Методические материалы для проведения недели естествознания в школе
методическая разработка по естествознанию по теме
В методическом материале собраны разработки мероприятий в рамках недели естествознания (план проведения,виторина и презентация к заключительному мероприятию)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_nedele_estestvoznaniya.rar | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
1 день Открытие недели. Викторина «Живая планета»
2 день Фотоконкурс «Райские уголки нашей местности»
3 день Конкурс «География у меня на столе».
4 день Экологический конкурс «Крик души»
5 день Игра «Робинзонада»
Подведение итогов недели. Награждение победителей и
самых активных участников проведенных мероприятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения недели математики.
Материалы посвящены роли культуры в воспитании человека.
Материалы к проведению Недели истории в школе.
Сценарии открытия и закрытия Недели, анализ Недели.
Сценарии конкурсов,игр и викторин.
Методические материалы по проведению спортивных мероприятий в школе. Кроссфит.
Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/04/16/metodicheskie-materialy-dlya-provedeniya-nedeli
Неделя естествознания
Дополнением к изучению таких предметов, как биология, химия, физика и география может быть внеклассная работа. Одним из направлений этой деятельности является проведение предметной недели, которая включает в себя мероприятия направленные на привлечение внимания к изучаемым предметам. Она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, сплочению ученического коллектива и имеют практическую направленность.
Цели проведения предметной недели по естествознанию:
- Расширить знания по биологии, химии, физике и географии.
- Развить познавательную активность учащихся, а также навыки самообразования.
- Приобщить к совместному творчеству и общению.
Исходя из вышеизложенного, в нашей школе ежегодно проводится предметная неделя естествознания, которую проводят учителя биологии, химии, физики, географии и инициативная группа старшеклассников. Примерно за 10 дней до проведения недели составляется план мероприятий, выявляется степень заинтересованности учащихся. При организации мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников всех параллелей.
Я представляю вашему вниманию план недели естествознания, Также разработку мероприятий по биологии: викторина “Мы знаем природу Удмуртии”; марафон “Угадай-ка”.
№ | Мероприятие | Дата | Классы | Ответственные |
1 | Школьный тур олимпиад: Биология, Физика, Химия, География. | 21.09. 22.09. 23.09. 24.09. | 9-11 кл. | Учителя естественники |
2 | Марафон “Угадай-ка”. | 20.09. | 6-7 кл., | Учителя биологии. |
3 | Конкурс-викторина “Правда ли это?” | 21.09. | 8 кл | Учителя естественники. |
4 | Викторина “Мы знаем природу Удмуртии” | 21.09. | 5 кл. | Биологи |
5 | Оформление школы “Золотая осень”( 1 этаж, лестницы.) | 20.09. | 5-11 кл. | Учителя естественники. |
6 | “Осенний сюрприз” — конкурс поделок, букетов, картин и т.д. | 25.09. | 1-11 кл. | Организатор внеклассной работы, учителя естественники. |
7 | Конкурс оригинальных фотогазет:“Наши братья меньшие”. | 25.09. | 5-8 кл. | |
8 | Конкурс нестандартной газеты по экологии “ Мы и окружающий мир”. | 25.09. | 9-11 кл. | |
9 | Конкурс плакатов “Нет – наркотикам!” | 25.09. | 1-11 кл. | |
10 | Викторина о косметике “Свет мой, зеркальце, скажи…”. | 22.09 | 8 кл. | Учителя естественники. |
11 | План-проект пришкольного участка “ Мой – цветущий школьный двор”. | 25.09. | 9-11 кл. | Биологи. |
13 | Конкурс стихов, песен: “Я иду по жёлтому ковру”. | 23.09. | 5 -11 кл. | Организатор внеклассной работы, учителя естественники. |
14 | Выставка книг 1. “В дружбе с природой”, 2. “Природа сигналит “SOS”” | С 20.09. | 1-4 кл., 5-8 кл. | Библиотека |
15 | Экскурсии: 1.Лазерный центр и лаборатории ИжГТУ; 2. “Дом природы” и музеи города. | С 20- 26.09. | 10-11кл. 5-8 кл. | Учителя естественники. |
16 | Конференция “Сотовый телефон: “за” и “против”” | 24.09. | 10-11 кл. | Учителя естественники. |
17 | Подведение итогов недели — школьная линейка | 26.09. | Организатор внеклассной работы, учителя естественники. |
Викторина для 5 классов “Мы знаем природу Удмуртии”.
1.Выберите из перечисленных видов птиц, занесённых в “Красную книгу Удмуртии”:
- Аист чёрный.
- Аист белый.
- Пустельга обыкновенная.
- Гагара чернозобая.
- Гагара белоносая.
- Сова белая.
- Сова ушастая.
- Орлан-белохвост.
- Лазоревка белая.
- Овсянка садовая.
3. В России известно более 200 видов лекарственных растений, из них в Удмуртии произрастает 85 видов. В каких органах растения накапливаются лечебные вещества. Найдите соответствие:
Название растения | Орган растения |
1. Крапива двудомная | а. Цветы. |
2. Шиповник коричный. | б. Соплодие. |
3. Лапчатка прямостоячая. | в. Корневище. |
4. Ольха серая. | г. Листья. |
5. Зверобой продырявленный. | д. Плоды. |
4. Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы. Напишите названия деревьев, сожительствующие с перечисленными грибами:
- Маслёнок (сосна),
- Груздь (берёза, ольха, тополь),
- Рядовка (тополь, сосна),
- Белый гриб (сосна, ель, берёза, дуб),
- Рыжик (ель, сосна).
5. В Ижевске найдено более 600 видов дикорастущих растений, появившихся в результате деятельности человека (растения — иммигранты). Перечислите источники возможной иммиграции растений.
Предполагаемые ответы:
- Завезены с посевным и посадочным материалом.
- Завезены с овощами и фруктами.
- Завезены со строительным материалом.
- Завезены с проходящим транспортом (поезда, машины).5) Дичающие культурные растения.
Марафон для 6-7 классов “Угадай-ка”.
Интеллектуальная игра — проводится в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается маршрут класса от станции к станции, результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути и самые активные ученики.
Предлагаю Вашему вниманию разработку этого мероприятия.
Количество станций зависит от количества классов в параллели.
№ кабинета | Станция | Количество баллов | Активные участники |
Ботаническая | |||
Анатомическая | |||
Зоологическая | |||
Игра в прятки |
1 задание — разгадать ребусы, за это задание класс получает 5 баллов.
Ответы (Лебеда, камыш, кувшинка, гвоздика, кислица).
2 задание -7 баллов.
В прямоугольнике, размести эти буквы так, чтобы при чтении в горизонтальных рядах слева направо получились слова:
А | А | А | А | А |
Л | Л | Л | М | М |
О | О | О | Н | Н |
С | В | В | Р | Р |
У | У | Х | Г | Ч |
К | К | П | Ш | Ф |
И | И | И | И | И |
- Плод цитрусового дерева (лимон).
- Косточковый плод (слива).
- Точка роста побега (почка).
- Семечковый плод (груша).
- Южный крупный плод, мякоть которого имеет вяжущий вкус (хурма).
- Плод, из которого изготавливают масло или употребляют в солёном виде (олива).
- Плод пальмы (финик).
Задание называется “Анатомическая мозаика” за него класс получает 10 баллов.
Перечислены органы человека, необходимо группе учащихся расставить цифры обозначающие органы на контуре человека :
- Сердце.
- Желудок.
- Лёгкие.
- Почки.
- Печень.
- Гортань.
- Вестибулярный аппарат.
- Мозжечок.
- Пищевод. 1
- Аппендикс.
1 задание — класс получает 1 балл.
Вопрос: “Какой олень бежит рысью, а какой галопом?” (слева — галопом, справа — рысью) [1].
2 задание — “Зоошутка — фантастическое насекомое” за него класс получает 8 баллов.
Вопрос? Из частей, каких насекомых составлено это фантастическое животное? (голова мухи, усики жука-навозника, хоботок бабочки, грудь пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона) [1].
Станция “Игра в прятки”.
1 задание — в каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно только соединяя и разъединяя слова в строке, но, не меняя их местами. За это задание класс получает — 10 баллов.
- Думали идти минут двадцать, но промашка вышла — оказалось не меньше сорока.
- Смотрю в окно: ни читать, нирисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит — и дома.
- Над горами гроза, ходит волнами Волга.
- Мы пойдём по тропинке мимо забора, а выПьер?
- Задачки хороши, повникай — это тебе не шуточки.
2 задание — “Живая буква”. Команда за одну минуту должна вспомнить на определённую букву название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя [2]. Максимальное количество баллов -18.
Б | О | М |
Цветок | ||
Дерево | ||
Насекомое | ||
Рыба | ||
Птица | ||
Зверь |
В конце игры проводится итоговая линейка с награждением победителей, также награждаются самые активные участники марафона.
Список использованной литературы:
- В.В.Нестеров. “Зоовикторина”, Москва, Просвещение. 1969.
- В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”, Волгоград.2001.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/508802
Внеклассная работа по естествознанию
Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная
деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Велика ее роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам. Все это является ее существенным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.
Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.
Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.
Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.
Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или отдельного этапа обучения, например только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Таковы, например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому мероприятию предшествует огромная подготовительная работа. К сожалению, часто все содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятель-
ности на тему данного праздника. Считаем, что праздник надо рассматривать как показ результатов какой-то деятельности учащихся. Поэтому в них художественная самодеятельность должна выступать лишь фоном. Основным же здесь должен быть показ результатов какого-то труда, исследований учащихся. Важной составной частью природоведческих праздников является выставка, в экспонатах которой отражена практическая деятельность учащихся. В этом плане интересны традиционные праздники урожая. К сожалению, с исчезновением в школах учебно-опытных участков прекратилось и проведение таких очень ценных в воспитательном отношении праздников. Вместе с тем, выставка к такому празднику может быть устроена и из того, что выращено при участии детей на приусадебных и дачных участках.
Остановимся на организации и дадим краткое содержание праздника урожая в рамках начальной школы. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят беседы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений. Если это сельская школа, то разговор может идти о тех культурах, которые выращиваются в данной местности, а конкретно — о сельскохозяйственных рабочих данного села. Но в основной части этой беседы следует выяснить, кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празднику урожая, который в школе будет проведен осенью. Учителю надо иметь в виду, что обещаний будет гораздо больше, чем следует ожидать результатов. Поэтому желательно периодически контролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. Нелишне на родительском собрании убедить родителей, насколько важно проведение такого праздника для воспитания в детях положительного отношения к труду и оказать соответствующую помощь школе в его подготовке. Осенью по ходу уборки урожая отбираются экспонаты для выставки. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название растения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании.
Экспонаты могут быть сгруппированы по отделам. Например, в одном месте участка расположены только овощи, в другом — фрукты и т. п. Возможен вариант систематической группировки по классам растений. Интересны необычные экспонаты. Например, особо крупные тыквы, картофель, морковь или другие овощи с разнообразными ответвлениями, которые часто похожи на окружающие предметы. Такой раздел может быть назван, например,
«Природа и фантазия». При оформлении выставки очень важно учесть ее эстетичность, проявить творчество и фантазию. И, конечно, ведущую роль в этом надо отдать детям, учителя и родители которых выступают лишь как советчики.
Сам праздник может начаться с открытия выставки. Здесь-то и окажет помощь художественная самодеятельность. Участники выставки представляют свои экспонаты посетителям, рассказывают, как они трудились, чтобы получить такой хороший урожай. Эти представления также могут быть даны в определенном художественном оформлении. В программу праздника может входить и концерт художественной самодеятельности. Желательно, чтобы в содержании номеров учитывалась тема праздника. Праздник заканчивается награждением его участников, отбором экспонатов на районный праздник урожая. Сама же выставка может продолжать действовать еще какое-то время.
Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Проводятся походы в природу, путешествия по экологической тропе, природоведческие олимпиады и др. Как видим, массовые внеклассные мероприятия носят эпизодический характер.
Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определенной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Заранее составляется план работы кружка, в который непременно входит непосредственная работа с объектом. Желательно, чтобы было предусмотрено не только изучение особенностей объекта, но и определенная исследовательская работа с ним. Так, учащиеся начальных классов как юннаты могут выполнить такие опыты, как «Влияние предпосадочного прогревания лука на его урожай (или на стрелкование)», «Влияние удаления стрелок с чеснока на величину его головок», «Влияние продолжительности светового дня на урожай редиса (дайкона)» и др. Тематику опытов разрабатывает и предлагает кружковцам руководитель. Но полезно предварительно выявить, чтобы хотели исследовать сами дети. Конечно, младшие школьники за редкими исключениями еще не смогут определить для себя исследование, сформулировать опыт, но такое предварительное предложение определиться самим стимулирует их более осознанный подход в выборе предложенных руководителем тем опытов.
Приведем примерный план кружка юных цветоводов «Комнатное цветоводство». Формулировка названия кружка может быть дана и другая. Для этого надо проявить творчество и фантазию. Обязательно надо привлечь к этому и членов кружка. Такой кружок может работать не только в сельской, но и в городской школе. Заседания такого кружка могут проходить один раз в две недели. В зависимости от расписания выбирается и день недели. Свою работу в кружке дети фиксируют в специальном дневнике, которым может служить обычная тетрадь.
План работы кружка «Комнатное цветоводство» на такой-то учебный год.
Организация работы кружка. Сообщение общей цели его деятельности. Выбор кружковцами растений для исследований. Оформление индивидуального дневника кружковца. На обложке дневника пишется название кружка, фамилия и имя его участника. На первой странице помещается рисунок растения, пишется его название. Рисунок может быть заменен аппликацией. Затем дети осматривают растение, устанавливают, в каком оно сейчас состоянии, выполняют необходимые меры ухода, ориентируясь пока на знания, полученные на уроках естествознания. Подводя итог, руководитель говорит, что пока мы за всеми растениями осуществили одинаковый уход. Но разные растения отличаются друг от друга, у них могут быть и разные потребности. Эти потребности обусловлены биологическими особенностями растения. Как же узнать о них? Кружковцы без труда отвечают на этот вопрос. Между занятиями каждый следит за своим растением, ухаживает за ним, а при желании по книге знакомится с биологическими особенностями своего растения.
Изучение биологических особенностей растений и краткая запись о них в дневнике. Книги для занятия отбирает руководитель. Их могут принести и дети. При отборе литературы следует учитывать возрастные особенности членов кружка, гигиенические требования к размеру шрифта в книге применительно к данному возрасту детей.
Анализ биологических особенностей данного растения, уточнение правил ухода, потребностей в освещении в зависимости от биологических особенностей растения. Запись в дневнике правил ухода.
Четвертая и последующие несколько недель.
Сообщения кружковцев о биологических особенностях своих растений, о специфике ухода за ними.
В план работы цветоводческого кружка особенно в зимнее время желательно включить экскурсии в оранжерею, в раздел комнатных растений биологических музеев и выставок.
Часть занятий следует посвятить опытнической работе с комнатными растениями. Младшие школьники могут выполнять следующие опыты: «Влияние освещенности на внешнее строение растений», «Влияние времени полива (утро, день, вечер) на состояние растения», «Влияние подкормок на состояние растений», «Влияние внекорневой подкормки на состояние растений» и др. Как видим, для выполнения опыта необходимо иметь не менее двух растений, одно из которых опытное, другое контрольное. При подготовке растворов для корневой и внекорневой подкормки растений необходимо учитывать их безопасность для здоровья детей. Могут использоваться зольные растворы, настои из трав, готовые жидкие удобрения. В любом случае руководитель контролирует концентрацию растворов. Ход и результаты опыта дети записывают в дневниках. Ход опыта обычно фиксируется по этапам наблюдений, которые определяются применительно к каждому опыту.
Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вредителей комнатных растений. Если таковые будут обнаружены на каких-то растениях, желательно изучить и провести меры по защите растений. Здесь, как в случае с подкормкой растений, выбираются меры с наименьшим риском для здоровья детей. Это могут быть настои из трав, мыльные и зольные растворы, растворы перманга-ната калия (марганцовки).
На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Сначала выясняется, какая пересадка необходима каждому конкретному растению: полная пересадка или только перевалка. Затем кружковцы в практической деятельности осваивают каждый из этих способов.
Обязательно изучаются способы размножения каждого из растений. Кружковцы выращивают растения разными способами. Как результат работы кружка за год — подарки выращенных растений школе, детскому салу, общественным учреждениям своего населенного пункта, отдельным семьям и т. п.
При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать правила гигиены и безопасности для здоровья детей. Эти правила желательно оформить в виде плаката и напоминать о них на каждом занятии, пока их выполнение для детей не станет привычкой.
Деятельность кружка может быть отражена в празднике урожая. Может быть проведен специальный праздник цветов.
Из других видов групповых внеклассных мероприятий следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают
индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентированы: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть освобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязательной учебной нагрузкой.
Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем массовая и групповая, так как она в большей степени, чем предыдущие, индивидуализирована, в значительно в большей степени учитывает индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Это могут быть самостоятельные посещения детьми музеев, выставок, ботанических садов, зоопарков и т. п. Довольно распространенной индивидуальной формой внеклассной работы является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, эксперимент и другие исследования. Однако, хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без внимания. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо помочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые книги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность периодически интересоваться его достижениями. Хорошим стимулом для продолжения индивидуальной деятельности такого ребенка является поручения ему подготовить и сделать сообщение на уроке. Как правило, такое сообщение выходит за рамки учебной программы, вызывает особый интерес в классе, а сам ребенок удостаивается особого внимания и, даже уважения со стороны одноклассников.
Источник статьи: http://studopedia.ru/7_184715_vneklassnaya-rabota-po-estestvoznaniyu.html