Темы праздников по естествознанию

Методические материалы для проведения недели естествознания в школе
методическая разработка по естествознанию по теме

В методическом материале собраны разработки мероприятий в рамках недели естествознания (план проведения,виторина и презентация к заключительному мероприятию)

Скачать:

Вложение Размер
materialy_k_nedele_estestvoznaniya.rar 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

1 день Открытие недели. Викторина «Живая планета»

2 день Фотоконкурс «Райские уголки нашей местности»

3 день Конкурс «География у меня на столе».

4 день Экологический конкурс «Крик души»

5 день Игра «Робинзонада»

Подведение итогов недели. Награждение победителей и

самых активных участников проведенных мероприятий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения недели математики.

Материалы посвящены роли культуры в воспитании человека.

Материалы к проведению Недели истории в школе.

Сценарии открытия и закрытия Недели, анализ Недели.

Сценарии конкурсов,игр и викторин.

Методические материалы по проведению спортивных мероприятий в школе. Кроссфит.

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/04/16/metodicheskie-materialy-dlya-provedeniya-nedeli

Неделя естествознания

Дополнением к изучению таких предметов, как биология, химия, физика и география может быть внеклассная работа. Одним из направлений этой деятельности является проведение предметной недели, которая включает в себя мероприятия направленные на привлечение внимания к изучаемым предметам. Она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, сплочению ученического коллектива и имеют практическую направленность.

Цели проведения предметной недели по естествознанию:

  1. Расширить знания по биологии, химии, физике и географии.
  2. Развить познавательную активность учащихся, а также навыки самообразования.
  3. Приобщить к совместному творчеству и общению.

Исходя из вышеизложенного, в нашей школе ежегодно проводится предметная неделя естествознания, которую проводят учителя биологии, химии, физики, географии и инициативная группа старшеклассников. Примерно за 10 дней до проведения недели составляется план мероприятий, выявляется степень заинтересованности учащихся. При организации мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников всех параллелей.

Я представляю вашему вниманию план недели естествознания, Также разработку мероприятий по биологии: викторина “Мы знаем природу Удмуртии”; марафон “Угадай-ка”.

Мероприятие Дата Классы Ответственные
1 Школьный тур олимпиад:
Биология,
Физика,
Химия,
География.
21.09.
22.09.
23.09.
24.09.
9-11 кл. Учителя естественники
2 Марафон “Угадай-ка”. 20.09. 6-7 кл., Учителя биологии.
3 Конкурс-викторина “Правда ли это?” 21.09. 8 кл Учителя естественники.
4 Викторина “Мы знаем природу Удмуртии” 21.09. 5 кл. Биологи
5 Оформление школы “Золотая осень”( 1 этаж, лестницы.) 20.09. 5-11 кл. Учителя естественники.
6 “Осенний сюрприз” — конкурс поделок, букетов, картин и т.д. 25.09. 1-11 кл. Организатор внеклассной работы, учителя естественники.
7 Конкурс оригинальных фотогазет:“Наши братья меньшие”. 25.09. 5-8 кл.
8 Конкурс нестандартной газеты по экологии “ Мы и окружающий мир”. 25.09. 9-11 кл.
9 Конкурс плакатов “Нет – наркотикам!” 25.09. 1-11 кл.
10 Викторина о косметике “Свет мой, зеркальце, скажи…”. 22.09 8 кл. Учителя естественники.
11 План-проект пришкольного участка “ Мой – цветущий школьный двор”. 25.09. 9-11 кл. Биологи.
13 Конкурс стихов, песен: “Я иду по жёлтому ковру”. 23.09. 5 -11 кл. Организатор внеклассной работы, учителя естественники.
14 Выставка книг
1. “В дружбе с природой”,
2. “Природа сигналит “SOS””
С 20.09. 1-4 кл.,
5-8 кл.
Библиотека
15 Экскурсии:
1.Лазерный центр и лаборатории ИжГТУ;
2. “Дом природы” и музеи города.
С 20- 26.09. 10-11кл.
5-8 кл.
Учителя естественники.
16 Конференция “Сотовый телефон: “за” и “против”” 24.09. 10-11 кл. Учителя естественники.
17 Подведение итогов недели — школьная линейка 26.09. Организатор внеклассной работы, учителя естественники.

Викторина для 5 классов “Мы знаем природу Удмуртии”.

1.Выберите из перечисленных видов птиц, занесённых в “Красную книгу Удмуртии”:

  1. Аист чёрный.
  2. Аист белый.
  3. Пустельга обыкновенная.
  4. Гагара чернозобая.
  5. Гагара белоносая.
  6. Сова белая.
  7. Сова ушастая.
  8. Орлан-белохвост.
  9. Лазоревка белая.
  10. Овсянка садовая.

3. В России известно более 200 видов лекарственных растений, из них в Удмуртии произрастает 85 видов. В каких органах растения накапливаются лечебные вещества. Найдите соответствие:

Название растения Орган растения
1. Крапива двудомная а. Цветы.
2. Шиповник коричный. б. Соплодие.
3. Лапчатка прямостоячая. в. Корневище.
4. Ольха серая. г. Листья.
5. Зверобой продырявленный. д. Плоды.

4. Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы. Напишите названия деревьев, сожительствующие с перечисленными грибами:

  1. Маслёнок (сосна),
  2. Груздь (берёза, ольха, тополь),
  3. Рядовка (тополь, сосна),
  4. Белый гриб (сосна, ель, берёза, дуб),
  5. Рыжик (ель, сосна).

5. В Ижевске найдено более 600 видов дикорастущих растений, появившихся в результате деятельности человека (растения — иммигранты). Перечислите источники возможной иммиграции растений.

Предполагаемые ответы:

  1. Завезены с посевным и посадочным материалом.
  2. Завезены с овощами и фруктами.
  3. Завезены со строительным материалом.
  4. Завезены с проходящим транспортом (поезда, машины).5) Дичающие культурные растения.

Марафон для 6-7 классов “Угадай-ка”.

Интеллектуальная игра — проводится в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается маршрут класса от станции к станции, результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути и самые активные ученики.

Предлагаю Вашему вниманию разработку этого мероприятия.

Количество станций зависит от количества классов в параллели.

№ кабинета Станция Количество баллов Активные участники
Ботаническая
Анатомическая
Зоологическая
Игра в прятки

1 задание — разгадать ребусы, за это задание класс получает 5 баллов.

Ответы (Лебеда, камыш, кувшинка, гвоздика, кислица).

2 задание -7 баллов.

В прямоугольнике, размести эти буквы так, чтобы при чтении в горизонтальных рядах слева направо получились слова:

А А А А А
Л Л Л М М
О О О Н Н
С В В Р Р
У У Х Г Ч
К К П Ш Ф
И И И И И
  1. Плод цитрусового дерева (лимон).
  2. Косточковый плод (слива).
  3. Точка роста побега (почка).
  4. Семечковый плод (груша).
  5. Южный крупный плод, мякоть которого имеет вяжущий вкус (хурма).
  6. Плод, из которого изготавливают масло или употребляют в солёном виде (олива).
  7. Плод пальмы (финик).

Задание называется “Анатомическая мозаика” за него класс получает 10 баллов.

Перечислены органы человека, необходимо группе учащихся расставить цифры обозначающие органы на контуре человека :

  1. Сердце.
  2. Желудок.
  3. Лёгкие.
  4. Почки.
  5. Печень.
  6. Гортань.
  7. Вестибулярный аппарат.
  8. Мозжечок.
  9. Пищевод. 1
  10. Аппендикс.

1 задание — класс получает 1 балл.

Вопрос: “Какой олень бежит рысью, а какой галопом?” (слева — галопом, справа — рысью) [1].

2 задание — “Зоошутка — фантастическое насекомое” за него класс получает 8 баллов.

Вопрос? Из частей, каких насекомых составлено это фантастическое животное? (голова мухи, усики жука-навозника, хоботок бабочки, грудь пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона) [1].

Станция “Игра в прятки”.

1 задание — в каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно только соединяя и разъединяя слова в строке, но, не меняя их местами. За это задание класс получает — 10 баллов.

  1. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла — оказалось не меньше сорока.
  2. Смотрю в окно: ни читать, нирисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит — и дома.
  3. Над горами гроза, ходит волнами Волга.
  4. Мы пойдём по тропинке мимо забора, а выПьер?
  5. Задачки хороши, повникай — это тебе не шуточки.

2 задание — “Живая буква”. Команда за одну минуту должна вспомнить на определённую букву название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя [2]. Максимальное количество баллов -18.

Б О М
Цветок
Дерево
Насекомое
Рыба
Птица
Зверь

В конце игры проводится итоговая линейка с награждением победителей, также награждаются самые активные участники марафона.

Список использованной литературы:

  1. В.В.Нестеров. “Зоовикторина”, Москва, Просвещение. 1969.
  2. В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”, Волгоград.2001.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/508802

Внеклассная работа по естествознанию

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обяза­тельной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная

деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы явля­ется расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает осо­бая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Велика ее роль в развитии ис­следовательских умений, в профессиональном становлении школь­ников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам. Все это является ее суще­ственным отличием от обязательной учебной деятельности учени­ка, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.

Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого за­нятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объе­динены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуаль­но. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.

Внеклассная работа может быть организована в школе. Она яв­ляется основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей прово­дятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организова­ны занятия на естественнонаучные темы.

Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, груп­повая и индивидуальная.

Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или от­дельного этапа обучения, например только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Таковы, например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому меропри­ятию предшествует огромная подготовительная работа. К сожале­нию, часто все содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятель-

ности на тему данного праздника. Считаем, что праздник надо рас­сматривать как показ результатов какой-то деятельности учащихся. Поэтому в них художественная самодеятельность должна выступать лишь фоном. Основным же здесь должен быть показ результатов какого-то труда, исследований учащихся. Важной составной частью природоведческих праздников является выставка, в экспонатах ко­торой отражена практическая деятельность учащихся. В этом пла­не интересны традиционные праздники урожая. К сожалению, с ис­чезновением в школах учебно-опытных участков прекратилось и проведение таких очень ценных в воспитательном отношении празд­ников. Вместе с тем, выставка к такому празднику может быть уст­роена и из того, что выращено при участии детей на приусадебных и дачных участках.

Остановимся на организации и дадим краткое содержание праз­дника урожая в рамках начальной школы. Подготовка к праздни­ку начинается задолго до его проведения. Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят бе­седы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений. Если это сельская школа, то разговор может идти о тех культурах, которые выращиваются в данной местности, а конкретно — о сельскохозяйственных рабочих данного села. Но в основной части этой беседы следует выяснить, кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празд­нику урожая, который в школе будет проведен осенью. Учителю надо иметь в виду, что обещаний будет гораздо больше, чем следу­ет ожидать результатов. Поэтому желательно периодически конт­ролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. Нелишне на родительском собрании убедить родителей, насколько важно проведение такого праздника для воспитания в детях поло­жительного отношения к труду и оказать соответствующую помощь школе в его подготовке. Осенью по ходу уборки урожая отбирают­ся экспонаты для выставки. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название рас­тения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании.

Экспонаты могут быть сгруппированы по отделам. Например, в одном месте участка расположены только овощи, в другом — фрукты и т. п. Возможен вариант систематической группировки по классам растений. Интересны необычные экспонаты. Напри­мер, особо крупные тыквы, картофель, морковь или другие овощи с разнообразными ответвлениями, которые часто похожи на окру­жающие предметы. Такой раздел может быть назван, например,

«Природа и фантазия». При оформлении выставки очень важно учесть ее эстетичность, проявить творчество и фантазию. И, конеч­но, ведущую роль в этом надо отдать детям, учителя и родители которых выступают лишь как советчики.

Сам праздник может начаться с открытия выставки. Здесь-то и окажет помощь художественная самодеятельность. Участники вы­ставки представляют свои экспонаты посетителям, рассказывают, как они трудились, чтобы получить такой хороший урожай. Эти представления также могут быть даны в определенном художествен­ном оформлении. В программу праздника может входить и концерт художественной самодеятельности. Желательно, чтобы в содержа­нии номеров учитывалась тема праздника. Праздник заканчивает­ся награждением его участников, отбором экспонатов на районный праздник урожая. Сама же выставка может продолжать действовать еще какое-то время.

Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Проводятся походы в природу, путешествия по экологической тропе, природоведческие олимпиады и др. Как видим, массовые внеклассные мероприятия носят эпизодический характер.

Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных гео­графов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определен­ной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. За­ранее составляется план работы кружка, в который непременно вхо­дит непосредственная работа с объектом. Желательно, чтобы было предусмотрено не только изучение особенностей объекта, но и оп­ределенная исследовательская работа с ним. Так, учащиеся началь­ных классов как юннаты могут выполнить такие опыты, как «Вли­яние предпосадочного прогревания лука на его урожай (или на стрелкование)», «Влияние удаления стрелок с чеснока на величи­ну его головок», «Влияние продолжительности светового дня на урожай редиса (дайкона)» и др. Тематику опытов разрабатывает и предлагает кружковцам руководитель. Но полезно предварительно выявить, чтобы хотели исследовать сами дети. Конечно, младшие школьники за редкими исключениями еще не смогут определить для себя исследование, сформулировать опыт, но такое предвари­тельное предложение определиться самим стимулирует их более осознанный подход в выборе предложенных руководителем тем опытов.

Приведем примерный план кружка юных цветоводов «Комнат­ное цветоводство». Формулировка названия кружка может быть дана и другая. Для этого надо проявить творчество и фантазию. Обязательно надо привлечь к этому и членов кружка. Такой кружок может работать не только в сельской, но и в городской школе. Засе­дания такого кружка могут проходить один раз в две недели. В за­висимости от расписания выбирается и день недели. Свою работу в кружке дети фиксируют в специальном дневнике, которым может служить обычная тетрадь.

План работы кружка «Комнатное цветоводство» на такой-то учебный год.

Организация работы кружка. Сообщение общей цели его деятель­ности. Выбор кружковцами растений для исследований. Оформле­ние индивидуального дневника кружковца. На обложке дневника пишется название кружка, фамилия и имя его участника. На первой странице помещается рисунок растения, пишется его название. Ри­сунок может быть заменен аппликацией. Затем дети осматривают растение, устанавливают, в каком оно сейчас состоянии, выполня­ют необходимые меры ухода, ориентируясь пока на знания, полу­ченные на уроках естествознания. Подводя итог, руководитель го­ворит, что пока мы за всеми растениями осуществили одинаковый уход. Но разные растения отличаются друг от друга, у них могут быть и разные потребности. Эти потребности обусловлены биологи­ческими особенностями растения. Как же узнать о них? Кружковцы без труда отвечают на этот вопрос. Между занятиями каждый следит за своим растением, ухаживает за ним, а при желании по книге зна­комится с биологическими особенностями своего растения.

Изучение биологических особенностей растений и краткая запись о них в дневнике. Книги для занятия отбирает руководитель. Их могут принести и дети. При отборе литературы следует учитывать возрастные особенности членов кружка, гигиенические требования к размеру шрифта в книге применительно к данному возрасту детей.

Анализ биологических особенностей данного растения, уточнение правил ухода, потребностей в освещении в зависимости от биологи­ческих особенностей растения. Запись в дневнике правил ухода.

Четвертая и последующие несколько недель.

Сообщения кружковцев о биологических особенностях своих растений, о специфике ухода за ними.

В план работы цветоводческого кружка особенно в зимнее вре­мя желательно включить экскурсии в оранжерею, в раздел комнат­ных растений биологических музеев и выставок.

Часть занятий следует посвятить опытнической работе с комнат­ными растениями. Младшие школьники могут выполнять следую­щие опыты: «Влияние освещенности на внешнее строение расте­ний», «Влияние времени полива (утро, день, вечер) на состояние растения», «Влияние подкормок на состояние растений», «Влияние внекорневой подкормки на состояние растений» и др. Как видим, для выполнения опыта необходимо иметь не менее двух растений, одно из которых опытное, другое контрольное. При подготовке ра­створов для корневой и внекорневой подкормки растений необходи­мо учитывать их безопасность для здоровья детей. Могут использо­ваться зольные растворы, настои из трав, готовые жидкие удобрения. В любом случае руководитель контролирует концентрацию раство­ров. Ход и результаты опыта дети записывают в дневниках. Ход опыта обычно фиксируется по этапам наблюдений, которые опре­деляются применительно к каждому опыту.

Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вре­дителей комнатных растений. Если таковые будут обнаружены на каких-то растениях, желательно изучить и провести меры по защите растений. Здесь, как в случае с подкормкой растений, выбираются меры с наименьшим риском для здоровья детей. Это могут быть настои из трав, мыльные и зольные растворы, растворы перманга-ната калия (марганцовки).

На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Сначала выясняется, какая пересадка необходима каждо­му конкретному растению: полная пересадка или только перевал­ка. Затем кружковцы в практической деятельности осваивают каж­дый из этих способов.

Обязательно изучаются способы размножения каждого из расте­ний. Кружковцы выращивают растения разными способами. Как результат работы кружка за год — подарки выращенных растений школе, детскому салу, общественным учреждениям своего населен­ного пункта, отдельным семьям и т. п.

При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать пра­вила гигиены и безопасности для здоровья детей. Эти правила же­лательно оформить в виде плаката и напоминать о них на каждом за­нятии, пока их выполнение для детей не станет привычкой.

Деятельность кружка может быть отражена в празднике урожая. Может быть проведен специальный праздник цветов.

Из других видов групповых внеклассных мероприятий следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают

индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентирова­ны: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть ос­вобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязатель­ной учебной нагрузкой.

Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем мас­совая и групповая, так как она в большей степени, чем предыдущие, индивидуализирована, в значительно в большей степени учитыва­ет индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Это могут быть самостоятельные посещения деть­ми музеев, выставок, ботанических садов, зоопарков и т. п. Доволь­но распространенной индивидуальной формой внеклассной рабо­ты является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, экспери­мент и другие исследования. Однако, хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без вни­мания. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо по­мочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые кни­ги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность пери­одически интересоваться его достижениями. Хорошим стимулом для продолжения индивидуальной деятельности такого ребенка яв­ляется поручения ему подготовить и сделать сообщение на уроке. Как правило, такое сообщение выходит за рамки учебной програм­мы, вызывает особый интерес в классе, а сам ребенок удостаивается особого внимания и, даже уважения со стороны одноклассников.

Источник статьи: http://studopedia.ru/7_184715_vneklassnaya-rabota-po-estestvoznaniyu.html

Читайте также:  Сценарии праздника рождества для воскресных школ
Оцените статью