- Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника
- Престольный праздник — что это значит?
- Молебны в домах прихожан
- Гулять так гулять!
- Отличие зимних и летних празднеств
- Особенности городских торжеств
- Многодневное веселье
- Досадные недоразумения
- Праздничная торговля
- Возрождение традиции
- Престольные праздники у западных христиан
- Престольный праздник. Главное — совместная молитва
Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника
Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Престольный праздник — что это значит?
В каждом православном храме имеется престол (буквально — особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.
Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».
Молебны в домах прихожан
На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».
В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.
Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.
Гулять так гулять!
Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»
Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.
Отличие зимних и летних празднеств
Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.
Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.
Особенности городских торжеств
В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.
К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.
Многодневное веселье
Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.
Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.
Досадные недоразумения
К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.
Праздничная торговля
Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.
С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.
Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.
Возрождение традиции
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.
В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.
Престольные праздники у западных христиан
В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.
Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/364404/prestolnyiy-prazdnik—chto-eto-znachit-hramovyiy-prazdnik-znachenie-prestolnogo-prazdnika
Престольный праздник. Главное — совместная молитва
Когда разговариваешь со старожилами Давыдово и соседних сел о праздниках, то все они с удовольствием вспоминают именно о престольных праздниках. И даже в советское время сохранился принцип празднования престольных праздников, хотя и о религиозном их значении начали постепенно забывать.
Напомним, что престольный праздник – это праздник в честь святого или события, именем которого освящен престол церкви, находящейся в селе. «У каждого прихода свой праздник. Церквей много было. У нас Никола, Владимирская, Преображенье» (Балашева Нина Павловна 1930). В храме с. Давыдово 3 престола – Владимирской Божьей Матери, Преображения Господня, Николая Чудотворца. При этом Владимирская икона почитается 3 раза в год (3 июня, 6 июля, 8 сентября), Николай Чудотворец – дважды (22 мая, 19 декабря). В храме также чтится престол в честь Архистратига Михаила. Это связано с тем, что по историческим документам на месте нашего каменного храма стояла раньше деревянная часовня в честь Архистратига Михаила. Получается, что у нас 7 престольных праздников в году! Не все они, конечно, равнозначны, не все с одинаковым размахом справлялись.
Ключевые составляющие престольных праздников – это соборная молитва (церковная служба с крестным ходом) и совместная трапеза. Престольные праздники справляли во всех, даже небольших деревнях прихода. К нашему приходу относились кроме Давыдово еще 6 деревень: Бараново, Калинино, Миново, Грязилово, Еремеево, Исаково. Прихожане давыдовского храма ходили на престольные праздники в ближние приходы: «В Давыдове Владимирская, Троица — в Кастьянове, в Егорьевском — Тихонов день. Это престол…» (Пушкина Софья Федоровна, 1923) «Гуляли особенно, когда Владимирская, Преображеньев день. Вот 19 августа будет Преображенье… Вот в Кушникове — Сергиев день, Леонтьев день. У каждого свой праздник» (Бажулина Мария Ивановна 1922).
Изначально, крестьяне в престольные праздники посещали службы в других храмах, чтобы помолиться вместе с прихожанами соседних приходов, поучаствовать в крестных ходах. Сейчас известен обычай обходить крестным ходом только храм. Но были и другие интересные традиции, например, в некоторых местах крестным ходом обходили всю деревню.
И только после службы, помолясь, христиане заходили в гости к родственникам. Летом люди выносили столы прямо в проулки между домами, встречая гостей. Молодежь собиралась особо на излюбленном месте, устраивая гуляния своей компанией.
Обязательная традиция застолий после службы, накрывание столов «на всю деревню» связана с гостеприимностью русских крестьян, с желанием поделиться своей радостью с любым прохожим. «Незваные» гости были также желанны, как и званые. Важно, что не храмовые служащие устраивали эти трапезы, а сами прихожане вскладчину накрывали столы. (Сегодня, к сожалению, эта традиция не поддерживается). Милость к прохожим, благодушие хозяев как нельзя лучше иллюстрировало церковную заповедь о милосердии.+
Эта радость в советские годы, и даже еще раньше в последние годы перед революцией начала вырождаться в обыкновенное пьянство, оголтелую гульбу и драки. Потом и вовсе запретили справлять престольные и другие религиозные праздники, делая их рабочими днями. Именно это время и вспоминают старожилы сел: «Мы ездили в гости. Такие же праздники, молодежь гуляет, дерутся». (Д. Горки Куракина Мария Александровна 1920) «Здесь лужок был хороший. Тут были гулянки, пляски, приходили с разных деревень, из Баранова, Калинина. Гостей у всех много было… Плясали, пели, под гармошку, да еще не одна… Ватрушки, пироги, оладьи. Всего напекут… Я небольшая была. А колхозы организовали — работали больше. А раньше в церковные праздники никогда не работали, всегда выходные были…» (Бажулина Мария Ивановна 1922)
Тем не менее, эта удивительная стойкость престольных праздников поражает. Несмотря на все запретительные меры, они устояли. Престольные праздники давали почувствовать жителям общинное единение.
Почти сразу после начала восстановления храма, в 2001 году в Давыдово возобновлена традиция служения, крестного хода и общей трапезы на престольный праздник Владимирской иконы Божьей Матери. В этом году мы также приглашаем всех совместно помолиться, пройти крестным ходом, поучаствовать в самой трапезе (теперь принципиально безалкогольной) и ее подготовке. Олеся Гладкова, регент Владимирского храма с.
Источник статьи: http://davydovo-hram.ru/hram/bogosluzhebnaya-zhizn/prestolnyj-prazdnik-glavnoe-sovmestnaya-molitva/