Вавилонское царство праздники при царе хаммурапи

ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

1. Возвышение Вавилона.

В Южном Междуречье на берегу реки Евфрата возник город Вавилон.

1 Глинобитный — построенный из глины, смешанной с рубленой соломой или мелким камнем.

Первоначально это был небольшой посёлок, состоявший из низких глинобитных хижин. Местоположение Вавилона было очень выгодным. Вокруг него расстилались плодородные земли. Находился он в том месте, где Тигр близко подходил к Евфрату.

Сюда с верховьев Евфрата и Тигра купцы везли на больших лодках товары, в которых нуждалось Южное Междуречье. Отсюда отправляли товары, которые производились в Южном Междуречье. (Вспомните, какие это были товары.) Через Вавилон пролегали и главные сухопутные дороги Междуречья. По ним шли караваны нагруженных товарами верблюдов и ослов.

Благодаря своему исключительно выгодному местоположению Вавилон стал самым большим и богатым торговым городом Междуречья.

К началу II тысячелетия до н. э. образовалось сильное Вавилонское царство. Столицей его был город Вавилон. Наибольшего могущества оно достигло в первой половине XVIII века до н. э., во время правления царя Хаммурапи.

Хаммурапи царствовал в 1792-1750 годах до н. э. Богатство Вавилона позволило царю организовать многочисленную и хорошо вооружённую армию. Хаммурапи вёл почти непрерывные войны и завоёвывал одну область за другой. В конце его царствования не только всё Междуречье, но и соседние области оказались под его властью.

2. Законы царя Хаммурапи.

Около 60 лет назад археологи вели раскопки недалеко от Междуречья. Они нашли плиту из чёрного камня. Высота её больше человеческого роста. На обеих сторонах плиты вырезаны надписи. На одной стороне вверху изображён царь Хаммурапи (рис. 44).

Читайте также:  Карнавал это праздник друзей

Учёные прочли вырезанные на столбе надписи. Это были законы, установленные царём Хаммурапи. По этим законам судили людей в Вавилонском царстве.

Законы царя Хаммурапи оберегали жизнь и имущество рабовладельцев, укрепляли их господство над рабами и беднотой. Вавилонское царство, так же как и Египетское, было рабовладельческим государством.

3. Упадок и новое возвышение Вавилона.

Могущество Вавилонского царства было непродолжительным. Постоянные войны царя Хаммурапи и его наследников истощали силы страны. В Междуречье вторглись племена горцев и завоевали Вавилон.

В конце VII века до н. э. Вавилон вновь стал столицей большого рабовладельческого государства. Рабовладельцы, используя труд многочисленных рабов, украсили город великолепными постройками и окружили его неприступными стенами.

Однако уже в древности торговые пути Междуречья изменились и стали проходить мимо Вавилона. Город потерял былое значение и опустел. Здания, построенные в основном из необожжённых кирпичей, разрушились. На месте города образовался огромный холм из глины.

В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

Цветная иллюстрация VI. Город Вавилон в VI веке до нашей эры. В центре — главные ворота города, отделанные синими и оранжевыми изразцами. Изразец — обожжённая глиняная плитка с блестящей поверхностью. Справа и слева от ворот — крепостные стены. Перед воротами — рынок. К городу подъезжает на колеснице вельможа. Внутри города, правее ворот, знаменитые «висячие сады», устроенные по приказу царя. Для них было сооружено из кирпича ступенчатое здание. На ступени насыпали землю и посадили на них деревья и кусты. Здание казалось холмом, покрытым зелёным садом. Рабы поднимали снизу воду для поливки сада. Вдали виден верх семиярусной ступенчатой башни, с которой жрецы наблюдали звёзды. В левой части города — дома, в которых жили ремесленники.

ИЗ СБОРНИКА ЗАКОНОВ ЦАРЯ ХАММУРАПИ.

«Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Отныне:

  • Если человек украдёт имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.
  • Если человек украдёт раба или рабыню, его должно убить.
  • Если человек укроет беглого раба, его должно убить.
  • Если кто срежет рабу клеймо *, тому должно отрезать пальцы.
  • Бог солнца и справедливости вручает Хаммурапи знак власти — жезл. Изображение должно было убеждать людей в том, что законы установлены богами. (Найдите, что о происхождении законов говорит сам Хаммурапи.)
  • Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
  • Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
  • Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.
  • Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего (то есть вельможу, жреца
  • и т.п.), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».

В заключение было сказано: «Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны. »

Источник статьи: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/300-vavilonskoe-tsarstvo.html

Вавилонское царство при Хаммурапи — кратко

Деятельность царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне с 1792 по 1750 годы до н. э., до сих пор вызывает интерес. Этому человеку удалось вернуть прежнее величие Вавилона, расширить границы, завоевав практически всю территорию Междуречья, а также провести реформу в области права, результаты которой привели к усилению центральной власти, наведению порядка в обществе и делопроизводстве. Долгое время законы Хаммурапи считались образцом восточного права, они переписывались и изучались учеными других государств на протяжении многих сотен лет.

Будущий царь был рожден в одном из воинственных аморейских племен. Его отец был активным правителем, желавшим усилить позиции своего народа и завоевать соседние территории. Молодой наследник всегда был при дворе и учился управлять государством, вести переговоры с союзниками и организовывать военные походы против соперников.

Хаммурапи стал правителем в юном возрасте после смерти отца. Первые годы своего правления он посвятил налаживанию связей, подготовке к походам, разработке планов. Военная деятельность на начальном этапе была стремительной и победоносной. Царю удается завоевать государство Иссин со столицей в Вавилоне. Именно этот город стал центром нового единого государства в Месопотамии. Правитель был известен своей целеустремленностью, обладал острым умом и хорошими лидерскими качествами.

Первые десятилетия своего правления юный правитель посвятил завоевательным походам и объединению подчиненных областей. На вторую половину правления пришлась активная реформаторская деятельность в области права, государственного и общественного устройства, введению в обращение новых систем ирригации и орошения полей, которые позволили значительно увеличить урожайность.

Самым известным деянием стало составление свода законов. Чтобы все могли их прочитать, положения были выбиты на гигантской каменной стеле, установленной в центре города.

Надо отметить, что царь почти не придумывал новых правил и ограничений. Деятельность заключалась в сборе уже имеющихся и действующих на тот момент, их анализе, приведении в строгое соответствие с настоящим положением вещей в обществе. До этого каждые племя или земля имели свои законы, по которым судили людей за те или иные преступления. Это приводило к путанице и делало судебную систему неповоротливой и тяжеловесной. Царь приказывает составить обощающий свод, который позволит осуществлять делопроизводство или судить в соответствии с единой нормой права, действующей на всей территории государства.

Законы касались всех сфер жизни населения. В них не только оговаривалось наказание за совершенные преступления в виде убийства, воровства, порчи чужого имущества, но и процедура решения вопросов аренды, заключения сделок, выдачи кредитов.

Из анализа положений свода Хаммураппи следует, что общество в Вавилоне было неоднородным. Существовали государственные служащие, получавшие вознаграждение в виде наделов и орудий труда. Эта категория не имела прав на выделенный участок. Государственный человек не мог продать землю, отдать за долги или передать наследнику. Также можно выделить крестьян-общинников. У них не было собственного надела. Вся земля и скот принадлежали общине, а люди пользовались ими по очереди. Большую группу населения составляли рабы, в своем положении приравнивавшиеся к вещи. Основную часть составляли пленные иноземцы или люди, оказавшиеся в рабстве из-за долгов. Царь ограничил долговое рабство тремя годами. Затем человек должен был быть отпущен на волю. Также разрешались браки между рабами и свободными людьми. Их дети рождались свободными.

Введение единого законодательства позволило навести порядок на обширной территории. Время правления царя Хаммураппи принято называть расцветом Вавилонского царства. Его наследники уже не смогли сохранить власть в своих руках, постепенно все пришло в упадок, и страна распалась на несколько независимых государств.

Источник статьи: http://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/18576-vavilonskoe-carstvo-pri-hammurapi-kratko.html

Вавилонское царство при царе Хаммурапи

В 3-м тысячелетии до н. э. на берегу Евфрата появилось небольшое поселение, получившее название «Врата божьиgt;gt; — Бабили (Вавилон). Прошли столетия, и некогда маленькое поселение превратилось в большой город.

Законы Хаммурапи бьши высечены на стеле — высоком черном камне, установленном вертикально. Эти законы — очень важный источник знаний по истории Месопотамии. Из них можно многое узнать о древневавилонском обществе.

В судебнике Хаммурапи бьшо 282 статьи. Там говорилось, например, о наказании вора. В зависимости от того, что человек украл, его могли либо казнить, либо заставить вернуть стоимость украденного. Теперь суд вершился на основании именно этих законов.

Население делилось на свободных граждан, царских служащих и рабов. У царских служащих не было собственной земли, они получали ее в пользование как вознаграждение за службу государству. Полноправные граждане отличались по своему имущественному положению — одни жили богаче, другие беднее.

Особую группу служащих составляли воины. По первому приказу царя воин должен бьш быть готовым к походу. За отказ участвовать в боевых действиях, даже если воин вместо себя нанимал другого человека, ему грозила смертная казнь.

За военную службу солдат получал участок земли и орудия труда для его обработки. Однако продать эту землю, отдать за долги или передать детям по наследству бьшо нельзя. Выкуп воина из плена осуществлялся за счет средств храма той местности, откуда он ушел в поход, или за счет государственной казны. Если воин погибал, то вдова с малолетним сыном имела право на часть надела.

Часть населения Вавилонии составляли рабы. Они могли принадлежать государству, храму, частным лицам. Рабом мог стать пленный, человек, совершивший преступление или не уплативший долги.

Несмотря на подневольное положение, рабу разрешался брак со свободной женщиной, их дети считались свободными. Сын рабыни по желанию хозяина мог стать его наследником. Раб даже мог оспорить в суде свое положение, но для этого ему требовались серьезные доказательства. В противном случае его ожидало суровое наказание.

Хаммурапи ограничил долговое рабство тремя годами. По вавилонским законам запрещалось кредитору — человеку, дающему деньги, товары или продукты в долг с условием выплаты процентов, — изводить должника тяжелым трудом и побоями.

Религиозные верованиЯ вавилонян

Успехи в земледелии, ремесле и других занятиях, по мнению вавилонян, зависели от воли богов. Вавилоняне считали, что боги связаны с небесными телами. Так, бог Ша- маш олицетворял Солнце, бог Мардук — планету Юпитер, бог Син — Луну, бог подземного мира Нергал — планету Марс, богиня любви и плодородия Иштар — Венеру.

Каждому божеству соответствовало священное число, которое в клинописи иногда заменяло имя бога. Для обозначения первого священного бога ставили цифру 60, бога владыки стихий, потопов, бури и других бедствий — 50.

Вавилоняне представляли богов в образе людей, наделенных необычайной внешностью: колоссальный рост, сверкающие глаза, огненное дыхание. Они верили, что боги обладают силой, которая дана вечно.

Вавилоняне верили, что кроме богов существовали еще злые и добрые демоны. Самых опасных демонов называли «семеро злых». Для защиты от них вавилоняне в домах имели изображения добрых сил, прежде всего наиболее главных из них — «семерых мудрых». Как правило, их изображали в виде странных существ, например в виде человека с птичьей головой и крыльями.

При преемниках Хаммурапи Вавилон начинает терять свое лидирующее положение в Месопотамии.

Ворота Иштар. Вавилон VI в. до н. э.

Дракон Сирруш на воротах богини Иштар. Изразцы. Вавилон Vl в. до н. э.

покорена своим северным соседом — Ассирией, которую населял народ, родственный вавилонянам. После разгрома Ассирийской державы вновь происходит возвышение Вавилона. Наступает время Нововавилонского царства. Его расцвет приходится на правление царя Навуходоносора II (VI век до н. э.). Именно при нем Вавилон становится самым крупным городом на Востоке. Город представлял собой неприступную крепость, окруженную рвом шириной 12,5 метра. За ним поднималась внешняя стена Немет Энлиль, что означало «место, где живет бог Энлиль», толщиной 3 метра. Затем шла вторая, внутренняя, стена Имгур Энлиль — «услышал бог Энлиль». На стенах через каждые 20 метров возвышались выдвинутые вперед прямоугольные башни. От центрального входа в город шла Дорога процессий в честь главного бога Вавилона Мардука. Эта дорога вела к священным воротам, которые были посвящены богине плодородия Иштар.

Продолжением Дороги процессий в черте города была центральная улица шириной 10-20 метров. Путешественник мог попасть в столицу Вавилона и через другие ворота. Всего их было восемь. От ворот шли прямые широкие улицы, делившие город на прямоугольные кварталы. Каждый квартал имел свое название. Здесь же располагались небольшие храмы.

Дорога процессий вела к знаменитой Вавилонской башне, производившей неизгладимое впечатление на путешественников своей грандиозностью. Это был один из самых больших зиккуратов в Месопотамии.

Вспомнитеt Какой храм называется зиккуратом? В чем его особенность?

Вавилонская башня была квадратной формы, длина одной ее стороны составляла 90 метров. Такой же была и высота. Каждые семь ступеней башни имели свой цвет. На последней ступени находилось святилище бога Мар- дука с золотой крышей. Башня имела потайные ходы и лестницы, по которым жрецы поднимались к святыне. Храм был виден издалека. Это был символ мощи и богатства города.

Другой достопримечательностью Вавилона были сады Семирамиды — вечнозеленые висячие сады, считавшиеся одним из чудес света. Платформы, сложенные из камня, поддерживали колонны высотой 25 метров. На них насыпали землю. Чтобы вода не просачивалась, платформы покрывали камышом, кирпичом и заливали асфальтом. Ярусы соединялись лестницами. Цветы и деревья, посаженные там, были привезены из разных стран. На верхнем ярусе находился бассейн. Из него вода стекала ручьями по специальным руслам.

Зиккурат Этеменанки, так называемая Вавилонская башня

¦ Один из древнейших сводов законов бьш принят в правление царя Хаммурапи.

Висячие сады Семирамиды

¦ в течение нескольких тысячелетий город Вавилон бьш самым крупным городом Передней Азии.

Вопросы и задания ^твтштттштшвттшшвшяятвт^^шшшт

1. Расскажите о вавилонском обществе в период правления царя Хаммурапи. 2. Каковы были источники рабства в Вавилоне? 3. Чем отличались религиозные верования вавилонян и древних египтян, шумеров? 4. Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон (см. памятку N° 3). 5. Почему висячие сады, а не Вавилонская башня считались чудом света? 6*. Согласны ли вы со словами греческого историка Геродота: «Вавилон устроен так прекрасно, как ни один из известных наших городов». Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию. 7*. Используя дополнительную литературу, расскажите библейскую легенду о Вавилонской башне.

р Изучаем источник
Из законов царя Хаммурапи О воинах

Статья 35. Если кто-нибудь купит из рук редума крупный или мелкий рогатый скот, данный редуму царем, то он теряет свое серебро.

Статья 36. Поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму (легковооруженному воину) . не могут быть проданы за серебро.

Какое вознаграждение полагалось вавилонянину, поступающему на военную службу? Какие цели преследовало государство, охраняя собственность воинов и их семей?

Статья 16. Если кто-нибудь скроет в своем доме беглых раба или рабыню. и на клич глашатая не выведет их, то этот домовладелец должен быть казнен.

Статья 117. Если долговое обязательство схватило человека и он продал за серебро жену, сына, дочь. то три года они должны обслуживать их покупателя и их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

О чем свидетельствует статья 16? Как вы думаете, почему Хаммурапи ограничил долговое рабство?

Источник статьи: http://uchebnikfree.com/istoriya-drevnego-mira/vavilonskoe-tsarstvo-pri-tsare-28766.html

Оцените статью