- Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
- Святки — что это за праздник и как его отмечают
- История праздника Святки кратко
- Что можно и нельзя делать на Святки
- Какого числа Святки в 2021 году
- Традиции и обряды на Святки по дням
- 6 января
- 7 января
- 13 января
- 14 января
- 18 января
- 19 января
- Народные приметы и поверья на праздники Святки
- Старинные святочные гадания
- Elena
- Один комментарий:
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Последнее в блоге
- Варенье из одуванчиков: польза и вред, рецепты
- Святки. Святочные обряды и песни
- Славление Христа. Религиозные песни
- Песня-«слава» религиозного содержания
- Духовный стих об Ироде и о Рождестве Христовом
- Колядования. Колядки для всей семьи
- Песня, исполнявшаяся при подходе к дому
- Песня, исполнявшаяся под окном дома
- Песня-похвала хозяевам дома
- Колядка, адресованная хозяйке дома
- Песня-пожелание щедрым на подарки хозяевам
- Игры ряженых. Песни, исполнявшиеся ряжеными на игрищах
- Песня парня, переодетого монашкой
- Песня-молитва парня, переодетого попом
- Гадания девушек. Подблюдные песни
- Подблюдная песня, исполнявшаяся в начале гадания
- Подблюдные песни к свадьбе
- 1. Куют кузнецы
- 2. Полно те, иголочка
- Подблюдные песни к долгому девичеству
- 1. Сидит кисурка
- 2. Ай, венички-пошумельнички
- Подблюдные песни к богатству
- 1. Рылся кочеток
- 2. Комар пищит
- 3. За рекой мужики живут богатые
- Подблюдные песни к бедности
- 1. Обулся не так
- 2. Ходит рыжичек
- Подблюдная песня к разлуке
- Посиделки, игрища. Посиделочные песни
- Плясовая посиделочная песня
- Любовная посиделочная песня
- Песня литературного происхождения
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды) до Богоявления включительно.
Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию.
Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.
Святки — что это за праздник и как его отмечают
Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа.
В этот период люди ходят в гости к родственникам, пожилым и больным людям, дарят подарки с наилучшими пожеланиями.
К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду, накрывают праздничный стол, празднуют всей семьёй и угощают близких и друзей.
Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Молодежь переодевалась в костюмы и обходила всю деревню с особыми рождественскими песнями.
Коляда и Овсень, персонажи славянских песен, должны были дать крестьянам богатый урожай и семейное счастье, а также изгнать из поселения злых духов. Поэтому раньше колядники старались обойти как можно больше домов, исключая те дома, где кто-либо умер.
Также люди устраивали шумные мероприятия, разводили костры, играли в различные игры. У девушек раньше в это время было принято гадать.
Согласно поверьям, злые силы бродят по земле восемь дней после рождения Иисуса Христа и пугают прохожих. Поэтому люди придумали традицию одевать страшные маски, чтобы пугать и развлекать всех, кого встретили по пути.
Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён.
Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года.
Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием.
Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной».
Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе.
Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях.
Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т.д.
История праздника Святки кратко
Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков.
Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).
Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков».
Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда (древний языческий бог) символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его.
В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы (она символизировала восходящее солнце) по деревням.
Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки. У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние.
Что можно и нельзя делать на Святки
В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.
Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег (особенно, мелких), чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием.
Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты. Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит.
Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные.
Считается хорошим признаком на протяжении Святок дарить подарки знакомым, друзьям и близким, а заодно и получать подарки. Это поможет привлечь в свою семью достаток.
Единственное, чего по мнению Церкви не стоит делать во время Святок – это проводить гадания и подобные ритуалы. Это грешное занятие, для верующих вообще неприемлемо заниматься подобными делами.
Лучше вместо этого праздновать святые дни с родными и близкими, гулять и устраивать различные зимние развлечения, например, катания с горок и создание снеговиков всей семьёй.
Какого числа Святки в 2021 году
По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января (по новому стилю).
Длительность Святок составляет 12 дней, то есть, весь рождественский период.
Традиции и обряды на Святки по дням
Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.
6 января
Этот день называется Сочельником, или Святым вечером. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду (12 блюд), приводят в порядок дом, кормят скотину (если есть), возвращают долги.
При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно.
В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.
После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.
7 января
День празднования Рождества раньше был насыщен традициями: приготовление пышного стола, «посевание», выпекание калачей и изготовление различных фигурок из теста.
Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой.
13 января
Этот день называют Щедрым вечером. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса (в частности, из свинины) и устраивали народные гуляния – щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол.
14 января
В ночь на 14 число празднуется Старый Новый год. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».
Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды – сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.
18 января
«Живица-Сочельник», «Водяная Коляда», «Крещенский Сочельник» — это все относится к названиям этого дня. Основные традиции и обряды – запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь.
В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи.
19 января
Богоявление и Крещение Господне. Этот день сохранил важную традицию – приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.
Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой.
Народные приметы и поверья на праздники Святки
Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда.
Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение – знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать.
Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие.
Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.
Старинные святочные гадания
В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания.
Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.
Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну.
Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья.
Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее.
Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь.
Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла (и до сих пор не одобряет) подобные действия.
Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос.
Elena
Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями! Всего один клик по кнопке соц. сетей, и готово! Это поможет мне сделать сайт еще более полезным и интересным для Вас!
Один комментарий:
Мы тоже соблюдаем в семье святочные традиции. Ходим в гости к родным, колядуем, гадаем о погоде на предстоящий год и, конечно же, освящаем воду на Крещение.
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее в блоге
Варенье из одуванчиков: польза и вред, рецепты
Ближе к наступлению теплых летних дней многие хозяйки начинают искать новые рецепты приготовления джемов и вкусного варенья. А ведь рецептов
Источник статьи: http://silaznaniya8.ru/svyatki/
Святки. Святочные обряды и песни
Сегодня Рождественский сочельник — канун второго по значению православного праздника. Завтра наступит день Рождества Христова, а вместе с ним — одно из самых весёлых и долгих празднеств русского народа под названием «Святки».
Коляда. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова.
Святки издавна празднуются с Рождества до Крещения, т. е. с 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) до 6 января по старому стилю (19 января по новому). Первая их половина — от Рождества до Васильева дня (1/14 января) носит название «Святых вечеров», вторая половина — от Васильева дня до Крещения носит название «Страшных вечеров».
Праздник этот, приуроченный к дням зимнего солнцеворота, несомненно языческого происхождения и характера. О чём свидетельствует и тот факт, что православная церковь неоднократно запрещала и проклинала Святки. Тем не менее даже ей оказалось не под силу справиться с многовековой традицией «бесовских игрищ». И чтобы, как представляется, со временем вытеснить из народного сознания языческие представления, к святочным дням были приурочены христианские праздники.
В результате, представления христианской религии наложились на древние языческие верования. Народ исправно ходил в церковь, постился и поминал тех или иных святых, не забывая, однако, своих исконных развлечений и обрядов, которые народная традиция предписывала проводить в святочное время.
Среди святочно-рождественских мероприятий отметим славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания и святочные вечеринки молодёжи — посиделки или игрища.
Славление Христа. Религиозные песни
Обряд славления Христа традиционно проводился деревенскими детьми и подростками в первый или второй день Рождества. Группа по пять-шесть человек ходила из дома в дом со звездой, поздравляя всех с Рождеством, что символизировало приход волхвов, ведомых чудесной звездой, взошедшей над Вифлиемом в момент рождения младенца Иисуса.
Войдя в избу, они сначала исполняли рождественскую молитву, а затем посыпали избу и всех находившихся в ней зерном, что должно было восприниматься как пожелание богатства и изобилия в наступающем новом году. Обходя крестьянские дома, дети нередко исполняли стихи или песни религиозного содержания, прославлявшие Иисуса Христа. Вот одна их них.
Песня-«слава» религиозного содержания
Славите, славите,
Сами люди знаете:
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.
С праздником поздравляю,
И вам того желаю!
Раскрывайте кису,
Вынимайте колбасу,
Больше не прошу!
Нередко исполнялись и другие произведения религиозного содержания — так называемые духовные стихи, напоминавшие баллады, в которых рассказывалось о персонажах Ветхого Завета, Евангелия, христианской канонической, апокрифической литературы и христианских легенд — о святых подвижниках, мучениках, чудотворцах, праведниках, раскаявшихся и нераскаявшихся грешниках, об Иисусе Христе и царе Ироде, а также о Лазаре и его воскресении.
Духовный стих об Ироде и о Рождестве Христовом
Дева Мати Пречистая,
С небес взята Пресветлая,
В темной ночи звезда просветила,
Дала всем верным помощи
От роду Адамова.
Родилися люди от Адама.
Девица, всем царица,
Христа сына Божия породила,
В Иудейской земле, во вертеп-горе.
Пошли волсвы Христа искать
По звезде, волсви, по честной;
Звезда идет, и волсви идут.
Пришли волсви ко вертеп-горе,
Принесли Христу честны дары;
Наложил Господь на них златы венцы;
Пошли волсви, радуются,
Не путем во дома свои,
Ироду царю про Христа не споведали.
Ирод царь возмущается,
Умом-разумом колыбается,
Не хочет он Бога видети,
Славу Божию слышати,
Хочет Бога погубить.
Посылает Ирод царь посланников
По всей земле святорусской:
«Подьте вы, посланники,
Побейте вы младенцев многосущих,
Двух годов и полутора».
Много они младенцев прибили,
Три тьмы и три тысячи.
Нигде Господи Во младенцах не изыскался.
Проречет Господь ко младенцам:
«Подьте вы, младенцы, во царствие,
Во царствие во небесное,
За ту за смерть, за напрасную
Ко святому Аврамию,
Ко Исаку, ко Иакову».
Поем славу тебе великую,
Песнь поем, алилуйя!
Колядования. Колядки для всей семьи
Обряд колядования проводился деревенской молодёжью, которая ходила от избы к избе с пением поздравительных новогодних песен — колядок, которые имеют и другие названия («виноградье», «овсень»), связанные с обязательным рефреном этих песен: «коляда! коляда!», «виноградье красно, зеленое!», «овсень!», «таусень!».
Колядки — разновидность обрядового песенного фольклора — представляли собой величальные или благопожелательные песни, предназначавшиеся всей семье или каждому ее члену в отдельности. Колядки для всей семьи состояли из зачина, основной части и концовки. В зачине говорилось о приходе коляды, в основной части — величались хозяева и их дом, в концовке требовали вознаграждение за своё творчество. После его получения желали счастья в новом году: здоровья, богатства и урожая. Величальные песни, предназначенные отдельному члену семьи — хозяину дома, его жене или детям — восхваляли его многочисленные достоинства и рассказывали о будущей счастливой судьбе.
Колядки начинали исполнять при подходе к дому.
Песня, исполнявшаяся при подходе к дому
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют:
«Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества».
Подойдя к дому, начиналось «выкликание коляды», услышав которое хозяева выходили на крыльцо, не приглашая, однако, колядовщиков в дом.
Песня, исполнявшаяся под окном дома
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, —
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.
Затем начиналось величание хозяина, хозяйки и их детей.
Песня-похвала хозяевам дома
Этот припев повторяется после каждого стиха:
Виноградье красно, зеленое!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зеленое.
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки.
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке, —
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то Государь как светел месяц взошел,
А сама-то Государыня как утрення заря,
Малы детоньки, часты звездочки.
Сам-то Государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то Государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.
Колядка, адресованная хозяйке дома
Как у кочета головушка краснехонька,
Таусень!
У Степана-то жена хорошохонька.
Она по двору идет, ровно пава плывет.
Она в избушку идет, ровно буря валит,
Впереди-то сидит, ровно свечка горит.
В пологу она лежит, ровно зайка дышит.
После величания колядовщики в шуточной форме требовали вознаградить их за труды. Хозяева подавали им рождественское печенье, которое выпекалось из ржаного теста в виде различных животных — коровок, лошадок овечек, и называлось «козульками».
Песня-пожелание щедрым на подарки хозяевам
Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков
Столько сыночков.
Сколько осиночек,
Столько свиночек.
Сколько свечек,
Столько овечек.
По традиции ходили колядовать накануне Рождества (в Рождественский сочельник), Васильева дня и Крещения (в Крещенский сочельник).
Игры ряженых. Песни, исполнявшиеся ряжеными на игрищах
Мы уже говорили о том, что Святки были приурочены к дням зимнего солнцеворота (зимнего солнцестояния), когда в природе происходила смена жизненных циклов, разрушался старый и возникал новый миропорядок, и ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время граница между миром живых и миром мёртвых была особенно зыбкой. Отсюда происходит вера в то, что в период Святок не только мертвецы, но и разнообразная нечисть могли беспрепятственно разгуливать по земле, заглядывая в дома к добрым христианам. Обряд ряжения, когда замаскировавшаяся молодёжь, с лицами, измазанными сажей, с шумом, свистом и гамом врывалась в избы односельчан, веселя или пугая окружающих своим видом, как раз и символизировал подобные представления.
Рядиться можно было в кого угодно: в старика, старуху, барина, фельдшера; медведя, коня, козу, быка, журавля или даже в монашку. Ряженые должны были остаться неузнанными, принятыми за «чужих». Нередко ряжеными исполнялись специальные песни.
Песня парня, переодетого монашкой
Пожертвуйте на сальную свечу
Ивану Кузьмичу!
Его-то мощи
Лежат в осиновой роще!
Они там потеют,
Плясать к нам не поспеют!
Ряженые принимали участие в разнообразных святочных играх как развлекательного, так и ритуального характера, среди которых наиболее популярными в народе были игра «в козу и медведя» и игра «в умруна» — покойника.
Игра «в козу и медведя» заключалась в следующем. Один из ряженых, переодетый козой, плясал под звуки песни или балалайки, другой — парень в вывернутом тулупе изображал медведя, неуклюже приплясывавшего вместе с козой. Неожиданно коза с криком падала — «умирала» и также неожиданно вскакивала — «воскресала». После «воскресения» козы пляска продолжалась.
Игра «в умруна» была ритуальной святочной игрой. Ряженые вносили в избу завёрнутого в белый саван парня, с обсыпанным мукой лицом, с зубами, вырезанными из брюквы, и под общий смех бросали его на пол. Затем смеющиеся участники игры оплакивали и отпевали «умруна», пародируя церковный обряд. Внезапно парень вскакивал со своего места и бросался к девушкам, пытаясь их поцеловать. В этот момент присутствующие кричали «Умрун воскрес!». Во время игры её участники могли исполнять разнообразные песни юмористического и пародийного содержания. Вот одна из них.
Песня-молитва парня, переодетого попом
Паки, паки,
Попа съели собаки,
Кабы не дьячки,
Прирвали на тарачки.
Оглушительно.
Поп попадью
Переделал на бадью,
А дьякон дьяконицу
Переделал на сахарницу.
Оглушительно, оглушительно.
— Дьякон, дьякон,
Куды табак спрятал?
— Полторы напойки
В алтаре на полке.
Усмешительно, усмешительно.
— Покури
Да и мне оставь.
А поп забрался в овин
Да и пользовался один.
Оглушительно, оглушительно.
Бедный мужик
Ведет ковать коня в кузницу,
А богатый — в кутьицу.
Усмешительно, усмешительно.
У богатого мужика
На столе золотые ложки,
А у бедного одни плошки.
Оглушительно, оглушительно.
— Дьякон ты, дьякон,
Ты погляди-тко в окошко,
Там не идет ли кто,
Не несет ли чего?
— Идет старуха
Да несет кошель на клюхе.
— Это тебе, господи!
Оглушительно, оглушительно.
У батюшки новое кадило,
Да берегись, чтобы в рыло не всадило.
Оглушительно, оглушительно.
У батюшки кадило новое,
Да цепи-то старые,
Да далеко ли хватит?
Усмешительно, усмешительно!
Гадания девушек. Подблюдные песни
В период Святок, в Святые или Страшные вечера, накануне Рождества, Нового года или Крещения, деревенские девушки собирались к какой-нибудь избе, чтобы погадать о будущем замужестве. При этом ими исполнялись специальные песни, которые называются «подблюдными». Подблюдные песни получили свое название по главному атрибуту гадания — наполненному водой блюду, в которое девушки клали свои украшения. Пытаясь узнать свою судьбу, девушки вынимали из блюда украшения под звуки одной из подблюдных песен, однако в начале гадания исполнялось специально предназначенное для этого произведение.
Подблюдная песня, исполнявшаяся в начале гадания
Катилося зерно
По бархату,
Слава!
Еще ли то зерно
Бурмитское.
Прикотилося зерно
Ко яхонту.
Крупен жемчуг
Со яхонтом.
Хорош жених
Со невестою.
Да кому мы спели,
Тому добро!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
После этого исполнялись короткие песенки, которые в иносказательной форме предвещали счастье или несчастье, богатство или бедность, скорое замужество или долгое девичество. Под эти песенки, одна за другой, девушки вынимали из блюда украшения. Если девушка вытаскивала своё украшение, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если чужое, то не сбудутся. В этом случае можно было гадать дальше. Вот некоторые образцы подблюдных песен.
Подблюдные песни к свадьбе
1. Куют кузнецы
Куют кузнецы
Золотые венцы.
Диво улиляду!
Кому спели,
Тому добро!
2. Полно те, иголочка
Полно те, иголочка,
В коробочке лежать,
Пора тебе, иголочка,
Дары припасать.
Ладо, ладу,
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Подблюдные песни к долгому девичеству
1. Сидит кисурка
Сидит кисурка
В печурке,
Ей теплёшенько,
Горячёшенько.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
2. Ай, венички-пошумельнички
Ай, венички-пошумельнички,
Еще повисят,
Еще пошумят,
Слово мое.
Кому вынется —
Правда сбудется,
Слово мое.
Подблюдные песни к богатству
1. Рылся кочеток
Рылся кочеток
На завалинке,
Вырыл кочеток
Жемчужинку.
2. Комар пищит
Комар пищит,
Каравай тащит,
Комариха верещит
Гнездо веников тащит.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава!
3. За рекой мужики живут богатые
За рекой мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!
Подблюдные песни к бедности
1. Обулся не так
Обулся не так,
Оболокся не так,
Заехал в ухаб —
Не выехать никак.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
2. Ходит рыжичек
Ходит рыжичек
По лесу,
Ищет рыжичек
Рыжее себя.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Илею, илею!
Подблюдная песня к разлуке
Висит полотенце в горенке, —
Придется ль нам с милым утираться им?
Кому поем, тому — с добром,
Кому сбудется — не минуется.
Посиделки, игрища. Посиделочные песни
В период от Рождества до Крещения устраивались посиделки — святочные вечеринки молодежи или «игрища», на которых парни и девушки плясали кадриль, лансье и польку, играли на различных музыкальных инструментах и, конечно же, исполняли специальные плясовые, любовные или игровые песни, которые называются «посиделочными». Вот некоторые из них.
Плясовая посиделочная песня
Этот припев повторяется после каждых двух стихов:
Как по лугу, лугу,
По зеленому лугу,
Ай люли, ай люли!
По зеленому лугу.
Разливалася вода,
Растилалася трава,
Растилалась трава,
Трава шелковая.
Как у молодца, молодца
Разгорелися глаза,
Разгорелися глаза,
Что девчонка хороша,
Что девчонка хороша,
Плясать по кругу пошла.
Сама пляшет, рукой машет,
Приаукивает:
«Ау, ау, пастушок,
Ау, миленький дружок,
Ты скотинушку паси, —
Ночевать ко мне ходи!»
Пастух ночку ночевал, —
Он овечку потерял,
Как другую ночевал, —
Со ярочкою.
«Кабы знала молода,
Не манила б пастушка,
А сама бы стерегла,
Про себя бы берегла.
Ай люли, ай люли!
Про себя бы берегла».
Любовная посиделочная песня
Вот как девица садочком шла,
Раскрасавица зелененьким.
На ней платьице белеется,
Полушалочек алеется.
На головушке розовый цветок,
Во правой руке немецкий веерок.
Веерочком помахивает,
Добрый молодец поглядывает:
«Ах ты верная, любезная моя!
Красота неоцененная твоя!
Уж я сколько бесед обошел,
Тебя лучше и краше не нашел.
Хоть и лучше и краше тебя есть,
В моем сердце желанной из тех нет».
В репертуаре посиделочных песен были также и песни литературного происхождения, популярные у молодежи последней трети XIX в. — «Скакал казак через долину», «Вечер поздно из лесочка», «Бывали дни веселые» и многие другие.
Песня литературного происхождения
Бывали дни веселые,
Гулял я, молодец,
Не знал тоски-кручинушки,
Как вольный удалец.
Бывало, вспашешь пашенку,
Лошадок запряжешь,
И сам тропой знакомою
В заветный дом пойдешь.
Она, моя желанная,
Красавица моя,
Глаза полуоткрытые,
Румяна и бела.
Остался в одиночестве,
Я точно опьянел,
И всю ту ночку темную
В раздумье просидел.
Блеснула мысль злодейская,
Впотьмах нашел топор,
Простился с отцом, с матерью
И вышел через двор.
Иду, а ночка темная,
Вдали ручей журчит.
И дело совершилося,
Теперь я стал злодей.
Теперь в Сибирь на каторгу
Угонят молодца
За девку черноокую,
За черта за купца.
Источник: Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997.
Источник статьи: http://blog.norma40.ru/?p=873