- День памяти святителя Василия Великого — 14 января 2020 года
- Суть празднования
- Особенности богослужения
- Жизнеописание Василия Великого
- Иконография
- Святитель Василий Великий
- Святитель Василий Великий. Жизнеописание
- Почитание святителя Василия Великого
- Тропарь, кондак и канон святителю Василию Великому
- Народные традиции в день святителя Василия Великого
- Святитель Василий Великий. Иконы
- Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого
- Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого
- Скульптурные изображения святителя Василия Великого
День памяти святителя Василия Великого — 14 января 2020 года
Святитель, родившийся в Кесарии (Каппадокия), приносил огромную пользу не только своим соплеменникам, но и народам других стран, а для христиан являлся истинным учителем и просветителем. День памяти Василия Великого торжественно отмечается 14 января каждого года. За заслуги перед Церковью Спасителя преподобный удостоился колоссальных почестей, имя его для христианства стало одним из самых значимых.
Суть празднования
Преддверие торжества Обрезания Христа называется в простонародье Васильевым вечером.
- Славяне окрестили этот день «щедрым», потому что было принято доставать из закромов самые ценные вещи и продукты. На праздник резали домашний скот, чтобы сделать стол сытным и переполненным мясом. Главным блюдом у славян являлся жареный поросенок. На столе находились холодные и горячие блюда, пироги и свежеиспечённые блинчики.
- Односельчане приходили в гости и пробовали поросенка. Каждый из них приносил пожертвования, которые отдавались на следующий день в храм или нуждающимся.
- Обязательным блюдом становилась кутья (поминальная каша). В день памяти Василия Великого это блюдо делалось чрезвычайно «богатым», в отличие от постного, которое подавали на Рождество или Крещение. В такую кутью добавляли молоко, масло, всевозможные орехи и изюм. Застолье не уступало рождественской традиции.
- После торжественного обеда существовал обычай похода к соседям. Люди просили друг у друга прощения за свершенные обиды. Они обменивались пожеланиями и поздравлениями.
- В Васильев день молодые ребята ходили свататься к девушкам. Дети забавлялись тем, что рассыпали по избам семена ярового хлеба. Хозяйки собирали эти зерна и хранили до момента посева.
- В день Великого Василия садоводы молились преподобному, чтобы он сохранил плодовые кустарники от нашествия прожорливых насекомых. Некоторые хозяева трясли деревья и причитали, как святой заступник прогонит прочь орды вредителей.
На заметку! Православные именины Василия Великого чрезвычайно напоминают рождественские коляды. 14 января также ходили по гостям и собирали различную снедь.
Особенности богослужения
Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.
- Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
- Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
- Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
- Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.
День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.
Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.
Читайте о святом:
Жизнеописание Василия Великого
Преподобный святитель обрел жизнь в 330 г. в Кесарии, городе Каппадокии. Родители Василия прославились ревностным служением христианству, они имели знатное происхождение. Дед и бабушка будущего святого испытали гонения со стороны императора Диоклетиана, а его дядюшка и двое кровных братьев служили епископами.
Василий получил лучшее образование, обучаясь в Кесарии и столице Византии, Константинополе. В Афинах молодой человек счастливым образом подружился с известным монахом Григорием Богословом, одним из Отцов Церкви.
- Вернувшись в родные места, святитель занялся светскими деяниями. Однако по научению его сестры, которую звали Макрина, Василий приобрел вкус к аскетизму, покинул город и поселился в Понте, на побережье Черного моря. В середине IV столетия преподобный вознамерился совершить продолжительное путешествие по близлежащим монастырям, а в 360 г. он сопровождал епископов из Каппадокии на константинопольский синод.
- Перед кончиной главы кесарийской церкви Василия рукоположили в пресвитеры. Святитель стал советником Евсевия, нового епископа. Однако последний не разделял строгого аскетического мировоззрения Василия на жизнь, поэтому преподобный удалился в безлюдную пустыню в надежде наладить монашеское существование.
- Святитель привлек в свой приход Григория Богослова. Вместе они дали клятву жить в абсолютном воздержании: простой дом их не имел кровли, питались они очень скудно. Святители самостоятельно занимались посадкой деревьев, возили тяжести, рыли ямы и обтесывали камни. Василий носил только срачицу (рубашку) и простую мантию. Святые усиленно изучали Писания и работали над сборником нравственности. Своим примером преподобный Василий привлек в свою обитель множество истинных христиан. Вскоре на этом месте образовались монастыри.
- В 365 г. святитель возвратился в родной город, чтобы вести борьбу против арианской ереси, которая распространилась по пришествии на трон императора Валента. Последний, узнав о противостоянии со стороны авторитетного священника, разделил Каппадокию на две части, что снизило влияние Василия.
- Валент погиб в 378 году, а святитель, подорвавший здоровье строгим аскетизмом, отошел в мир иной спустя 12 месяцев. Незадолго, перед смертью, он передал право правления Константинопольской кафедрой своему другу Григорию Богослову. Церковь установила торжественно чтить память преподобного, ушедшего в день празднования Обрезания Господня.
На заметку! За выдающиеся заслуги перед христианской церковью святитель был назван Великим. Князь Владимир возвел несколько храмов в его честь. Многие правители получали имя Василий при Крещении. Части его мощей располагаются на Афоне и в Иерусалиме.
Иконография
На подлиннике XVI столетия преподобный изображен в светлой фелони (ризе). Его правая десница совершает благословляющий жест, а в левой руке расположено Священное Писание. На подлиннике он демонстрировался фронтально и по грудь. В позднее время появились изображение в полный рост.
- На святынях XI в. Василий Великий склоняется в молении, перед его ликом находится развернутый свиток со священным текстом.
- В Византии XI столетия распространяется святыня с тремя Отцами Церкви (Великий, Богослов, а также Иоанн Златоуст).
- На одном лике преподобный изображен сидящим за пюпитром, в сторону от которого исходит «река учения».
- В московской иконописи наибольшей популярностью пользуются иллюстрации жития святого.
Первый храм, освященный в честь преподобного Василия, соорудил киевский князь Владимир. Подобные постройки были возведены в Вышгороде, Новгороде и Овруче. С XIII в. храмы стали строиться в Твери и Пскове.
Интересно! Святой учитель совершил несколько чудес при жизни. Он сумел очистить душу блудливой женщины и посмертно в образе бесплотного духа крестить своего лечащего врача.
Источник статьи: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html
Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий — один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1 января по старому стилю).
Содержание
Святитель Василий Великий. Жизнеописание
Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).
По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.
Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.
Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
Читать онлайн в оригинале
Почитание святителя Василия Великого
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:
Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.
За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.) — в Соборе трех святителей.
Тропарь, кондак и канон святителю Василию Великому
Тропарь, глас 1:
В о всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.
Кондак, глас 4:
K ви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.
Библиотека Русской веры
Канон святителю Василию Великому →
Народные традиции в день святителя Василия Великого
Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий грех. Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.
Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!». Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».
По народному обычаю богатый стол в Васильев день обеспечит хозяину достаток на весь год
Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.
Картина Александра Мицника
После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»
Святитель Василий Великий. Иконы
Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.
Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 год
Василий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея Рублева
Святитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.
В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).
Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).
Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.
Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого
Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах.
Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.
Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.
Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.
В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.
В Киеве на ул. Жертв Революции (бывш. Трехсвятительская) вплоть до 30-х гг. XX в. стояла церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ранее эта церковь называлась Васильевской. Она была построена в начале 80-х гг. XII в. князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г.: «Священа бысть церкы святого Василья, яже стоить в Киеве на Велицем дворе». После монгольского нашествия церковь лишь в XVI в. была восстановлена, а в середине XVII в. сгорела. В конце XVII в. церковь, стоявшая без сводов, вновь была восстановлена. В 1935-1936 гг. ее разобрали.
Утраченный храм Василия Великого в Киеве. Рисунок из журнала «Зодчий»
Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого
Во имя святителя Василия Великого освящен храм РПсЦ в г. Соликамске Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.
В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен храм РПсЦ в честь святителя Василия Великого. В настоящее время церковь заброшена.
В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена церковь РДЦ во имя святителя Василия Великого.
Скульптурные изображения святителя Василия Великого
Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.
Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.
Источник статьи: http://ruvera.ru/vasily_veliky