Сценарий праздника «Как жили люди на Руси» по интегрирующей теме «Знакомство с народной культурой и традициями»
Людмила Калиянц
Сценарий праздника «Как жили люди на Руси» по интегрирующей теме «Знакомство с народной культурой и традициями»
Зал убран в старинном стиле: макет деревянного дома, плетень, березка. На стене макет мельницы, солнца, стаи улетающих птиц.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Воспитатель за руку заводит детей в зал
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина.
Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия самая большая страна в мире.
Воспитатель: А всегда ли наша Родина была такая?
Дети: Она была меньше. Здесь жило мало людей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Дети: Это люди, которые жили много-много лет назад.
Воспитатель: Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как зарождалась наша Русь, как развивались на Руси ремесла, письменность, быт.
Для этого я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое, к нашим предкам. А для этого у нас есть машина времени. Садитесь в нашу машину времени.
(дети становятся в макет «машины времени» и под музыку «летят» в про-шлое)
Воспитатель: Вот мы и добрались в прошлое, к нашим предкам.
Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они очень при-дирчиво относились к выбору места. Что было для них главным?
Дети: Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.
(дети ставят отдельные фрагменты пазлов в виде карты)
Воспитатель: Жили славяне племенами, несколько семей объединялись вместе. Назывались они по-разному. Те, кто жили на полях, как назывались?
Дети: Поляне (ребенок ставит конусного человечка на соответствующий пазл).
Воспитатель: Кто жил в лесу, среди деревьев?
Дети: Древляне (ребенок ставит человечка с топором на соответст-вующий пазл).
Воспитатель: Рыболовством занималось какое племя?
Дети: Северяне, жили они на севере (ребенок ставит человечка с ры-бой на соответствующий пазл).
Воспитатель: А еще где могли жить люди?
Воспитатель: Да, это племя называлось кривичи, они быстро бегали, метко стреляли и при стрельбе кривили, щурили один глаз.
(ребенок ставит человечка с луком на соответствующий пазл)
Воспитатель: Было еще племя дреговичи, где жили эти люди?
Дети: Дреговичи — это племя, которое жило на болотах.
(ребенок ставит человечка с лукошком, на соответствующий пазл)
Воспитатель: Каждое племя огораживало, городило свое поселение ва-лом, рвом. Называлось такое поселение городище.
Но тяжело было славянам жить разрознено, тяжело давать отпор вра-гам, — и решили они объединиться.
(Звучит музыка, дети соединяют пазлы с человечками в единое «госу-дарство», становятся вокруг)
Воспитатель: Так более 2000 лет назад образовалось русское государ-ство – Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян, это была Родина.
Давайте сложим нашу древнюю карту и пойдем в деревню к людям.
(дети подходят к домику)
Ребята, посмотрите, мы с вами стоим перед жилищем наших далеких предков.
(звучит музыка, открывается окошко, появляется Хозяюшка)
В доме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу.
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем.
Здравствуйте, гости дорогие.
Дети: Здравствуй, хозяюшка. Мы прибыли из далекого будущего на вашу жизнь посмотреть, да себя показать.
Хозяюшка: Ну, что ж, расскажу я вам о нашем житье-бытье. Посмотрите, ря-дом со входом лежит клубок.У ваших предков был такой обычай:
На новоселье хозяин дома «втягивал» за нить всех домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю. (Хозяйка разматывает клубок, дети держатся за веревочку, хозяйка наматывает клубок, обходя дом, дети идут за ней). Ваши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме бы-ла открыта для гостей, а на столе всегда стояла какая-нибудь еда. Если вы от-гадаете мою загадку, то узнаете,какое угощение было главным на столе: «Черная гора, а всем мила?».
Хозяюшка: Вырастить хлеб – большой труд.Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в стороны.
Воспитатель: Дети, а мы с вами знаем пословицы о хлебе?
Дети: 1. Хлеб – всему голова.
2. Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.
3. Нет хлеба – нет обеда.
4. Хлеб – батюшка, водица – матушка.
5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Что пожнешь, то и смолотишь!
Что смолотишь, то и смелешь!
Что смелешь, то и съешь!
Будет хлеб – будет и праздник!
Хозяюшка: Ну-ка, девицы-красавицы, помогите урожай собрать
(Девочки в ярких сарафанах исполняют танец с хлебными колосьями)
Ох, и, слава Богу!
Что жито пожали
И в копны поклали.
На гумне — стогами,
В клети — закромами,
А в печи — пирогами.
Пойду вам испеку каравай, а вы тут поиграйте.
(Хозяйка уходит в дом)
Воспитатель: Славяне занимались не только хлебопашеством, они бы-ли охотниками и рыболовами. И мы с вами сейчас станем рыболовами
(игра «Поймай рыбку»: дети делятся на два «племени» и соревнуются в лов-ле рыбы – собираютна магнитные удочки в ведро пластиковых рыбок)
Хозяюшка: Послушайте, ребята, я хочу вам рассказать какие у славян были игрушки.
Когда в семье появлялся малыш, мама делала куклу-берегиню и укла-дывала в колыбельку. Кукла — дрема оберегала его спокойный сон и здоровье. Посмотрите, из чего сделана берегиня?
Хозяюшка: Правильно. Но из ткани делали не только берегинь, но и кукол для игры. Вспомните, из чего еще делали игрушки?
Дети: Из дерева, соломы, глины.
Хозяюшка: Правильно. В куклу могло превратиться простое полено, и даже деревянная ложка.
Воспитатель: А в наше время ложки научились расписывать и даже на них играть. Покажем, как мы умеем на ложках играть?
(Музыкальный номер «Игра на ложках»)
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, я тут письмо древнее получила, давай-те его посмотрим. Ой, да ведь это предметное письмо. Давайте, разложим все предметы и догадаемся, что же здесь сказано. Как вы думаете (воспитатель раскладывает лодку, рыбку, удочку; дети предлагают ответы)
1. Я поплыл на лодке ловить рыбу.
2. Я поймал рыбу, приезжай на лодке.
Воспитатель: Вы видите, что понять предметное письмо можно по-разному. Поэтому предметное письмо было неудобно в применении.
Хозяюшка: Дети, а было еще узелковое письмо (показывает ленточку с завязанными на ней узелками). Каждая ленточка указывала предмет, а узел-ки – количество предметов.
Воспитатель:Дети, народная мудрость гласит, что земля может накор-мить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, как назывались наши предки – защитники земли русской?
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Мы слушали былины, смотрели мультфильмы.
Воспитатель: Скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами зем-ли русской?
Дети: Сила. Храбрость. Смелость. Находчивость. Любовь к Родине.
Воспитатель: Да, Родина спокойна, когда у неё есть такие защитники. Давайте вспомним слова, которые нам понравились о русских богатырях.
Ребенок читает стихотворение:
Ой, вы, гой еси, богатыри русские!
Ай, седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси, и во веки веков.
(Дети танцуют танец «Русские богатыри»)
Воспитатель: Нам пора покидать этот гостеприимный дом и возвращаться в детский сад.
Хозяюшка: А в дорогу вам гостинец, примите гости дорогие ароматный ка-равай и игрушки-берегини.
(дарит каравай и соломенных куколок)
Ребенок читает стихотворение:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля,
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
(Выходят все дети, поют песню «Уголок России»)
Коми край — люби и знай! В нашем детском саду был объявлен конкурс на лучший краеведческий макет. Я долго думала чем же удивить своих коллег. И мне пришла в голову.
Организация предметно-развивающей среды по теме «Космос» Хочу поделится с вами нашими наработками по теме «Космос», скоро день космонавтики и возможно кому-то что-то пригодится. Космос — это такая.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-kak-zhili-lyudi-na-rusi-po-integriruyuschei-teme-znakomstvo-s-narodnoi-kulturoi-i-tradicijami.html
Мероприятие «Иры наших предков»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ
Мероприятие для 4 класса
« О радость жизни, детская игра,
век не уйти с соседнего двора.
За мной явилась мать, но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами»
Зал убран в старинном стиле: макет деревянного дома, плетень, березка. На стене макет мельницы, солнца, стаи улетающих птиц.
— Познакомить детей с играми наших предков.
— Обратить внимание детей на то, в какие игры предпочитали играть наши предки, и как игры влияли на развитие детей.
— Изучение и пропаганда народных игр.
Задачи мероприятия:
— формирование положительного отношения к физической культуре;
-развитие устойчивого желания заниматься физическими упражнениями, проявления интереса к спорту;
-пропаганда физической культуры, национальных средств физического развития.
Беседа о играх наших предков;
Выбор музыкального сопровождения;
Подбор спортивного инвентаря.
Разделить ребят на две команды: первая называется-огонь.,вторая –солнце.
Введение.
Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр — тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
Воспитатель: Здравствуйте, девочки и мальчики! Здравствуйте, дорогие гости!
Начинаем наш праздник “Игры предков” — праздник силы, ловкости и быстроты.
Конкурс на проверку сообразительности, дисциплинированности и сработанности команд. Задаются по пять загадок каждой команде, если одна команда затрудняется ответить или неправильно отвечает, то право ответа переходит другой команде.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Летом.)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
и зовут тебя все. (солнце).
Его просят, его ждут,
Прятаться начнут. (Дождь.)
Неизвестно где живет.
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (Град.)
Над рекой повисло. (Радуга.)
Дуб свалила у села. (Молния.)
В дверь, в окно стучаться не будет,
А взойдет и всех разбудит. (Солнце.)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
вскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (Дождевая туча.)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)
О «славянах – защитниках» нам расскажет Артём Иванов:
В начале славяне избирали князя на время войны. Он набирал воинов в дружину. Славяне были отважные и смелые воины. Идя в бой, они давали клятву на щите и мече .«Победа или смерть! » Плен считался позором для воина- славянина. славяне много сочинили о героизме своих защитниках богатырях: Илье Муромце, Лёше Поповиче…
Звучит стихотворение Моя Родина – Данил Матвеев.
Воспитатель: В нашей современной жизни резко снизилась двигательная активность человека. Поэтому в своей работе я решила систематически вводить и знакомить детей с русскими народными подвижными играми. Многие игры вспоминаются и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.
Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.
Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков.
Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются.
Сегодня на первый план хочется выдвинуть задачу — воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа . Игра — это самый близкий вид деятельности для детей. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным « материалом» для детей.
Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.
Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.
В русских семьях дети считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя в крестьянской семье было редкостью. Люди понимали, что злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, хорошие и дурные впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. Атмосфера добра вокруг ребёнка считалась обязательной. Это совсем не означало потакания и изнеженности. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. До полного изнеможения дети могли предаваться играм. В прошлые века ничего не надо было изобретать и придумывать в детских играх. Во дворе играли подростки, на них смотрели ребята помладше, запоминали, сами входили в игру. И через цепочку от старших к младшим передавалось всё игровое наследие.
Как часто можно слышать фразу « Поиграй со мной». Очень заслуживает одобрения проведение подвижных игр не только в саду,в школе, но и в семье, ибо они способствуют развитию двигательных качеств, общения с родителями и социализации ребёнка. Организация таких игр доступна каждой семье. Научившись играть с родителями, ребёнок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. И наоборот, когда на занятиях дети знакомятся с народными играми мне очень приятно слышать от них « как они научили играть папу и маму». Так же и на праздниках с родителями я стараюсь включать совместные народные игры с родителями.
Очень заслуживает одобрения проведение подвижных игр, например:
Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:
Золотые ворота — проходите господа,
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.
Игра с козликом
Дети в кругу, козлик в центре. Дети поют потешку и выполняют движения по тексту.
Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять,
Козлик ножками стучит, по — козлиному кричит: бе-бе-бе!
Козлик догоняет детей. Кого поймал, тот становится козликом.
Мы на луг ходили.
Выбирается зайчик и он спит в центре круга. Дети поют и выполняют движения по тексту:
Мы на луг ходили,хоровод водили
Вот так на лугу хоровод водили.
Задремал на кочке зайка в холодочке
Вот так задремал зайка в холодочке
Разбудить хотели, в дудочки дудели
Ту-ту, ру-ту-ту в дудочки дудели.
Зайку мы будили, в барабаны били,
Бум-бум, тра-та-та в барабаны били.
Зайка, просыпайся (подходят), ну-ка поднимайся (поднимают)
Вот так, не ленись, ну-ка просыпайся (хлопают, зайка танцует)
Играют волк, пастух и овцы.
Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.
Овцы ходят щиплют травку и поют:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая.
Гони стадо в поле, погулять на воле!
По сигналу пастуха: « Волк» овцы бегут в дом — противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Выводы:
В ходе мероприятия мы узнали различные народные игры, их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и мы не будем отказываться от них. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре.
Заключение.
Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды.
С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры)
Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.
Русские народные игры — лапта, чижик, городки, очень интересны и что дает нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина «Окружающий мир»).
Урок по окружающему миру.
Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими .
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн.
Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Наши предки — древесные жители» (4 класс, «Школа 2100»).
Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины.
Урок окружающего мира «Наши предки – древесные жители». Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/12/01/meropriyatie-iry-nashikh-predkov