в гостях у самовара
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Это развлечение для детей старшего дошкольного возраста знакомит с традициями гостеприимства и чаепития на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_samovara.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«В гостях у Самовара»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
- Познакомить детей с традицией русского чаепития.
- Создать веселое радостное настроение
- Развивать выразительность речи
- Воспитывать уважение к традициям русской старины
Подготовка к развлечению: На салфетке, выполненной в любом стиле декоративной росписи, стоит самовар, рядом с самоваром разные угощения и сушки.
Действующие лица: Хозяйка горницы, два скомороха.
Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка горницы.
Хозяйка: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко , и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Поэт сказал и стиль его понятен: «Отечества и дым нам сладок и приятен»
Не самоваром ли, сомнений в этом нет, был вдохновлен великий наш поэт!
И тень Державина, здесь сетуя со мною, к вам обращается с мольбою и любовью!
И просит в честь ему и православью в честь конфорку бросить прочь и самовар завесть!
Добро пожаловать в гости к самовару!
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней
И хоть, более привычны нам, полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!
Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?
Ребенок: Как о чем? О самоваре! Ведь сегодня он у нас в гостях. Или мы у него?
Хозяйка: Да любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня, или после бани. А в праздник? Вся семья у самовара.
Самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
Дети читают стихи:
1.Посидеть за самоваром рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
2.Самовар поет-гудит, только с виду он сердит
К потолку пускает пар наш красавец самовар!
3.Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый, золотой
Озаряет наши лица он своею добротой
4.Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку.
Хозяйка: Изобрели самовар в России в 18 веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно прославились тульские самовары.
Ребенок читает стихотворение Самовар
У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный!
И, хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк – в мире нет мне друга ближе
Он из Тулы – он туляк!
Говорят ему сто лет, но совсем он не скелет
И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.
Он, сперва, воды напьется, а потом – глотнет огня
А потом – вдруг как займется на крылечке у меня.
Засипит и забормочет! Запоет и закипит
Всех кто чаю выпить хочет, он от пуза угостит
Утром чай, в обед и в ужин – вот каков его товар!
Он всегда нам очень нужен! Ну, спасибо, Самовар!
Звучит музыка, вбегают Скоморохи
1.Скоморох: Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние
Торопись честной народ, развлечение нас ждет!
2.Скоморох: Дорогих гостей ждет множество затей
В игры можно поиграть, силу, ловкость показать.
От души повеселиться, вкусного чайку напиться!
Хозяйка : А скажите мне, гости дорогие, чай вы любите? А кто из вас любит чай вприкуску, то есть с кусочком сахару (ответы детей) становитесь справа от меня, а кто пьет чай без сахара? (ответы детей) становитесь слева от меня. Вот у нас получилось две команды. Кто пьет чай с сахаром – Кусарики , а кто без сахара – Водохлебы!
Кто загадку отгадает первым конкурс начинает.
Загадка: И свистит, и кипит, в дырочку льется, а станешь пить жжется (самовар).
Молодцы! И так отправляемся за самоваром.
Игра «Мы на ярмарку ходили»
(игра проводится с ускорением первую строчку говорит одна команда, вторую строчку – вторая)
- Мы на ярмарку ходили
- Самовар себе купили
- Ты садись скорее с нами
- Пить чай с сухарями! (Команда, которая ни разу не ошиблась получает – сушку)
Хозяйка: Хорошо! Самовар купили! А теперь свежей воды из родника надо принести.
Игра-эстафета «Наливаем самовар»
(команды выстраиваются друг за другом и ложкой переносят воду в стаканы, кто быстрее наполнит стакан, та команда побеждает)
Хозяйка: Теперь надо бы чай заварить! А вот чем заваривали чай на Руси! Ведь тогда еще чай у нас не выращивали. А заваривали разными лекарственными травами. И вот сейчас кто-то из вас может принести дополнительное очко своей команде.
Аукцион лекарственных трав
(дети, по очереди, называют лекарственные травы, последний, назвавший – победитель)
Хозяйка: Чтобы заварить вкусный чай надо собрать чаевые.
Игра «Сбор чаевых»
(скоморохи с ведерками встают в середине площадки спиной друг к другу и начинают движение перед командами, игроки бросают в ведра по одной монетке, у какой команды будет в ведре больше монеток – та победит, упавшие монеты на пол, поднимать нельзя! Считают только монеты, попавшие в ведерко)
Хозяйка: Пока самовар наш поспевает, хозяюшки дом прибирают.
(в обручах рассыпаны мелкие игрушки, по одному участнику от каждой команды веником собирают по одной игрушке в совок и переносят в ведерко на другую сторону площадки)
Хозяйка: Чай в жару нас освежает и в морозы согревает,
И сонливость переборит, и с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!
А еще полезней чаек после бани. Поэтому сейчас команды отправятся в баню.
Игра «Кто быстрее помоется»
(в командах выбирают по одному банщику, он получает банные принадлежности: веник, мыло, мочалку, шампунь, тазик, полотенце). По сигналу банщик начинает передавать по одному предмету. Этот предмет должен побывать в руках у каждого участника и вернуться к банщику, только после этого банщик может передать следующий предмет. Побеждает команда, которая первой переберет все предметы
Хозяйка: Самовар-то греется, вот-вот закипит
Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт!
Дети исполняют частушки:
1.На столе у нас пирог, пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек чайные частушки
2.В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки, значит письма пишут нам
3.Самовар блестит кипя, чай в нем пенится
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!
4.Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чай
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
Хозяйка: Вот уже струится пар закипает самовар!
Чтобы выбрать участников следующего конкурса, проведем аукцион.
Внимательно послушайте из каких двух слов состоит слово сам-о-вар!
Сам варит, я предлагаю вам вспомнить похожие слова (самокат, самолет и.т.д)
Тот, кто назовет два последних слова, будет участвовать в следующем конкурсе.
Итак, приступаем к чаепитию.
Конкурс «Кто быстрее выпьет чай»
( два участника по сигналу начинают пить чай, а на блюдце лежит одна конфета, кто быстрее выпьет, тот должен взять конфету)
Хозяйка: Ну вот, гости дорогие, и в баньку сходили и чайку попили, теперь мы с помощниками итоги подведем, посчитаем какая команда больше сушек набрала, а вы посмотрите инсценировку стихотворения Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар», которую подготовили дети.
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый Самовар
Трех ведерный Самовар
В нем качался кипяток, разъяренный кипяток
Лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран
Прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел
Дядя Петя говорит: «Дай-ка выпью»- говорит, «Выпью чаю» — говорит
Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел
Он зевнул и говорит: « Выпить, разве» — говорит, «Чаю, разве» — говорит
Тут и бабушка пришла. Очень старая пришла. Даже с палочкой пришла.
И подумав, говорит : «Что ли выпить» — говорит, «Что ли чаю» — говорит.
Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала, это внучка прибежала
«Наливайте» — говорит, «чашку чая» — говорит, «Мне по – слаще» — говорит.
Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала,
Чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком.
Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил
«Подавайте» — говорит, «Чашку чая» — говорит.
Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило только кап, кап, кап.
Самовар Иван Иваныч
На столе Иван Иваныч
Золотой Иван Иваныч
Кипяточку не дает, опоздавшим не дает, лежебокам не дает!
Хозяйка объявляет итоги конкурсов, всех приглашает на чаепитие.
1.Скоморох: всем спасибо за вниманье, за игру, за стих и смех!
2. Скоморох: Говорим мы до свиданья! Снова в гости ждем вас всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара «За чаем не скучаем».
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре.
Итоговое занятие по лексической теме «Посуда». Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.
Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара».
Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. «Наши общие возможности — наши общие результаты».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/02/04/v-gostyah-u-samovara
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки у самовара»
Евгения Дятлова
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки у самовара»
• возрождение традиций русского гостеприимства.
• повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;
•формировать ведущие качества личности в рамках компетентностного образования: способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
• приобретение опыта в бытовой и культурно-досуговой сфере;
• дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
• пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, игру на ложках.
• беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.
• музейные экспонаты — самовары;
• русские народные костюмы для детей и ведущих,
• памятка “Рецепт приготовления чая”;
•выставки: “В мире самоварных профессий”, “Встреча у самовара” (творческие работы детей);
• 3 веника, мячи, кегли
Ход развлечения:
Под музыку дети в народных костюмах, пританцовывая, входят в зал. Встают полукругом.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. Смотрите, как лиц много в зале знакомых! Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости!
Песня «К нам гости пришли»
Будем петь мы и плясать, говорить о том, о сем.
А о чем же разговор завести сегодня нам?
Загадаю я вам загадку:
Стоит толстяк, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Ответ детей:- Самовар.)
Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
(Ведущая садится на скамью у стола, накидывает на себя русский платок. Тихо звучит протяжная народная мелодия. На экране появляются слайды, сопровождающие рассказ ведущей).
История самовара:
Давным-давно, 335лет назад самоваров не было, даже железные вещи были редкостью. Железных дел мастера – оружейники, славились своим искусством делать из железа различное оружие. Именно им, мастерам-оружейникам и пришло в голову сделать самовар. Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар. Один мастер сделал самовар похожим на широкую трубу, другой захотел, чтобы самовар был круглым. На что, ребята похож этот самовар? А вот этот? Видите, какие разные были самовары. В Туле были изготовлены самовар-желудь, самовар-шар, в городе Самаре – самовар-петух есть и самовар-поезд! А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси также самовары для каши и щей? Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а самый большой – 37 литров. Но в то время самовар, конечно, не был электрическим. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки (короткие обрубки дерева) или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной (тонкой длинной щепкой от сухого полена, раздували огонь часто солдатским сапогом примерно вот так, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Самовары начищались до блеска, зеркал так много как сейчас раньше не было, и в начищенный до блеска самовар смотрелись русские красавицы.
А сейчас мне помогут рассказать о самоваре ребята.
Старый медный самовар
Сверху на буфете.
Для чего нам самовар? –
Из него не день, не год, —
Много лет никто не пьет.
Для него нужны дрова,
Чтобы греть, сгорая.
А для дров нужна пила.
Но, как много лет назад,
Он и весел, и пузат.
Этот старый самовар —
Чудо для ребенка.
Дети смотрятся в него
И смеются звонко!
В самоваре,как в кино:
Кухня, с облаком окно.
Пусть сейчас не вьется пар,
И не слышно пения, —
Но как прежде, самовар
Ведущий 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю.С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?
Песня «Самовар»,
После песни входят 3 ребёнка, несут угощение.
Ребёнок 1: Пряники печатные, до того нарядные!
Мы не сразу из съедим, а сначала поглядим! (Девочка с разносом под музыку обходит зал, показывая пряники) Сладкие и мятные пряники печатные —
К чаю ароматному угощенье знатное!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
Ведущий: Какой же славный стол накрыт!
Самовар давно кипит!
Чего ж на этом столе не хватает?
Ребёнок 3: Блинов! Веселья без них не бывает!
Ведущий:Прежде чем чаем вас угостить, так хочется поиграть да позабавиться! Я предлагаю поиграть в старинную русскую игру
«Каравай, где бывал?»
Выбираем каравай.Хором у него спрашиваем:
Каравай, где бывал?
Каравай, что видал?
Каравай должен ответить, что он был на столе и что он там видел.Например:
Я на столе бывал
Я кашу там видал.
Мы опять хором говорим ему:
Ты другого выбирай.
На кого каравай покажет, тот и станет новым караваем. Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. Каравай отвечает, повторятся нельзя.Если каравай повторяется мы должны ему хором сказать:
То неправда! Ай-ай-ай.
Каравай показывает на того, кто станет новым караваем, а сам выбывает из игры. игра проводится до тех пор, пока мы не назовем все,что есть на столе:
Ребёнок 1: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Ребёнок 2: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Ведущий: Эх!Недаром в народе говорят: Чай не пьешь — откуда силу возьмешь? Какие пословицы и поговорки о чае и самоваре вы знаете, давайте устроим соревнование.
1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
2. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
3. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
4. Пей чай, беды не знай!
5. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
6. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
7. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
8. Чай пить – приятно жить!
9. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
10. Чай пить – не дрова рубить.
11. Самовар кипит – уходить не велит.
12. Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
13. В Тулу со своим самоваром не ездят.
14. Выпей чайку — позабудешь тоску.
15. С чая лиха не бывает!
16. Пей чай, не вдавайся в печаль!
Ведущий: Вот уже струится пар,
Закипает самовар!
Посиделки хороши!
От души и для души!
Всем на удивленье —
Мальчик: Я — удалый молодец,
На ложках вам сыграю.
Пока самовар поспевает,
Хозяюшки дом убирают.
А ну-ка, веник берите,
Игра «Весёлый веник»
(две команды из детей и гостей, по очереди проводят маленький мячик веником между кеглями)
Ведущий: А теперь, детвора,
У нас ещё веселая игра.
свободная пляска гостей и детей
Молодцы у нас ребята!
Наши гости и девчата!
Ну, ни в чем не уступали,
Очень весело плясали!
А теперь на чай зовем,
И чайку мы всем нальем.
Сверху — пар, снизу — пар,
Вот он, русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Ребенок: Россия… Как из песни слово. Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
Ребенок: Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют одним широким словом Русь.
Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Посиделки у самовара» .
Сценарий развлечения «Путешествие в подарок» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме. Задачи: воспитать доброе, уважительное отношение к женщине – Хранительнице.
Конспект развлечения для детей дошкольного возраста «Рождественские посиделки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Аленушка» Конспект развлечения для детей дошкольного.
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Посиделки у самовара» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа № 368 «Лосиный остров» с углубленным изучением отдельных предметов.
Сценарий развлечения «День именинника» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. «День именинника в детском саду»(зимние дети). Цель: Создание у детей веселого,.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Лето красное» Праздник проводится на улице. Начало у центрального входа, затем дети и гости праздника переходят на участок детского сада, где приготовлены.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. «Осенины (Осенние посиделки)» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. «Осенины (Осенние посиделки)» Сценарий Величко Н. В., Музыкальный репертуар.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Проводы зимы» «Проводы зимы» Цель: Приобщать детей к народному творчеству и традициям своего народа, развивать творческие способности воспитанников..
Сценарий развлечения к 8 Марта «У самовара я и моя мама» для старшего дошкольного возраста У самовара я и моя мама (старшая группа). Ведущий: Здесь для вас гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю,.
Сценарий развлечения «Широкая масленица» для детей старшего дошкольного возраста Цель. Приобщать детей к русской традиционной культуре, доставить радость детям. Задачи. Закрепить знания детей об обряде празднования Масленицы.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-posidelki-u-samovara-razvlechenie-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html