Татарский праздник грачиная каша

Татарский праздник грачиная каша

Автор: Киселёва Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ детский сад № 169

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Ведущий: посмотрите, как нарядно вокруг! Мне кажется, начинается какой- то праздник!

-Ребята, какое время года на дворе? (весна)

— а почему вы так думаете? (Потому что наступил март, а март — это весенний месяц) в давние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи. В честь прилета грачей устраивали праздник – «карга боткасы. Грачиная каша». У татарского народа это стало традицией. Праздник проводили каждую весну. Когда я была ребенком, я участвовала на таком празднике. Там пели песни. Играли в разные игры, танцевали, шутили, кашу варили. В этот день с утра ходили по домам, зазывали народ и собирали угощение.

А сейчас я вам предлагаю пойти со мной на такой праздник!

У нас сегодня гость – Азалия. Она пришла из старшей группы. Во что она одета? (татарский национальный костюм)

— ребята, а давайте пойдем собирать для каши: крупу, масло, молоко, угощение на стол! (звучит татарская мелодия)

Дети подходят к дому, стучат. Выходит, хозяйка.

Хозяйка – Исамесес, балалар!

Ведущая – Исамесес, апа! Ребята. Мы с хозяйкой поздоровались. «исамесес» –это «здравствуйте». Давайте попробуем повторить. «Исамесес!»

Давайте попросим для каши яйца, крупу, масло и похвалим хозяйку за щедрость (хозяйка выносит угощение)

Хозяйка – берите. Ребята дорогие! Чем богата, тем щедра! Ничего не жалко для Грачиной каши!

Ведущая – ребята, мы знаем о хозяйке пословицу татарского народа. Кто скажет? (Хорошая хозяйка – сокровище. А плохая – наказание!)

Ведущая – За угощение – спасибо! А мы пойдем дальше.

(идут к следующему дому. Там сидит дед)

Дед – Исамесес. Балалар!

Дети – исамесес!

Дед – С чем пожаловали?

Дети – У нас сегодня праздник. Карга боткасы. По-русски – грачиная каша1

Дед – в таком случае. Давайте я вас угощу! (выносит угощение)

Дети – спасибо!

Ведущая – бабай, пойдем с нами на праздник! С вами будет веселее! Ребята, мы с вами собрались варить кашу. Где будем варить и в чем? (надо костер разжечь). Тогда возьмем дрова, котел, крупу и пойдем к реке (идут)

— давайте поставим кашу вариться! А пока каша варится. Давайте поиграем в игру «Тимирбай».

народная татарская игра «Тимирбай»

Дед – устал я, дети1

Ведущая – а ты отдохни, а дети тебе будут загадывать загадки татарские.

— осенью рождается, а весной умирает? (лед)

-пришел с неба. Ушел в землю? (дождь)

— воробышек без клюва пробивает лед? (капель)

Ведущая – Бабай. Какой ты молодец! Наши дети еще знают приметы весны. Давайте вспомним.

— Как прилетят грачи. Через месяц снег сойдет.

Если скворцы прилетели рано, это к теплым дням.

Ведущая – Ребята, вы знаете, много загадок и примет татарского народа. А татарские слова вы запомнили?

Ведущая – А знаете кто такой малай? Сейчас Матвей расскажет шуточное стихотворение татарского поэта Бари Рахмат про малая.

К нам в татарскую деревню

Из колхоза «Урожай»

Часто ходит русский дядя

Вместе с ним приходит мальчик

А по- нашему «малай»

Он два имени имеет.

Тут как хочешь, понимай.

У малая имя – коля

А другое – Николай

Хоть он сам не два малая,

А всего один малай!

Ведущая – А сейчас спляшем татарский танец «Зэлидэ»

исполняется татарский народный танец «Зэлидэ»

Ведущая – Татарский народ любит танцевать и петь. Сейчас мы исполним песню про весну.

Ведущая – мы очень любим весну. Давайте вспомним, как татарские дети зазывают солнышко.

«Сквозь оконце –солнышко!

Загляни к нам, солнышко!

Каши пшенной наварю,

Пусть пшено в амбаре,

А ложка на базаре, да там ее мой тятенька

Возьмем ту ложку в ручки!

Зима уйдет за тучки!

Кашу ложкой той хлебнешь!

Сразу лето к нам вернешь!»

Ведущая – ребята, вот и каша сварилась!

Первую порцию каши отдадим земле с пожеланием всем мира, спокойствия.

Вторую порцию – воде, чтобы вода сохранила живность на земле.

Третью – небу. Чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди.

Четвертую – грачам с благодарностью за то, что принесли весну!

Пятую – гостям! Кто гостей не любит звать, тому радости не знать!

– говорит татарский народ.

Ведущая – вот подошел наш праздник к концу.

Шумный праздник отыгрался.

Всем раздав тепло и свет!

В сердце каждого остался

Чистый. Долгий светлый след!

Список использованной литературы:

  1. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» изд. «Учитель», 2007г.
  2. Барабанова О.А. и др. Пространство детского сада: музыка, движение / Под ред. Т Лапкиной, А. Русакова, М. Ганькиной. – М.: ТЦ Сфера, СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с. (библиотека воспитателя) (4)
  3. Герасимова З. «Родной свой край люби и знай» «Дошкольное воспитание» 2001 №2
  4. Подшибякина С.Ю. «Хоровод круглый год» изд. «Учитель», 2007г.

Источник статьи: http://www.vospitatelds.ru/categories/3/articles/1500

Инсценирование татарского обряда «Грачиная каша»
план-конспект занятия (средняя группа)

Праздник «Карга боткасы» (в переводе с татарского языка на русский язык «Грачиная каша») является одним из самых популярных весенних праздников у башкир и татар.

В старые времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи, поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилета птиц устраивался праздник Карга Боткасы. Этот древний обряд проводился перед посевной: его смысл был – задобрить, накормить птиц, чтобы был хороший и богатый урожай.

Скачать:

Вложение Размер
Праздник «Карга боткасы» (в переводе с татарского языка на русский язык «Грачиная каша») является одним из самых популярных весе 34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Макуловский детский сад»

Верхнеуслонского муниципального района РТ

Инсценирование фольклорно-обрядового мероприятия

«Карга боткасы» — «Грачиная каша»

Воспитатель I квалификационной категории:

Цель: Познакомить детей с татарским национальным праздником «Ҡарға ботҡасы – Грачиная каша”

  • познакомить детей с национальным праздником татарского народа, с его историей и значением в жизни народа;
  • систематизировать и уточнять знания дошкольников о национальной культуре, русского и татарского народа;
  • обогащать познавательно — речевые способности детей;
  • популяризация истории родного края;
  • углубление и расширение знаний об этнической истории и культуре народов Татарстана, их традициях и обрядах, календарных праздниках, местном фольклоре.
  • развивать интерес к быту и культуре татарского народа;
  • развивать кругозор к татарскому фольклору;
  • развивать интерес к народу, истории возникновения праздника, к языку;
  • развивать фантазию, выразительность движений;
  • развивать и пропагандировать применение метода ролевых игр в обучении;
  • развивать любознательность, мышление, кругозор.
  • развивать познавательную активность, внимание, память; умение
  • работать в группе; развивать связную речь, умение понятно для окружающих
  • выражать свои мысли; развивать логическое мышление.
  • воспитывать толерантность;
  • воспитывать в детях любовь и уважение к народным традициям, обычаям татарского народа;
  • формировать позитивное отношение к культуре народа родного края;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие;

  • Активизация словаря: Чак – чак, губадия,галчата
  • Обогащение словаря : карга боткасы, тюбетейка.

Практические: игровое упражнение, подвижные игры, хоровод.

Словесные: беседа, художественное слово.

Материал: искусственная ель, аудиозапись музыки, карточки для логической цепочки «Как вырастить зерно», «Для чего и кого нужно солнце», оборудование для проведения опыта со снегом , ленточки, казан, каша.

Продукты питания: крупы, соль, масло, молоко, яйца, мёд.

  • беседа с детьми о празднике «Грачиная каша»;
  • изучение закличек, пословиц, скороговорок.
  • разучивание татарских игр «Түбәтәй», «Курсэт эле, ускэнем»

ТСО: Ноутбук, мультимедийный экран,

Звучит музыкальная пьеса «Праздник весны» («Грачиная каша» композитора А. Кубагушева). Дети заходят в зал, садятся в круг.

Воспитатель: Многие народы празднуют уход зимы и вступления в права весны. И это неудивительно, ведь зимняя пора – это самая суровая пора. У русского народа таким праздником является Масленица, у каждого из этих праздников свои особенности, однако, цель у них одна и та же – отпраздновать приход весны и проводить суровую зиму. Есть такой праздник и у татарского народа, а называется он Карга боткасы- Грачиная каша.

— Дети, отгадайте загадку.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Воспитатель: — Правильно грач. Сегодня я хочу познакомить вас с древним татарским праздником.

Это праздник встречи весны. В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только просыпалась природа от зимней спячки, появлялись первые ручьи и прилетали первые птицы – грачи, в их честь устраивался праздник «Грачиная каша».

-Какой был смысл этого обряда?

— Его смысл – задобрить, накормить птиц, чтобы был хороший урожай. Все старались пробовать эту кашу, потому что в народе есть поверье: кто пробует “грачиную кашу”, тот не будет болеть целый год. Э тот обычай сохранился и в наши дни.

В празднике разрешалось участвовать только женщинам, девушкам и детям. Считалось, что если допускать мужчин на праздник, то уйдет краса праздника. В этот день наряженные ребятишки, взмахивая ручками “крыльями», собирают с каждого дома обязательную «дань» – крупу, молоко, масло, сахар, яйца – и зазывают всех стихами и песнями на праздник. Сельчане приносят с собой угощения.

— Какие угощения они с собой брали? сметану, творог, сдобный хлеб, масло нескольких видов (сливочное, топленое), балеш, блины, губадию, мед, чак-чак.

Радуясь, они собирались на берегу реки или на возвышенном месте, зажигали костер в большом казане (котле) варили кашу.

После игр и веселья всех приглашали к костру и раздавали кашу.

Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая.

Вторая – воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле.

Третья небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – грачам с благодарностью за то, что принесли весну. После этого кашу раздавали всем гостям праздника.

Слышите, как кричат грачи? (Голоса птиц – грачей). Это значит, наступила весна, просыпается природа.

Давайте вспомним приметы весны

— Как прилетят грачи. Через месяц снег сойдет. (Антон)

. Если скворцы прилетели рано, это к теплым дням (Зарина)

«Если грачи сели на гнезда с прилета — будет год урожайный, а если сели на навоз (на дорогу) — год будет голодный».

Много про грачей поговорок и скороговорок . Попробуем их проговорить:

Глядят грачата на галчат. Галдят галчата на грачат.

Воспитатель: — Ребята, давайте мы тоже с вами, проведем обряд «Карга боткасы».

Дети: Прилетели к нам грачи, (Алиса)

“Кар – кар – кар”, — кричат они.

И зовут всех нас на луг.

Приходи и ты, мой друг!

2. Килегез,кил,кошкайлар, (Зухра)

Сез бит безнең дускайлар.

Көн дә кунак булыгыз.

3. Карга әйтә: кар-кар ! (Кристина)

Мичтә бәлеш бар-бар!

Өйдә кунак бар-бар!

Воспитатель: Давайте друзья, пойдем по домам и соберем угощения. Дети идут по домам. Подходят к воспитателям.

Дети : 1 ребёнок .

Эй, хозяева! (Марк)

Если дашь нам пять яиц

Твоя курочка снесет сто яиц!

Эй, хозяева! (Кристин)

Дай нам масло, дай крупу,

Не жалей еще муку.

3 ребенок: Сахар нужен, соль нужна (Данил)
Подавай, скорей, сюда!
Белый свет хоть обойди,
Хозяйки лучше не найти!

Воспитатель: Хозяева были очень щедрые, собралось много продуктов. Самое время варить “ Грачиную кашу”.

Теперь нам нужно разжечь костер и сварить кашу. Мы не можем варить кашу в зале, поэтому, отдадим крупы поварам. Они на кухне приготовят нам кашу.

Воспитатель: — Ребята, пока варится каша, давайте поиграем в игры.

1. Татарская народная игра «Тубэтэй ».

Чиккэн матур тубэтэен Менэ кемдэ тукталды.

2. Татарская народная игра « Курсэт эле, ускэнем».

1. Курсэт эле, ускэнем, ничек кошлар очалар?

Менэ шулай, менэ шулай, шулай кошлар очалар. ((показывают руками).

2.Курсэт эле, ускэнем, ничек йори аюлар?

Менэ шулай, менэ шулай, шулай йори аюлар. (показывают руками).

3. Курсэт эле, ускэнем, ничек куян сикерэ?

Менэ шулай, менэ шулай, шулай сикерэ куяннар. (показывают руками).

3. Татарская игра «Перенеси яйцо в ложке»

4.Поблагодарим землю, воду и небо и поиграем в игру:

«Земля», «Вода, «Небо».

Дети делятся на три группы и проходят за столы, на которых стоят эмблемы

«Земля», «Вода», «Небо».

  • Группа детей «Земля» составляют логическую цепочку: «Как вырастить
  • Группа детей «Вода» проводят опыт с песком.
  • Группа детей «Небо» составляют логическую цепочку: «Для чего и кого нужно солнышко»

Звучит музыка, дети выполняют задания, воспитатель проводит индивидуальную работу.

Ребята из группы «Земля» объясняют свою логическую цепочку:

«Как вырастить зерно»: зернышко сажают в землю — ростки всходят — вырастают

колосья — осенью с полей убирают урожай – получают зерно.

Ребята из группы «Вода» объясняют свою логическую цепочку:

«Опыт с песком». Два стакана с водой. В один из положить речной песок и

размешать. Что получилось? Растворился песок или нет? В другой стакан

положить ложечку сахарного песка, размешать. Что произошло? В каком из

стаканов песок растворился? Сахарного песка не видно – растворился в воде,

речной песок опустился на дно стакана – не растворился.

Ребята из группы «Небо» объясняют свою логическую цепочку:

«Для чего и кого нужно солнышко». Объяснение детьми значения солнца в жизни людей, животных и растений.

После того, как дети выполнили задания по подгруппам, воспитатель приглашает всех детей.

Воспитатель: пока мы играли, каша сварилась. Угощайтесь ребята. Остальную кашу мы возьмем на улицу и угостим птиц.

У татарского народа есть такой обычай, когда они выходили на природу, встречать весну, они по традиции обвешивали ещё голые ветки деревьев лентами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Давайте мы, тоже завяжем наши ленточки на дерево и скажем наши пожелания.

1.Чтобы на земле был мир,

никогда не было войн,

2. вовремя шли дожди,

были хорошие урожаи,

3.чтобы всегда светило солнышко,

5.чтобы не было пожаров,

не гибли деревья и звери в лесу,

6.чтобы планета цвела.

3. Заключительная часть.

— Ребята, о каком татарском празднике вы сегодня узнали?

— Что вы расскажите дома о празднике «Грачиная каша»?

Будьте здоровы, растите большими, малышей не обижайте, старших уважайте. Живите дружно, будьте счастливы!

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/27/instsenirovanie-tatarskogo-obryada-grachinaya-kasha

Читайте также:  Традиции встречи праздника крещения
Оцените статью