Наурыз: история праздника началась пять тысяч лет назад
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ — Праздник Наурыз — один из самых древних праздников в мире, отмечаемый еще 5 тысяч лет назад. О его происхождении рассказала корреспонденту МИА «Казинформ» доцент кафедры археологии, этнологии и музеологии КазГУ им. аль-Фараби, кандидат исторических наук, этнолог Меруерт Егизбаева.
«Наурыз» в переводе с персидского означает «Новый день». История Наурыза начинается из глубины веков.
«Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что праздник Наурыз появился в очень ранние времена. Так, пять тысяч лет назад появились древние наскальные изображения в горах Аныракай в 170 км к северо-западу от Алматы. На них изображены два крупных лица, одно из которых — священный человек «Тәңір», другое — распространитель тьмы «Іңір», которые на обнимаются, выполняя обряд «көрісу». В центре — четыре периода года: новорожденный теленок — весна, шестимесячный теленок — лето, а слева изображены крупный бык — осень и нежеребая кобыла — зима. Под ними танцуют 12 человек в многообразии Луны, это изображение 12 месяцев. На этом рисунке показана церемония празднования древнего праздника Наурыз, момент равновесия солнца и ночи»,- рассказывает Меруерт Егизбаева.
Праздник Наурыз — не религиозный. Этот день весеннего равноденствия, который ассоциируется с приходом тепла. Восточные гении Махмуд Кашкари, Абу Райхан Бируни, Фирдауси, Алишер Навои, Омар Хайям после себя оставили множество произведении о праздновании Наурыза.
Этнолог отметила, что этот праздник отмечают не только тюркские народы. Это также и ирано-персидский праздник.
«Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что «главное условие модернизации нового поколения это сохранение и пропаганда своей культуры, своего национального кода». Один из наших обычаев, соответствующих этой инициативе — традиция празднования Наурыза. Неоспоримо, что в этот день проявляются такие нравственные качества, как добрые пожелания, поздравления, прощение, доброта, и молодежь таким образом получает хороший пример», — отметила Меруерт Егизбаева.
По ее словам, в день праздника Наурыз все люди одевались в чистую одежду, а молодежь получала благословение старцев. В тот день забывались все обиды, и люди прекращали вражду.
«В настоящее время все обычаи возрождаются. В западных регионах, Атырау и Мангистау, праздник Наурыз начинается с 14 марта и называется «Амал», традиционный элемент этого праздника — «Көрісу», когда люди демонстрируют доброжелательность», — заключила этнолог.
Источник статьи: http://www.inform.kz/ru/nauryz-istoriya-prazdnika-nachalas-pyat-tysyach-let-nazad_a3507628
История древнего праздника Наурыз
С 21 марта в Казахстане и ряде стран отмечается древний праздник весеннего обновления Наурыз мейрамы. По восточному календарю Наурыз совпадает с днем весеннего равноденствия, в древности этот день считался началом нового года, сообщает Zakon.kz.
В переводе с фарси «Навруз» означает «Новый день». Написание и произношение могут различаться в разных странах — Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и другие.
Точной даты возникновения праздника не имеется, однако известно, что его отмечали еще до VII века до н.э.
Празднование начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом очищения истока родника. После исполнения ритуальных мероприятий глашатаи обходили все улицы, дворы и звали всех на праздник. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.
Помимо этого, празднования сопровождались весельем, играми, скачками, песнями и состязаниями, в которых принимали участие все желающие, независимо от возраста и пола. Главным блюдом этого дня является наурыз-коже, который состоит из семи ингредиентов. Вода, мясо, соль, жир, мука, молоко и злаки символизируют семь элементов жизни.
Во многом традиции праздника сохранились и до наших дней, трансформировавшись в современную жизнь. Теперь же стало больше театрализованных представлений, концертов, благотворительных акции, народно-спортивных игр. Однако неизменным остается одно — ощущение нового года, обновления и высказывания добрых пожеланий.
Стоит отметить, что в Казахстане Наурыз отмечался не всегда. С 1926 по 1988 год Наурыз не отмечался всенародно, находясь под запретом советской власти. Официально праздник был возрожден Указом Президента Казахской ССР Нурсултана Назарбаева от 15 марта 1991 года «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы», в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. В 2001 году праздник был объявлен государственным, а с 2009 года он отмечается три дня подряд. В феврале 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза.
В 2019 году в честь праздника казахстанцы отдыхают пять дней.
Источник статьи: http://www.zakon.kz/4962691-istoriya-drevnego-prazdnika-nauryz.html
Как праздновали Наурыз в СССР – архивные кадры
Наурыз стали официально отмечать в Казахстане с 1991 года, спустя десять лет праздник получил статус государственного. Сегодня в Казахстане Наурыз отмечают три дня – 21, 22 и 23 марта
НУР-СУЛТАН, 22 мар — Sputnik. Почти тридцать лет назад праздник весеннего обновления Наурыз стал официальным в Казахстане. В Советском Союзе он долгое время был под запретом, поэтому старшему поколению в казахских семьях приходилось справлять весенний новый год тайком.
Танцы, угощения и улыбки – Наурыз в 80-ые
В 80-ые Наурыз уже отмечали публично: устраивали концерты, готовили традиционные угощения. Уникальные кадры хранятся в архивах Sputnik. В объектив фотографа Юрия Лушина 22 марта 1981 года попали девушки из самодеятельного казахского ансамбля в Алма-Ате (Алматы).
«Молодое поколение в СССР не знало этого национального праздника. Однако в казахских семьях, где чтили традиции, старшее поколение в основном тайком справляли Наурыз. Возрождение праздника произошло лишь в условиях государственного суверенитета Казахстана 15 марта 1991 года», — поделилась со Sputnik Казахстан кандидат исторических наук Индира Акылбаева.
А это кадр 1982 года: так шла подготовка к национальному празднику в Таджикской ССР, кишлаке Иол Кулябской области.
Жителей села в колхозе «Победа» Пянджского района (Таджикская ССР) в 1987 году порадовали праздничным концертом.
В Узбекистане по сей день праздничный стол не обходится без национального блюда «сумалак». Так его готовили в 1989 году.
Наурыз – возрожденный праздник
Официально день весеннего равноденствия отмечать стали с 1991 года. Первый президент Нурсултан Назарбаев издал указ «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы».
«От всего сердца поздравляю всех вас с возрожденным праздником Наурыз мейрамы – праздником весны, труда и обновления. Этот день, считающийся по восточному календарю началом года, издревле символизирует благоденствие, братскую сплоченность, побуждает к созиданию, нравственному очищению, милосердию», — говорил Назарбаев в 1992 году.
Профессор университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Индира Акылбаева напоминает, что праздник в Казахстане имеет глубокие исторические корни: кочевники отмечали Наурыз еще пять тысяч лет назад.
«В период Наурыза кочевник поклонялся природе и жил согласно ее законам, так как небесные светила после годичного круговорота возвращаются на точки своего первоначального нахождения и начинают новый путь во Вселенной. Дни Наурыза воплощают ценности человечности, обновления, духовной чистоты, верности и самых лучших качеств человека и единства народа», — подчеркнула она.
Казахи праздновали Наурыз с учетом природно-климатических условий, продолжила она. День весеннего равноденствия 22 марта олицетворяет собой «новый день», «обновление природы» и «новую жизнь».
«Когда в Сары-Арке еще лежит снег, на западе приходит потепление. Так в Мангистау и Атырау праздник приходит раньше и начинается с 14 марта, в народной молве его назвали «Амал». Амал сакрален для казаха-кочевника, он сопровождается священными обычаями. Так традиция «көрісу» – рукопожатие выражает духовные, нравственные ценности казаха степи и уважение между поколениями. Младшие идут в дом старших, приветствуя их, просят благословение «наурыз бата» у аксакалов на весь новый год. Для казаха важны семейно — родственные связи. В этот день надо посетить родственников и друзей, постучав в 40 дверей», — подчеркнула Акылбаева.
Кыдыр ата
По древней казахской легенде, в последнюю ночь перед Наурызом сорок домов обходит Кыдыр ата – мудрец из мифологии казаха.
«Он исполняет желания, оберегает народ и приносит удачу и счастье в каждый дом. В народном поверье считалось, что если помыслы хозяев дома чисты, то Кыдыр ата оставит знак на чаше, наполненной сахаром и мукой», — добавила Акылбаева.
Она отметила, что упоминание о Наурызе встречается у Абая, а представители национальной казахской интеллигенции Ильяс Жансугуров, Миржакып Дулатов, Сабит Донентаев рассказывали о празднике как дне весеннего равноденствия в своих публикациях.
Источник статьи: http://ru.sputnik.kz/society/20200322/13265551/prazdnik-nauryz-istoria-arkhivnye-foto.html
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны
Навруз — праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает «новый день». Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.
В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания — Зороастр, Зардушт).
По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: «Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.
Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастризма «Авеста». Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный — 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.
Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.
В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.
По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.
Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.
В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта — выходным днем.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда.
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили — чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
Обязательно стирается одежда, особенно детская — ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Навруз — это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют — останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.
Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.
Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт-син». Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.
Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.
Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) — мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак — это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.
Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах — соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.
Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Эта традиция сохранилась в Иране, где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар («Тринадцатое вне дома»).
Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник статьи: http://ria.ru/20110321/334857014.html