Проект «Народные праздники»
проект по теме
Разработка педагогической технологии «проектная деятельность». Составлен долгосрочный проект «Народные праздники», задачи, этапы проекта, план мероприятия на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_prazdniki.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
г. Неи и Нейского района».
ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
воспитатель Наталия Николаевна Харламова
воспитатель Марина Леонидовна Малинова.
Проект «Народные праздники».
В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.
В настоящее время в нашем центре реализовывается долгосрочный проект « Народные праздники». Выбрали этот проект, потому что идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на этот момент самой злободневной, так как выяснилось, что знаний у детей по этой теме мало или нет совсем.
Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны.
Проектная деятельность — это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники).
Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети разного возраста, с разными способностями.
Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых.
Народные (фольклорные) праздники — это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.).
Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления.
Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность,
приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.
Срок реализации проекта 3 года.
Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.
— Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям России;
— раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа;
— формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
— развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;
— воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;
— воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
1Подготовительный ( погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).
2.Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам).
3.Оценочный (представление и защита проекта).
Предварительная организационная работа педагогов.
Разработка сценариев мероприятий.
Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.
Составление примерного перечня работ для детского творчества.
Оформление итогов проектов.
1 год : праздник «Пасха».
Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».
2 год: праздник «Рождество. Святки»
Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».
3 год : Праздник «Березкины именины».
Фольклорный праздник « Дожинки».
Кадровый персонал: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
1. Формирование эмоционально — осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.
2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.
3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.
4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/06/24/proekt-narodnye-prazdniki
Такие разные праздники
план-конспект урока по окружающему миру
Конспект — Такие разные праздники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_takie_raznye_prazdniki.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Такие разные праздники»
Цель: формирование у учащихся представления о различиях особенностях праздников в России.
Планируемые универсальные учебные действия (УУД):
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, доска, мел.
Ресурсы: презентация, А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть. М.: Просвещение, 2014,
I. Организационный момент.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
II. Актуализация знаний
— – Ребята сегодня мы продолжаем наш разговор о России.
— Назовите государственные символы России? ( Герб, флаг, гимн.)
— В каком порядке расположены цвета на флаге России? (Белый, синий, красный.)
— Что вы можете рассказать о гербе РФ?
(Русское слово герб произошло от немецкого слова, которое в переводе означает наследство. Орёл-символ власти, могущества, мудрости. 2, Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Союз республик, краёв, областей, из которых состоит РФ. Скипетр и державу,- что говорит о сильной власти и единстве государства. На красном щите – всадник, поражающий копьём дракона, готовность народа встать на защиту родной земли. Всадник вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. )
— Кто написал музыку и слова гимна РФ?
(Традиция исполнять гимны пришла к нам из Древней Греции. Музыка Александра Васильевича Александрова, слова – Сергея Владимировича Михалкова.)
— Но для начала проверим как вы слушали меня на прошлом уроке.
-Ребята, а вы любите праздники? (ответы детей)
-Да, все мы любим праздники. Мы радуемся семейным праздникам: дням рождения, свадьбам, встречам друзей. Свои профессиональные праздники отмечают врачи, строители, работники печати и люди многих других профессий. А как прекрасны народные праздники!
В нашем календаре есть особые дни. Это праздники, а также памятные дни России. В эти дни мы отмечаем знаменательные события в истории страны, чествуем наше государство, его исторические традиции, символы.
День России – 12 июня (Слайд)
Это праздник всего многонационального народа нашей страны, всех, кто оберегает нашу землю и старается приумножить ее богатства.
День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа (Слайд)
20 августа 1994 года президентом России Борисом Ельциным подписан указ «О Дне Государственного флага Российской Федерации», который установил отмечать день флага 22 августа, в честь восстановления исторического флага России во время августовских событий 1991 года.
День народного единства – 4 ноября (Слайд)
Этот день напоминает нам о событиях 1612 года, когда народ, объединившись, защитил Родину. Кузьма Минин князь Дмитрий Пожарский
День Конституции – 12 декабря (Слайд)
В этот день в 1993 году была принята Конституция России. Конституция – это правовой фундамент государства, та основа, на которой держится законодательная и исполнительная власть. Конституция определяет направление развития государства и определяет права и обязанности каждого гражданина страны.
23 февраля – День защитника Отечества (Слайд)
Мы вспоминаем героев, отдавших свои жизни за нашу Родину, и обращаемся со словами благодарности к тем, кто сегодня охраняет мир на нашей Земле.
9 мая –День победы. 1941- 1945 . В этот знаменательный день в Москве на Красной площади проходит военный парад. (видео). Школьники встречаются с ветеранами. А вечером небо над Москвой и другими городами страны озаряют огни праздничного салюта.
31 декабря – Новый год (Слайд)
Обычай встречать Новый год возник давным – давно. Древние славяне праздновали Новый год 1 марта. Новый год знаменовал первые тёплые дни и начало полевых работ. Позднее русские люди отмечали Новый год 1 сентября. Вот как это происходило в Москве: ровно в полночь палили из пушки на стене Московского Кремля, следом подвал свой голос самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, ему отвечали колокола всех московских церквей.
В России встречать Новый год 1 января стали при Петре Первом. Впервые это произошло в Москве 1 января 1700 года. Царь Пётр, любивший шумные забавы, повелел всем радоваться и веселиться . Праздничные огни, колокольный звон, пушечная пальба надолго запомнились москвичам. С тех же времен в России появился обычай украшать елку. Пришел он из Германии.
7 января – Рождество христово (Слайд)
Особый христианский праздник. Он установлен в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии.
8 марта – Международный женский день (Слайд)
8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.
Много добрых, ласковых слов слышат в этот день бабушки, мамы, сестры, учительницы. Мальчики поздравляют своих одноклассниц.
1 мая – День весны и труда (Слайд)
В России его отмечают свыше ста лет. А праздник начался с маёвок – на них собирались рабочие, выступавшие против существующих тогда в России порядков.
— В праздничные дни по традиции собираются вместе все поколения одной семьи. Много праздничных дней есть в нашем календаре. Одни из праздников пришли из далёкой старины, другие появились совсем недавно. Но все они для нас дороги.
Вывод: Особое место в нашем календаре занимают праздники и памятные дни России. Самые важные установлены в честь знаменательных событий и воинских побед, которые сыграли решающую роль в Истории России
-Задание на стр. 179 № 1
(Парламентом страны является Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы (принимает законы, Совет Федерации одобряет или отклоняет их, если одобрил, то отправляют на рассмотрение президенту, закон вступает в силу только после того, как его подписывает Президент.)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/08/20/takie-raznye-prazdniki
Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Праздники России»
Татьяна Юрина
Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Праздники России»
Паспорт игры «Праздники России»
Название игры, автор «Праздники России»
Название файла Urina_TI_2
Возрастная категория Дети старшего дошкольного возраста
Цели и задачи игры
Цель: расширять знания детей о праздниках России
1. Закреплять и систематизировать знания детей о праздниках России: государственные праздники, народные праздники, семейные праздники.
2. Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа,
3. Обогащать словарь детей.
4. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
До 10 детей при использовании игры на большом экране, 1 ребёнок – на персональном компьютере.
Интерактивная дидактическая игра
В презентации есть «Содержание» (слайд 2, 3) где прописаны номера всех слайдов.
Переход от «Содержания» к каждому слайду при нажатии на текст.
Возврат с каждого слайда на слайд «Содержание» при нажатии на звёздочку.
Переход между страницами по щелчку на свободное от картинок поле.
Слайд 4 «Праздники России»
Задача: закреплять знания детей о праздниках России
Ход игры.
Воспитатель проводит с детьми беседу о праздниках России.
Спрашивает у детей:
-Что такое праздник?
-Какие бывают праздники?
Рассказывает, что праздники — это особые даты в нашей жизни, когда люди чтят друг друга, своих родных и близких, вспоминают какие-либо особые дни, в которые случились памятные события. Объясняет, что праздники бывают:
Государственные – отмечаются всей страной, это официально установленные выходные дни, они напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего.
Народные – созданы нарордом, они пришли из глубины веков.
Семейные – отмечаются в каждой семье.
Воспитатель даёт каждому празднику краткую характеристику (подробно информация о каждом празднике представлена в приложении)
Рассказ сопровождается просмотром слайдов:
Слайд 5 – 12 «Государственные праздники»
Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, День России, День народного единства.
Слайд 13 – 16 «Народные праздники»
Пасха, Масленица, Ивана Купала, День Знаний.
Слайд 17 «Назови в какое время года праздник (зима – лето)»
Задача: закреплять знания детей о праздниках, которые отмечаются зимой и летом.
Воспитатель предлагает детям — назвать праздники, которые изображены на картинках на слайде, определить в какое время года они отмечаются. Дети рассматривают картинки, называют празднки (День защитника Отечества, Масленица, Новый год, Рождество, Ивана купала, День России) и проверяют. По щелчку на картинку с изображением зимнего праздника она перемещается к картинке, на которой изображена снежинка. Картинка, на которой изображён летний праздник, перемещается к картинке, на которой изображено солнышко.
Слайд 18. «Назови, в какое время года праздник (весна – осень)»
Задача: закреплять знания детей о праздниках, которые отмечаются весной и осенью
Воспитатель предлагает детям — назвать праздники, которые изображены на картинках на слайде, определить в какое время года они отмечаются. Дети рассматривают картинки, называют празднки (Международный женский день, Пасха, День весны и труда, День Победы, День народного едиства, День знаний) и проверяют. По щелчку на картинку с изображением весеннего праздника она перемещается к картинке, на которой изображено дерево весной. Картинка, на которой изображён осенний праздник, перемещается к картинке, на которой изображено осеннее дерево.
Слайд 19. «Собери картинку»
Задача: собрать картинку из частей и назвать праздник
Воспитатель предлагает собрать картинку из частей и назвать праздник. Дети собирают, перемещая части картинки, и называют праздник Международный женский день.
Слайд 20. «Собери картинку»
Задача: собрать картинку из частей и назвать праздник
Воспитатель предлагает собрать картинку из частей и назвать праздник. Дети собирают, перемещая части картинки, и называют праздник Масленица.
Слайд 21. «Подбери картинку-символ праздника»
Задача: закреплять знания о праздниках России
Воспитатель просит детей назвать, какие праздники они видят на картинках расположенных с левой стороны слайда.Дети рассматривают и называют: День защитника Отечества, День знаний, День народного единства. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с правой стороны слайда и сказать, что на них изображено. Дети рассматривают и называют (учительница, памятник, разные виды войск, оъясняют, к какой картинке подходит символ. Проверяют — при нажатии на картинку с изображением символа он передвигается к нужной картинке с левой стороны слайда.
Слайд 22. «Подбери картинку-символ праздника»
Задача: закреплять знания о праздниках России
Воспитатель просит детей назвать, какие праздники они видят на картинках расположенных с левой стороны слайда.Дети рассматривают и называют: Меджународный женский день, Новый год, День Победы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с правой стороны слайда и сказать, что на них изображено. Дети рассматривают и называют (Дед Мороз и Снегурочка, дети поздравляют маму, орден победы, оъясняют, к какой картинке подходит символ. Проверяют — при нажатии на картинку с изображением символа он передвигается к нужной картинке с левой стороны слайда.
Слайд 23. Физминутка
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы -высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)
Слайд 24. «Отгадай загадку»
Задача: продолжать учить детей отгадывать загадки
На слайде представлен текст загадки. Воспитатель загадывает загадки
1. Дед Мороз принес подарки,
Их под ёлочку кладёт.
Наступил весёлый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год)
Дети отгадывают загадку, на слайде по первому щелчку появляется картинка, на которой изображен Новый год, по второму щелчку снежинки.
Слайд 25. «Отгадай загадку»
Задача: продолжать учить детей отгпадывать загадки
На слайде представлен текст загадки. Воспитатель загадывает загадки
Идёт парад, гремит салют,
Звучат оркестры там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы)
Дети отгадывают загадку, на слайде по первому щелчку появляется картинка, на которой дети поздравляют ветерана, по второму щелчку салют.
Слайд 26. «Отгадай загадку»
Задача: продолжать учить детей отгпадывать загадки
На слайде представлен текст загадки. Воспитатель загадывает загадки
Музыка, флаги, шары и цветы,
Сколько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник… (Весны и труда)
Дети отгадывают загадку, на слайде по первому щелчку появляется картинка, на которой семья сажает деревья, по второму щелчку голуби.
Слайд 27. «Подбери к празднику дату (цифру)»
Задача: закреплять знания детей о праздничных датах
С левой стороны слайда расположены картинки с изображением праздников: День Победы, День Знаний, День России. С левой стороны слайда прямоугольники с закрытыми картинками. Дети рассматривают картинки с изображением праздников, называют их, вспоминают даты этих праздников, проверяют. По первому щелчку открывается картинка на прямоугольнике и появляется цифра. По второму щелчку картинка с изображением праздника передвигается к открытой дате.
Слайд 28. «Подбери к празднику дату (цифру)»
Задача: закреплять знания детей о праздничных датах
С левой стороны слайда расположены картинки с изображением праздников: День защитника Отечества, День весны и труда, День народного единства.С левой стороны слайда картинки с изображением цифр: 1, 4, 23. Дети рассматривают картинки с изображением праздников, называют их, вспоминают даты этих праздников, проверяют. По щелчку на картинку с цифрой она перемещается к картинке с изображением праздника.
Дидактическая игра может проводиться в несколько этапов.
Можно сочетать интерактивную игру с настольным дидактическим материалом. Интерактивная игра может использоваться для контроля и совершенствования знаний детей, а также для проверки правильности выполнения задания.
1. Пособие «Праздники России». Издательство «ТЦ Сфера».
2. Картинки,загадки: интернет ресурсы.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-didakticheskaja-igra-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-prazdniki-rosi.html