У людей перед праздником уборка

Борис Пастернак — Магдалина: Стих

Чуть ночь, мой демон тут как тут,
За прошлое моя расплата.
Придут и сердце мне сосут
Воспоминания разврата,
Когда, раба мужских причуд,
Была я дурой бесноватой
И улицей был мой приют.

Осталось несколько минут,
И тишь наступит гробовая.
Но, раньше чем они пройдут,
Я жизнь свою, дойдя до края,
Как алавастровый сосуд,
Перед тобою разбиваю.

О, где бы я теперь была,
Учитель мой и мой Спаситель,
Когда б ночами у стола
Меня бы вечность не ждала,
Как новый, в сети ремесла
Мной завлеченный посетитель.

Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.

Когда твои стопы, Исус,
Оперши о свои колени,
Я, может, обнимать учусь
Креста четырехгранный брус
И, чувств лишаясь, к телу рвусь,
Тебя готовя к погребенью.

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Анализ стихотворения «Магдалина» Пастернака

Стихи «Магдалина» Бориса Леонидовича Пастернака – часть евангельского цикла в романе «Доктор Живаго».

Произведение создано в 1949 году. Его автору исполнилось 59 лет, он переводит «Фауста» Гете, грузинских поэтов, уже несколько лет пишет роман «Доктор Живаго», пережил арест близких друзей и О. Ивинской, его последней мучительной любви. По жанру – моление, плач, исповедь. Первое стихотворение написано четырехстопным ямбом со сложной рифмовкой, 5 строф. Повествование идет от имени Марии Магдалины, одной из жен-мироносиц. В начальной строфе поэт совмещает два образа героини в прошлом: католический (блудница) и православный (бесноватая). Ее прошлая жизнь – олицетворение человечества в целом, нынешняя – людей, пришедших к Богу. «Как алавастровый сосуд» (алебастровый): в этом сравнении, метафоре – библейская цитата о сосуде с драгоценным миром. В следующей строфе более парадоксальное сравнение, где вечность ее ждет, как «новый посетитель» публичного дома. Впрочем, и тут аллюзия чисто библейская. Скажем, со строкой, где Бог идет «как тать» (то есть, вор) среди спящих и бодрствующих людей. Метафора богообщения: «как с деревом побег срослась». И меркнет «пламень серный». Героиня в тоске предчувствует, что «осталось несколько минут». Возливая миро на стопы Спасителя, она словно готовит Учителя к немыслимому – к погребению. «Обнимать учусь» грядущий крест. «К телу рвусь»: бездыханному.

Второе стихотворение (рифмовка в нем перекрестная, 9 строф) начинается с бытовых деталей. «Пред праздником уборка»: весь Израиль собрался в Иерусалим, чтобы встретить Пасху, праздник в честь исхода народа из египетского рабства. Просторечные детали: ведерко, шарю, обмотала. Внутренний монолог, обращение к Богу продолжается. Ему она рассказывает о слезах, из-за которых света белого не видит. Иисус – значит Спаситель. Дважды она обращается по имени к Богу. Будущее сходится с настоящим, «словно ты его остановил». Перед ее взором раскрыта тайна искупления. «Ясновиденьем сивилл»: античные прорицательницы. Считается, что некоторые из них предсказали и рождение Христа. «Упадет завеса»: точнее, она «раздралась надвое», открыв святилище. Среди людей немногие пожалеют о совершающемся, лишь «земля качнется» от горя. «Ряды конвоя» звучат вполне современно, словно из советских реалий. Пронзительная метафора: «будет к небу рваться этот крест». В предпоследней строфе – мучительные вопросы человека к Богу. Жертва слишком велика. В финале – путь от Голгофы до Воскресения. Лексика возвышенная перемежается просторечной, стихи – попытка осмысления вневременной евангельской истории, есть опора на песнопения Страстной недели, сравнения (как в бурнус, словно смерч). Есть предположение, что поэт создавал эти строки как диалог со стихами на ту же тему у Р. Рильке и М. Цветаевой. Образы навеяны еще и живописью эпохи Возрождения, которую поэт особенно ценил.

В «Магдалине» Б. Пастернака раскрывается вечный сюжет о прощении и спасении.

Источник статьи: http://rustih.ru/boris-pasternak-magdalina/

Страстная седмица со стихами Бориса Пастернака. Великая среда. Магдалина

Магдалина

II

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я Твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Великая Среда. Христос в Вифании.

Мы оставим в стороне мелкие богословские неточности пастернаковского текста – вопрос о том, была ли блудница, омывшая ноги Христу, именно Магдалиной, а также явные накладки со временем. (Завеса в храме упадет в момент смерти Христа, и тогда же, вечером в пятницу, случится землетрясение. То есть, по отношению к среде, это не «завтра», а «послезавтра»). Давайте обратим внимание на настроение этого стихотворения.

Страстная подошла к середине, и от воспоминаний поэт обращает нас к предсказаниям. Здесь главные Евангельские события показаны через взгляд женщины – очень эмоциональный, может быть, даже несколько чувственный. Однако и в этом женском рыдании Пастернак создает динамичный зрительный образ, движущийся, словно снятый камерой с крана-стрелки.

Обратите внимание, как меняется от четверостишия к четверостишию масштаб изображаемого. Быт, предпраздничная суета, нитка бус в волосах здесь сменяются такой же ниткой – вереницей всадников, разъезжающихся от места состоявшейся казни. Крест, огромный, как смерч, вырастает буквально до неба.

Картина Распятия словно бы расширяется, захватывая собою весь мир, а возможно, и всю мировую историю:

Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

И после наступает тишина.
До Воскресения нам осталось трое суток. Великая Среда.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/magdalina-velikaya-sreda-so-stihami/

Магдалина

1
Чуть ночь, мой демон тут как тут,
За про­шлое моя расплата.
При­дут и сердце мне сосут
Вос­по­ми­на­ния разврата,
Когда, раба муж­ских причуд,
Была я дурой бесноватой
И ули­цей был мой приют.

Оста­лось несколько минут,
И тишь насту­пит гробовая.
Но раньше, чем они пройдут,
Я жизнь свою, дойдя до края,
Как ала­васт­ро­вый сосуд,
Перед тобою разбиваю.

О где бы я теперь была,
Учи­тель мой и мой Спаситель,
Когда б ночами у стола
Меня бы веч­ность не ждала,
Как новый, в сети ремесла
Мной завле­чен­ный посетитель.

Но объ­ясни, что зна­чит грех
И смерть и ад, и пла­мень серный,
Когда я на гла­зах у всех
С Тобой, как с дере­вом побег,
Срос­лась в своей тоске безмерной.

Когда Твои стопы, Иисус,
Оперши о свои колени,
Я, может, обни­мать учусь
Кре­ста четы­рех­гран­ный брус
И, чувств лиша­ясь, к телу рвусь,
Тебя готовя к погребенью.

2
У людей пред празд­ни­ком уборка.
В сто­роне от этой толчеи
Обмы­ваю миром из ведерка
Я стопы пре­чи­стые Твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеле­ной упали
Пряди рас­пу­стив­шихся волос.

Ноги я Твои в подол уперла,
Их сле­зами облила, Исус,
Нит­кой бус их обмо­тала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Буду­щее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сей­час пред­ска­зы­вать способна
Вещим ясно­ви­де­ньем сивилл.

Зав­тра упа­дет завеса в храме,
Мы в кру­жок собьемся в стороне,
И земля кач­нется под ногами,
Может быть, из жало­сти ко мне.

Пере­стро­ятся ряды конвоя,
И нач­нется всад­ни­ков разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Бро­шусь на землю у ног распятья,
Обо­мру и закушу уста.
Слиш­ком мно­гим руки для объятья
Ты рас­ки­нешь по кон­цам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жиз­ней в мире?
Столько посе­ле­ний, рек и рощ?

Но прой­дут такие трое суток
И столк­нут в такую пустоту,
Что за этот страш­ный промежуток
Я до Вос­кре­се­нья дорасту.

Источник статьи: http://azbyka.ru/fiction/magdalina-pasternak-boris/

Магдалина

1Чуть ночь, мой демон тут как тут,
За прошлое моя расплата.
Придут и сердце мне сосут
Воспоминания разврата,
Когда, раба мужских причуд,
Была я дурой бесноватой
И улицей был мой приют.Осталось несколько минут,
И тишь наступит гробовая.
Но, раньше чем они пройдут,
Я жизнь свою, дойдя до края,
Как алавастровый сосуд,
Перед тобою разбиваю.О, где бы я теперь была,
Учитель мой и мой Спаситель,
Когда б ночами у стола
Меня бы вечность не ждала,
Как новый, в сети ремесла
Мной завлеченный посетитель.Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.Когда твои стопы, Исус,
Оперши о свои колени,
Я, может, обнимать учусь
Креста четырехгранный брус
И, чувств лишаясь, к телу рвусь,
Тебя готовя к погребенью.2У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Источник статьи: http://www.culture.ru/poems/13908/magdalina

Читайте также:  Праздник флажка младшая группа
Оцените статью