Традиционные праздники кировской области

Я выбираю::традиционные праздники и фестивали в Кировской области

Традиционные праздники, фестивали, мероприятия всегда богаты по своему историческому содержанию и являются неотъемлемой частью культуры края. Сам процесс формирования праздников и вхождения их в жизнь народа — это, прежде всего, обогащение культуры не только тех мест, где зародились традиции, но и всего наследия страны. Светские традиции, религия, народный дух — всё это и многое другое тесным образом переплетается в символических праздниках Кировской области.

Традиционные праздники, фестивали, мероприятия всегда богаты по своему историческому содержанию и являются неотъемлемой частью культуры края. Сам процесс формирования праздников и вхождения их в жизнь народа — это, прежде всего, обогащение культуры не только тех мест, где зародились традиции, но и всего наследия страны. Светские традиции, религия, народный дух — всё это и многое другое тесным образом переплетается в символических праздниках Кировской области.

Всероссийский праздник танца

Один раз в два года Министерство культуры, Министерство образования и науки Российской Федерации совместо с Администрацией Кировской области, города Кирова, Департаментом культуры и искусства администрации Кировской области, Домом народного творчества департамента культуры и искусства организуют Всероссийский праздник танца на приз Владимира Захарова.

Читайте также:  Когда праздник дня бухгалтера

Владимир Захаров — народный артист России, художественный руководитель и главный хореограф Московского Государственного Академического театра танца «Гжель».

Главными задачами этого танцевального праздника является:

— через хореографию раскрыть самобытность русского народа;

— сохранить и поддержать танцевальное искусство, народное творчество;

— повысить умения и навыки танцевальных коллективов, развить творческие способности.

В 2012 году Всероссийский праздник танца в Кирове пройдет в период с 26 по 29 октября.

Всероссийский конкурс мастеров художественного слова «Моя Россия»

Конкурс зародился в Кирове не так давно — в 2003 году. Тогда на нем выступили участники из 6 регионов России. Конкурс получил именно такое название — «Моя Россия», потому что на нем читаются литературные шедевры русской классики. Это, в действительности, настоящий праздник русского слова. Данное мероприятие единственное, больше в России подобного рода конкурсов не проводится.

Межрегиональный фестиваль национальных культур «Жар-птица»

Нацелен этот фестиваль, прежде всего, на развитие и сохранение национальной культуры и творчества России. Данное мероприятие отражает то, насколько каждый народ индивидуален в своей культуре, духовности. Год от года в конкурсе принимают участие все больше и больше представителей различных народов: азербайджанцы, армяне, евреи и многие другие.

Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки

Участвуют в конкурсе множество талантливых мастеров со всех уголков нашей страны. В рамках фестиваля проходит выставка игрушек, сделанных из самых различных материалов; конкурс «Вятская свистунья»; ярмарка-продажа, на которой посетители могут приобрести понравившиеся изделия; интересные мастер-классы по изготовлению той или иной игрушки; своего рода конференция, на которой проходят активные обсуждения проблемы сохранения народного творчества.

Праздник огурца

Это, наверное, один из самых известных традиционных праздников Кировской области — «Истобенский огурец». Юмор, веселье и огурцы — вот все, что необходимо для того,ч тобы праздник удался. Проводится фестиваль в селе Истобенск Кировской области ежегодно в последнюю субботу июля. Истобенский огурец славится не только на Вятке, но и по всей России. Практически каждый житель Истобенска занимается выращиванием огурцов и их засолкой. Как правило, на огуречном фестивале проходят такие мероприятия: ярмарка огурцов, хвала огородникам, выращивающим огурцы, веселые народные гуляния с гармонистами и хороводами, конкурс песни и танца, спротивные соревнования, игры.

Фестиваль «Вятский лапоть»

Этот праздник проходит в поселке Кильмезь Кировской области. Главной целью этого мероприятия, как и любого традиционного праздника, является сохранение народных промыслов. На празднике проводятся различные дискуссионные обсуждения, мастер-классы, показы национальных нарядов, ярмарки-продажи сувениров и изделий народных мастеров. Проходят спортивные состязания «Лапотокиада», «Танцевальная сковородка».

Всероссийский фестиваль авторской песни «Гринландия»

Каждый год, в разгар лета — в июле на берегу реки Быстрицы в селе Бошарово Кировской области проходит ежегодный фестиваль авторской песни под названием «Гринландия». Название это мероприятие получило от фамилии известного писателя Александра Грина, который был родом из Вятской губернии. Каждый раз более 700 бардов из разных регионов России и СНГ приезжают на конкурс. Кто едет сюда с целью показать свои творческие способности, кто стремится встретиться с друзьями и старыми знакомыми, а кто-то задается целью завести новые интересные знакомства. Самый первый раз «Гринландия» состоялась в 1986 году. Именно здесь впервые была услышана легендарная песня Олега Митяева «Изгиб гитары желтой, ты обнимаешь нежно. ». Вот уже на протяжении нескольких лет фестиваль бардовской песни считается всероссийским, а в 2008 году получил статус постоянно действующего проекта политической партии «Единая Россия». Это еще один бренд Вятского края, наряду с Великорецким крестным ходом и Дымковской игрушкой.

История Вятки поистине неисчерпаема. Даже коренные жители этого края не изучили ее до конца. Все эти праздники, фестивали и конкурсы являются отражением культурного духа народа, его неповторимости.

Источник статьи: http://www.ikirov.ru/news/15825-ya-vybirayu-traditsionnye-prazdniki-i-festivali-v-kirovskoy-oblasti

Традиционные праздники кировской области

01.01.2021. В разделе «Уржумский уезд. История» редактирована публикация по истории села Косолапово.

02.01.2021. Обновлен радел «Архив «Наследия»: 2015, 2017, 2018 гг.» Теперь он стал более читабельным, чем раньше. В разделе «Архив «Наследия» размещены все материалы группы «Вятка: наследие», публиковававшиеся в 2018-2020 гг. и частично за ранние годы.

04.01.2021. В раздел «История сайта» добавлена история нашего сайта за 2020 год. В этом году ему исполняется 10 лет.

05.01.2021. Обновлены разделы по городу Вятке и уездам: Вятскому, Глазовскому, Елабужскому, Котельничскому и Орловскому. Некоторые темы удалены.

07-08.01.2021. Обновлены разделы по уездам: Нолинскому, Сарапульскому, Слободскому, Уржумскому и Яранскому. Некоторые темы удалены. В разделах обновлены разделы со списками жителей по приходам.

В разделах «Родословие. Кировская область. Справочное» и «Слободской уезд» поставлена таблица по всем жителям Троицкого прихода Белохолуницкого завода за 1900 год, на основе метрической книги. Эта же таблица продублирована на сайте «Родная Вятка», в лучшем качестве.

14-16.01.2021. Обновлена фото-галерея сайта. Все подписи к фото отредактированы и выделены. Возможно, в этом году фотогалерея будет и дополнена. Пока самая большая фото-коллекция по семьям вятских священнослужителей. Также обновлена старая фото-галерея сайта, существовавшая в 2011-2013 гг., сделано ее описание.

17.01.2021. Обновлены разделы фото-галереи «Непутевые заметки» с фото области и соседних республик, сделанные в 2011-2015 гг. Удалены фото-разделы, не имеющие отношения к Вятской губернии (Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола). Позднее все фото будут объединены в единый раздел и добавлен раздел фото за 2016-2020 годы.

19.01.2021. На сайте «Казанская губерния» в разделе «Духовные училища Казанской губернии» дополнен список выпускников Казанской духовной семинарии за 1898 год. Возможно, среди них есть и те, кто служил на вятских приходах.

25.01.2021. На сайте создан новый раздел — «Архив «Наследия: 2021 год». В нем будут ставиться материалы нашей группы В контакте «Вятка: наследие» за 2021 год. Поставлены первые материалы за 1-15 января. В самой группе на январь 2021 года больше 7100 читателей. Если вам интересна история, генеалогия и культура Вятского края, присоединяйтесь. Второй такой группы нет ( не считая групп с картинками).

31.01.2021. В раздел «Архив «Наследия: 2021 год» добавлены материалы группы «Вятки: наследие» за 16-31 января.

01.02.2021. В раздел «Выпускники других духовных училищ» добавлены списки выпускников Казанской духовной семинарии за 1900, 1903 и 1905 гг.

0.0502.2021. Создан первый раздел, посвященный не уезду, а району — «Верхошижемский район: история и генеалогия». В него будет вноситься вся генеалогическая информация, посвященная этому району.

10.02.2021. Группа в контакте «Вятка: наследие» немного переименована — «Вятка и Кама: наследие». Теперь в ее орбиту будет входить также бывшая Казанская губерния. Группа «Казанская губерния» закрыта.

В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Зонихи, которые бракосочетались в 1898 и 1899 годах.

13.02.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Верхошижемье, которые бракосочетались в 1896 и 1897 годах.

14.02.2021. Изменено описание раздела «Родословие. Кировская область (справочное)», также внесены материалы по Орловскому уезду.

Создан новый раздел — «Ревизии населения (фрагменты)». Сюда будут заноситься фрагменты ревизий, которые были выписаны (скопированы) при работе с ними.

16.02.2021. В раздел «Архив «Наследия: 2021 год» добавлены материалы группы «Вятка и Кама: наследие» за 1-15 февраля.

18.02.2021. В разделе «Верхошижемский район» создана тема по истории деревень района.

Мы начали дублировать информацию из разделов «Архива «Наследия» в тематические разделы.

Добавлены новые материалы в раздел «Родословие. Республика Марий Эл», например, по истории деревень.

Раздел «Мусульманские храмы» расширен и переименован — «История ислама: храмы и мусульмане губернии».

Раздел «Антисоветские мятежи 1918 года» переименован — «Вятская губерния в 1918 году». Тема его расширена.

Создан раздел «Вятское старообрядчество».

19.02.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» добавлена история деревень Большие Блины и Безденежные, а также воспоминания о купце Новокшенове.

24.02.2021. В раздел «Вятское старообрядчество» добавлены новые материалы.

25.02.2021. В различные разделы добавлены новые материалы, созданы новые темы.

01.03.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Среднеивкино, которые бракосочетались в 1898 году.

05.03.2021. В раздел «Архив «Наследия: 2021 год» добавлены материалы группы «Вятка и Кама: наследие» за 16-28 февраля. За этот период было опубликовано около 60 текстовых постов по истории и генеалогии Вятки, в два раза больше, чем в январе и феврале.

07.01.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Среднеивкино, которые бракосочетались в 1897 году.

Источник статьи: http://urzhum-uezd.ortox.ru/obychai_i_tradicii_vjatskogo_kraja

Свистопляска: смерть, веселье и молебен. История самого популярного праздника старой Вятки

В преддверии Дня города мы рассказываем, какое историческое событие было дореволюционным аналогом современного празднования: масштабным гуляниям в XV веке предшествовала битва в Раздерихинском овраге.

  • Легенда о «случайном» убийстве
  • Битва не с врагами, а за власть
  • Не печальные поминки, а весёлый праздник
  • Снова битва и опять между своими
  • Возрождение Свистуньи и еще одна смерть
  • Праздник уничтожен, но легенда остается

В последние десятилетия празднование Дня города превратились для кировчан в совершенно обыденную традицию, разбавленную лишь приглашёнными звездами эстрады и масштабом салюта. Однако этот праздник довольно молодой, и его привычные нам ритуалы начали формироваться только в 70-80-е годы прошлого века. В то же советское время праздники старой Вятки оказались безвозвратно утрачены, хотя по масштабу торжеств с популярными ныне днями города легко могла бы сравниться Свистопляска – самобытный вятский праздник, имевший глубокие исторические корни, упиравшиеся в легенду о якобы «случайном» убийстве вятчанами своих друзей-устюжан в Раздерихинском овраге в начале XV века. Мы попытаемся разобраться, почему кровавая битва дала городу уникальный весёлый праздник, что на самом деле произошло в овраге, и почему дореволюционное общегородское веселье было настолько жестоким.

Легенда о «случайном» убийстве

Уникальность праздника Свистопляски в том, что она опиралась на довольно известные, хоть и окутанные тайнами, события вятской истории. Кто конкретно был автором легенды о «битве своя своих не познаша» — до сих пор является загадкой. Однако само сказание и по сей день остается самым популярным вятским мифом. В кратком изложении он звучит следующим образом. В начале XV века (в разных источниках фигурирует 1418 либо 1421 годы) отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзные войска подошли к городу в ночной темноте. Наши предки не ожидали столь быстрой и решительной помощи и приняли устюжан за врагов. Сделав вылазку, жители Хлынова напали на устюжан, когда те поднимались в гору в районе Раздерихинского оврага, а устюжане решили, что на них напали татары.

Жестокая кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что убивают друзей и союзников, православных людей. Осознав ужас братоубийства, мёртвых похоронили в общей могиле в овраге. Ещё до революции, ссылаясь на разные устные и письменные источники, называлась довольно значительная цифра погибших в несколько тысяч человек (от 4 до 9 тысяч). В дальнейшем в память об этом «несчастном случае» вятчане поставили на краю оврага часовню и учредили поминальный праздник Свистуньи (Свистопляски).

Битва не с врагами, а за власть

У любого рационально мыслящего человека, читающего об обстоятельствах «случайной битвы» в овраге сразу возникает вопрос — как можно всю ночь пребывать в неведении с кем воюешь и не отличить врага от друга? Ввиду очевидных странностей ещё в дореволюционные времена легенду подвергали ревизии вятские краеведы и историки. Так, авторитетный Александр Вештомов указывал, что причина битвы на самом деле — конфликт между Михаилом Россохиным и Анфалом Никитиным. Это были выходцы из Великого Новгорода, боровшиеся за власть внутри Хлынова. Никитин, лишившись политического лидерства и рассорившись с бывшим союзником, решил отомстить и привёл на берега Вятки дружину устюжских наемников. Так и случилась та самая битва в овраге, в которой, по мнению Вештомова, погибло 9000 человек, в том числе жители Устюжского края.

Современным историкам очевидно, что вятчане и устюжане вовсе не были в те времена союзниками, как рассказывает легенда. Отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, который потерял власть, находясь в ордынском плену. В это же время в Хлынове утвердился другой политический лидер – Михаил Россохин. Освободившийся из плена Анфал предпринял попытку возвращения себе власти: собрав большой отряд устюжан, он двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были жестоко убиты. Таким образом, битва в овраге была всего лишь очередным, но, возможно, самым кровавым эпизодом борьбы за власть в Вятке. Впрочем, столь значительная цифра убитых подвергается сомнению большинством исследователей, несмотря на то, что наш город был тогда одним из самых крупных на северо-востоке страны.

Не печальные поминки, а весёлый праздник

От обросшего легендами эпизода XV века взял свое начало самый самобытный и оригинальный праздник старой Вятки — Свистунья или Свистопляска. Торжество начиналось каждый год в четвёртую субботу после Пасхи. Стартовал праздник в часовне у Раздерихинского оврага с панихиды. Однако на масштабные общегородские поминки это не было похоже, так как после молебна по всей Вятке разворачивалось буйное веселье: люди шумели, пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики («шарыши») и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешёвые свистульки.

Раздерихинская часовня. Начало XX в.

Снова битва и опять между своими

Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шарами величиной с апельсин атакующих. По воспоминаниям врача и мемуариста Савватия Сычугова, иногда такое празднество заканчивалось для одной из команд тяжёлыми травмами и побоями. Вот так Сычугов описывает этот эпизод праздника:

«На берегу была, значит, праздничная и праздная публика; в овраге же помещались мещанские ребята и бурсаки, к которым чуть не насильно потащил меня товарищ. Да и самому мне неловко было толкаться среди франтоватой публики в халате. Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился, просил пощады, но шары все чаще и чаще сыпались на меня. Встать и бежать я не мог и только руками инстинктивно защищал голову. К счастью, на выручку мне явился мой соблазнитель и вытащил меня в относительно безопасное место. Я скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием, по-видимому, целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями. Меня так отхлопали, что картуз нельзя было надеть, так сильно распухла голова. Когда мы вышли из оврага, мой товарищ опорожнил мою пазуху, продал шары и купил мне большую свистульку и булку…».

Интересно, что уцелевшие в шуточных (а иногда и не очень потешных) битвах шары можно было за копейки вернуть торговцам, а вырученную мелочь обменять на сладости и лакомства. Во время «боя» стоял чудовищный свист, вятчане болели за одну из команд, а девушки облачались в свои лучшие наряды на праздник Свистуньи.

Савватий Сычугов

Возрождение Свистуньи и еще одна смерть

Свистопляска оставалась самым популярным светским праздником старой Вятки вплоть до конца 1920-х гг. На исходе НЭПа Свистунья была запрещена, а Устюжская часовня взорвана. Вспомнили о старинном вятском обычае только в 1980-е годы. А первые шаги по восстановлению часовни были сделаны в середине 1990-х гг., когда спонсировать ее возведение взялся эпатажный предприниматель Артур Крундышев. Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Это стало одним из самых резонансных и до сих пор не раскрытых заказных убийств в новейшей истории города. Его связывали как с предпринимательской, так и с политической деятельностью Крундышева, который являлся одним из лидеров команды баллотировавшегося в губернаторы Геннадия Штина, лишь во втором туре уступившего Владимиру Сергеенкову.

Строительство часовни затянулось и завершилось только в 1999 году к 625-летию Кирова. На мемориальной табличке у ее подножия помимо основных дат в истории праздника Свистуньи и Устюжской часовни указана и фамилия Крундышева. В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда. Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.

Праздник уничтожен, но легенда остается

Жестокий праздник с почти настоящими боями в сопровождении оглушительного свиста и отсылками к реальной битве XV века был частью вятской самобытности, в отличие от типовых, шаблонных и забюрократизированных торжеств нового времени. Свистопляска вполне сравнима по своему характеру с подобными же средневековыми европейскими торжествами (типа карнавала с апельсиновыми боями в итальянском Ивреа), чьи традиции тщательно сохраняются на протяжении веков. Однако интересно, что хоть и сам праздник в советское время был стёрт из жизни вятчан, но легенда о «случайном» бое все также остается одной из самых ярких, популярных и таинственных в нашем городе.

Источник статьи: http://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/svistoplyaska-smert-vesele-i-moleben-istoriya-samogo-populyarnogo-prazdnika-staroj-vyatki-30912/

Оцените статью