У баптистов есть праздник крещение

Крещение

При написании использовались фрагменты статьи Крещение по состоянию на 04.01.2016 в Википедии.

Водное крещение — заповедь Иисуса Христа (таинство, благодатное средство), принятая в среде евангельских христиан-баптистов, как и в остальном христианском мире. Слово «крещение» произошло от греческого глагола βαπτίζειν и означает «погружать», «мыть».

В среде евангельских христиан-баптистов крещение является актом осознанной веры, таким образом крещение младенцев и людей неверующих — недопустимо. Это правило является принципиальным отличием евангельских христиан-баптистов и некоторых близких им конфессий (например, меннонитство, частично — пятидесятничество и др.) от большинства христианских конфессий.

Содержание

Происхождение

Погружение или омовение в воде, как символ очищения присутствует во многих древних религиях. Однако это сходство — «чисто внешнее и не затрагивает глубинных реальностей» [1] . Поэтому искать корни христианского крещения следует, прежде всего, в Ветхом Завете, иудейских традициях и в крещении Иоанна Крестителя.

Так, у иудеев существует твила — обряд омовения в микве (иудейский аналог баптистерия) [2] , очищающий от ритуальной нечистоты при совершении гиюра (переходе в иудаизм) и в ряде других случаев [3] .

Иоанн Креститель совершал крещение, проповедуя иудеям грядущего Мессию (Мф.3:1-17, Мк.1:2-11, Лк.3:3-21, Ин.1:25-33). Крещение совершалось в знак покаяния крестящегося в своих грехах. Иисус Христос также принял крещение Иоанна, хотя, согласно христианскому учению, не имел греха (1Пет.2:22). Иоанново крещение стало прообразом христианского крещения и подготовкой к нему (Деян.19:4).

Значение крещения

Водное крещение по вере есть исполнение заповеди Иисуса Христа, многократно данной в Новом Завете (например, Матф.28:19, Мар.16:16), свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести [4] . Крещение свидетельствует о том, что человек рожден свыше. Вода крещения не омывает от грехов буквально, а свидетельствует об уже совершившемся духовном возрождении [5] .

Поэтому всякое пренебрежение крещением, или искажение его библейской формы, есть грех непослушания, противодействующий Божию установлению [6] .

Различие с православным пониманием

В православии водное крещение относится к семи основным таинствам, посредством которых «сообщается верующим невидимым образом благодать Божия» [7] .

При этом благодать представляется как некие флюиды или, как формулирует Православная энциклопедия, «нетварная Божественная сила» [8] , а также «энергии» [9] . Церкви, таким образом, отводится роль посредницы между Богом и людьми; канала, по которому благодать через «правильные» таинства сообщается людям.

Воздействием мистической «силы» в православии оправдывается, например, крещение младенцев. Считается, что на не знающего Христа человека «сила» («энергии») «действует на него подобно свету во тьме» [10] . Под ее воздействием «рассеивается греховная тьма, мешающая человеку познать самого себя и постигнуть подлинный смысл жизни» [11] . Таким образом, крещенные младенцы, под воздействием «силы» должны со взрослением прийти к Богу.

Между тем, в Новом Завете слово благодать (χάρις) означает «милость», «незаслуженный дар от Бога», но не «силу» или «энергии» [12] [13] .

По мнению богослова Виктора Шленкина, православное представление о благодати, как о «силе» или «энергиях» произошло вследствие влияния неоплатонизма благодаря учению некоторых богословов в церкви раннего периода (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Евагрий, Максим Исповедник и др.) [14] .

«Для авторов Нового Завета благодать — это сам Бог и все, что человек получает от Бога, то есть жизнь, — утверждает Шленкин. — (. ) человек не является автономным существом. Его смысл жизни, его предназначение было задано Богом и для Бога. Все остальные блага — духовные или материальные — являются лишь тем благословением, той благодатью, которая исходит от Иисуса Христа. Он стал тем путем, мостом, дверью, которая соединяет нас с божественной жизнью Троицы» [15] .

Евангельские христиане-баптисты считают, что для обращения грешника к Богу необходима вера, которая дается человеку через действие Духа Святого и слышание Слова Божия [16] .

Таинство или заповедь

Обычно, рассуждая о крещении и Вечери, евангельские христиане-баптисты используют слово «заповедь». Отчасти это вызвано мистической нагрузкой слова «таинство» в православии и католицизме. Как отмечает богослов Виктор Шленкин, древнегреческое слово «μυστήριον» («тайна, таинство»), используется в Новом Завете, а особенно в послании Ефесянам и Колоссянам (Еф.1:9; 3:4, 6:19; Кол.1:26; 4:3) как синоним слову «Евангелие», то есть Добрая Весть. Сегодня это слово используется главным образом в учении о таинствах в вышеупомянутых церквях [17] .

Поэтому в среде ЕХБ чаще используют слово «заповедь», хотя окончательно и не отказываются от слова «таинство».

Отказ от крещения детей

«К глубокому нашему огорчению, мы вынуждены констатировать факт, что ни одна библейская истина не подвергалась ни в прошедших веках и поныне не подвергается таким произвольным изменениям со стороны официального христианства», как крещение и Вечеря, — констатировал автор знаменитой катехизационной брошюры «Наши баптистские принципы» Я. Я. Винс.

Евангельские христиане-баптисты не крестят детей. Крещение в детском возрасте, совершенное в других христианских церквях, они считают недействительным. Вместо крещения детей в баптизме практикуется совместная молитва членов общины об их благословении.

Допуск к крещению начинается с 14-15 лет, в каждом конкретном случае вопрос «нижнего возрастного порога» решается индивидуально в зависимости от личности кандидата на крещение.

По мнению богослова Виктора Шленкина, «детское крещение не может быть прямо обосновано использованием Нового Завета. Священное Писание не содержит никаких прямых ссылок на крещение детей» [18] . Один из смыслов крещения в Новом Завете — обещание Богу доброй совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».(1Пет.3:21)

По мнению противников крещения детей, такое обещание может дать только сам крещаемый, но не его родственники или «крестные родители». Обещание Богу доброй совести часто называют вступлением в Завет с Богом. Шленкин формулирует суть крещения как «публичное и видимое выражение желания крещаемого войти в такие отношения с Богом, которые заключаются на основании завета (евр. ברית/berith) между двумя личностями» [18] .

Условия крещения

Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше [19] .

По мнению богослова Сергея Санникова, в Новом Завете даны три основных условия допуска к крещению.

  • Охотное принятие Слова Божьего. «Как написано: „Итак, охотно принявшие Слово Его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч“ (Деян.2:41). Это происходит потому, что спасающая вера, необходимая для крещения, возникает от Слова Божьего. Как написано: „вера от слышания, а слышание — от Слова Божия“ (Рим. 10:17)» — пишет Санников[20] .
  • Покаяние
  • Вера от всего сердца. «В 8-й главе Деяний Апостолов описано принятие водного крещения евнухом. Здесь упоминается еще одно условие, выполнение которого должно предшествовать водному крещению: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» — спрашивает евнух. И услышал ответ Филиппа: «если веруешь от всего сердца, можно» — отмечает Санников [20] .

«Перечисленные условия принятия водного крещения и само определение сути водного крещения говорит о том, что его принимать могут только лица, отвечающие за свои действия, понимающие суть крещения, могущие покаяться и дать обещание доброй совести. Поэтому дети, как и невменяемые люди, которые не могут осознать Истину Божьего спасения, и отвечать за свои поступки, не заключают завета с Иисусом. Они не могут принимать Слово Божие, не могут веровать, не могут каяться и обещать добрую совесть», — считает Санников. [20]

Период катехизации и «испытательного срока» (во время которого члены общины должны убедиться, что кандидат на крещение действительно сознательно верует и отказался от греховного образа жизни) длится, как правило, от нескольких месяцев до нескольких лет.

Решение о крещении принимается на общем собрании членами общины. Крещение одновременно является актом приема крещаемого в общину.

Процесс крещения

Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа [21] .

При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем [22] .

После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление [23] . Часто после крещения над крещенным произносится общая молитва церкви о его благословении с возложением рук служителя.

Крещение Духом Святым

Помимо водного крещения в Библии и в богословии евангельских христиан-баптистов существует понятие крещения Духом Святым (духовного крещения). Под ним понимается особое действие Святого Духа, погружающего уверовавшего человека в мистическое Тело Христово — Церковь (см. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело». 1Кор. 12:13). У современных евангельских христиан-баптистов крещение Святым Духом тесно связано с концепцией «рождения свыше».

Крещение в евангельско-баптистких вероучениях

Член VI. О благодатных средствах и их порядке.

Мы веруем, что Бог учредил средства благодати, чрез которые Он привлекает грешников и усвояет им спасение, которое приобрёл Христос. Относительно их Бог учредил определённый порядок, который не может быть изменён нами, без преступления Божественной воли. Порядок этот следующий: а) Слово Божие . Обращенные чрез него действием Святого Духа, присоединяются к Церкви Христовой чрез крещение (. )

Член VIII. О святом крещении.

Мы веруем, что на основании ясных изречении Нового Завета, учреждённое Христом святое крещение должно продолжаться верующим до второго Его пришествия. Самое же крещение состоит в том, что крещающийся, определённым на то служителем Господним, во имя Отца и Сына и Святого Духа, на одно мгновение погружается в воду. Только таким образом совершается Божественное повеление и учреждение Христово сохраняет своё глубокое первоначальное значение. В Священном Писании весьма определённо означены и лица, которые подчиняются этому учреждению и с благодарным сердцем принимают это средство: они, именно суть только такие люди, к какому бы то народу не принадлежали, которые посредством Евангелия и свободной Божией благодати обращены от их грехов ко Христу и веруют в Него от всего сердца, как в своего Искупителя. Крещение есть первый плод веры и любви ко Христу, вступление в послушание Господу и в Его Церковь. Оно есть торжественное объявление и исповедание грешника, который сознал ужас греха и осуждение всего своего существа, и всю свою надежду возлагает на смерть и на воскресение Иисуса Христа, своего Спасителя, и верует в Него, как в искупающего от проклятия и возмездия за грех, так что телом и душёю предаётся Христу и облекается в Него, как в свою праведность и крепость, предавая своего ветхого человека смерти со Христом и желая ходить с Ним в обновлении жизни. Крещение есть также торжественное объявление и заверение верующему крестнику со стороны Божьей в том, что он погружается во Христа Иисуса, и таким образом с Ним умер, погребён и воскрес, что его грехи омыты, и что он возлюбленное дитя Божие, к которому благоволит Отец. Крещение в крещающемся должно возбуждать ещё определённее и сильнее чувство его спасения и блаженства и Бог производит оное запечатлением Святого Духа, но сие это бывает только в таком человеке, в котором Он прежде, посредством своего Святого Духа, произвёл истинную спасительную веру в Сына Божия, в силу Его смерти и воскресения. Крещение имеет ту особенность, что совершается только однажды, тогда как другие средства благодати повторяются и обновляются во всю жизнь христиан, посему весьма важно, чтобы сие действие было правильно совершено.

Глава XIV Об установлениях церковных (О двух заповедях Божиих для видимого исполнения)

Бог в Своей премудрости дал Церкви два установления: А. — Крещение и Б. — Вечерю Господню.

Слово Божие учит нас о двух видах крещения:

1) Крещение духовное называется двояко:

а) крещением Духом Святым и огнем (Матф.3,11; Иоан.1,33; 1Кор.12,13) и б) крещением в смерть Христа (Марк.10,39; Матф.20,21-22; Римл.6,3-4; Кол.2,12).

а) Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1,5,8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п.

б) Крещение в смерть Христа есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый нарождается, т.е. происходит рождение свыше).

2) Крещение водою. Греческое слово «баптизма» в Новом Завете, относящееся к крещению, означает «погружение» (Марк.1,5-9; Матф.3,16; Деян.8,38-39).

Крещение повелел исполнять Сам Христос (Матф.28,19; Марк. 16,16); оно было принято апостолами (Деян.2,38) и церквами (Римл.6,3-5; Кол.2,11-12; 1Петр.3,21).

Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности (Римл.6,3-4).

Поэтому крещение водою имеет свое значение только тогда, когда совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, т.е. кто получили крещение духовное (Матф.28,19; Деян.2,41; Матф.3,1-2, 6; Деян.2,38; 8,12; 1; 10,47; 18,8; 19,5; Гал.3,26-27; Марк. 16,16).

На основании этого, до совершения крещения водою, Церковь имеет право и обязанность убедиться, что лицо, желающее креститься водою, пережило рождение свыше и желает исполнить установление Господа сознательно (Деян.8,37).

Крещение для детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, не имеет никакого значения, тем более, что они наследуют Царство Божие независимо от веры или покаяния (Матф.18,1-4).

Б. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ.

В Вечере Господней могут участвовать только: 1) уверовавшие и возрожденные; 2) засвидетельствовавшие смерть со Христом чрез крещение водою (Матф.28,19-20; Деян.2,41-46; 22,16) и ведущие христианский образ жизни (1Кор.11,29).

7. ОБ УСТАНОВЛЕНИЯХ ХРИСТОВЫХ ДЛЯ ЦЕРКВИ

Господь Иисус Христос оставил Своим ученикам два установления: крещение и вечерю Господню, которые Церковь должна блюсти, доколе будет существовать в этом мире. Как крещение, так и вечеря Господня заповеданы только ученикам Христовым (Лук.22:14-15; Деян.20:7).

1. Крещению должна предшествовать проповедь или поучение о спасении во Христе (Матф.28:19; Деян.2:29-36 и 41; 10:34-43 и 47-48), покаяние (Матф.3:7-8; Деян.2:37-38), вера (Марк 1б:16; Деян.8:36-37) и принятие Святого Духа (Деян. 10:47; 19:2-3). Значение же крещения различное: оно символ омовения грехов (Деян.22:16), обещание Богу доброй совести (1 Петр.3:21), послушание Господу (Матф.3:14-15; Лук. 7:29-30), знак погребения и воскресения со Христом (Римл.5:2-4). Из всего этого уже следует, что оно не может быть преподаваемо детям, чем руководились и первые ученики (Деян.8:12), крестя только слышавших, принявших Олово Божие и уверовавших в Него.

О водном крещении

Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести Мар. 16:15-16; Деян. 2:38,41; 22:16. 1 Пет. 3:21.

Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Деян. 8:36-38; 2:41; 8:12; 10:47; 18:8; 19:5.

Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.

Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. Рим. 6:3-5; Гал. 3:26-27; Кол. 2:11-12.

При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление [24] .

Источник статьи: http://baptistru.info/index.php/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Читайте также:  Сценарии праздников во всех стилях
Оцените статью
ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА