Успение пресвятой богородицы это двунадесятый праздник

Содержание
  1. Успение Богородицы — дата, история, значение праздника
  2. Узнайте все самое интересное и важное об Успении Богородицы, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
  3. Что такое Успение Богородицы
  4. События праздника
  5. История и значение праздника
  6. Смысл Успения Пресвятой Богородицы
  7. Иконография праздника
  8. Особенности богослужения и празднования
  9. Тропарь Успению Пресвятой Богородицы, глас 1:
  10. Кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2:
  11. Величание
  12. 28 августа 2020: Успение Богородицы
  13. Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  14. Что значит слово «Успение»
  15. Что такое Успение Богородицы
  16. Когда празднуется Успение Богородицы
  17. Что можно есть на Успение Богородицы
  18. События Успения Богородицы
  19. История празднования Успения Богородицы
  20. Икона Успения Богородицы
  21. Богослужение Успения
  22. Молитвы Успения Богородицы
  23. Тропарь Успения Богородицы
  24. Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери
  25. Успенский собор Московского Кремля
  26. Успенский собор во Владимире
  27. Народные традиции празднования Успения
  28. «Ореховый, или Хлебный, Спас»
  29. Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  30. Святитель Феофан Затворник

Успение Богородицы — дата, история, значение праздника

Узнайте все самое интересное и важное об Успении Богородицы, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое Успение Богородицы

Успение Богородицы открывает нам одно из чудес, совершённых Господом после Вознесения Его на небеса. Мы знаем о жизни Богоматери после этого события только по апокрифам (не включённые в канон Священного Писания древние религиозные тексты). А также по преданиям, относящимся к I — VIII векам. Успение — это блаженная кончина Пресвятой Богородицы.

События праздника

Когда дни земной жизни Божьей Матери подходили к концу, она вернулась из мест (Афон, Кипр, Эфес), где проповедовала Евангельскую весть, в Иерусалим. У Богородицы было множество врагов и завистников. Они стремились если не убить, то заключить в тюрьму, но Бог хранил Её. Дни и ночи она проводила в молитве. Часто ходила ко Гробу Господню, зажигала там лампады и молилась. Ненавистники Богоматери решили воспрепятствовать Ей в этом. Первосвященник выставил вокруг Гроба стражу. Но Богородица всё равно приходила туда — Господь скрывал Её от взоров солдат.

Читайте также:  Кто может написать сценарий для детского праздника

Однажды во время молитвы Богоматери явился архангел Гавриил и возвестил о скорой Её кончине. Услышав это, Богородицы стала молится Сыну, чтобы Он дал ей попрощаться с апостолами. И Господь перенёс своих учеников, которые разошлись по земле в разные стороны с проповедью, в дом Пресвятой Богородицы. В тот день не было с апостолами только Фомы.

Три часа прощались апостолы с Девой Марией, напоследок Она одарила их своим благословением. По прошествии этого времени свечи в комнате вдруг померкли и вокруг Богоматери разлилось божественное сияние. С небес спустился Господь с ангелами и некоторыми ветхозаветными пророками, взял душу Богородицы и вознёс Её на небеса.

Торжественная похоронная процессия к месту погребения возмутила врагов Иисуса и Его Пречистой Матери. Они хотели убить апостолов и уничтожить тело Богородицы, но Господь отделил процессию невидимой стеной. Озлобленные жители города и их слуги слышали пение. Однако ни учеников Христа, ни одра Богоматери не видели. Так процессия дошла до Гефсимании, где и была похоронена Пречистая Богородица.

Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень сокрушался, что не успел проститься с Богородицей, поэтому решил поклониться Её святому телу. Но, подойдя ко гробу, апостол увидел, что он пуст. Тело Девы Марии исчезло, оставив во гробе лишь благоухающие одежды.

История и значение праздника

Как и другие Богородичные праздники, Успение Пресвятой Богородицы вошло в церковную жизнь лишь в районе VII — IX веков. Любопытно, что даже память мучеников начали отмечать раньше. Вероятно, это происходило из-за того, что они гибли на глазах у других христиан. Тогда как Богоматерь оставалась величиной недоступной. Возникновению и распространению Богородичных праздников послужила Несторианская ересь (возникла в V веке), порочащая память Богородицы. Чтобы защитить доброе имя Богоматери и оказать ей должное почтение, христиане решили особо отмечать связанные с Её жизнью события.

Читайте также:  Новогодний праздник самый яркий

Изначально Рождество Богоматери и праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновались в один день. Но ближе к VIII веку даты празднования разделились. Точная дата праздника часто менялась. В VII веке в Коптской Церкви праздники отмечался 16 января, в Армянской — 15 августа. Римская Церковь 18 января праздновала Успение, а 14 августа — вознесение души Богородицы на небо. В VIII веке праздник закрепили за 15 августа. А византийский император Маврикий сделал его общецерковным в благодарность за свою победу над персами.

Сейчас мы празднуем Успение 28 августа по новому стилю (15 — по старому). Так же, как Иерусалимская, Грузинская, Сербская и некоторые другие православные Церкви. Этой же традиции придерживаются старообрядцы. Католическая церковь празднует 15 августа.

Смысл Успения Пресвятой Богородицы

Рождество и Успение Божьей Матери — два праздника, один из которых открывает, а другой закрывает церковный календарь. Такое расположение выбрано не случайно. Ведь Именно Богоматерь — начало и конец Евангельской истории, в центре которой — Иисус Христос.

Уйдя из этого мира, Богородица явилась к скорбящим апостолам и произнесла такую фразу: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Всем нам следует помнить Её слова, Она не оставит нас в беде. В этом и заключается уникальность ее Успения. Господь, взяв душу Богородицы, вознёс на небо и Её тело, опять соединив их воедино. Богословы обозначают Успение лишь сном Богоматери, который закончился, когда Спаситель вознёс её на небо. Из-за этого в народе праздник Успения Богоматери называют “малой Пасхой” (летней Пасхой).

Иконография праздника

Канон иконы Успения Пресвятой Богородицы сложился достаточно поздно — в XI веке, уже после победы над иконоборческой ересью. Центром композиции чаще всего является одр с телом Девы Марии. За ним изображается Спаситель со спеленутым младенцем на руках, символизирующем душу Богоматери. По бокам от ложа располагаются скорбящие апостолы, а над ними — ангелы.

Особенности богослужения и празднования

Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, который по строгости уступает только Великому посту. К обычным запретам добавляется запрет на рыбу и растительное масло. Успенский пост — единственный пост, посвящённый Богоматери. Он символизирует скорбь членов семьи перед уходом из жизни матери. Успение Пресвятой Богородицы празднует вся Церковь, как одна семья, поэтому подготовка к событию соответствующая.

На вечерней праздника читаются те же паремии (отрывки из ветхозаветных текстов, связанные с праздником), что и на Рождество Пресвятой Богородицы. Служится лития и проходит освящение хлебов. В ключевых местах службы поются тропарь и кондак праздника, также читаются два праздничных канона. На Литургии поются тропарь и кондак праздника, а также задостойник Успения: «Побеждаются естества уставы».

Особенность как праздника, так и строгого поста состоит в том, что они основаны не на Евангельском предании, а на куда более поздних свидетельствах. И основой для начала их празднования стало то благоговение, которое испытывали христиане перед Девой Марией. Это произошло практически без вмешательства в традиции со стороны церковных иерархов. Богородицу почитали всегда, а праздник Её блаженного Успения до VIII века был распространён и праздновался. Но при этом не был признан всей полнотой Вселенской Церкви.

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2:

В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Величание

Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.

Источник статьи: http://pravoslavium.ru/uspenie-bogorodicy-data-istoriya-znachenie-prazdnika/

28 августа 2020: Успение Богородицы

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Что значит слово «Успение»

«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

(28 августа 1981 года)

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните. И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным.

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было.

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично. И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа. Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник статьи: http://foma.ru/28-avgust-2013.html

Оцените статью