- Гусь под утюгом и песни у родника: как прошел праздник «Каз омэсе» в Старом Дрожжаном
- «Получаем до 400 тысяч прибыли за сезон»
- Праздник начинается
- «Без муллы ничего не начинаем»
- «Из пуха делаем подушку для жениха»
- Зачем «гладить» гуся?
- Татарские национальные праздники каз омэсе
- Татарские национальные праздники каз омэсе
- Татарские национальные праздники каз омэсе
Гусь под утюгом и песни у родника: как прошел праздник «Каз омэсе» в Старом Дрожжаном
Старинная традиция “Каз омэсе” – олицетворение взаимопомощи, добрых отношений между сельчанами, гостеприимности. Накануне назначенного дня хозяйка обходит помощниц, которые на следующий день придут ощипывать гусей. Работа начинается с утра. Гусей забивают, ошпаривают, ощипывают, а потом молодые девушки на коромыслах несут тушки на родник – чтобы промыть их под холодной проточной водой. Нарядно одетые молодые девушки, с песнями направляющиеся к роднику – один из самых красивых моментов традиционного народного праздника. В этот день в доме готовят ароматный бульон из гуся и огромный вкусный балиш, которыми угощают не только работниц, но и соседей и всех сельчан.
Вот так описывается праздник “Каз омэсе” в книгах по татарскому фольклору. Но сохранилась ли эта традиция сегодня? Увиденный нами праздник в селе Старое Дрожжаное превзошел все ожидания.
Чтобы попасть к самому началу работы, мы выехали из Казани в три утра. Дрожжановский район поразил нас своей благоустроенностью – никакого мусора, даже веточки или обертки от конфет не увидишь – чистота! Дома все ухоженные, красивые. Ровный ряд деревьев вдоль дороги. Солнечным утром село Старое Дрожжаное показалось сказочно красивым местом.
Еще на въезде в село нас встретила семья, которая в этот день проводила у себя “Каз омэсе”.
В хозяйстве у Резеды и Фаниса Тухватуллиных 300 гусей. Что удивительно – несмотря на такое количество птицы, везде идеальная чистота: во дворе, дома, огороде – ни единого пёрышка. Еще на входе в дом обратила внимание на обилие комнатных цветов – и как только хозяйка успевает?
В доме полно женщин. Все нарядно одетые, пришли помогать. Показали нам все этапы традиционного праздника.
«Получаем до 400 тысяч прибыли за сезон»
Тухватуллины занимаются выращиванием гусей уже десять лет. Начинали со 100 голов, в этом году вырастили 300 голов птицы. Кроме гусей, разводят кур, цыплят-бройлеров.
– Когда начинали, получали поддержку от государства?
– Да, 57 тысяч рублей давали тем, кто открывал свое дело. Вот на эти деньги купили первые сто голов гусей. С каждым годом поголовье увеличивали, в этом году довели до трех сотен.
В этом году перешли в режим самозанятости. Считаем, что это очень удобная система. И налог всего 4 процента. Можно спокойно покупать, продавать, никто не спрашивает, стоишь ты на учете, и так далее.
– Как планируете развиваться дальше?
– Хотим построить семейную ферму. Обсуждали это с руководством района. Они пошли навстречу, выделили участок под строительство фермы. Сейчас занимаемся проектом, разрешением на строительство. Хотим подать на грант по программе Агростартап, собираем документы. Ездили в Казань, прошли обучение на курсах подготовки начинающих свое дело фермеров. Очень большое желание работать.
– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет начать свое дело?
– Просто не лениться. А кто старается, прекрасно может жить в деревне. И пусть не переживают, что продать гусей не смогут. К нам даже домой приезжают, забирают. Спрос есть.
– По какой цене продаете?
– Большого хорошего гуся за 2 тысячи, до 2200 рублей. А затраты на одного гуся около 800-900 рублей. Выходит до 1200-1400 рублей чистой прибыли. До 350-400 тысяч рублей прибыли за сезон. Но и в течение года работа не останавливается – после реализации гусей берем кур, цыплят-бройлеров. Муж в свободное время занимается строительством.
– Какого возраста гусят берете?
– Обычно трёхнедельных. Выращивать не трудно. Антибиотиков не даю. Питаются травой, даю крапиву. Вожу их на реку.
– Какого веса достигают ваши гуси?
– В этом году некоторые доходили до четырех, пяти килограммов.
Праздник начинается
Перед тем, как ознакомить нас с ходом традиционного «Каз омэсе», представитель общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Гульфия Яфизова рассказала, как он проходит в селе Старое Дрожжаное.
– У каждого села свои обычаи. У нас этот праздник проходит в ноябре. Стараемся придерживаться всех особенностей нашей национальной традиции. Передаем следующему поколению.
– С чего начинается работа?
– Сперва хозяин за день до забоя отводит гусей на родник, чтобы они искупались, очистили перышки. Подстилает под них чистую солому или опилки. Затем зовет мужчин, которые будут производить забой, и женщин, которые будут ощипывать гусей. Важно заблаговременно предупредить людей, чтобы не успели договориться с другими. Те, кто забивает, заранее готовят свои ножи.
«Без муллы ничего не начинаем»
– Кого еще зовете?
– Муллу. У нас ничего без муллы не делается. Он приходит, читает молитву. В наших краях без молитвы муллы гусей не забивают.
– Как проходит забой?
– Есть такой обычай – рядом с тем, кто забивает гусей, должна стоять женщина и говорить с ним. Это делается для того, чтобы забойщик не был напряженным. Иначе напряжение переходит на птицу, мясо получается жестким. После забоя надо подождать, пока кровь стечет. Затем аккуратно вытягивают из шеи гуся трахею. Шея перевязывается веревкой, чтобы кровь не капала. Лапы кто-то отрезает, а кто-то оставляет.
Хозяйка готовит отрезы веревки. Те, что покороче – для перевязывания лап, а те, что длиннее – чтобы перевязать ноги гуся после промывания тушки в роднике.
«Из пуха делаем подушку для жениха»
– Что делают с гусиным пухом и перьями?
– У гуся есть «плохой» пух, который нельзя использовать, это пух под основанием крыла. Эту часть хозяин собирает отдельно. Этот пух нельзя заносить в дом, его потом сжигают.
Забитую птицу отдаем на ощипывание. Место для нее готовят заранее. В ощипывании гуся участвуют и взрослые, и дети. Из крупных перьев делаем «май канаты» (кулинарные кисточки – Ред.), этим занимаются дети. Из более крупных перьев делаем подушку для жениха, невесты, а самый мягкий, нежный пух идет для детских подушек. Жесткие концы крыльев используем вместо веника.
– Как потом разделывается гусь?
– Потрошение птицы доверяют только самым умелым хозяйкам. Кто-то срезает жир, кто-то промывает кишки. Помощницы делятся на группы. Потом тушки вешают на коромысла и идут на родник, промывают их свежей водой. Там, у родника, устраивают разные игры.
Тут есть очень важный момент. Молодой мужчина из дома хозяев должен идти перед девушками и разбрасывать перед ними гусиные перья. Это делается для того, чтобы в следующем году гусей было еще больше.
В этот день мы готовим три больших балиша (татарское национальное блюдо, большой пирог с мясом. – Ред.), еще варится большой гусь. Вечером гостей зовем к столу.
Вот так проходит наш праздник.
Зачем «гладить» гуся?
В Старом Дрожжаном нам удалось понаблюдать за всем процессом – от забоя птицы до похода девушек к роднику. Особенно запомнилось, как забитую птицу «утюжили» — накрывают тушку смоченной водой тряпкой и гладят горячим утюгом. От пара мешочки под перьями лопаются и ощипывать гуся становится проще.
Мы тоже сходили с девушками к роднику, послушали их пение, посмотрели народные забавы и игры. Здорово, что до наших дней сохранилась эта красивая старинная традиция, что сельчане помнят и выполняют все его обряды.
Источник статьи: http://sntat.ru/news/agriculture/25-11-2019/gus-pod-utyugom-i-pesni-u-rodnika-kak-proshel-prazdnik-kaz-omese-v-starom-drozhzhanom-5695819
Татарские национальные праздники каз омэсе
ТАТАРЫ НОВОСИБИРСКА | РМОО НСО «АЛМА» запись закреплена
Национальные праздники татар.
«Каз Омэсе» — ПРАЗДНИК ПЕРА
«Каз Омэсе» в переводе на русский «Гусиные помочи», или «Гусиное перо» — древний татарский праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей — отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
Праздник начинается с первым снегом и продолжался до тех пор, пока вся деревня не справлялась с урожаем белого пера.
Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.
На празднике девушки на выданье соревнуются меж собой в мастерстве ощипа, шуток и пения. А холостые парни кружат соколами вокруг дома, выглядывая невест, подкрадываясь к окнам и выдумывая срочные поручения, чтобы хоть на минутку побывать в самом доме.
Потом гуськом, на коромыслах женщины несут свою работу к проруби — мыть ледяной водой чищеные тушки, чтобы затем подвесить их в сарае, кого с солью и специями — на провяливание, а кого — просто на морозец. И если кто пробовал хотя бы раз татарского вяленого гуся, тот и на самом знатном пиру не откажется ни от одного кусочка этого лакомства.
ГУСЬ считается первым из птиц, прирученных людьми. Наши предки с большим желанием держали эту птицу.
— Во-первых, из мяса гуся готовили разнообразные вкусные блюда: белиши с гусятиной и картошкой, блины и оладьи, смазанные гусиным жиром, вяленого гуся и др. Летом за счет вяленого гуся не так ощущалось отсутствие другого мяса.
— Во- вторых, из гусиного пуха подушки, перину, одеяла.
— В-третьих, гусиный жир хранили как лечебное средство: для растирания лица и ушей при обморожении, при простуде принимали внутрь растопленный жир.
Источник статьи: http://vk.com/wall-151030037_479
Татарские национальные праздники каз омэсе
КАЗ ӨМӘСЕ
Татар халкының бик күңелле бәйрәмнәре, бай гореф-гадәтләре һәм йолалары бар. Мәсәлән, ел фасылларына бәйле сабантуй һәм нәүрүз бәйрәмнәре, ислам диненә бәйле корбан һәм рамазан бәйрәмнәре, йолаларга бәйле каз өмәсе һ. б. Еллар үткән саен бу бәйрәмнәр яңара, аларның формалары үзгәрә һәм эчтәлекләре тулылана бара.
Каз өмәсе ничек оештырыла һәм үткәрелә соң? Күп көч, вакыт сарыф итә торган авыр эшне ирекле рәвештә, түләүсез, бергә-бергә башкаруны өмә дип йөртәләр. Халыкта күп эшләр өмә юлы белән башкарылган. Әле хәзер дә кош-корт сую һәм йорт күтәрүне өмә җыеп эшлиләр.
Каз өмәсе һәр елны көз ахырында яисә кыш башында үткәрелә. Ул, бүтән өмәләрдән аермалы буларак, башыннан азагына кадәр кызлар өмәсе. Башка өмәләр кебек, каз өмәсен оештыру һәм уздыруның үзенә генә хас тәртибе бар. Казлары күп кешеләр, иртәгә өмә уздырасы көнне үк, каз башына бер кыз, шул ук санда канат сыдыручы кызларны чакырып чыга. Беренче чиратта өмәгә туган-тумача, күрше кызларын дәшәләр. Гадәттә, өмәгә чакыруны балаларга кушалар.
Әйтелгән көнгә кызлар өмәгә иртүк килеп җитә. Башта бер бала казны эшкәртәләр, зур канатларын йолкып, сыдыралар. Иң оста чистартылган казның бер генә шырпысы да (канат төпләре) калмый һәм бер җирдә дә тиресе ертылмый.
Казлар йолкынып, эчләре алынып, аяк-башлары чистартылып бетә. Эре канатлары сыдырыла. Өмәнең иң күңелле вакыты— чистартылган казларны, көянтә башларына элеп, кызларның су буена юарга баруы. Алар белән, сыдырылган канатларны алып, яшүсмер кызлар да бара. Алар канатларны су юлына бара торган сукмак буйлап тарата баралар. Монысы киләсе елда хуҗабикәнең казлары сукмакны тутырып йөрсен дигән теләк белән эшләнә. Кызларның кайберләре өй җыештырырга кала.
Су буеннан кайтуга, кызларны «каз коймагы» көтеп тора. Каз коймагына күршедәге ятим карчыклар да чакырылырга мөмкин.
Ашаганнан соң кызларның бер өлеше, «каз боткасы» пешерү өчен, көйледә ярма күзләргә (төеп чистартырга) китә. Кичке караңгылык төшәр алдыннан өмәдә катнашкан кызларның әниләре ашка чакырыла. Аларга каз шулпасында токмачлы аш, каз калҗасы белән бәрәңге, каз ите белән бәлеш пешерелә.
Каз өмәсенең иң кызыгы кич белән. Кызлар, матур күлмәкләрен киеп, өмә булган өйгә җыйналалар. Җор телле, тапкыр сүзле кызлар ишек төбенә баса. Алар каз канаты «сата». Егетләр өйгә һөнәрләрен күрсәтеп, канат «сатып» алганнан соң гына кертелә.
Кунак җыю, кунак сыйлау—татар халкында гомер-гомергә дәрәҗәле эш исәпләнгән. Туганнарың, күршеләрең, авылдашларың белән аралашып, ашка-суга йөрешеп яшәү тормышны тагын да ямьләндереп җибәргән. Өмәдә эшләнгән эшләр, уен-көлке хатын-кызга ел буена җитәрлек дәрт биргән. Ул көнне хатын-кызларның ни дәрәҗәдә уңган булулары ачыкланган.
Каз өмәсе
Эльмира Шәрифуллина
Источник статьи: http://aigizia.jimdofree.com/%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D3%A9%D0%BC%D3%99%D1%81%D0%B5/
Татарские национальные праздники каз омэсе
Издревле в татарских деревнях с наступлением холодов , когда на землю ложился первый снег, сельчане затевали важное дело – «Каз өмәсе» («Праздник гусиного пера») — заготовка гусиного мяса на зиму. А чтобы работа спорилась быстрее и веселее, им помогали родные, друзья, соседи, ведь как-никак щипать приходилось несколько десятков гусей. Такие праздники — не только помощь в деле, развлечение и знакомство с будущими невестками — это школа женственности, домоводства, веселых традиций, бережно хранимых с незапамятных времен.
С целью сохранения татарских народных обрядов, обычаев, ознакомления ими с подрастающим поколением 15 декабря 2017 года в 11.00 часов, в д. Карбашево МР Буздякский район Республики Башкортостан , в хозяйстве Алика и Гульнары Салимовых филиал Дома дружбы народов Республики Башкортостан татарский историко-культурный центр провел обрядовый праздник «Каз омэсе». На празднике приняли участие заместитель директора ГБУ Дом дружбы народов РБ Ильшат Хажигалеевич Сабитов, заместитель председателя Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, председатель Совета региональной национально- культурной автономии татар РБ Утяшева Римма Амировна, доцент Башкирского Государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Халиуллина Альбина Габитовна, представители общ. «Мэрхэммэт» Ильмира Фидаевна и Раиса Сунагатулловнеа Хамитовы, заместитель главы администрации по социальным вопросам и кадровой политике МР Буздякский район РБ Габдрафикова Гульфия Ринатовна, глава СП Тавларовский сельсовет МР Буздякский район Султанов Рамиль Тагирович.
Двор, где был организован праздник, красочно оформлен шарами, флажками, плакатами , национальными паласами, рушниками. На площади были развернуты выставки декоративно-прикладного искусства. Столы с национальными блюдами ломились от изобилия угощений. Хозяева зазывали гостей на горячий чай из самовара, но непременным атрибутом стола были, конечно же, пышные блины, смазанные гусиным растопленным жиром.
Гостей встретил фольклорный коллектив Тавларовского СДК с хлебом, кумысом, чак-чаком.
Перед началом мероприятия ведущая тепло поздравила всех участников с праздником. С приветственными словами выступили Г.Р.Габдрафикова, И.Х.Сабитов, Р.А.Утяшева, которые наградили почетными грамотами, благодарственными письмами , памятными подарками активных участников, организаторов и хозяев праздника. К гостям праздника обратилась заместитель главы администрации МР Буздякский район Гульфия Габдрафикова. Она отметила, что наш народ всегда умеет, как хорошо работать, так и отдыхать.
Во дворе под открытым небом разыгралось целое представление. Под звук гармони и национальных песен фольклорный коллектив Тавларовского СДК МР Буздякский район показали как раньше и сейчас проходит обряд «Каз өмәсе”. Участники художественной самодеятельности радовали зрителей своими задорными песнями и зажигательными танцами.
Наверное, самый интересный момент обряда – это коллективный поход к речке, чтобы окунуть в прохладную проточную воду тушки гусей. С традиционными песнями и прибаутками девушки в народных костюмах в сопровождении молодых людей направились на речку для совершения обряда омовения птицы. Здесь же были организованы пляски, пеклись блины, кипел самовар.
По окончании работы все участники и гости собрались за накрытым столом. Хозяйка дома приготовила всеми любимый чак-чак, блины, пироги и, конечно же большой балеш из гусиного мяса. Напевая частушки, задорные песни женщины долго не покидали гостеприимный дом Салимовых.
В завершении ведущая поблагодарила всех участников за организацию и участие в мероприятии.
Буздякцы- народ трудолюбивый, поэтому каждый двор в районе полон всякой живности. Деревенские люди считают, что содержать гусей сегодня выгодно для семейного бюджета. Главное в традиции «Каз өмәсе” не столько заготовка продовольствия, сколько общение между людьми, своего рода это связь поколений.
Где бы в в эти дни не праздновали “Каз өмәсе» , он объединяет стремление людей к общению, дружбе, радости, зажигает в душах людей стремление к труду.
Праздник оставил у гостей незабываемые впечатления. На мероприятие была приглашена республиканская телевещательная программа БСТ, районной газеты «Буздякские новости».
В мероприятии участвовали 68 человек.
На мероприятии присутствовали 132 человек.
Главный специалист Г.Р. Гаугарова
Методист Р.А. Галина
Пока никто не прокомментировал эту новость.
Источник статьи: http://nkat-rb.ru/novosti/101-tatarskiy-tradicionnyy-obryadovyy-prazdnik-kaz-mse-prazdnik-gusinogo-pera.html