Святая богородица праздник казанской иконы

День Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября 2020 года

Образ Богородицы «Казанская» считается одним из самых почитаемых в православной традиции. Икона явила немало чудес исцеления и по праву пользуется огромной любовью и уважением верующих.

История чудесного явления иконы Богородицы

Обретение чудесного образа произошло в городе Казани в конце XVI века. На тот момент коренное население исповедовало в основном ислам, встречались и язычники. Распространение православия среди людей шло очень сложно. Но один случай переломил существующую тенденцию.

Произошёл большой пожар. Третья часть города выгорела дотла. Много человеческих жизней унесла огненная стихия. Были злорадства со стороны противников христианской веры. Поговаривали, что это признак неправильности православия. Однако позже даже татары уверовали в Христа.

Первое обретение иконы

Девятилетняя девочка по имени Матрона, жившая в городе, увидела странный сон. Женщина, похожая на Божию Матерь, явилась ей и сказала найти икону, закопанную на месте сгоревшего дома. Наутро Матрона рассказала обо всём родителям. Но на это никто не обратил особого внимания. Мало ли что могло присниться ребёнку. Тем не менее сон повторился ещё два раза. Испуганная девочка попросила мать пойти с ней на указанное Девой Марией место, и они действительно раскопали икону с ликом Богородицы. Удивительно, что он был абсолютно цел, огонь не нанёс изображению никакого вреда.

Читайте также:  Как правильно написать новогодние праздники

Событие произошло в июле 21 числа. Этот день стал праздничным в православном мире. Даже сегодня историки не могут дать точного ответа, откуда появилась икона под землёй на месте сгоревшей избы. Предполагается, что её могли спрятать исповедники христианства, оберегая святыню от притеснителей православной религии.

Весть о чудесной иконе разнеслась быстро. На место её обретения прибыли представители духовенства во главе с архиепископом Иеремией. Образ торжественно поместили в приходском храме Николы Тульского. Список лика Богородицы переправили в Москву, к нему прилагалось также письмо с описанием чудес, свершившихся с обретением иконы.

Царь Иоанн Грозный повелел построить на том месте, где была найдена святыня, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно в него перенесли впоследствии образ. Чуть позже возвели и женский монастырь. Там, по историческим сведениям, приняли монашеский постриг Матрона и её мать.

На заметку! Когда икона находилась в Никольской церкви, перед ней отслужил первый молебен отец Ермоген, ставший вскоре патриархом. Он стал автором книги, в которой с большой точностью описал все чудеса, свершившиеся у святого образа, очевидцем которых он был.

Значение иконы в истории

Многие важные исторические события связаны с иконой Казанской Богоматери. Ей приписывают помощь в изгнании польских захватчиков из Москвы.

О других иконах Богородицы:

Во время войны с французами покровительства и заступничества у иконы просило всё русское воинство. Итог известен — наполеоновская армия начала отступать и понесла большие человеческие потери. Поэтому из всех известных образов этот особенно распространён в храмах страны, и к помощи Казанской Богородицы прибегают многие миряне по сей день.

История утраты Казанской иконы

Исследователи считают, что оригинал иконы был перенесён Петром I в Петербург. Для него возвели новый собор по приказу императора Павла. До прихода большевиков икона хранилась именно в Казанском соборе. Затем, как известно, начались гонения на православную церковь, массовые изъятия ценностей. Настоятель храма не допустил в 1922 году, чтобы икону забрали. Но через десять лет собор закрыли. Иконостас полностью разобрали, переплавили и продали. Верующие какое-то время прятали святыню на Смоленском кладбище.

Есть другая версия — икону уничтожили похитители, а оклад из серебра продали.

Однако у современных историков появились сомнения относительно подлинности иконы, сохранившейся в кладбищенской церкви. Дело в том, что по описанию отца Гермогена её размеры были несколько иными. К тому же нет ни одного свидетельства современников Петра I, кто подтвердил бы тот факт, что икона была перенесена в Петербург. Поэтому утверждать, что сохранилась оригинальная икона Казанской Богоматери нельзя с твёрдой уверенностью.

Тем не менее по храмам русским разошлось множество копий известной иконы, которые также оказались чудотворными и продолжают помогать верующим.

Новое обретение иконы Казанской Богоматери

В 2004 году в Россию прибыла делегация из Ватикана. Священнослужители привезли список иконы, который проделал непростой путь, прежде чем попасть на русскую землю.

Образ поочередно выкупали заграничные коллекционеры, но в конечном счёте он попал в резиденцию к Папе Римскому. Глава католической церкви принял решение передать реликвию Русской православной церкви.

В какой-то момент даже появилось мнение, что это та самая икона, которую искали наши специалисты. Но после тщательного анализа и сравнения с описаниями прошлых веков, последовал вывод о том, что это копия.

Впрочем, паломники вновь потянулись в Казань, чтобы преклонить голову перед ликом Богородицы, что говорит о значимости списков иконы.

Оригинал и списки Казанской иконы

О том, где находится настоящая икона, явленная в Казани в XVI веке, официально нет никаких данных. Некоторые утверждают, что похищен был список иконы, а оригинал по сей день остаётся на родине. Другие же уверены, что икону похитили в 1904 году и продали за рубеж.

Как бы там ни было, списки чудотворного образа имеют такую же силу и не раз помогали паломникам.

Чудеса иконы Казанской Богоматери

В храмовых книгах есть много записей священнослужителей о случаях чудесного исцеления болящих.

  • Так, одна из историй повествует о том, что некий человек по имени Никита, три года не мог видеть. Он припал к иконе с горячей молитвой и прозрел. Простояв на молебне, он с большой радостью вернулся домой, славя имя Христа и Пречистой Девы Марии.
  • Особенно трогательна история прозрения младенца. Мать принесла своё дитя в храм и долго молилась с ним на руках у образа Богородицы. Когда присутствующие заметили, как малыш начал касаться лица матери, перед его лицом подержали яблоко. Дитя к нему потянулось и все поняли, что младенец прозрел.
  • Известен случай, когда по милости Богоматери получил исцеление молодой человек, страдавший расслаблением. Он не мог двигать конечностями, что доставляло много страданий. Узнав о чудотворной иконе, парень, которого звали Исаак, попросил мать отслужить перед образом молебен. Сам же дома он непрестанно просил Богородицу дать ему возможность увидеть святыню своими глазами. Внезапно парень почувствовал облегчение, и даже смог сам встать на ноги. Взяв две палицы, он направился к монастырю, где пребывал образ, и вместе с матерью припал к лику, благодаря за помощь.

Перечислять можно ещё очень много.

Важно! Милость Господа и Девы Марии безгранична. В этом убедились тысячи людей, побывавших у образа Казанской Богоматери.

День Казанской иконы Божией Матери в 2020 году: история и традиции праздника

Празднование происходит дважды в год: в день обретения иконы и в день освобождения Москвы от поляков.

День Казанской Богоматери — 4 ноября

Праздник берёт своё начало ещё в XVII веке, когда царь Михаил Фёдорович издал указ при поддержке патриарха московского Филарета о ежегодном праздновании установленной даты — 22 октября (4 ноября по новому стилю).

4 ноября учреждён праздник в честь изгнания поляков из Москвы. По преданию, князь Дмитрий Пожарский перед боем долго и усердно молился перед иконой Казанской Богородицы. В результате русское войско прогнало захватчиков, а образ стал почитаться с ещё большей любовью.

В этот день было принято совершать крестные ходы после Литургии. В наше время их совершают по главным улицам городов или вокруг храма.

О днях почитания других икон:

Летний праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля

В этот день принято праздновать обретение святыни на казанской земле. Верующие приходят в церковь на службу, чтобы почтить Богородицу и попросить её защиты и помощи в насущных делах.

Православные традиции празднования

Приближается праздник «осенней» иконы Казанской Богоматери. И в его преддверии многие новообращенные задаются вопросом, как правильно провести этот день.

  • Прежде всего, следует посетить церковную праздничную службу, побывать на Литургии. В конце можно помолиться за родных и попросить для всех здоровья. Также принято в день иконы Казанской Богоматери просить о мире на земле.
  • Обычно в праздничный день в храмах совершается торжественное богослужение с прославлением имени Богородицы. Батюшка даёт наставления прихожанам, напоминает о том, что Пресвятая Дева Мария — это ходатаица перед Господом за весь род людской. По её молитвам можно сподобиться благодати Божьей.
  • Звучат поздравления с тем, что православный народ обрёл в лице Матери Господа надёжную защитницу и явление её святых образов — прямое тому подтверждение.

Особых предписаний со стороны церкви нет. Но миряне придерживаются мнения, что в этот праздник не стоит заниматься тяжёлой физической работой.

Совет! Лучше посвятить день общению с близкими и размышлениям о своей жизни. Ведь в суете будничных дел людям часто не хватает времени на уединение, в котором можно подумать о происходящем и заглянуть в собственную душу.

Народные приметы

С давних времён Богородица считалась покровительницей женщин. Поэтому в праздник иконы Казанской Богоматери, приходящийся на осеннюю пору, женщины традиционно после церковной службы накрывали стол и приглашали всех родных и близких.

Также в это время было принято готовить зимние запасы. Хозяйки окуривали можжевеловыми ветками погреба, чтобы продукты дольше сохранялись.

На заметку! На день почитания образа приходились свадьбы. Девушки считали, что выйти замуж в это время — хорошая примета.

Некоторые традиции тесно переплелись с язычеством. Женщины считали, что если в этот день посмотреть в берёзовый лист, покрытый инеем, как в зеркало, то кожа станет моложе и красивее. Относительно погоды также возникло немало поверий. Дождь — к добру, солнечная погода — к неприятностям с урожаем.

Сельские жители обходили с образом Богородицы свои поля, посыпали землю солью, чтобы был хороший урожай. Так, православный праздник слился с народными обычаями и стал одним из любимых.

Источник статьи: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi.html

«Заступнице усердная»

Комментарий к тропарю праздника Казанской иконы Божией Матери

4 ноября (22 октября ст.ст.) Церковь чествует Казанскую икону Божией Матери. Этот образ является одной из самых почитаемых русских святынь, связанных с важнейшими событиями истории Российского государства. Списки иконы получили широкое распространение, и многие из них прославились как чудотворные.

Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани, и совершалось оно 8 (21) июля – в день ее обретения. 22 октября 1612 года при сражении русских войск с поляками в Москве список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Молитвами и заступничеством Владычицы, явлением Ее чудотворной Казанской иконы государство Российское было освобождено от поляков. Царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования Казанской иконы Богородицы повелел праздновать 22 октября (4 ноября) по всей России [1] .

Каждому церковному празднику посвящаются богослужебные тексты. Среди них особое место занимают тропари, которые являют собой словесную икону празднуемого Церковью события. Читателям портала «Православие.ru» предлагаем богословско-филологический комментарий основного песнопения праздника.

Спустя 15 лет явления чудотворной иконы, в 1594 году митрополит Казанский Ермоген – будущий Патриарх Московский и всея Руси, который был очевидцем и участником обретения образа, – написал «Повесть о явлении Казанской иконы» [2] . Данный труд был использован при составлении тропаря, который выглядит следующим образом:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим» [3] .

Переводчики богослужения на русский язык не обошли стороной известное верующим песнопение. Так, протоиерей Владимир Успенский в начале XX века делает такой перевод тропаря:

«Усердная защитница, Матерь Господа Вышняго! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех прибегающих под Твою могущественную защиту. О Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, в скорбях и болезнях, нас, (ныне) предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем, пред Твоим пречистым образом и имеющих на Тебя непостыдную надежду – (на) избавление от всех зол; даруй всем полезное (для души) и спаси всех, Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров (защита) для Своих рабов» [4] .

Фото: храм-ирины.рф

Усердная Заступница

Тропарь начинается величественным воззванием святителя Ермогена, которое в дальнейшем стало использоваться в последующих Богородичных молитвах [5] . Заступница значит защитница, покровительница [6] . Таковой и была Пресвятая Богородица в дни Смуты, когда царская династия на Руси практически пресеклась и в стране начались беспорядки. Опасаясь навсегда остаться под властью поляков, русский народ встал на защиту своего Отечества и возложил упование на Небесную Заступницу. К Ней он обратился с молитвой о помощи в борьбе против врага и получил просимое. Впоследствии образ Казанской иконы становится знамением любви русского народа к Божией Матери.

Наше исповедание

Фраза: «за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего» – напоминает нам о правильном исповедании Пресвятой Богородицы. Мы веруем и исповедуем: Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа, Сына Божия. Архимандрит Киприан (Керн) так поясняет наше исповедание:

Богородица «вышла из этой мирской, грешной, человеческой среды, Она одновременно Божия Матерь и человек, что так сродняет нас с Ней, приближает Ее к нам, делает нашей близкой Ходатаицей, Заступницей, нам родной, нас понимающей и к нам снисходящей» [7] .

В последние минуты земной жизни Иисус Христос, обращаясь к Своей Пречистой Матери и указывая на возлюбленного ученика, говорит: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19: 26). Этими словами Господь усыновляет Матери Божией все человечество.

Содействие нашему спасению

«И всем твориши спастися» – здесь стоит отметить, что совершает спасение Бог. Только Он может удалить грех и освободить нас от наказания за него (см.: 2 Тим. 1: 9; Тит. 3: 5). Но Пресвятая Богородица Своей помощью и заступничеством, как правильно отмечает в переводе тропаря протоиерей Владимир Успенский, «содействует спасению всех прибегающих под Ее могущественную защиту».

Умиленная душа и сокрушенное сердце

Именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души

Умиленной душой, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), является оживленная душа в отношении к Богу и вечности [8] . Сокрушенное сердце – «сердце скорбное, печальное, испытывающее или выражающее сокрушение» [9] о своих многочисленных грехах. Казалось бы, оживленная душа и сокрушение противоречат друг другу, однако именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души.

Согласно святоотеческому учению, благодаря сокрушению сердца и слезам человек начинает любить Бога всем сердцем и видит себя первым грешником. Такой человек вместе с апостолом Павлом может говорить: «Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

Невозвратная надежда

Протоиерей Владимир Успенский слово невозвратная переводит как непостыдная, то есть не имеющая повода стыдиться [10] . Псалмопевец провозглашает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Такого нельзя сказать о Пресвятой Богородице, Которая, по словам другого Богородичного песнопения, есть «помощница обидимых, ненадеющихся надежда, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение» [11] .

Божественный покров рабам Своим

Обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, чтобы мы были достойными Ее помощи и покровительства

Тема покровительства Божией Матери наполняет Богородичные службы – как скорбные, так и радостные. При этом важно понимать: обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, в молитве к Ней нам стоит сокрушаться о грехах и благоговеть перед Ней, чтобы быть достойными Ее помощи и покровительства.

В одной из проповедей святитель Иннокентий Херсонский, говоря о судьбе Византийской империи, произнес: «Когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых, что для них нужна не милость, а наказание вразумляющее, то отняла Покров Свой» [12] .

Преображение нашей жизни по евангельским заповедям – необходимый плод молитвы к Богородице. Мы своей жизнью должны свидетельствовать перед миром: Пресвятая Дева – наша усердная Заступница и Владычица.

4 ноября 2020 г.

[1] Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2012. С. 197–247.

[2] Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14: Конец XV – начало XVII века. СПб., 2006. С. 24–53.

[3] Празднование Пресвятей Богородице ради Казанския иконы Ея // Минея. Октябрь. М., 2002. С. 549.

[4] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 217.

[5] Акафист Божией Матери в честь Ее иконы Казанской. М., 2006. С. 3.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 309.

[7] Киприан (Керн), архимандрит. Взгляните на лилии полевые. Киев, 1991. С. 17.

[8] Терещенко Т.Н. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 223.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2002. С. 123.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1987. С. 234.

[11] Молитвы к 200 чудотворным иконам Божией Матери. Н. Новгород, 2010. С. 92.

[12] Иннокентий (Борисов), святитель. Сочинения. Т. 2. СПб., 1908. С.64.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/135056.html

Оцените статью