Организация народных праздников в детском саду
Валентина Бабиенко
Организация народных праздников в детском саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — Центр развития ребёнка детский сада №253 «Белоснежка»
Доклад на тему «Организация народных праздников в детском саду»
Воспитатель Бабиенко В. Ю.
Важность проведения народных праздников в воспитательном процессе
Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль фольклорных праздников в детских садах не должно сводиться только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.
Цель фольклорного праздника — познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.
Своей яркостью, колоритностью, простотой фольклорные праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами.
Задача воспитателя – соединение обучения и воспитания через рассмотрение обычаев народной культуры.
Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной.
Кроме того, у детей формируется вкус. Если помещения детского сада празднично оформлены, для праздников сшиты красивые костюмы, у ребенка формируется хороший художественный вкус. Праздник соединяет в себе различные виды искусств: здесь и театр, и живопись, и музыкальные занятия, и чтение сказок и пр. У детей расширяется кругозор, формируются собственные взгляды и нормы поведения, навыки и умения. У ребенка развивается творческое начало.
Проведение народных праздников в детском саду должно происходить главным образом через игры. Игры позволяют развивать у детей меткость, быстроту, силу, дают понятия о чести, долге, порядочности, нравственности, выдержке, тактике, дисциплине, индивидуальности.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский и П. Ф. Лесгафт считали, что важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.
Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Родители готовят основную часть костюмов и т. п. Совместная деятельность — практическая, эмоциональная, творческая — позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Проведения праздников национальной культуры в детском саду
Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:
1. объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
2. удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
3. определение участников проекта и направления работы каждого из них;
4. рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
5. рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
6. фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.
Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду.
Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.
Можно выделить основные этапы работы с праздником в детском саду:
1) предварительное планирование (выбор праздника и сроки его проведения);
2) работа над сценарием (отбор материала в соответствии с группами, создание сценария);
3) ознакомление детей с праздником;
4) проведение репетиций (разучивание стихов, песен, танцев, оформление зала);
5) закрепление материала (сам праздник);
6) подведение итогов (беседа с родителями и детьми – что понравилось или не понравилось).
Народными праздниками, которые могут проводиться в детском саду, могут быть Рождество, Масленица, Пасха. Каждый праздник имеет свою смысловую нагрузку.
Рассмотрим, как на практике могут проводиться данные праздники.
1. Рождество (зимний праздник).
Детям для начала объясняется, что Рождество – это самый первый праздник только что начавшегося года, который празднуется две недели – с седьмого по 19 января. В эти две недели дети могут на музыкальных занятиях петь рождественские песни, слушать истории про традиции Рождества, играют в рождественские игры и пр.
В празднование Рождества можно включать следующие игровые формы занятий:
1) Кукольное представление. Использование сюжетов старинных рождественских спектаклей. Цель – ознакомление с историей елки на Рождество. Воспитатель рассказывает, зачем в старину был обычай украшать растения, в том числе и елку. Родителей и детей можно привлечь к изготовлению украшений на елку: ангелов, сладостей, звезд, шаров, печений и т. п. Дети могут также участвовать в оформлении зала
2) Разыгрывание сцен (например, изучение обрядов ряжения и колядования). Народные гуляния: переодетые в русские народные костюмы воспитатели, родители и дети водят хороводы.
3) Музыкальный вечер, посвященный святочным гаданиям. Дети пляшут, поют частушки.
4) Головоломки на тему пройденных занятий для закрепления знаний детей.
2. Масленица (весенний праздник).
Хорошо, если масленица выпадает на март – тогда праздник женщин и Масленицу можно совмещать.
Цель празднования Масленицы – погружение детей в атмосферу веселья, радости от предстоящей весны.
Здесь формами занятий могут быть:
1) Музыкальные занятия (пение песен, хороводы, прослушивание пьес русских классиков, посвященных Масленице и др.)
2) Практические занятия, где дети сами изготавливают чучело Масленицы.
3) Занятия на свежем воздухе (игры и забавы).
4) Спектакль, где детям, как и на рождественские праздники, объясняют смысл и значение праздника Масленицы.
3. Пасха (весенний праздник).
1) Практические (изготовлениями ребятами пасхальных яиц, открыток, цветов для украшения куличей и пасхи).
2) Музыкальные (дети поют пасхальные песни)
3) Игровые (дети участвуют в играх с пасхальными яйцами)
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев.
Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.
Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Список используемой литературы:
1) Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
2) Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа/ И. А. Панкеев. – М., 1999.
3) Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды/ И. М. Снегирев. – М., 1990.
4) Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5) Юдин А. В. Русская народная духовная культура: учебное пособие/ А. В. Юдин. – М., 2007.
Доклад (из опыта работы) «Театрализованно-игровая деятельность детей в детском саду» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
Доклад на родительском собрании «Проектная деятельность в детском саду» Доклад на родительском собрании на тему: «Проектная деятельность в детском саду». С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.
Народные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста для фольклорных праздников в детском саду Народные игры для детей младшего дошкольного возраста Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, физическая, игровая, речевая.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных.
Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ 1. Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель.
Организация игровой деятельности детей в детском саду Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание,.
Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду «Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду» и обобщение опыта по планированию работы в разновозрастной группе.
Сценарий мероприятия в старшей группе «Календарь народных праздников на Руси» Сценарий мероприятия в старшей группе «Календарь народных праздников на Руси» Тема: «Народные праздники на Руси» Здоровье сберегающие технологии:.
Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду В дошкольном учреждении ежегодно составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-organizacija-narodnyh-prazdnikov-v-detskom-sadu.html
Сценарий фольклорного праздника
методическая разработка (средняя группа) на тему
Фольклорный праздник в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_folklornogo_prazdnika_v_sredney_gruppe.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий детского народного фольклорного праздника
«Деревенские посиделки» в средней группе.
Воспитатель: Гатина Р.Ф.
1. Познакомить детей с русским народным устным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям родного края,
3. Развивать внимание, память.
Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети, плетень. Дети одеты в русские народные костюмы.
«Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Похожа она у нас на деревенскую избу, не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные и пуховые нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. Тогда ребята не было телевизоров, компьютеров, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
«Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем — пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?»
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки».
Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
— Федул, что губы надул?
— А велика ли дыра?
— Да один ворот остался.
«Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно — это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах».
— Фома, что из леса не идешь?
— Да медведя поймал!
— Да он не пускает!
— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти.
«Сейчас мы поиграем в народную игру «Карусели»
Хорошие рукодельницы жили в старые времена. Тихо жужжит прялка, позвякивают спицы, поскрипывают пяльцы — работа спорится.
А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься
Игра «Смотай клубок» (2 девочки)
В народе всегда говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
«Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник».
«Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки.»
«Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле — сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки».
Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
(Слова и музыка народные)
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.
– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят, вокруг сидящего в центре ,и поют:
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Хозяйка : А сейчас для всех ребяток
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.
Без нее мы как без рук.
На досуге — веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься не дает?
А вот еще одна загадка:
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит,
Сразу всех развеселит».
Игра «Золотые ворота»
Хозяйка: Платочки в руки вы берите,
Да в ворота проходите.
(Дети находят себе пару по цвету платка и проходят в ворота, сплетённые из рук.)
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше —
Получились не простые —
Золотые ворота. Кто пару найдет,
Тот в ворота войдет.
«Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?»
Мальчик с самоваром:
Самовар в руках несу.
Уж ты кумушка, встречай!»
(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)
«Не красна изба углами,
А красна пирогами!»
Нас добрым словом вспоминайте!»
Выпьем чай из самовара
С сушками, ватрушками
И с блинами вкусными.
«Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!
В грамзаписи звучит русская народная музыка.
Хозяйка: Играми, да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Чем же, гости дорогие, вас угостить? Попотчевать?
(дети исполняют песню «Блины»)
Хозяйка: Гости, будьте все здоровы!
Вот блины мои готовы!
Что ты, кум — куманек,
Ко мне в гости не идешь?
Кум (мальчик с самоваром): Я иду, иду, иду.
Самовар в руках несу.
Уж ты, кумушка, встречай!
(ставит самовар на стол)
Выпьем чай из самовара
С сушками, ватрушками
И с блинами вкусными.
Хозяйка: Пейте чай из самовара
Прямо с пылу, прямо с жара.
Дорогие гости! Проходите, садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье!
Девочка: Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Хозяйка: Подходите, подходите!
Нас добрым словом вспоминайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересный фольклорный весенний праздник для детей старшего дошкольного возраста с необычной инсценировкой сказки «Репка». Сценарий будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям.
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА для детей подготовьтельной группы.
Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки — Троица» Автор — составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие .
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки».
Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз.
Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа (знакомство с народными традициями).
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/18/stsenariy-folklornogo-prazdnika-0