯ БОЛЬШУХА: Получалась кукла Берегиня, помощница, хранительница ремесла. Порой надевали подобие платья из льняного лоскутка. В городском доме Берегиня сохранилась как вышитая подушечка для иголок.
ПЕРВАЯ БОЛЬШУХА: — Обрядили мы нашу Параскеву, а для того, чтобы закончить костюм, надо подобрать украшения из материалов для рукоделия.
ВЕДУЩАЯ: — В этом поможет нам игра «Что нужно рукодельнице?» Послушайте загадки. (Дети находят и украшают костюм.)
Конь стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
Маленький Данилка в петельке удавился. (Пуговичка)
На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)
Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка)
Без рук, без ног, под лавку скок. (Клубок ниток)
ПЕРВАЯ БОЛЬШУХА: — А вот у нас еще инструменты есть (пила, молоток)? Правильно, это инструменты для мужской работы, а нам для украшения Берегине надо подобрать инструменты для женского рукоделия.
ВЕДУЩАЯ: — Параскева Пятница, бабья заступница не любит ленивых.
ВТОРАЯ БОЛЬШУХА: — На Параскеву прославляли лен, так как давал он одежду людям. Трудно растить лен, много сил, умения, знаний нужно, чтобы из такой веточки получилась вот такая рубашка или такое полотенце. А как это получается, расскажем в нашем хороводе.
Хоровод «Лен зеленой»:
При горе при крутой.
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы, сеяв, приговаривали,
«Ты удайся, удайся ленок
Ты удайся, наш беленький ленок
Справа на горе слева на крутой
Лён мой зеленой ».
При горе при крутой,
Мы пололи, пололи ленок,
Мы, половши, приговаривали:
«Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, наш беленький ленок».
Мы мочили, мочили ленок,
Мы мочили, приговаривали.
Мы сушили, сушили ленок,
Мы, сушивши, приговаривали.
Уж мы мяла, мы мяли ленок,
Уж мы, мявши, приговаривали.
Мы трепали, трепали ленок,
Мы, трепавши, приговаривали.
Мы чесали, чесали ленок,
Мы, чесавши, приговаривали.
Уж мы пряли, мы пряли ленок,
Уж мы, прявши, приговаривали.
Уж мы ткали, мы ткали ленок,
Уж мы, ткавши, приговаривали:
Ты удайся, удайся, наш лен,
Ты удайся, наш беленький ленок.
Св. Параскеву Пятницу , наряду с Богородицей, считали покровительницей брака . В день Покрова Богородицы девушки обращались к Параскеве Пятнице с просьбами о ниспослании жениха, да «Матушка Пара-сковея, отдай замуж поскорее!» или « Пятница – Прасковья , пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее».
Важнейшей функцией св. Параскевы Пятницы считалось покровительство беременным женщинам и родам. Чтобы роды прошли удачно и родился здоровенький ребенок.
Еще одной функцией св. Параскевы было покровительство в торговле. У русских было принято отмечать девять торговых пятниц , следующих одна за другою на протяжении девяти недель после Пасхи. Действительно, в городах и деревнях по пятницам обычно устраивались торги и ярмарки, в название которых иногда включалось слово «пятница»: в Звенигородском уезде Московской губернии, например, ярмарка носила название «Берендеева пятница»
Челнок (Веселая ткачиха)
Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая стишок и постепенно ускоряясь. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними. Затем выигравший челнок выбирает следующую пару челноков для игры.
Стишок либо такой:
Я веселая ткачиха,
Хорошо умею ткать,
Хорошо умею ткать.
ВТОРАЯ БОЛЬШУХА: — Наигрались, отдохнем, в светлу Горенку войдем.
ПЕРВАЯ БОЛЬШУХА: — Чтоб запомнить этот день предлагаю каждому дома сделать куколку из льна волокна, тряпочек и украсить ленточками.
Кукла-оберег традиционно должна была иметь распущенные волосы, символизирующие мольбы и просьбы наших предков к богам. В руках у куклы находится веретено, символ рукоделия. Руки ее перевязаны нитями, значение которых – обращение к высшим силам. Так, красные нити – обращение к мудрости предков, а голубые – к высшему разуму. На развернутых ладонях обязательно сидят птицы, которые подчеркивают ее божество, воплощая собой хозяйку небес, небесную пряху.
Женщины просили у Куклы Параскевы помощи в работе и делали ее хранительницей небольших предметов, которыми они пользовались в рукоделии. Это были наперстки, иглы, рюши, веретено, кружева и ленты. Их вешали на руки и приговаривали: « Обереги , матушка Параскева , от сглазу-призору»
ВТОРАЯ БОЛЬШУХА:- В старину много и поговорок было о труде рукодельниц.
( По очереди вспоминают поговорки):
«Только труд кормит, а лень портит».
«Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись».
«Не домнешь мялкой, так не возьмешь и прялкой».
«Иглой да бороной деревня стоит».
«Лен любит поклон».
«Если лён хорош, хвалить надо руки».
«Лён вымотает – лён и озолотит».
ПЕРВАЯ БОЛЬШУХА: — Вот и подошел к концу наш праздник Параскевы-льняницы, бабьей заступницы, которая любила и помогала рукодельным женщинам.
ВЕДУЩАЯ: — Спасибо тебе, Параскева Пятница за то, что оберегаешь рукодельниц, поучаешь, помогаешь. (Дети и Большухи кланяются в сторону иконы и уходят
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/07/17/paraskeva-lnyanitsa
Воспитательное мероприятие «Параскева – пятница»
Цель: Формирование интереса к русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории и видов русской народной куклы.
Задачи:
Возраст учащихся: 10-14 лет.
Оборудование для педагога: Видеоролик «Это всё Россия!», медиапрезентация «Русская народная кукла» (приложение), музыкальное сопровождение — записи народных и фольклорных песен, образцы русских народных кукол.
Оборудование для детей: каркасы куклы, лоскуты ткани разного цвета и размера, кружева, тесьма, шерстяные и простые нитки.
Примечание: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы — 10 декабря.
Мероприятие начинается с просмотра видеоролика «Это все Россия!» (автор Белозёрова Т.В., www.youtube.com).
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной куклой, узнаем, как связана она с русской культурой и традициями.
Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека.
У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины-богини.
В каждой области России свои куклы, как и свои костюмы, песни. Их десятки, если не сотни. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
Слайд №1 (см. медиапрезентацию «Русская народная кукла»)
По назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые. Какова же история возникновения кукол?
У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая» кукла служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, не доступная для вселения в нее злых сил. Оберег — амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Славяне очень тщательно готовились к появлению в роду младенца. Будущему малышу делали куклу. Делали ее без иголки и без ножниц — нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть.
Кукла «Берегиня сна».
Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».
Так, кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезни и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев.
После рождения ребенка к нему в кроватку или колыбельку подкладывали особую куколку — пеленашку, с той же целью — обмануть злых духов, предложив им куклу вместо ребенка. Понятно, что такую куклу нельзя было купить, только сделать самим. Делали такую куколку только из куска ношеной домотканой одежды. Такая ткань несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле-оберегу вместе с частичкой жизненной силы человека.
Такая кукла служила оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и куклу и говорили, обращаясь к кукле: «Ой, до чего же кукленок-то хорош!», чтобы не сглазить ребенка.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
«Зайчик на пальчик».
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда находится рядом с тобой.
Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы, и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
С пяти лет девочку уже учили делать куклы-закрутки.
Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестрам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для кукол. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.
Кукла-стригушка была одной из самых популярных в народном быту. Отправляясь на покос или полевые работы, матери брали с собой ребятишек, и, чтобы занять чем-то ребенка, из пучка стриженой травы или соломы изготавливали вот таких неприхотливых кукол.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи.
Кукла «Крупеничка» (или «Зернушка»).
Это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерна и употребляли в пищу. По внешнему виду крупенички можно было судить о достатке и благополучии в семье: если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, люди в нём голодают и достаток покинул семью.
Десятиручка — это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.?
Коза и медведь — непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку, к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-«коза» садился верхом на сани — так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.
Бытовая кукла Коза имела те же функции, что и переодетый в козу колядовщик. Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться.
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался, или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезни, и добрая утешница.
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла — символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Кукла «День и Ночь».
Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую куклу, а ночью — темную.
Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня. И следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Кукла Колокольчик — куколка добрых вестей. Родина куколки — Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, которая собиралась выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали — можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, — Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка — это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба — хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и привлекательной
Кукла «Параскева-Пятница» считается берегиней женских ремёсел.
Праздник Параскевы-Пятницы может быть не обязательно пятницей. Праздник значится 10 декабря, и не важно, на какой день недели он выпадает. Считалось, что это «бабий праздник».
Святая Параскева-Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу — Параскеву.
Параскева-Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница».
Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить — все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она небольшого (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленького (а то на ней места не хватит).
Ведущий: Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рукодельничать — делать своими руками куклу Параскеву-Пятницу.
Дети приступают к изготовлению куклы. Педагог показывает этапы выполнения работы и объясняет при помощи медиапрезентации, что следует делать на каждом из них.
Работа детей сопровождается звучанием народных и фольклорных песен. Дети подпевают. Таким образом происходит воссоздание обстановки старинных русских посиделок за рукоделием.
Итог занятия: Выставка готовых кукол. Рефлексия.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/648850