Технология создание сценариев праздников

Как написать сценарий
методическая разработка ( класс) на тему

Методические рекомендации по написанию сценария, основные этапы

Скачать:

Вложение Размер
kak_napisat_stsenariy.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать сценарий массового мероприятия?

Общее понятие о сценарии

СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.

1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)

2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.

3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)

1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)

2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)

3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ

ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора

ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.

Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.

Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.

Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)

Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)

Литературная обработка материала.

Основные этапы работы над сценарием:

Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.

1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).

2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы

3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)

4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи

5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)

6.Литературная обработка материалов

7.Отбор художественно-выразительных средств

8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности

Композиционное решение сценария

Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».

Сценарий начинается с

1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)

2 . завязка -момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.

ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.

3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.

Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА

Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.

Контрастность – новое ощущение

Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера

Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.

Контрапункт — развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.

Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.

Метод коллективной импровизации : — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.

Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.

Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.

Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно :

Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5

Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.

Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.

На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации

Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.

Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).

Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.

В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое

В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/18/kak-napisat-stsenariy

Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников

Елена Бойченко
Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников

Когда то, в нашем советском детстве, проблема составления и проведения утренников не поднималась совсем. Для всех детских садов страны печатались одинаковые сборники детских утренников, хрестоматии стихов, выпускались одинаковые фабричные костюмы детских и взрослых персонажей. В любом городе Советского Союза у детей был Новый год где безобразничали Лиса Алиса и Кот Базилио, 8Марта со старухой Шапокляк и выпускной с Буратино и Мальвиной.

В современном мире, в эпоху интернета, для работы с детьми есть огромное количество занятий и сценариев. На любой вкус и цвет. Но не всегда этот материал проверяется компетентными людьми, не всегда он правильно адаптирован к данному указанному возрасту.

На своем опыте не раз убеждалась, что брать за основу один взятый отдельно утренник, без корректировки под условия своего детского сада и возможности детей своей группы, это заведомо проигрышный вариант…

Очень часто, выставляя в интернете сценарии таких утренников, воспитатели и музыкальные руководители невольно соревнуются между собой в создании самого сложного, неординарного и креативного сценария. И если, воспользоваться данным материалом без изменений, утренник может и получится незабываемым, но подготовка к такому утреннику вымотает как вас, педагога, так и ваших воспитанников.

Поэтому удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

Каждый сценарий детского праздникадолжен соответствовать следующим требованиям:

1. Действие должно развиваться по нарастающей линии.Нельзя начинать утренник с очень эмоциональных номеров: под конец утренника дети потеряют интерес.

2. Обязательно все эпизоды по смыслу должны быть связаны между собой, иметь внутреннюю логику, и не пересекаться.

3. Ребенок – персонаж, должен появиться только в одном-двух эпизодах. Ни в коем случае не должен вести праздничную программу в качестве ведущего. Это утомляет самого ребенка и обижает других детей и их родителей.

4. Взрослые в роли персонажей, должны быть сюрпризом для детей. Одновременно в действии могут участвовать один или два героя, не загромождая сцену.

5. Атрибуты для утренника желательно изготовить или приобрести заранее,репетиции делать с ними: дети должны к ним привыкнуть, да и атрибуты пройдут проверку на прочность.

6. Индивидуальные стихи и номера не должны даваться одним и тем же детям, даже если ребенок очень артистичен и своим выступлением всегда украшает любой утренник. Справедливо распределяйте роли, если у ребенка незначительная роль или маленькое стихотворение, значит, в другом утреннике он будет, например, ведущим солистом в танце.

7. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.

8. Заключительная часть (финал) — это проявление активности всех участников.

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.

Проведение детских музыкальных праздников. Советы для родителей Организация детских праздников — ответственный и интересный процесс, потому что важную роль играет учет возрастных особенностей детей и.

Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания Родительское собрание – это основная форма работы с родителями.

Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.

Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников. Выполнил: учитель-дефектолог МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего.

Рекомендации по проведению НОД «Ознакомление детей с комнатными растениями» В своей группе я много внимания уделяю экологическому воспитанию дошкольников. Прививая любовь к природе, ставлю перед собой следующие задачи:.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание,.

Рекомендации по составлению рабочей программы по физическому воспитанию в ДОО. Рекомендации по составлению рабочей программы по физическому воспитанию в ДОО. Подготовила инструктор по плаванию Бутько Е. А. Примерные.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-sostavleniyu-scenariev-i-provedeniyu-detskih-prazdnikov.html

Технология создания сценария

Всё начинается с мысли. Она неотступно следует за вами днем и ночью, просится на бумагу и хочет быть высказанной. Основная главная мысль автора, та мысль, ради которой он садится за сценарий – называется авторской идеей. И только затем мы начинаем искать круг проблем, тщательно отбирая их в окружающей нас жизни, для того чтобы наиболее точно выразить нашу идею.

Зачастую нас вызывают к руководству и вменяют в обязанность написать сценарий к той или иной «дате» или к какому-нибудь юбилею, ну, например, своей организации. Так что, это – тема, идея – о чем пойдет речь. Тема –это круг жизненных событий, явлений, которые найдут своё отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать о чём-либо. Не профессиональный сценарист ограничится подбором стихотворной строки для броского названия и начнёт писать так называемый сценарий, усердно вталкивая туда весь тот литературный материал, который был под рукой лихого автора. Композиция такого сценария, обычно, строится в хронологическом порядке: в прологе – рассказ, как предприятие организовалось, в кульминационной части – выступление администрации, в финале – концертная поздравительная программа. И соединит весь сценический винегрет ведущим или двумя. Ну и что? С какой мыслью ушёл зритель из зала, что нового он открыл для себя? А ведь к этому дню он готовился, это и его праздник. Типичная ошибка некоторых практиков – они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде, но их задача состоит в другом – пробудить активное восприятие действия заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи будет подчинена развитию действия. Необходимо, чтобы в идее была выражена та мысль, которая будет созвучна с чувствами тех, кто придёт на программу и кому она посвящается. Идея должна быть выражена в глагольной форме. Ну, например: «Вы освещаете дорогу поколеньям», «Мы птиц отправляем в полёт», тема должна помочь отразить данную идею, раскрыть ее с помощью интересного сюжетного материала. Даже если мероприятие задумано как развлекательное, всё равно оно должно иметь свою цель и чётко выраженную тему, иначе оно не затрагивает зрителя и ничего не даёт его душе и мысли.

Рассмотрим несколько сформулированных идейно-тематических основ сценария: 1) Идея: «Мы птиц отправляем в полёт» — Тема «День Учителя»;

2) Идея «Я должен петь до одури, до смерти» — Тема: «Творчество В. Высоцкого».

Таким образом, зрелищный сценарий, прежде всего, должен иметь крепкий фундамент – идейно-тематическую основу. Сценарист должен знать, ради чего (идея) он взялся за перо и о чем (тема) он будет рассказывать своему будущему зрителю. А вот через что? Каким образом?

Итак, идея выстрадана, тема определена, можно ли садиться за сценарий? Однозначный ответ – нет, нельзя! Не хватает еще одного очень важного элемента в структуре сценарной драматургии: единого художественного образа (сценарно-режиссерский ход), через который и будет раскрыта тема и доведена до зрителя идея будущего мероприятия. Прежде чем приступать к разработке сценария, попробуйте найти единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который удержит интерес зрителей до конца мероприятия. В этом поможет развитие ассоциативного мышления. Кстати, мыслить ассоциативными образами, всегда, было профессиональной специфической чертой людей, принадлежащих искусству. Например, мы определили для себя тему: «День рождения города». А далее начинаем ассоциировать эту тему с какими-либо образами, возникающими в нашем сознании:

Мой город – дворик моего дома;

Мой город – моя школа;

Мой город – золоченые купола церкви;

Мой город – лица людей: веселые и грустные, молодые и не очень и т.д.

Теперь нам остается только выбрать тот образ, который наиболее ярко способен раскрыть тему и соответствует нашим сценическим возможностям. Но при этом необходимо помнить, что сценарно-режиссерский ход должен быть выражен в трех видах:

Все три вида должны быть следствием одного смыслового хода сценарного построения темы. Например, если мы готовим какую-либо игровую фольклорную программу, можно использовать довольно традиционный, но выразительный сценарный ход – ярмарка. И тогда всё представление должно быть простроено в стиле ярмарочного балагана, где декоративно-образным ходом может быть ярмарочная карусель, раскручивающаяся в определенные смысловые моменты и приводящая нас к новому действию; музыкально-образным – конечно, постоянно звучащая русская народная музыка, а образно-игровым – скоморохи и ярмарочные зазывалы, которые будут соединять все действия. Т.о. сценарно-режиссерский ход – это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий и цементирует действие в его логическом развитии.

Итак, мы определили идейно-тематическую основу, нашли сценарно-режиссерский ход, что же дальше? А дальше – очень интересный этап работы над сценарием – его композиционное построение.

Композиция – это способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Существуют определенные закономерности в построении сценария. Все начинается с экспозиции (пролог), которая служит вводом в действие, является своеобразным коротким рассказом о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Например, экспозицией программы «Любимая Россия», посвященной патриотической тематике, может быть выступление хореографического коллектива с народным танцем, демонстрация народного стилизованного костюма, видеосюжет с изображением бескрайних просторов Родины, стихи или песня и др. Подобное действо уже готовит зрителей к дальнейшему восприятию мероприятия, фиксирует внимание зрителей на будущей теме, вводит их в атмосферу и делает своими союзниками.

Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в завязку. Завязка действия –это событие, с которого начинается основной конфликт, благодаря завязке все дальнейшие события получают возможность развития. Далее следует блок основного действия – т.е. изображение событий в котором решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных эпизодов. Цепь эпизодов объединяется в сценарии в стройную композицию сценарным ходом. Развитие действия подчиняется методическим требованиям:

— строгая логичность построения и развития темы

— законченность каждого эпизода

— органическая связь эпизодов

— нарастание действия в его движении к кульминации

Очень важным элементом сценарной композиции является кульминация – это высшая точка развивающегося действия, которое является основным этапом в построении сценарии. В обряде кульминацией является ритуальная часть, ради которой и вершится сам обряд ( провозглашение мужем и женой, дается имя новорожденному и т.д.); в тематическом вечере кульминацией является эпизод с реальным героем; в празднике – театрализованное зрелище, которое раскроет его сущность.

И, наконец, — развязка, т.е. способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Отсутствие развязки рождает ощущение незавершенности действия.

Таковы важнейшие элементы построения любого драматического произведения. Т.о. экспозиция организуется в прологе сценарного действия и основное назначение пролога в том, чтобы вывести зрителя на тему представления, создать необходимую атмосферу для наиболее полного раскрытия этой темы. Завязка должна быть в первом эпизоде сценария, это основное событие, с которого начинается развитие конфликтной ситуации. Кульминация находится в центральном эпизоде основного действия. Развязка должна находиться в последнем эпизоде, где всё заканчивается, конфликт исчерпан, главная идея, ради которой всё и происходило. Эпизодов в основной части сценария может быть от двух до пяти – более пяти уже не воспринимается зрителем, менее двух – не раскроют тему. В крупных зрелищных формах эпизоды формируются в отдельные блоки (игровые программы, спортивные состязания и др.), каждый блок несет свою тему, которая работает на общую тему представления.

Итак, идейно-тематическая основа, сценарно-режиссерский ход, композиционное построение будущего мероприятия – это не только элементы структуры зрелищного сценария, но и основные этапы работы над ним. Далее уже следует подбор литературного, документального и художественного материала.

Формируется сценарный материал, в основном, методом художественного монтажа. Построение целостной картины из отдельных кусков, элементов, прием, при котором можно отбрасывать все лишнее, оставляя только самое главное, существенное и значительное. Именно в компоновке, в отборе, в монтаже отдельных документов, фактов, номеров музыки, пластики и проявляется мастерство сценариста. Материал, который объединяется в сценарии, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее. Существуют следующие приемы художественного монтажа:

Контрастность – это сближение противоположных по смыслу элементов. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера. Здесь важно, чтобы зритель видел как бы все время два факта, два явления, два действия. И тогда достигается острая выразительность, идейная направленность.

Параллелизм – параллельно могут развиваться две линии, два сюжета, две судьбы.

Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках: на сценической площадке и на экране, или в разных частях зрительного зала.

Лейтмотив – напоминание, подчеркивание основной мысли сценария.

Последовательность – формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно обусловлено, в логически поступательном развитию

Как правило, практически все сценарии зрелищных представлений написаны методом монтажа различных литературных и художественных жанров, в этом и заключается специфика сценарной драматургии. Но существуют и авторские сценарии, в которых все, от первого до последнего слова, принадлежит автору, в том числе стихотворные и песенные тексты.

Ну, что ж, сценарий написан? Тогда следующий этап – его воплощение. Но это уже другая история. Удачи вам, начинающие сценаристы!

Источник статьи: http://lektsii.org/13-7565.html

Читайте также:  Праздник финляндия 2021 год
Оцените статью