Семейные праздники.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок по «Основам светской этики»
Цель урока: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении семейных ценностей через изучение семейных праздников
Задачи: -развивать представления школьников о значении семьи и семейных праздников для достойной жизни личности, семьи, общества
-показать учащимся ценности семьи, семейных традиций, праздников
-развивать способность к общению на основе взаимного уважения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse_na_temu_semeynye_prazdniki_12_0.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по «Основам светской этики» от 12.04.2013г.
Тема : Семейные праздники.
Цель урока: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении семейных ценностей через изучение семейных праздников
Задачи: -развивать представления школьников о значении семьи и семейных праздников для достойной жизни личности, семьи, общества
-показать учащимся ценности семьи, семейных традиций, праздников
-развивать способность к общению на основе взаимного уважения
1. Организационный момент.
Берём день и хорошо очищаем его от зависти , ненависти ,
огорчений , жадности , упрямства , эгоизма , равнодушия .
Добавляем три полные ( с верхом ) ложки оптимизма ,
большую горсть веры , ложечку терпения ,
несколько зёрен терпимости , и , наконец ,
щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем !
Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ !
Теперь , когда блюдо готово ,
украшаем его лепестками цветов доброты и внимания .
Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов
и сердечных улыбок , согревающих сердце и душу .
Удачного ДНЯ !! (это всё наизусть)
Сегодня у нас очень важный урок по »Основам светской этики», т.к. этот урок есть и в «ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»
2. Введение в тему.
Послушайте меня очень внимательно (чтение сказки) МУЗЫКА
Я расскажу вам одну сказку. Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный?
Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» — спросила Луна.
«Да, — ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»
«А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
О чём мы будем говорить на уроке?
3.Изучение нового материала.
а) СЕМЬЯ ( запишем в тетрадь число и тему)
— Ваши ассоциации с этим словом? ( Запишите в столбик, зачитайте и допишите, что вам понравилось у товарища).
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя.
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семь (читает Диана )
Давайте найдём слово «СЕМЬЯ» в СЛОВАРЕ Словарь С.И.Ожегова
4.Проверка дом. задания.
« ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СЕМЬИ » (т.е. домашние законы, по которым живёт ваша семья) (Защищают проект)
В Ы В О Д : Что такое семья? (-это группа близких родственников, живущих вместе,
-это сплоченные, дружные, общие чувства, интересы)
Но семьи все разные и отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, традициями, атмосферой). Любой человек счастлив тем, что у него своя семья, свой дом)
Сегодня на урок вы принесли СЕМЕЙНЫЕ ФОТО, ПАМЯТНЫЕ ВЕЩИ, которые передаются по наследству . (показывают, рассказывают)
В главном документе нашей страны «КОНСТИТУЦИИ» ст.38 сказано: »Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.» (КОНСТИТУЦИЯ)
Вы все любите отдыхать с семьёй. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
— Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
— У кого есть сестра или сестрёнка помашите над головой руками.
-Кто помогает дома близким, встаньте, потопайте.
-У кого в семье живут домашние животные, попрыгайте.
— Кто очень любит свою семью, встаньте и прокричите: »ЛЮБЛЮ».
б) А сейчас возьмите календари и внимательно рассмотрите.
-Что вы увидели не с математической точки зрения? (ответы детей)
Праздники. ( запишите в тетрадь, где тема )
— Что сразу представляете? Ассоциации с этим словом ( ПЕРЕДАЧА ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ )
6. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (С.58 1,2,3 АБЗАЦЫ — чтение)
Есть много праздников на свете . Их любят и взрослые,и дети. Праздники делают жизнь семьи яркой.
— В календаре какие праздники?
— ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ СХЕМУ ПРАЗДНИКОВ ,
Семейные праздники народные
Религиозные государственные личные
( ПРАЗДНИКИ РАСПРЕДЕЛИТЬ ) Международный день семьи отмечается с 15мая 1993г., а День семьи в России с 8 июля 2008г. (на стене составляется схема)
Замечательная книга Л. И. Шитиковой и К.А.Михайловой «Праздники и памятные даты» (НРК)
7. Закрепление изученного материала
ШАПКА ВОПРОСОВ ( вопросы ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ )
-ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК?
— Любимые ваши праздники?
-А для чего нужны семейные праздники?
8. Как отмечаются семейные праздники у вас? Вы написали в своих сочинениях и нарисовали .(оформлены стенды)
— А у нас есть в классе семья? А есть традиции? ( ОДНА ИЗ НИХ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ,НОВЫЙ ГОД, ДЕНЬ ПОБЕДЫ)
— И что должно быть на нём, чтобы праздник ничем не омрачился?
Правила этикета учат нас, как правильно выбирать, дарить и получать подарки, как вести себя в гостях, как сделать его интересным, запоминающимся.
( ПОДАРОК – дарим птицу счастья гостям)
9. ДОМ. ЗАДАНИЕ. (С 58-59, отвечать на вопросы)
10.РЕФЛЕКСИЯ. ( ТВОЁ СОСТОЯНИЕ НА УРОКЕ )
Я сегодня узнал
У меня получилось!
Р аботал с удовольствием!
О чень понравилось!
К азалось сложным!
Составим синквейн на тему: «ПРАЗДНИК ».
2. РАДОСТНЫЙ, СЕМЕЙНЫЙ.
3. ВЕСЕЛИМСЯ, РАДУЕМСЯ, ОТМЕЧАЕМ.
4. МЫ РАДУЕМСЯ СЕМЕЙНЫМ ПРАЗДНИКАМ.
4.ПРАЗДНИК ПРАЗДНУЕТ ВЕСЬ НАРОД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семейного праздника. Данный сценарий содержит инсценировку по теме «Воспитание в семье», стихи, песни и музыкальное сопровождение.
Семейный праздник в 3 классе. Цель: сплочение коллектива детей и родителей.Задачи: воспитание у ребят чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; развитие семейн.
знакомство с православными праздниками (Рождество).
Сценарий праздика можно использовать на внеклассных мероприятиях,классных часах,на уроках ОРКСЭ.
«Праздник Рождества — семейный праздник».Цель. познакомить с историей возникновения праздника Рождества ;Задачи: расширить духовный мир детей; создать атмосферу праздника Рождества Христова.
На родительском собрании были отмечены некоторые ребята нашего класса, которые за обедом с аппетитом кушали хлеб, брали по несколько кусочков с собой, а остатки скармливали птицам. Тогда решили.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/11/semeynye-prazdniki
Конспект урока для 4 класса «Семейные праздники»
Диана Топоева
Конспект урока для 4 класса «Семейные праздники»
Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений школы и семьи. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители признаны первыми педагогами своего ребенка. Это один из важнейших шагов на пути осмысления и повышения роли семьи как социально-образовательного института. Не секрет, что ребенок, особенно младший школьник, с присущим ему любопытством поглощает все, что предлагают ему средства массовой информации, порой негативное и опасное, поскольку сам он еще недостаточно хорошо разбирается во всех тонкостях, сложностях и проблемах жизни.
Поскольку одной из важнейших проблем современного образования является его гуманизация, то особое значение приобретает создание условий для свободного развития ребенка. Сфера искусства в педагогике рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности. По утверждению ученых и психологов, исследующих проблемы образования, раскрытию внутренних качеств личности ребенка, самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств, что и нашло свое отражение в построении урока семейных праздников.
Тема семейных праздников остается очень актуальной в наше время. К сожалению, немногие родители могут сделать такой праздник ярким, запоминающимся, который не только украшает жизнь, но и делает людей добрее, общительнее и приветливее.
Урок «Семейные праздники»основан на следующих педагогических принципах:
принцип гуманистической направленности;
принцип непрерывности и вариативности.
Модуль: Основы светской этики.
Тема урока: Семейные праздники.
Количество часов: 1
Класс: 4
Методы, технологии, используемые в уроке: метод моральных дилемм и дискуссий, эвристические методы, исследовательский метод, проектирование; технология уровневой дифференциации, технология критического мышления, создание проблемной ситуации через введение игровой ситуации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация); коллективная, групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальная.
1. Цифровой образовательный ресурс «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
2. Мультимедийная презентация к уроку;
3. Таблица «Отношения в семье;
4. Перфокарты для учащихся;
5. Иллюстрации праздников к уроку;
6. Заготовки с рифмами для индивидуальной работы;
Создание информационного продукта (любительские мини-спектакли, театрализованные игры) с демонстрацией промежуточного результата (работа группами, анализ их деятельности, оценка, прогнозирование и проектирование дальнейшей совместной работы по совершенствованию мастерства, а также предоставление возможности для каждого участника (педагога, родителя, ребенка) в изменении своей роли и позиции в предполагаемой деятельности, повышение читательской культуры детей и взрослых, самостоятельная организация домашних праздников родителями. Праздник проводится в выходной день, что позволяет взрослым больше времени уделять общению с детьми.
Конспект урока.
Цель урока:
Сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями.
Задачи урока:
— закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках;
— формирование навыков групповой работы;
— умения доказывать свое мнение, выступать с защитой презентации перед аудиторией;
— воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам;
— развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия урока: семья, праздники, ритуал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Что объединяет эти фотографии? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О семейных праздниках).
Учитель: Сегодня мы будем говорить о семье, семейных традициях и праздниках. Вы становитесь, год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свои семьи.
— А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Предполагаемые ответы детей:
«Семья – это любимые люди, на кого можно положиться».
«Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую
минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе всё».
«Семья – это родственники, это опора и друзья, где понимают друг друга».
«Семья – это родные, любимые люди, которые помогут в беде и горе, несмотря ни на что помогут и успокоят».
«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».
«Семья – это моя крепость, защита и опора».
Учитель: Послушайте,как об этом говорится в энциклопедии Кирилла и Мефодия:
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…
Учитель: Зачем человеку семья?
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
Учитель: Что важно для семьи? (на доске)
Учитель: У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.Читают дети:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
3. Работа над пословицами.
Учитель: Еще в старину о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился». И мы сегодня обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Соберите пословицы и объясните их смысл.
Индивидуальная работа учащихся, проверка.
Семья —печка: коли в семье лад.
В семье любовь да совет, как холодно, все к ней собираются.
Не надобен и клад, и сердце на месте.
Когда семья вместе, когда над ней крыша одна.
Семья сильна, так и нужды нет.
Семья — печка: как холодно все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
4. Беседа с учащимися.
Учитель: Хорошие отношения в семье всегда радуют. Как приятно собраться всем родственникам на семейный праздник с вкусными угощениями, смехом, шутками, весельем. Ведь ничто так не приносит радость всей семье, как настоящий семейный праздник!
История возникновения праздника своими корнями уходит в далёкое, далёкое прошлое.
Хотите её узнать? Откройте учебник (ученик читает вслух)
Учитель: А что же такое праздник?
5. Составление СИНКВЕЙНа и ответим на этот вопрос.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
ПРАЗДНИК
ОБЪЕДИНЯЕТ ЗАВОРАЖИВАЕТ ВОСХИЩАЕТ
ПРАЗДНИК — ЭТО РАДОСТЬ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ
УЛЫБКИ ШАРЫ ПОДАРКИ СЮРПРИЗЫ
• встречи и общение взрослых и детей;
• проведение игр, развлечений;
• торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети;
6. Рассказы учащихся о своих семейных праздниках.
Учитель: Итак, праздник в семье.
Какие праздники стали традицией в вашей семье?
(Выступления детей, презентации, демонстрация видеороликов семейных праздников).
Учитель: Очень интересные, веселые праздничные события из истории своих семей рассказали ребята. Благодаря чему мы смогли познакомиться сейчас со всеми членами семей?
Да, мы увидели семейные фотографии, видеоролики. Фотографии, большие и маленькие, старые и совсем новые, потертые и глянцевые. Они — история, история семьи, история рода. Пока живут в нашем доме снимки, пока на нас смотрят с фотографий ваши предки, они живут в воспоминаниях наших родственников, родителей.
7. Работа с текстом учебника.
Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздники – это историческая память человечества.
Какие бывают праздники? Прочитайте. (Самостоятельное чтение)
8. Задание «Распределите эти праздники на группы»
Государственные праздники отмечаются официально, торжественно, и по – домашнему тепло. И только семейные праздники сочетают в себе и то и другое.
9. Творческая работа (работа в парах)
Можно ли наш класс назвать семьёй? Какие праздники вам запомнились?
Какие отношения присущи нашему коллективу?
Учитель: Законы, по которым живёт семья, совпадают с законами нашего класса, жителей страны – это общечеловеческие законы.
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и показать свое взаимодействие, взаимовыручку, взаимопонимание, взаимопомощь, проявить смекалку и сочинить стихи о своих любимых праздниках.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-semeinye-prazdniki.html