Троица летний праздник или весенний

Праздник Троица

Троица, Троицын день — народный праздник у славян. Отмечался день, два с воскресения на вторник. Но праздновался и три. Назывался по разному — Преполовение (Праздник Живой Воды), Вознесение, Семик, Зеленые святцы, Русальная неделя. Даже в самой России именовался по своему: в Воронеже, к примеру, Венки, Гулино — в Костроме, День березки — в Сибири и так далее. У белорусов — Тройца, в Галиции — Турица, у болгар — Духов день, у сербов — Духови, названия у разных народов можно продолжать. Однако при всем при том Троица означала окончание в природе весеннего цикла и начало летнего. Пожалуй, это один из самых красочных праздников года, когда зацветают сады и цветы в палисадниках, воздух напоен пленительными ароматами вот-вот начинающегося лета. Меняются и одежды людей. Зимняя уже давно в сундуках, в весенней, все еще теплой, становится жарко, на смену приходят яркие сарафаны, шелковые платья до пола, разноцветные ленты украшают легкие головные уборы, и парни переодеваются в косоворотки, шаровары, заправленные в хромовые сапоги, щеголяют модными кепками или вообще ходят без головных уборов, и весенний ветер задорно играет их кудрявыми чубами.

Троица у евреев

Народ Израиля называет ее Пятидесятницей. Празднуется она на пятидесятый день после иудейской Пасхи. (В христианстве у нее тоже нет постоянной даты: приходит на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения). По народному иудейскому поверью, народ Израиля в этот день обрел Синайский закон. Иными словами — пророк Моисей на горе Синай даровал своему народу Закон Божий, а имело место быть величайшее событие на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Троица у иудеев называется Пятидесятницей ( Шавуот) и отмечается ежегодно. Она же праздник первого урожая. Израиль — южная страна, и к этой поре рынки ее полны зелени, только что созревших овощей, ягод на грядках, черешен и вишен в садах. Синайский закон разрешает в этот знаменательный день массовые гуляния, самые разнообразные развлечения, жертвоприношения. Известно также, что однажды апостолам, уединившимся для празднования иудейской Пятидесятницы, Спаситель обещал явить чудо — приход Святого Духа. И оно, это чудо, произошло. На пятидесятый день после Воскресения апостолы услышали невероятный шум, увидели яркое пламя. То и взаправду на них снизошел Святой Дух, и явил три ипостаси — Бога отца ( Вседержателя, Создателя ), Бога сына (Божественное слово) и Бога Духа ( Святой Дух). Триединство — основа и христианства и на нем прочно держится христианская вера. Святая Троица — есть Единый Бог!

Читайте также:  Когда у турков праздники

В то же время люди, которые были рядом с горницей, где собрались апостолы, тоже услышали шум. К их удивлению, апостолы говорили на разных языках. Такой дар получили ученики Иисуса. А также способности — исцелять, проповедовать, пророчествовать на тех же разных наречиях, то есть получили возможность нести Слово Божие во все концы мира. Апостолы отправились на Ближний Восток, в Крым, Киев, Малую Азию, Индию. И все были казнены противниками христианства, кроме одного ученика Иисуса — Иоанна. Тем не менее, Троица или, как ее еще называют, Пятидесятница, широко распространилась по свету.

Троицын день в России

Он появился лишь спустя три сотни лет — после Крещения Руси. А до этого был праздником языческим, по канонам которого человечеством правили три божества: Перун — защитник правды и воина: Сварог — Создатель Вселенной и Святовит — хранитель света и человеческой энергии. Из языческого праздника и родилась Троица. Официально же Троицын день был учрежден в России православной церковью в девятнадцатом веке. И он также означал окончание весеннего цикла и начало долгожданной летней поры. Широкое распространение праздник получил в четырнадцатом — шестнадцатом веках, благодаря Сергею Радонежскому — святому глубоко почитаемому народом. Служение Троице он считал смыслом всей своей жизни. А в 1337 году основал обитель, которая в наши дни носит название Троице-Сергеева Лавра. В обители выражена идея объединения в одно целое всех русских земель.

Три Троицыных дня на Руси

Первый день назывался Зеленым воскресением. Читались специальные молитвы. Украшались иконы и березы. Люди уходили гулять в поля, на лесные поляны, водили там хороводы. Естественно, все наряжались в самые яркие праздничные одежды в пример пробуждающейся природе. Девушки бросали венки в реку, пруды, другие водоемы. Тем самым гадали, какая судьба ждет их в ближайшем году. Обязательным было поминание усопших. Выполняли обряды, изгонявшие злых духов, всей нечистой силы. Ночью к людям, по поверьям, приходили вещие сны.

Читайте также:  Праздник дня рождения кати

Второй день звался Клечальный понедельник, с утра дружно шли в церковь. После нее — в поля. Батюшки благословляли земельные наделы. Чтобы уберечь будущий урожай от непогоды — засухи, чрезмерных ливней, града.

Третий день был Богодуховым. А еще Днем девушек. Самую красивую украшали венками, обряжали в зелень, и она играла роль Тополи. Водили ее по домам, одаривали подарками, угощениями.

Символом праздника была береза. Ее наряжали. Водили вокруг хороводы. Первые листья сушили от сглаза. Обряд завивания березы существует в России по сию пору, особенно в глубинке — деревнях и селах. При этом желали здоровья родителям, близким и родственникам. А девушки-красавицы думали о суженых, передавали им свои потаенные мысли. Потом березу срубали. Обносили ею деревеньку или село, привлекая тем самым удачу. С наступлением вечера ленты и прочие украшения с березы сжигали — своеобразное жертвоприношение. Ветки хоронили в поле для богатого урожая. Сам ствол топили в реке, пруду или в другом водоеме для защиты от злых духов. Поутру на Троицу собирали росу, считая ее лучшим лекарством от любых недугов. На Троицу категорически запрещалось работать по дому или в огороде. Все делалось до праздника. А в сам торжественный день не возбранялось украшать жилища, готовить разные вкусности к праздничному столу. Строго запрещались купания в водоемах, мол, русалки утащат на дно. А если кто сей участи избежит, непременно станет колдуном. В Троицын день нельзя было шить, стричься, красить волосы. Советовали не думать о плохом. Тем более, обижаться на кого бы то ни было или ругаться. Были и иные запреты. А еще в Троицу были невестины смотрины. Гуляния девиц по главным улицам у всех на виду. Что касается церковного праздника, то он начинался с самого утра. Нарядные шли семьями на богослужение. После него — домой на торжественный по этому случаю обед. Ходили и в гости. И к себе приглашали. Одаривали друг друга подарками.

Родительская суббота

За день до Троицы добрые христиане должны были бывать на погостах. Дабы помянуть усопших. Устраивался также поминальный ужин. На стол почившим ставились приборы. Их звали на поминальную трапезу. Было принято топить баню. И не только париться и мыться самим, но и оставлять веник и все необходимое покойникам. В родительскую субботу поминали самоубийц. Молились об упокоении их душ. Правда, делать это в храме не разрешалось: самоубийцы не найдут упокоения во веки веков. Так что поминать их можно было только в домашних молитвах.

Приметы Троицы

Жара на Троицу — жди засушливого лета. Для привлечения богатства в дом — обмести несколько могил на кладбище. Дождь на Пятидесятницу — к близкому теплу и обилию грибов. Если береза на третий день праздника свежа — к мокрому сенокосу. Примет бытует и поныне много. Говаривали: «Троица три дня строится — от Троицы до Успения». Особенно радовались празднику красны девицы. Выходили к берегу реки, пускали в нее венок и приговаривали «Плыви, мой венок, на тот бережок. Кто поймает мой венок — будя женишок!». Девицы оставляли в храмах на ветках берез, кленов, которыми они были убраны, свои слезки — избавление ото засухи и неурожаев.

Вся неделя русальная

Особенно опасен четверг — русалки так и хотят беспечных заманить в воду. Потому вечерами из дома ни ногой! И вообще нельзя купаться на протяжение всей недели. А лучше всего носить с собой траву — полынь, самое лучшее средство от всякой нечисти. Чтобы уж совсем уберечься от русалок, делали чучело, водили вокруг него хороводы, а потом разрывали на мелкие кусочки. Перед сном бегали по улицам с помелом, чтобы уберечься от русалок. В эту же пору просыпались водяные. Их отпугивали от себя, разжигая по берегам водоемов костры. В современной жизни взгляды на обряды, приметы, обычаи в Троицу несколько изменились. Но некоторым древним традициям все-таки следуют. Особенно представительницы прекрасного пола. В основном молодые особы. Девицы. Несут к берегам рек и прочих водоемов ярко сплетенные венки. Пускают на воду. Куда венок поплыл — оттуда ждать суженого. Пристал вдруг к берегу — жениха год не видать! А еще на Руси Троицу называли — Пресвятая дева, Духов день, Вода — именинница, Трава — именинница. При этом еще раз подчеркиваем, что Троица или Пятидесятница — один из самых желанных, ярких по убранству праздников, означающий конец весны и наступление долгожданного лета!

Троица в поэзии и кино

Праздник был и есть горячо любимый всем народом. Поэты не составляли исключения. Им восхищались и восторгались, в частности, Иван Бунин : «Алтарь сияющий и убранный цветами, янтарным блеском свеч и солнца озарен!» Или широко известные некрасовские строки из его стихотворения, которое наизусть учат в школе: «Идет — гудет Зеленый шум, Зеленый шум — Весенний шум!» Или знаменитое пушкинское :» В День Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три. «

О Троице, Пятидесятнице, сняты художественные и документальные фильмы — «Предел ангела», «Спас под березами», которые и теперь популярны у зрителя. Среди документальных кинолент можно отметить «Пресвятую Троицу», выпущенную в прокат в России в 1992 году. В анонсе к фильму подчеркивается, что День Святой Троицы является Днем рождения Церкви Христовой. В этот день свыше тысячи лет назад на учеников Христа снизошел Святой Дух. И сегодня, как и тогда, Господь хранит и созидает свою Церковь руками священников через таинства церковные. Еще ранее, в 1988 году, киностудия «Леннаучфильм» выпустила документальную киноленту «Вознесение на Святую Троицу», повествующую о знаменитой иконе пятнадцатого века «Троица», которую написал великий русский художник Андрей Рублев. Еще больше о всемирно известном живописце можно узнать из художественного фильма «Андрей Рублев» ( 1966 год), снятого талантливым русским режиссером Андреем Тарковским, в котором снимались популярные актеры — Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Михаил Кононов, Ирина Тарковская и другие. В киноленте отражены события на Руси далекого от нас пятнадцатого века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Появляется живописец, что называется, от Бога. Его жизни и творчеству и посвящен фильм и, в частности, знаменитой иконе «Троица». Талантливую киноленту и раньше и теперь смотрят с большим интересом как в России, так и далеко за ее пределами.

Источник статьи: http://prazdniki-online.ru/russkie-narodnye-prazdniki/prazdnik-troitsa.html

Троицын день

Троицын день

Е. А. Киселёва. «Невесты. Троицын день». 1907.
Тип народно-христианский
Иначе Троица, Венки (воронеж.), Гулино (костром.)
Также День Святой Троицы, Пятидесятница (церк.)
Значение проводы весны, встреча пролетья
Отмечается славянами
Дата 50-й по Пасхе у православных, 57-й день по Пасхе у католиков
В 2018 году 27 мая по календарю РПЦ
В 2019 году 16 июня по календарю РПЦ
Традиции последние весенне-летние хороводы, обряд кумления, смотрины невест, сбор лекарственных трав
Связан с Пасхой
Троицын день на Викискладе

В славянской народной традиции Троицей называется и отмечается как праздник либо один день — в воскресенье, либо три дня — с воскресенья по вторник [1] . В целом праздник Троицы у славян входит в число «троицких праздников» наряду с Преполовением, Вознесением, Семиком, Зелёными святками и собственно самой Троицкой неделей. Отдельные дни недели, следующие за русальной, празднуются во избежание засухи, града или как поминки по нечистым покойникам (четверг), а также Петровское заговенье [1] . У славян праздник Троицы завершает весенний цикл праздников и начинается новый — летний сезон праздников [1] .

Содержание

Другие названия

Троица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (белгород., воронеж.) [2] , Сямик (курск.) [3] , Гулино (костром.), День берёзки [4] (сиб.), Цветная Пасха [5] , Русалии, Русалия [6] , рус. тамб. Зелянец [7] ; укр. Зелена неділя [8] , Клечальна недiля , Турица (галиц.), Семик, Русалка, Мавский Великдень [9] ; белор. Тройца [1] , Сёмуха, Зелянец [10] , Духаў дзень [11] ; полес. Клечанье ; польск. Zielone Świątki [1] , Palinocki (подляш.), Sobótki (ю.-пол.); чеш. Letnice, Zielený svátki [1] ; словацк. Zielené sviatky, Svatégo Ducha, Turíce [1] ; болг. Петдесетница, Света Троица, Духовден [1] ; серб. Духови, Троjице [1] , Богородица Русалија , Пресвета [12] ; хорв. Duhovi [1] ; словен. Bincosti [1] .

Обряды восточных славян

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик, Троицкую субботу, Троицын день [13] . Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня [14] или с Троицыного дня до Дня воды [15] . В целом праздники назывались «Зелёными святками» [16] . Иногда Зелёными святками называли только Семик [17] , а местами — Троицкую неделю [18] . В Прикамье три дня считались праздничными [19] :

Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.

Считается, что праздник Троицы был введён в обрядовую практику Русской Православной церкви в начале XV века Сергием Радонежским [20] . В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс полностью завершился к XIX веку. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком [21] , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье [2] . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево», «встреча русалок»). В старину [ когда? ] этот праздник отмечался на протяжении шести дней [22] — с четверга по вторник (см. Зелёные святки, Русальная неделя).

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы» [23] . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли [24] .

Украинцы считали, что Троицу празднуют потому, что в этот день Господь сотворил Землю и засеял её растениями [25] [26] .

В этот день пекли пироги и караваи [27] , завивали венки из берёзы [28] (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей [27] , молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах [29] . В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор [30] .

Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье — старинные белые, в понедельник — сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы или присаживались, старались показать себя со всех сторон — так называемые «невестины смотрины» [28] .

В селе Ураково Красненского района Белгородской области парни дарили своей невесте трость, сделанную из дерева свидины («разновидность клёна»). Вот как описывают старожилы её изготовление: «Палочку срезают, кору с неё снимают. Ножиком наскребают махор такой, что его и в пригоршню не возьмёшь. Каждый парень дарил своей девушке трость. А девушки, придя домой, разукрашивали её разными цветами. Девушки ходили с такими тростями по улице и пели песни. Такие трости делали ещё наши прапрадедушки» [31] . На Троицу пели песню «Камыш — трава, ключевая вода» (с. Роговатое), а под неё ребята «звенели» (били) в косы [2] .

В Курской области весенне-летние гуляния проводились за пределами села. Троицкие карагоды (хороводы), были самыми многолюдными и длительными. Посещение карагодов занимало центральное место в праздновании Троицы. Они начинались после обеда и длились до заката солнца в течение всех трёх праздничных дней: воскресенья, понедельника и вторника. В карагодах участвовали преимущественно молодые неженатые люди, но также могли принимать участие и уже состоящие в браке, «которые заядлые», «любители» [32] .

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника, 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами [29] .

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды [33] . Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка — символа девичества [34] .

В Белоруссии одна из самых уважаемых на селе женщин, хорошо знающая обряд, собирала девушек, желавших вступить в девичью компанию, участвовать в девичьих посиделках с парнями и принять хозяйственные обязанности взрослого члена семьи. Какого-то определенного возраста не было, но мнение родителей обязательно учитывалось [35] . В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. Там же проводили ритуальную трапезу — жарили яичницу [36] .

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу — только девушки, а на Петров день — девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская, Орловская, Курская, Костромская, Тульская, Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки» [34] .

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего. «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года [34] .

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение [14] , Семик, Троицу, Духов день или Петра-Павла.

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть, накануне Петровского поста) [37] .

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы [38] . В селе Солдатское Нижнедевицкого уезда собранные на Троицу и высушенные травы прикладывали к больному месту, лечили скотину [39] .

В Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки [40] .

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы» [41] . Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы [42] . В некоторых локальных традициях она считалась последним днём пребывания русалок рядом с людьми, в других — как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые, которых называли «дяды». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний на Троицу мелом ставили над оконными и дверными притолоками кресты [43] .

В тех местностях, где верили, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи, опасались ходить по одному по полям, лугам и вообще за околицей. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, завлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц [44] .

В Верхне-Омской волости Томской губернии у сибиряков были свои понятия о праздничных днях Троицы: 1-й день Троицы считался «для Леса» и назывался «лесным» (воскресенье), 2-й день создан «для Земли» (понедельник), 3-й день был предназначен «для Воды» (вторник) и включал соответствующие запреты на стирку, полив и прочее [45] . В Пермской области Троицын день почитали как праздник леса, и считали, что в этот день лес именинник. Поэтому до этого дня не ломали ветки для веников [46] .

В белорусском Полесье на Троицкой неделе обливали друг друга водой (белор. Абливаха на траецкай неделе, у святках, абливалися вадой, шчоб дошч шоў [47] ). Также поступали и в Воронежской области: «Обливались водой. Это делали для того, чтобы пошёл дождь» [48] .

Сохранились описания украинского обычая середины XIX века «Водить Тополю» (на украинском тополь женского рода — то́поля). Девушки выбирали самую статную из своих подруг, привязывали ей поднятые вверх руки к палке, обильно украшали венками, бусами, лентами, красочными платками и водили по селу и полям, где колосилось жито с припевами:

Стояла тополя край чистого поля;
Стій, тополонько! Не развивайсь,
Буйному вітроньку не піддавайсь!

Когда девушки заходили на двор, «тополя» низко кланялась хозяевам, а хозяева угощали девушек. «Тополе» же давали подарки или деньги «на ленты». Пожелание «Тополи» считались пророческими, а встретить её считалось к счастью [49] [50] .

Троицын день у русских

У русских День Святой Троицы (чаще просто Тро́ица) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы (см. Семик, Русальная неделя). В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков [51] .

На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками [52] . Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям [53] .

Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи [54] .

Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари [55]
Они роняли слезки три…

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…

В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия [57] .

Троицкие короли у словаков

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná ), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уважением со стороны односельчан [58] .

Вождение быка у поляков

У поляков в некоторых польских зонах центральным персонажем троицких обрядов был бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой (польск. wolowe wesele ). В Куявии бык, покрытый попоной, с венком из цветов на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречало всё село [59] .

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C

Оцените статью