Сценарий праздника масленицы гуляй народ масленица у ворот

Игровая программа: «Гуляй, народ-Масленица у ворот»
классный час (4 класс)

Данный материал содержит сценарий праздника: «Гуляй, народ-Масленица у ворот».

Скачать:

Вложение Размер
igrovaya_programma_gulyay_narod-maslenitsa_u_vorot.docx 298.77 КБ
gulyay._narod_-maslenitsa_u_vorot.ppt 1.9 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя образовательная школа № 25»

Игровая развлекательная программа

Фёдорова Наталия Геннадьевна

учитель начальных классов;

Жигулина Виолетта Анатольевна

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Условия и особенности реализации игровой развлекательной программы «Гуляй, народ, Масленица у ворот!»

4. Ход игровой программы

5. Список реквизита и дидактического материала

6. Список литературы

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя»
Ш. Амонашвили

В школьном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ключевая роль школьного воспитания заключается в создании условий для формирования развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В настоящее время актуальным стало развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
Идеей создания программы послужило желание помочь ребенку – школьнику в развитии общечеловеческих ценностей посредством народной культуры.
Тема программы не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания учащихся начальных классов; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
В основу игровой развлекательной программы легли следующие принципы:
1. Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта учащихся.
3. Принцип доступности и занимательности материала.
4. Принцип сотрудничества учителя с учащимися (игровое общение, различные ситуации).

создать условия для сплочения детей, путём вовлечения в совместную творческую деятельность.

  • знакомство и приобщение детей к русской народной традиционной культуре. Сохраняя народные традиции празднования Масленицы;
  • расширение кругозора учащихся через использования русского фольклора;
  • повышение познавательной и игровой активности;
  • развитие творческих способностей, навыков импровизации; коммуникативных способностей.
  • Воспитательные:
  • формирование здорового образа жизни детей,
  • воспитание навыков и привычек культурного поведения;
  • создание тёплой, дружеской атмосферы и праздничного настроения.

Условия и особенности реализации игровой развлекательной программы «Гуляй, народ, Масленица у ворот!»

Количество воспитанников от 20 и более человек, в основном младшего школьного возраста от 9-11 лет, поэтому игровая программа составлена с учетом потребностей именно этой категории детей, а так же календарного цикла русских народных праздников.

Форма организации деятельности учащихся в процессе игровой программы: групповая.

В качестве результатов реализации программы выступают:

— осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

— осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

— приобретение детьми практического навыка при участии в развлекательной программе;

— умения содержательно и разнообразно проводить свободное время.

Ход игровой программы

Встречают гостей ведущие: Марфа и Дуняша.

Исполняется русская народная песня « Ой, сад во дворе»

Ой, сад во дворе,

Ой, сад во дворе расстилается.

Народ у ворот собирается.

Марфа: Здравствуйте, гости дорогие!

По старинному обычаю

Петь плясать, Весну-матушку встречать!

Дуняша: Два раза не повторяем,

Поэтому один раз объявляем!

Все, кто любит блины в сметане!

Придут Масленицу встречать,

И зиму прогонять!

Марфа: А чтобы попасть на наш праздник, нужно нам пройти через ворота. Вы готовы?

Дети отвечают: Да!

Дуняша: Тогда повторяем все за нами слова!

Игра «Ворота»
Ведущие образуют ворота, подняв сцепленные руки вверх. Хоровод проходит под руками через «воротца» и повторяют дети за ведущими слова:

Первый Март пришел, всех детей провел,

А за ним Апрель, отворил окно и дверь,

А уж как пришел Май, никого не пропускай.

После слов: «никого не пропускай», ворота закрываются и те, кто попал, становятся рядом с ведущими, справа и слева и тоже поднимают руки вверх. Теперь хоровод идет, проходя во все ворота. Те, кого опять поймают, тоже становятся справа и слева. И так до тех пор, пока весь хоровод не закончится. Потом, ведущие разъединяют руки и получаются две команды. Каждый участник награждается сюрпризом (в виде конфетки). В конфете спрятан символ «Масленицы» — солнышко и блин. Ведущие делят ребят на две команды по символам: «Веснушки», «Снежки».

Марфа: Идёт матушка-Весна

Первый Март пришел, всех детей провел,

Дуняша: А за ним Апрель, отворил окно и дверь,

А уж как пришел Май, никого не пропускай.

Марфа: А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый день масленичной недели.

Дуняша: В понедельник встречали праздник, проводили катания на ледяных горках. Утром дети делали чучело Масленицы из соломы, украшали его и таскали за собой по улицам.

Ведущие обращают внимание детей на «Чучело, предлагают им его нарядить. Дети прикрепляют глаза, рот, нос, лентами украшают наряд.

Дуняша: Спасибо ребятам за работу!

Подойдите, призы получите!

Дети получают призы-пожелания.

Обращение к детям.

Все обращаются к «Масленице»

Марфа: Широкая масленица,

Мы тобой хвалимся

На горах катаемся.
Блинами объедаемся!

Обращение к детям.

Марфа: В две шеренги становись

За руки крестом возьмись,

Танцевать под музыку начнём.

Дуняша : На месте не стоим, себя и народ веселим.

А настанет тишина, занять место вам пора!

Марфа: Кто не будет танцевать,

Тот замёрзнет, надо знать!

Раз, два, три, четыре, пять,

Пора игру начать!

Дети встают в шеренгу по командам, лицом друг к другу, взявшись за руки «крестом», под музыку «Плетень» разрывается, дети расходятся по залу и танцуют. Музыка прерывается, дети возвращаются на свои места «заплетя плетень». По окончанию игры команды получают приз.

Дуняша: Ну, ребята, ну мальцы!

Одно слово, молодцы!

Марфа: Вот так весело проводили первый день масленицы!

Но и мы не подкачаем,

Так что смело продолжаем!

Дуняша: Вторник– заигрыш настал.

Веселитесь с нами!

Нас за игры, за веселье

Солнце наградит лучами!

Игра «Скачки с препятствием»

Каждый участник «оседлав лошадку» преодолевает препятствия.

Команды получают приз.

Дуняша: В среду теща суетится,

Печь блины, ох, мастерица!

За столом всех собрала

Угощала до утра!

Игра «Месим тесто»

Ребята встают в круг, взявшись за руки, и говорят эти слова:

«Месим, месим тесто.
Месим, месим тесто.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!»
Со словами «Месим, месим тест…» круг сужается, а со словами «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся!» круг расширяется до тех пор, пока кто-нибудь не разожмет руки. Тогда те, кто разжал руки, становится «тестом» в середине круга. Игра начинается снова, и так до тех пор, пока «поваров» не станет меньше, чем «теста». Игра кончается и ребята получают приз.

Все: Месим, месим тесто.
Месим, месим тесто.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!

Марфа: И четверг уж чередой

Посещает за средой.

В игры весело играем,

И блиночки поедаем!

Дуняша: С четверга начинается широкая масленица , самые весёлые денёчки!

Игра «Павлиний хвост»

К талии участника прикрепляется верёвочка (ленточка), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.

Марфа: Снег летит из-под копыт

В пятницу под вечер.

Едет теща на блины

Мы её все встретим!

Дуняша: Встретим, да силушку богатырскую покажем!

Игра «Перетягивание каната».

По окончании игры команды получают приз.

Дуняша: Посиделки у друзей

Мы в субботу проведем.

Угостимся мы блинами,

Медом, сыром, пирогами!

Игра «Ногою топнем, в ладоши хлопнем»

Как услышите весть хорошую –

В ладоши хлопайте,

А если не очень хорошую –

Ногами топайте! Договорились?

Дуняша: У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)

Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)

Марфа: Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

Рубль последний готовы прокутить! (Топаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)

Дуняша: Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Бабушки и девочки очаги все разожгли! (Хлопаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)

Марфа: Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)

Не блины, а объеденье! (Хлопают)

Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)

Дуняша: Все с пуховою перинкою! (Топают)

А иные и с подушками! (Топают)

А другие и с ракушками! (Топают)

Марфа: В субботу надо было обходить всех родственников и угощать блинами.

Дуняша: Всю неделю мы играли,

И блиночки поедали!

День прощения настал!

Марфа: В День прощенный Воскресенье

Всем обиды ты прости

И с душою легкой, чистой

Улыбнись, с друзьями обнимись!

Дуняша: Пусть в трудах беды не знает

Пусть же будет плодородным

И счастливым этот год!

Марфа: Весело мы все играли,

И сюрпризы получали,

А теперь пришла пора,

Развернуть их, мои друзья!

Дуняша: Пожелания друг другу составляем и выразительно читаем.

  1. С Масленицей поздравляем,
    Перемен больших желаем.
    Принесёт пусть вам весна,
    Много света и тепла!
  2. Веселитесь, жизнь прекрасна!
    Пусть господствует добро!
    Ну а мы желаем счастья,
    И чтоб вам во всём везло!

Каждая команда составляет пожелание. Ведущие устанавливают «масленицу» по центру. Команды становятся в круг, зачитывают пожелания,

помощник поднимает на шесте «солнышко» с лентами, исполняется закличка, все идут по кругу взявшись за ленточки.

Марфа: Весна, красна,

Тёплое летице! Ууу…!

Дуняша: Всем до свидания, до новых встреч!

Лишь блинком не угостились.

Марфа: Надо в школу отправляться,

Масленицу 12 февраля дождаться,

И блинами угощаться!

С Масленицей 18 февраля прощаться!

Вместе: До свиданья друзья! До новых встреч!

Список реквизита и дидактического материала:

  1. Кегли
  2. Корзины
  3. «Чучело-Масленица»
  4. Канат
  5. «Призы-конфеты»
  6. «Солнце на подставке с лентами»
  7. Русские народные костюмы
  8. «Хвосты на лентах»
  9. Символика «Масленицы»
  10. Деревянные перекладины — «лошадки»
  11. Музыкальное оформление
  1. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И. Фришман /.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 216 с.
  2. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. з68 с.
  3. Смирнов С.А. Игровое общение как форма развития деятельности /С.А.Смирнов// Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов /под общ. ред. Н.П.Аникеевой.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. С. 53-62.
  4. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа. 1994. 240с.
  5. Шмаков С.А. Уроки детского досуга: в помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю / С.А.Шмаков. – М., 1992. – 56 с. Педагогу-организатору ДЮЦ «Калейдоскоп»
  6. Интернет — ресурс
  1. С Масленицей поздравляем,
    Перемен больших желаем.
    Принесёт пусть вам весна,
    Много света и тепла!
  1. Веселитесь, жизнь прекрасна!
    Пусть господствует добро!
    Ну а мы желаем счастья,
    И чтоб вам во всём везло!

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/01/28/igrovaya-programma-gulyay-narod-maslenitsa-u

Праздник «Гуляй,народ — Масленица у ворот»

« Гуляй, народ – Масленица у ворот! »

Форма проведения: праздник

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с календарно — обрядовым праздником Масленица.

Задачи:
— дать представление о народном празднике Масленица;
— познакомить детей с обычаями и традициями, связанными с

празднованием Масленицы;
— расширить общий кругозор детей;
— содействовать развитию интереса к изучению истории и традиций русского

Оборудование: конфеты, баранки, чай, блины; самовары, скатерти, одноразовая посуда; муз. центр, микрофоны; 2 метлы, канат, 2 мяча для метания, кегли, 2 скакалки, 2 подушки, ходули, 2 веревки, 2 валенка, 2 деревянные ложки, картофель, кастрюли, 2 мешка, 2 русских народных рубахи, цветные платки для ведущих, чучело Масленицы.

Предварительная работа: знакомство с названиями масленичной недели, знакомство с различными рецептами блинов, изготовление чучела масленицы, выпечка блинов.

I Вступительная часть

1 Ведущая: Приглашаем всех гостей

К нам на праздник поскорей!

У нас сегодня представленье –

Всем на удивленье!

2 Ведущая: Мы сегодня Весну встречаем,

3 Ведущая: Приходи Весна скорей,

Нас озябших отогрей!

1 Ведущая: Проходите гости,

Всех на праздник приглашаем,

Проводы русской зимы начинаем!

2 Ведущая: А теперь давайте, чтобы не замерзнуть все побегаем немного. И предлагаю поиграть в игру, называется она «Жмурки».
(Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из убегающих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.)
3 Ведущая: Но на Масленицу было принято не только просто играть в

подвижные игры, но и устраивать игры-соревнования, в которых народ мерился своей силой, ловкостью, сноровкой…
1 Ведущая: Давайте разойдемся по станциям.
(Все дети расходятся по станциям).
1 конкурс – «Снежный тир».
На Масленицу по традиции все играли в снежки. Вот и мы с вами поиграем в снежки. Но не просто поиграем, а устроим соревнование. От каждой команды выходят по два игрока и кидают «снежками» (мячами) по мишеням. Кто больше собьет мишеней, тот и будет победителем. У каждого по 5 попыток.
2 Ведущая:

2 конкурс – «Катание на лошадях».
Две пары по два человека, один берет в руки скакалку, другой надевает скакалку на плечи и наперегонки бегут до отметки и обратно. Побеждает та пара, которая быстрее «прокатит» своего наездника.

3 конкурс – «Кто быстрее на метле».
(На площадке выставлены кегли в цепочку.) Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, который не только быстрее пробежит, но и собьет меньше кеглей.

4 конкурс – «Павлиний хвост»

(К талии участника прикрепляется веревочка, один конец свисает до самого пола. На земле из кеглей выстраивается змейка.) Нужно пройти между, не сбив «хвостом» ни одной кегли. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.

(На ровной площадке чертится круг. Участники игры делятся попарно, согласно весовой категории.) Первая пара входит в круг, прыгая на одной ноге и придерживая рукой другую, игроки должны вытолкнуть соперника из круга. Толкаются только плечами. Вытолкнутый из круга выбывает из игры. В круг выходит следующая пара игроков, затем победители соревнуются между собой. Выигрывает последний победитель.

6 конкурс – «Бег в мешках»

(Соревнуются два человека.) По старту, участники в мешках прыгают до отметки и обратно. Побеждает тот, который придет первым.

7 конкурс – «Чугунок картошки»

(Перед парой кладут пустые миски, неподалеку от них «чугунок» (кастрюля) с картошкой.) По старту участник с ложкой должен быстро донести картошку и переложить ее в миску. Победителем станет тот, который быстрее перенесет картошку в свою миску и не уронет.

8 конкурс – «Добры молодцы»

(На стуле лежит две русских народных рубахи.) Кто быстрее наденет рубаху, тот победитель.

9 конкурс – «Прощай, валенок»

Кидают вначале один валенок на дальность, потом второй — на точность. Стараются, чтобы валенки были на минимальном расстоянии друг от друга.

Нужно пройти на ходулях определенное расстояние, не упасть с них и вернуться обратно.

11 конкурс – «Бой подушками»

Стоя на скамейке, одну руку держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Кто удержится на скамейке. Бить подушкой только по туловищу.

12 конкурс – «Перетягивание каната»

Берется толстый канат. Команды берутся за концы этого каната и тянут каждый в свою сторону.

1 Ведущий. У нас такой обычай есть:
Надо Масленицу сжечь,
Чтоб тепло ее костра
Весна – девица-краса
Всей душою ощутила,
К нам на праздник поспешила!
(Взрослые поджигают чучело Масленицы, дети стоят за кругом, вдали от чучела).

III Заключительная часть

1 Ведущая: Да! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать!

(Все проходят к столам, на котором стоят самовары и угощения).

Источник статьи: http://infourok.ru/prazdnik-gulyaynarod-maslenica-u-vorot-3532040.html

Читайте также:  Сценарии новогодних праздников для детей старшего дошкольного возраста
Оцените статью