Учебники по режиссуре праздника
Известный сербский актер, режиссер, сценограф Стево Жигон делится своими опытом, взглядами, открытиями и тайнами в области театрального искусства. Воспитанный на системе Станиславского, он стал его продолжателем и увлеченно рассказывает о том, как это случилось в его жизни.
Учебное пособие обобщает опыт работы со студентами по актерскому и режиссерскому мастерству в Театральном училище им. Б.В. Щукина; дана система упражнения, помогающих начинающему актеру в создании сценического образа.Рассматриваются вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы репетиционного процесса
Настоящее издание посвящено основным методологическим проблемам обучения на режиссерском факультете. Исследуется процесс освоения специальных дисциплин с I по V курсы, прослеживается путь от начальных импровизационных этюдов до формирования и реализации режиссерского замысла пьесы, затрагиваются вопросы развития и раскрытия актерских индивидуальностей, вопросы режиссерского становления замысла: поиски образа, атмосферы и темпо-ритма спектакля, решение и организация сценического пространства и др. Материалы содержат обобщенный опыт преподавания кафедры режиссуры на режиссерских и режиссерско-актерских курсах ГИТИСа.
Мастер-класс, который польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлевский провел в 1994 году в Амстердамском Летнем университете (под эгидой Европейской академии киноискусства и Фонда призов «Феликс»), был посвящен отношениям режиссера с актерами.
Интерес к творческому наследию К. С. Станиславского так велик во всех уголках нашей Родины, где занимаются сценическим искусством, что трудно себе представить какой-либо драматический кружок, где бы в той или иной мере на практике не применялись методы работы по системе Станиславского.
Григорий Михайлович Козинцев, (режиссер Фильма «Гамлет»)
Издание второе, 1966 год
В современном русскоязычном пространстве кино испытывает некоторый дефицит профессиональной литературы. А с конкретными учебными пособиями и вовсе дела обстоят скверно – их и в мире не так много. Тем ценнее для нас книга «Основы кинорежиссуры», которую написал великий советский режиссёр Лев Кулешов. Она представляет собой один из немногих в мире учебников по режиссуре.
В книге впервые представлен опыт педагогической работы выдающегося мастера сцены, режиссера Г. А. Товстоногова. Более пятидесяти лет его жизни были отданы воспитанию актеров и режиссеров. За эти годы сформировалась целостная система обучения — режиссерская школа Товстоногова, — основанная на традициях русской сценической педагогики, отмеченная своеобразием индивидуальности ее создателя
Эта книга и для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль, и для того, кто не собирается всем этим заниматься.
Книга посвящена профессии режиссера, его работе над фильмом – от замысла до встречи со зрителем.
Г. В. Морозова- профессор Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина,
Президент Гильдии режиссеров и педагогов по сценической пластике
Автор настоящей книги ставит перед собой очень трудную задачу: выявить и сформулировать некоторые законы режиссерского письма, определить и обозначить целый ряд секретов временно-пространственной организации спектакля.
«. Следовательно, чтобы распределить роли, режиссер должен знать пьесу, постичь ее идею, знать всю ее структуру, значение каждой роли в действенном раскрытии авторской идеи.»
ОТ АВТОРА «. Книга эта рассчитана на широкого читателя. Мне хотелось бы, чтобы она прежде всего принесла пользу всем, ктоnлюбит и интересуется нашим делом, не работая в нем профессионально. Таких людей очень много.»
ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КАБИНЕТ)
Из стенограмм лекций, прочитанных на I курсе режиссерского факультета в марте-апреле 1955 г.
Исследование Рыбакова посвящено творчеству Г.А.Товстоногова. Он анализирует идейно-эстетические принципы режиссуры, пути претворения их в постановках советской и классической драматургии..
«Моя жизнь в искусстве» — классическое произведение мировой театральной литературы. Среди множества мемуаров деятелей театра нет книги, равной по своему идейному богатству, по силе и ясности художественного изложения книге Константина Сергеевича Станиславского.
Источник статьи: http://teatrsemya.ru/dir/rezhissura/knigi_rezhissura/10
Учебники по режиссуре праздника
Андрей Тарковский «Уроки режиссуры»
Лекции по режиссуре были прочитаны Андреем Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино СССР и Союза Кинематографистов СССР.
Стенограммы лекций были подготовлены к печати режиссером К. Лопушинским и одобрены Андреем Тарковским в 1981 г. Предполагаемое их издание тогда не состоялось.
Марина Александровская «Профессиональная подготовка актеров в пространстве евразийского театра XXI века»
В основу этой книги лег уникальный опыт, полученный автором в результате многолетней работы на двух принципиально разных по своей организации территориях профессиональной подготовки актеров — в России и в Европе. Особый интерес представляет описание и методическое обоснование упражнений, большая часть которых заимствована из ранее не переводившейся на русский язык специальной французской литературы. Издание предназначено для преподавателей и студентов театральных вузов, училищ, студий, а также участников творческих коллективов и всех тех, кто хочет познакомиться со структурой образования и методами обучения европейских актеров.
Богданов И.А., Виноградский И.А. «Драматургия эстрадного представления»
Авторы учебника рассматривают как общие законы, так и частные приемы драматургии эстрады. Разделы учебника посвящены драматургии номера, концерта, представлений разных жанров и форм. Приводится большое количество примеров. Рекомендуется студентам высших и средних специальных учебных заведений искусства и культуры, а также сценаристам, режиссерам, артистам, продюсерам, деятелям эстрадного искусства и шоу-бизнеса.
Казакова Л.С. «Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом»
В пособии последовательно изложена методика основ голосоречевого тренинга и анализа художественно-поэтического текста. Издание предполагает практическое освоение основ работы над голосом в рамках преподавания мастерства актера, необходимое в любительских и профессиональных театральных коллективах. Предназначено для студентов институтов искусств и культуры, педагогических институтов искусств, колледжей культуры, режиссеров любительских театров.
Сисели Берри «Голос и актёр»
В книге отмечается, что голая «техника» есть миф, т. к. в реальности не существует правильного голоса. Неправильное использование голоса приводит к невозможности выразить чувство, ограничивает активность, притупляет выразительность. Эти блокады умножаются и являются результатом приобретенных привычек, доходящих до автоматизма, незамечаемые и неизвестные они стоят между актерским голосом, какой он есть и каким бы он мог быть. Эти блокады не исчезнут сами собой.
Надо дать возможность для освобождения голоса. Так как выразительность голоса зависит от эмоций, то бесцветные и однообразные технические упражнения не могут быть успешными. Сисели Берри никогда не отступает от основного положения, что речь является частью целого — выражением внутренней жизни.
Большую часть этой книги составляют упражнения. При регулярном их выполнении вы сможете расширить физические возможности вашего голоса и получите ощущение свободы уже потому, что почувствуете свои возможности.
Громов Ю.И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера»
В книге рассматриваются вопросы сценической педагогики, показана ведущая роль танца в гармоничном развитии драматического актера, актуальность взаимодействия танца с другими дисциплинами театрального профиля. Автор предлагает оригинальную методику формирования творческой индивидуальности студента — будущего актера драмы, музкомедии, оперетты, кинематографа. Настоящее издание дополнено воспоминаниями автора о сотрудничестве с видными театральными деятелями. Данная книга представляет интерес для режиссеров, актеров, театральных педагогов, балетмейстеров, хореографов, педагогов по танцу, сценическому движению, студентов специальных учебных заведений.
Туманишвили М.И. «Введение в режиссуру»
«Вы работаете по методу Станиславского? — спрашивают меня, а я не знаю, что сказать. Надо бы ответить, наверное, так: я стараюсь прислушиваться к его советам, но не только его. Ведь в последние годы столько разных театров всего мира открыли нам свои секреты: Брехт, Дюллен, Вилар, Барро, Гротовский, Планшон, Стрелер, Брук. Чего мы только не узнали! Да не только к советам Станиславского!
Я копаюсь в материалах Мейерхольда, Вахтангова. А хочу делать по-своему. Это только кому-то (иногда и мне самому) кажется, что я работаю по методу Станиславского. На самом деле это не совсем так. Даже совсем не так. мы должны изучать правила нашего ремесла. Их обязательно надо знать. А потом можно и нарушать». Вот, сверхзадача книги Туманишвили, этого подробного и увлекательного «путеводителя по ремеслу».
Грачева Л.В. «Актёрский тренинг: теория и практика»
Книга адресована преподавателям и студентам творческих учебных заведений. Может быть полезна профессиональным актерам и режиссерам. В ней приведены этапы тренировки и развития организма в процессе обучения актеров, многие из упражнений или направлений тренировки могут применяться в учебном процессе любого творческого учебного заведения.
Книга заинтересует всех, кто любит театр, она позволяет прикоснуться к тайнам творчества.
Сарабьян Эльвира «Актёрский тренинг по системе Георгия Товстоногова»
Эта книга поможет вам освоить тот путь, который прошел сам Георгий Александрович и его актеры. В основу тренинговых упражнений легла практика работы Товстоногова над пьесой, работа над ролью и этюдные занятия. В качестве тренингового материала даны работы Товстоногова в театре, а также учебные задания, которые он давал своим студентам.Все актеры и режиссеры, обучавшиеся и работавшие под началом Г. Товстоногова, проходили уникальную школу, неотъемлемой и главнейшей частью которой был актерский тренинг. Его ученики, ученики его учеников используют товстоноговский тренинг в своей ежедневной творческой работе с актерами. Прикоснитесь и вы к мудрости одного из самых блестящих учителей театрального искусства!
Ханс-Тис Леманн «Постдраматический театр»
Театровед Павел Руднев рекомендует: самая важная книга современности о кризисе интерпретационной режиссуры и новой концепции развития театра.
Буткевич М. М. К игровому театру. В 2-х томах
ГИТИС, 2010
В книге «К игровому театру» читатель найдет продуманную до мелочей современную систему профессионального обучения режиссера в театральной школе.
В то же время она причудливо и органично сочетает в себе мемуары, анализ «Макбета», «Трех сестер», описание спектаклей маститых режиссеров и учебных работ. Читать книгу будет интересно не только специалистам, но и тем, кого волнуют пути развития русского театра, русской культуры XXI века.
Второй том посвящен центральной части трактата «К игровому театру» — актерской игре. «Игра с актером» — так назвал эту часть книги ее автор.
М. М. Буткевич не успел завершить ее, и вот теперь она наконец-то предстанет перед читателем, собранная и расшифрованная его учениками и последователями. Новизной формы, содержания, композиции поразил читателя первый том. Те, кто возьмутся за чтение второго, не испытают разочарования.
«Игра с актером» — это коллекция мыслей, размышлений об актерском искусстве, тренинге, психологии актерского творчества.
Альшиц Ю.Л. «Тренинг forever!»
ГИТИС, 2009
Книга состоит из десяти частей, рассматривающих отдельные элементы тренинга актера: освобождение от рефлексов повседневной жизни, поиск и организация энергии игры, сценические законы, настройка художественного «я», подготовка к игре с партнером, принципы коллективного договора и ансамблевой игры и т.д.
Упражнения, представленные в этой книге-уроке рассчитаны как на групповые занятия, так и на индивидуальную подготовку актера. Исполнение данных упражнений, предполагает самостоятельное творческое осмысление заданий и их применение в конкретных сценических работах. Практические занятия сопровождаются кратким объяснением, отдельными замечаниями, заметками и размышлениями Автора о Театре и театральном тренинге.
Книга рассчитана на актеров и режиссеров театра, педагогов и студентов театральных школ.
Ершов П.М. Искусство толкования. Часть 1 — Режиссура как практическая психология.
Ершов П.М. Искусство толкования. Часть 2 — Режиссура как художественная критика
Значение предлагаемой вниманию читателей книги П. М. Ершова далеко выходит за пределы искусствоведения и театральной педагогики. Разработанная автором классификация потребностей человека представляет собой новое и оригинальное слово в общем человековедении. Она несомненно вызовет интерес у каждого, кто по роду своей деятельности обращается к анализу человеческого поведения, будь то философ, психолог, социолог, юрист, руководитель коллектива.
Издание: П. М. ЕРШОВ, ИСКУССТВО ТОЛКОВАНИЯ, в двух частях. Часть первая -Режиссура как практическая психология. Москва, 1996 г.
Тарковский А. Уроки режиссуры
Учебное пособие. — М.: Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии (ВИППК), 1992. — 92 с.
Лекции по кинорежиссуре были прочитаны Андреем Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино СССР и Союза Кинематографистов СССР. Стенограммы лекций были подготовлены к печати режиссером К. Лопушанским и одобрены Андреем Тарковским в 981 г. Предполагаемое их издание тогда не состоялось. Лекции были напечатаны в журнале «Искусство кино» в №№ 7—10 за 1990 год.
ВИППК издает книгу «Андрей Тарковский «Уроки режиссуры» в учебных целях, считая, что наша кинематографическая молодежь почерпнет из лекций Андрея Тарковского необходимое понимание сути режиссуры и задач творца, посвящающего свою жизнь кинематографу.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера.
Изд. 3-е, испр. и доп.
Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ.
Москва, «Просвещение», 1973 г.
Учебное пособие обобщает опыт работы со студентами по актерскому и режиссерскому мастерству в Театральном училище им. Б. В. Щукина; дана система упражнения, помогающих начинающему актеру в создании сценического образа. Рассматриваются вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы репетиционного процесса.
Зверева Н.А. Мастерство режиссера
М.: ГИТИС, 2002. — 472 с. — (ГИТИС — студентам. Учебники. Учебные пособия.) ISBN 5—7196—0251—
8. Под общей редакцией Н. А. Зверевой
Настоящее издание посвящено основным методологическим проблемам обучения на режиссерском факультете. Исследуется процесс освоения специальных дисциплин с I по V курсы, прослеживается путь от начальных импровизационных этюдов до формирования и реализации режиссерского замысла пьесы, затрагиваются вопросы развития и раскрытия актерских индивидуальностей, вопросы режиссерского становления замысла: поиски образа, атмосферы и темпо-ритма спектакля, решение и организация сценического пространства и др.
Материалы содержат обобщенный опыт преподавания кафедры режиссуры на режиссерских и режиссерско-актерских курсах ГИТИСа.
Издано при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Рекомендовано к печати кафедрой режиссуры Российской академии театрального искусства — ГИТИС
© Издательство «ГИТИС», 2002
Л. В. КУЛЕШОВ: УРОКИ КИНОРЕЖИССУРЫ
Автор: Мария Воденко, Марианна Ростоцкая, Екатерина Хохлова Хохлова (составители)
Издательство: Москва: ВГИК
Год: 1999
Страниц: 262
Формат: pdf (OCR на основе графических файлов)
Размер: 24,8 MB
ISBN: 5-87149-049-2
Качество: выше среднего
Серия или Выпуск: Памятники кинематографической мысли
Язык: русский
Мы делаем картины — Кулешов сделал кинематографию
(В. Пудовкин, Л. Оболенский, С. Комаров, В. Фогель. Из предисловия к книге Л. Кулешова «Искусство кино»)
Лев Владимирович Кулешов (1899-1970) известен всему миру как выдающийся советский кинорежиссер, автор фильмов, ставших классикой кинематографа. Начало режиссерской деятельности Кулешова — первые шаги отечественного кинематографа, а первые педагогические опыты — зарождение методов отечественной киношколы. Его гениальные открытия в области монтажного кинематографа, в том числе знаменитый «эффект Кулешова», считаются основой основ языка кино. Благодаря Кулешову динамический монтаж во всём мире стали называть русским. С именем Льва Кулешова связаны не только достижения в теории и практике кинорежиссуры, но и рождение первой в мире государственной киношколы — нынешнего ВГИКа.
В предлагаемое издание, выпущенное к 100-летию Л. В. Кулешова и 80-летию ВГИКа, включены впервые публикуемые в полном объёме лекции по курсу «Основы режиссуры», прочитанные Кулешовым на киноведческом факультете ВГИКа, стенограмма беседы студентов ВГИКа с Л. В. Кулешовым и А. С. Хохловой, а также различные архивные материалы из наследия ВГИКа.
Андрей Михалков-Кончаловский. Парабола замысла.
Книга посвящена профессии режиссера, его работе над фильмом – от замысла до встречи со зрителем. Привлекая богатый материал своих постановок – “Романс о влюбленных”, “Первый учитель”, “Дворянское гнездо”, “Дядя Ваня”,- автор рассматривает широкий круг дискуссионных вопросов современной теории и практики. Книга дает интересный материал для размышлений как профессионалам кинематографистам, так и любителям киноискусства.
КНИГИ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Казакова Л.С. «Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом»
В пособии последовательно изложена методика основ голосоречевого тренинга и анализа художественно-поэтического текста. Издание предполагает практическое освоение основ работы над голосом в рамках преподавания мастерства актера, необходимое в любительских и профессиональных театральных коллективах.
Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. «Искусство речи»
В пособии обобщены теория и практика по воспитанию профессиональной сценической речи будущих актеров. Книга написана в доступной форме, с примерами большого практического материала и может быть рекомендована не только педагогам и студентам профессиональных театральных учебных заведений, но и для самостоятельной работы желающим совершенствовать свою речевую культуру.
Линклэйтер Кристин «Освобождение голоса»
Эта книга представляет собой отличный практикум по развитию и постановке голоса. Один из примеров ее успешного применения — известный тренер ораторского искусства Лариса Соловьева была ученицей Кристин Линклэйтер и использовала в создании своей методики постановки голоса принципы, разработанные Кристин Линклэйтер. Это одна из самых серьезных и профессиональных книг на заданную тему.
Ласкавая Елена «Сценическая речь»
Елена Валентиновна Ласкавая – старший преподаватель Театрального института им. Б.Щукина и ВГИК. Генеральный директор «Центра развития культуры речи»
Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. «Сценическая речь»
Книга является теоретическим и практическим руководством для овладения культурой техники речи. Большое внимание уделено искусству художественного слова, работе над стихотворной драматургией.
Бруссер А.М. «Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов»
Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.
Источник статьи: http://vk.com/topic-40155085_33984864