Сумбуль праздник что это

—>МКУ Управление культуры
МР Хайбуллинский район —>

«Культура начинается с тебя»

Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры до того, как был введен юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.

Поскольку Сумбуля – месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением был символизирующий достаток — чак-чак.

23 сентября в Хайбуллинском районе состоялся этот прекрасный праздник осеннего урожая, на который жители деревни Комсомольск пригласили жителей деревни Валитово.

В подготовке и организации с особым задором и вдохновением приняли участие работники сельского клуба, библиотеки, женсовет и активы села.

На месте проведения праздника была организована выставка изделий местных мастериц и поделок из осеннего урожая.
Как и полагается гостеприимному хозяину, с утра шли подготовки к встрече гостей: установлены казаны, кипели самовары.
В назначенный час на праздник изображая выезд на осенние полевые работы, прибыли гости на тракторе. Встречали гостей хозяева символом достатка – чак-чаком.

Открыл мероприятие выступление вокала девушек с песней «Ураҡсы ҡыҙ», и танец «Колоски». Далее на празднике выбрали хозяйку праздника, а выбирали ее со схожестью с осенним месяцем – девочку со светлыми волосами.
После традиционного приветствия “Сумбули” и хоровода всех присутствующих пригласили за богатый стол который ломился от изобилия всевозможных угощений.

Читайте также:  Фольклор праздника иван купала

Затем были проведены веселые игры, где участвовали все и взрослые и дети. По окончании мероприятия каждый участник был награжден памятным призом.

Праздник прошел на высоком уровне и прошел на “Ура!”. Огромную благодарность выражаем всем организаторам и участникам.

Источник статьи: http://haibkult.ru/news/prazdnik_sumbulja/2018-09-25-353

(16+) Праздник «Сумбуля»

9 сентября в Ильтугановской модельной сельской библиотеки совместно с сельским клубом ичленами клуба «Яблонька»прошел красивый праздник осени «Сумбуля». Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса .Это отличное время, чтобы собраться в теплом кругу друзей после завершения всех уборочных осенних работ, накопившихся дел, приготовиться к зиме. Наши предки считали что «Сумбуля» настоящий праздник, который дарит людям природа. Бабушки и дедушки с удовольствием поздравляли друг друга с последними теплыми деньками, зазывали в дом и угощали разными лакомствами. Ведущая вечера пригласила в зал символ праздника изобилия — Сумбулю. Ее украшал венок из осенних листьев, бусы из ягод рябины, платье было декорировано осенними листьями.Каждая из участников продемонстрировала свой урожай, расхваливала и передавала его Сумбуле. Все это действо сопровождалась стихами.

Затем Сумбуля организовала конкурс загадок и пословиц. На празднике прозвучали песни, стихи об осени. В завершении вечера гости праздника попрощались с Сумбуля до следующего года.

Была организована выставка членами клуба «Яблонька». На выставке — просмотре «Сумбуля — праздник осени» представлены самые разнообразные изделия из овощей и фруктов заготовок . Самые интересные экземпляры овощей и фруктов — крупная морковь, необычного вида и формы капуста кольраби, мелкие, но удивительно сладкие и красные арбузы, тыква, яблоки разных сортов, цветы и многое другое, выращенные своими руками на огородах. Это семья Кабировых, Юсуповых, Кильдияровых и другие семьи.

Мероприятие прошло в теплой душевной атмосфере.

Источник статьи: http://karm-cbs.ru/news/anonsItem/504

Праздник Сумбуля расскажет о давних традициях татар

Праздник Сумбуля отметят 19 сентября в 13.00 в Тюмени в Центре татарской культуры.

Праздник Сумбуля отметят 19 сентября в 13.00 в Тюмени в Центре татарской культуры.

Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.

Сумбуля ассоциировали с образом златовласой девушки, и первый связанный сноп, посвящая ей, оставляли на поле, рассказала корреспонденту «Вслух.ру» ведущий специалист Центра татарской культуры Зульфима Минибаева. Красивая и трудолюбивая девушка назначалась королевой праздника, вокруг нее проводили игры, пели, плясали.

Поскольку Сумбуля — месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением были символизирующие достаток бавырсаки. Это сладкое блюдо представляет собой обжаренные во фритюре кусочки теста из муки и яиц, которые потом поливаются сиропом. Среди тюменцев бытуют такие его разновидности: косык-бавырсак (мелкий, как кедровый орех), кэпэц-бавырсак (в форме тюбетейки), уйма-бавырсак (в виде мелких квадратиков), кыекца-бавырсак (в форме ромба) и другие.

В Центре татарской культуры в среду устраивают театрализованную игру-представление с участием татарских творческих коллективов. Ребятишкам из начальной школы (приглашены около 60 человек) предстоит отыскать похищенную Кикиморой красавицу. Им предложат поучаствовать в конкурсе песен и загадок и в игровой форме познакомят с историей праздника.

«Наше мероприятие направлено на сохранение народных традиций», — отмечает Минибаева.

Источник статьи: http://vsluh.ru/novosti/obshchestvo/prazdnik-sumbulya-rasskazhet-o-davnikh-traditsiyakh-tatar_242474/

Сумбуль праздник что это

14 октября 2004

Птица счастья — Сюмбюля

В столице возрождается древний народный праздник

Ученые прогнозируют в третьем тысячелетии обострение многих глобальных проблем. Самые актуальные из них — экономика, экология, энергетика и этнические процессы. Последнее особенно характерно для нашего многонационального государства, поэтому дорога каждая добрая инициатива, помогающая обществу крепче держаться за родные корни.

По почину общества башкирских женщин РБ 22 сентября, в день осеннего солнцестояния, к нам из глубины веков вернулся красивый народный праздник — Сюмбюля. Трудно назвать всех, чьими стараниями он был организован, десятки активистов общества помогли собрать в зале ДК «Юбилейный» студентов столичных вузов. Именно «собрать» , ведь не секрет, что нынешняя молодежь уже привыкла ко всякого рода фестивалям пива, тусовкам с участием звезд эстрады и потеряла вкус к национальным и семейным праздникам. Для начала неплохо и это — пригласить, показать, приобщить к тому, что еще не утрачено из копилки культурных ценностей окончательно. А там, глядишь, проснется интерес к народным обычаям, традициям.

Восстановила канву красивого действа Сюмбюля доктор филологических наук Розалия Султангареева — ведущий научный сотрудник Института истории языка и литературы УНЦ РАН (на фото в центре).

Адаптация древнего праздника в условиях дворца культуры прошла успешно. Перед студентами выступили ученые, поэты, общественные деятели. В духе Сюмбюля девушки в национальных костюмах угощали сидящих в зале башкирскими лакомствами. Прежде к столу подавались яства, приготовленные из плодов нового урожая. Традиционно это были лепешки (шенке), обмазанные желтком и сметаной. Они символизировали поклонение Солнцу. Произносились благопожелания хлебу. Было принято одаривать радушных хозяев платочками, полотенцами.Яркую ноту привнес ансамбль танца аграрного университета «Шатлык» , украсивший вечер самобытными обрядовыми припевками, фрагментами забытых игр и песен.

В эти дни от нас улетают на юг птичьи стаи. А Сюмбюля, напротив, птицей счастья ворвался в дождливую столичную осень и словно обогрел нас своим теплом.

Сюмбюля — своего рода осенний сабантуй, праздник нового урожая, совпадающий с порой знакомств, свадеб. В башкирских селениях он отмечался коллективными гуляниями, играми, забавами. Девушки гадали на женихов, джигиты демонстрировали в состязаниях свою удаль. В семьях готовились щедрые угощения, хозяева старались показать, чем их наградила земля за любовь и труд.

— Какие мысли вызвал у вас праздник Сюмбюля? — с таким вопросом я обратилась к студентам аграрного университета.

— Мы отмечали его в школе, с радостью участвую и сейчас.

— Нам надо изучать и продолжать национальные традиции. Замечательный праздник!

— Мои родители танцуют в народном ансамбле «Лейсен». Мы с сестрой Динарой выросли в творческой обстановке, умеем играть на кубызе. Я овладел многими сельскими навыками — косить могу, за скотом ухаживать. Учусь на агронома, мечтаю работать на селе. Не мыслю себя без сцены и хороших народных праздников.

— Бабушка Загира Губайдулловна, я у нее воспитывалась, обучила меня разным башкирским обычаям. Мне повезло с ненейкой — я готова к семейной жизни, к требованиям будущих родственников мужа. Постараюсь, чтобы наши дети знали народные песни, обряды.

— Я сегодня исполняла роль Сюмбюля. Очень рада всему новому, интересному, что узнала при подготовке праздника. Столько известных людей он собрал, все так искренне приветствовали друг друга! Нас, участников ансамбля «Шатлык» , очень вдохновила премьера праздника в Уфе, пусть он здесь поселится навсегда.

Источник статьи: http://narodru.ru/smi177.html

Проект: «Сумбуля — праздник урожая».
материал (подготовительная группа) по теме

Совместно с воспитателем из подготовительной группы Мухаметзяновой Е.С. мы создали проект: «Сумбуля — праздник урожая». В наш век современных технологий, развитие промышленностей — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни и в связи с этим мы решили создать не просто проект на осеннюю тему, а опираясь на региональный компонент.

Скачать:

Вложение Размер
титульный лист 1.15 МБ
Проект 1.77 МБ
презентация к проекту «Сумбуля — праздник урожая» 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПРОЕКТ « Сумбуля – праздник урожая» Подготовила: музыкальный руководитель Максутова Э.Ф. 2017 г.

« В каком народе живёшь, такого обычая и держишься ». Пословица . Актуальность . В наш век современных технологий, развитие промышленностей — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни и в связи с этим мы решили создать не просто проект на осеннюю тему, а опираясь на региональный компонент. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи,которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Республики Башкортостан, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, башкирские национальные обычаи. И один из обычаев башкирского народа – это праздник урожая — Сумбуля . Осенняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем. Поэтому прихода осени с нетерпением ждут все и дети, и взрослые. В нашем детском саду мы проводим осенние праздникиСумбуля . История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое. Издавна люди встречали Сумбулю , хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. Тема данной работы « Сумбуля – праздник урожая». Обращение к духовным ценностям башкирской культуры достаточно актуально в современном обществе. Создание нашего проекта представляется актуальной задачей, она направлена на сохранение традиции башкирского народа.

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный . Продолжительность проекта: 2 недели (16октября – 31октября). Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников . Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей о Сумбуле , об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи проекта : Углубить представления об изменениях в природе осенью; Расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; Привлечь внимание к окружающим природным объектам; Приобщать детей к народным традициям и обычаям башкирского народа. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; Обогащать словарный запас и активизировать речь детей. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой; Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками проекта.

Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности . Продукт проектной деятельности: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», созданная руками детей и их родителей. Форма проведения презентации проекта: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», утренник « Сумбуля — праздник урожая». Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ноутбук, экран, проектор, презентации, фонотека

Модель трех вопросов Что мы знаем о Сумбуле ? Что мы хотим узнать о Сумбуле? Как узнать об этом? Сумбуля – золотая Осень (Альбина) Сумбуля – Королева Осени ( Эльвина ) Она красивая ( Рина ) День урожая (Руслана) Она приходит на праздник ( С.Ильназ ) Она яркая ( З.Никита ) Она добрая (Руслан) Почему она так называется? (Руслан) Как переводится с башкирского языка? ( Рина ) Что такое Сумбуля ? ( Эльвина ) Хотим побольше узнать о Сумбуле (Ваня) Красивая она или нет? ( Айзиля ) Как ее узнать? ( К.Искандер ) Как она выглядит? ( Г.Данияр ) Спросить у мамы ( Айзиля ) Посмотреть по телевизору (Кирилл Я.) Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.) Увидеть в музыкальном зале на празднике (Альбина) Спросить у папы ( Наргиза ) Спросить у воспитателей ( Т.Алмаз )

Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) Дидактические игры: «Признаки Осени», «Что лишнее?»; «Запасы зверей» ,«Хлопай в ладоши», Игра на внимание: «Съедобное — несъедобное»; Речевое (к оммуникативная) Беседы: «Кто такаяСумбуля ?»; Беседы об осени, ее признаках и явлениях; НОД «Ах, какая Осень!»; Дидактическая игра: «Назови ласково», «Доскажи словечко»; «Парные картинки»,«Какой сок?», «С какого дерева лист?», «Две корзинки», «Целое и часть», «Осенние приметы»,«Чудесный мешочек», « Улетают – не улетают »; Физическое развитие (двигательная) Подвижные игры: «Юрта», « Собери листочки», «Собери урожай»;«Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,«Белкины запасы», «Найди пару»; Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5 –будем листики считать», «Осень»; Познавательное (познавательно-исследовательская) Просмотр презентаций: «Подарки Осени», «Осень – золотая пора» ; Мультимедийная дидактическая игра: «Что нам осень подарила?», Художественно-эстетическое (продуктивная) Выставка работ из природного материала: «Осенний Вернисаж» Утренник: « Сумбуля – праздник урожая» Песни: «Ах какая Осень!» Автор — З. Роот , «Осень милая шурши» Музыка — М. Еремеева , Слова — С. Еремеев, Урожайная.Автор — А. Филиппенко; Танцы: с листочками «Осень пришла», с зонтиками. Системная паутинка

Ожидаемый результат: для детей: пополнение кругозора детей знаниями о Сумбуле , об осени; формирование интереса к созданию работ из природного материала; повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей; развитие творческих способностей детей ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) для педагогов : повышение компетентности педагогов в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) . для родителей : приобщение родителей к музыкальной культуре и региональному компоненту; повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ; гармонизация детско – родительских отношений, проявление интереса к проектной деятельности ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)

Выводы: В качестве диагностики, мы выбрали модель 3-х вопросов. По его результатам видно, что дети мало знают о Сумбуле . Если сравнить модель 3-х вопросов и мыслительную карту, то видно, что дети узнали многое о Сумбуле в ходе проекта. Дети с родителями творчески подошли к работе, сблизились. Наглядным отражением нашего проекта стала мыслительная карта, выполненная руками детей.

Заключение: Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий (в частности ИКТ-технология, технология составления мыслительных карт, технология здоровьесбережения ) в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялись потребности дошкольников в общении со взрослыми, в познании ими мира, желании принимать участие в совместной деятельности, узнавать больше о культуре и традициях своего народа. В ходе реализации проекта у детей: — углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, -вырос интерес к башкирской народной культуре — расширился и активизировался словарный запас, -развивались творческие способности, у родителей: — появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки. у педагогов: — повысился интерес в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; — укрепилась взаимосвязь между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) .

Выставка из природного материала «Осенний Вернисаж!»

Мы создали благодарность за участие в выставке: «Осенний Вернисаж!», и провели награждение на утреннике.

Литература : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Издание 3-е переработанное и дополненное . Соломенникова , О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре­ комендации / О. А. Соломенникова . — М.: Мозаика-Синтез, 2005 . Ссылки на интернет-ресурсы : http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/% D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn-- p1ai/bashkirskie-obyichai-i-traditsii http:// fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii http:// teremok25.ru/news/detail.php?ID=472 http://yanbibl.ru/? p=2703 http:// fb.ru/article/275343/natsionalnyiy-bashkirskie-prazdniki-istoriya-opisanie-i-traditsii http:// stud24.ru/culture/bashkirskie-prazdniki/175340-510682-page2.html http:// www.maam.ru/detskijsad/scenarii-bashkirskogo-narodnogo-prazdnika-sumbulja-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника «Праздник урожая». Русские народные песни, загадки, овощные частушки, сказка.

Ты смеёшься весело,Пляшешь и поешь.На весёлом праздникеСлёзы не прольёшь.

Сценарий спортивного праздника для детей подготовительной группы«Праздник урожая».

Развлечение для старшей группы»Праздник урожая» Дети угощают Бабу Ягу осенним урожаем.

Тема недели: «Собираем урожай»Цель мероприятия: формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной музыкально-игровой деятельности.Задачи: &middot.

Авторский сценарий красочного интересного, и вместе с тем не сложного, праздника с элементами театрализации для старшего дошкольного возраста. Ссылка на видео танцев : https://www.youtube.com/wat.

Сценарий осеннего праздника в средней группе «Праздник урожая&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/11/08/proekt-sumbulya-prazdnik-urozhaya

Оцените статью