Тот кто забирает подарок хадис

О тех, кто подарил, а потом забрал подарок или стал попрекать подарком

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и (причинением) обид …» (“Корова”, 264)
Всевышний также сказал: «Расходующим свои богатства на пути Аллаха и не присовокупляющим к тому, что они потратили, ни попрёков, ни обид (уготована) награда у их Господа». (“Корова”, 262)

Шейх Ибн `Усеймин, говоря о том, что запретно попрекать подарками и тому подобными вещами сказал: «Когда некий человек, дает кому-то из людей подарки, не дозволено ему попрекать ими. Так как если это было милостыней, то он дал это ради Аллаха, Велик Он и Могуч, а если он дал это в виде благодеяния, то благодеяние вещь требуемая. Например, он говорит: “Я тебе дал то-то и то-то”», неважно – сказал он это напрямую или за спиной того человека, рассказывая среди людей: “Я дал такому-то это, я дал такому-то то.” Всевышний Аллах сказал: «О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и (причинением) обид …». Это указывает на то, что если человек начнет попрекать, то его милостыня станет недействительной и не будет ему за нее никакого вознаграждения. А также это будет считаться одним из больших грехов». См. «Шарх рияд ас-солихин» 6/276-277.

Передается от Абу Зарра что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание!».
(Абу Зарр сказал): “И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова трижды”.
Абу Зарр сказал: “Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Опускающий (края одежды до земли), попрекающий (своими благодеяниями людей) и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» Муслим 106.
Передается от Ибн ‘Аббаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Человек) забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине (и поедает её)» аль-Бухари 2589, 2621, Муслим 1622.
В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Забирающий назад свою милостыню подобен псу, который блюёт, а потом возвращается к своей блевотине и пожирает её».
В третьей версии (этого хадиса, которая приводится и аль-Бухари, и Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Забирающий назад свой подарок подобен поедащему собственную блевотину».

Читайте также:  Выплата сотруднику денежного подарка

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Если ты дал кому-то что-то бесплатно, в виде подарка от себя, то не дозволяется тебе возвращать это обратно. Пусть это будет в малом или в большом количестве. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил возвращающего свой подарок с собакой. При том с такой, которая вырывает то, что у нее в животе, а затем возвращается и пожирает свою блевотину. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такое сравнение презирая его и предостерегая от такого. И нет никакой разницы между тем, близким приходится тот человек, которому ты давал подарок или далеким! Если ты подарил своему брату часы или ручку, или дом, то нельзя возвращать все это обратно себе. Если только, ты не доволен для себя тем, что будешь собакой. Но ведь никто, не будет этим доволен!». См. «Шарх рияд ас-солихин» 6/307.

Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: “(В своё время) я отдал (одному человеку, намеревавшемуся принять участие в войне) на пути Аллаха, коня, однако он не следил за ним должным образом. Тогда я решил купить (этого коня), подумав, что он (согласиться) продать его недорого, и спросил совета (об этом) у пророка (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: «Не покупай его и не бери назад свою садаку, даже если он отдаст её тебе за один дирхем, ибо берущий назад свою садаку подобен поедающему собственную блевотину!»” аль-Бухари 2623, Муслим 1620.

Источник статьи: http://www.podrujka.com/news.php?art=248

Задайте вопрос по фикху имущественных отношений:

Ваш вопрос принят!

Благодарим Вас за проявленный интерес к сайту islameconomy.ru

Просим обратить внимание на то, что в связи с большой загруженностью наших шариатских экспертов возможна определённая задержка с получением ответа.

Рубрики

Дозволено ли принимать свои подарки обратно?

Можно ли, с точки зрения Ислама, принимать свои подарки обратно? Каково положение этого вопроса? Как правильно относится к ситуации, когда тебе собираются вернуть твой же подарок обратно? Что лучше – отказаться или принять?

В первую очередь необходимо отметить, что большинство учёных считает то что принятие подарков (речь идёт естественно о дозволенных подарках и имеющих разрешённое обоснование) – является желательным поступком, т.к. взаимное дарение подарков увеличивает взаимное согласие и любовь между верующими. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал отказываться и не принимать подарки, если на то нет причины. Так сообщается со слов Абдулла ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отвечайте на приглашение, не отказывайтесь от подарка и не бейте мусульман». (Привели имам Ахмад, (3838), аль-Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад», (157), Ибн Хиббан в «Раудат аль-‘укаля», стр. 242). После того, как Ибн Хиббан привёл этот хадис, сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе запрещает мусульманину отказываться от подарков мусульман. Поэтому, если человеку дарят подарок, необходимо принять его и не отказываться от него. Затем если может пусть отблагодарит за это. ..».

Источник статьи: http://islameconomy.ru/answers/question/dozvoleno_li_prinimat_svoi_podarki_obratno/

83. Глава о возвращении своего подарка

Хадис 3538

Бухари, № 2621; Муслим, № 1622

Хадис 3539

Для ребёнка было сделано исключение, потому что он отличается от посторонних, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утвердил право родителя на имущество сына, сказав: «Ты вместе с имуществом своим принадлежишь своему отцу». И если родитель украдёт что-то из имущества своих детей, будучи при этом состоятельным, ему не отрубают руку, и если он вступит в половые отношения с рабыней сына, он не подвергается наказанию. Он может распоряжаться имуществом своего ребёнка, как своим собственным. Он имеет право заключать сделки купли-продажи от имени ребёнка, являясь его покровителем. По этим причинам родитель имеет право забрать назад то, что он подарил своему ребёнку, и это приравнивается к тому случаю, когда один человек дарит другому подарок, но тот ещё не перешёл в собственность того, кому его подарили. Рука отца для имущества ребёнка — как его собственная. И обычно отец желает своему ребёнку добра, а не зла и заботится о его благе, и если он забирает назад то, что подарил своему ребёнку, значит, у него есть причины для этого и поступает он так не потому, что желает навредить своему ребёнку.

Что же касается посторонних людей и других родственников, то они в этом не подобны отцу, и если они дарят что-нибудь ребёнку, а потом забирают свой подарок назад, у нас есть все основания подозревать их в желании навредить ребёнку посредством этого действия.

Тирмизи, № 2132; Ибн Маджа, № 2377

Хадис 3540

В «Фатх аль-Вадуд» говорится, что от такого человека нужно потребовать объяснения причины, по которой он желает забрать назад свой подарок. Возможно, он подарил, надеясь получить что-то взамен, но ничего не получить, и если ему дадут что-то взамен, он не захочет забирать назад свой подарок [‘Аун аль-ма‘буд].

Источник статьи: http://sunna.e-minbar.com/sunan-abu-davud/kniga-13/glava-83/

Отказ от подарка

Наша религия – религия мира, любви и милосердия. Распространение любви является неотъемлемой ее частью, а подарки – одним из её средств.

Дарение подарков является желательным действием (сунной) нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который заповедовал дарить подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего Аллаха за доброе дело.

В хадисе, переданном от имама аль-Бухари, сказано:

«Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу»

[Имам аль-Бухари №954].

Так же передается хадис от имама Ахмада в «Муснаде» о нежелательности отказываться от подарков.

« من بلغه معروف عن أخيه من غير مسألة، ولا إشراف نفس فليقبله ولا يرده ؛

فإنما هو رزق ساقه الله إليه »

«Если кому-то будет сделано что-либо благое со стороны единоверца не по его просьбе и инициативе, то пусть примет и не отказывается от него: ведь это удел, которым наделил его Всевышний Аллах»

[«Муснад» имама Ахмада №17936].

قال الإمام النووي في كتابه شرح صحيح مسلم

В своей книге «Шарх Сахих аль-Муслим» имам ан-Навави пишет:

واختلف العلماء فيمن جاءه مال هل يجب قبوله أم يندب ؟ والصحيح المشهور الذي عليه الجمهور أنه يستحب

«Относительно того, обязан ли человек отказаться от подарка, или желательно ли ему принять его, если человек вручил что-либо из своего имущества в качестве подарка, среди ученых в шафиитском мазхабе есть разногласие.

Согласно более известному и достоверному слову, принимать подарки желательно (мустахаб)».

Далее имам ан-Навави пишет:

أنه يستحب لمن امتنع من قبول هدية و نحوها لعذر أن يعتذر بذلك إلى المهدي تطييبا لقلبه

Также желательно тому, кто отказался от подарка или подобного ему по уважительной причине, объяснить дарителю причину отказа, проявляя к нему уважение»

[См. «Шарх Сахих аль-Муслим» том 8, стр. 107].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Принимать подарки, будь они дорогими или скромными, желательно, как и отвечать на них взаимным подношением или искренним дуа.

• Нежелательно возвращать подарок без уважительных причин. А если ясно, что даритель желает получить взамен и т.д., тогда нет нежелательности вернуть.

• Если есть веская причина не принимать подарок, то он должен красиво отказаться, объяснив причину, чтоб не обидеть дарителя.

Отдел фетв, Муфтият РД

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник статьи: http://islamdag.ru/fatawa/49060

О тех, кто забирает назад свои подарки

Всевышний также сказал:
«Расходующим свои богатства на пути Аллаха и не присовокупляющим к тому, что они потратили, ни попрёков, ни обид (уготована) награда у их Господа». (“Корова”, 262)

Шейх Ибн `Усеймин, говоря о том, что запретно попрекать подарками и тому подобными вещами сказал:
«Когда некий человек, дает кому-то из людей подарки, не дозволено ему попрекать ими. Так как если это было милостыней, то он дал это ради Аллаха, Велик Он и Могуч, а если он дал это в виде благодеяния, то благодеяние вещь требуемая. Например, он говорит: “Я тебе дал то-то и то-то”», неважно – сказал он это напрямую или за спиной того человека, рассказывая среди людей: “Я дал такому-то это, я дал такому-то то.” Всевышний Аллах сказал: «О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и (причинением) обид …». Это указывает на то, что если человек начнет попрекать, то его милостыня станет недействительной и не будет ему за нее никакого вознаграждения. А также это будет считаться одним из больших грехов». См. «Шарх рияд ас-солихин» 6/276-277.

Передается от Абу Зарра что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание!». (Абу Зарр сказал): “И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова трижды”.
Абу Зарр сказал: “Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Опускающий (края одежды до земли), попрекающий (своими благодеяниями людей) и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв»
Муслим 106.

Передается от Ибн ‘Аббаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Человек) забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине (и поедает её)» аль-Бухари 2589, 2621, Муслим 1622.

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Забирающий назад свою милостыню подобен псу, который блюёт, а потом возвращается к своей блевотине и пожирает её».

В третьей версии (этого хадиса, которая приводится и аль-Бухари, и Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Забирающий назад свой подарок подобен поедащему собственную блевотину».

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Если ты дал кому-то что-то бесплатно, в виде подарка от себя, то не дозволяется тебе возвращать это обратно. Пусть это будет в малом или в большом количестве. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил возвращающего свой подарок с собакой. При том с такой, которая вырывает то, что у нее в животе, а затем возвращается и пожирает свою блевотину. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такое сравнение презирая его и предостерегая от такого. И нет никакой разницы между тем, близким приходится тот человек, которому ты давал подарок или далеким! Если ты подарил своему брату часы или ручку, или дом, то нельзя возвращать все это обратно себе. Если только, ты не доволен для себя тем, что будешь собакой. Но ведь никто, не будет этим доволен!». См. «Шарх рияд ас-солихин» 6/307.

Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: “(В своё время) я отдал (одному человеку, намеревавшемуся принять участие в войне) на пути Аллаха, коня, однако он не следил за ним должным образом. Тогда я решил купить (этого коня), подумав, что он (согласиться) продать его недорого, и спросил совета (об этом) у пророка (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: «Не покупай его и не бери назад свою садаку, даже если он отдаст её тебе за один дирхем, ибо берущий назад свою садаку подобен поедающему собственную блевотину!»” аль-Бухари 2623, Муслим 1620.

Хукм об отце, забирающем подарок, который он подарил своему сыну

Позволительно ли отцу просить забрать назад подарок, который он подарил своему сыну раньше »

Это позволительно, если служит вескому интересу, и если сын способен это вернуть, потому что Пророк (Салл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: ”Не дозволено мусульманину дарить подарок, а затем его забирать, кроме в случае подарка, сделанного отцом своему сыну”. (Передали Имам Ахмад, Абу Дауд, аль-Тирмизи, ал-Насаа’и и Ибн Маджаh. Классифицировали как сахиих аль-Тирмизи, Ибн Хиббаан и аль-Хааким).

Маджмуу’ Фатаауа уа Макалат Мутнауи’аh ли Самахат аль-Шейх аль-’Алламаh ’Абд аль-’Азииз ибн ’Абд-Аллаах ибн Бааз (Рахима-хуллаах), том 9, стр. 300

Источник статьи: http://alifammara.livejournal.com/406239.html

Оцените статью