Важные религиозные праздники буддистов

Важные религиозные праздники буддистов

Праздник 15 чудес Будды (Монлам Чхенмо) посвящён воспоминанию 15 чудес, которые Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). Первые «Великие молитвы», или «Великие молебны» Монлам Чхенмо были проведены в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы Гелугпа Чже Цзонхава разработал правила проведения буддийских праздников в монастырях, включив в их перечень и 15 чудес Будды. Празднование 15 чудес Будды начинается в первый день Нового года и длится 15 дней. Каждый праздничный день посвящен сотворенному в этот день Буддой чуду.

Во время торжественных молебнов, посвященных 15 чудес Будды, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов. В 15-й день праздника принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды, и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях проводятся театрализованные мистерии Цам (Чам).

День рождения Будды

День рождения Будды (Весак, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал) — самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирвану) на 81 году жизни.

Читайте также:  Ты доволен как перед праздником

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

День рождения Далай-ламы

День рождения Далай-ламы XIV — единственный буддийский праздник, отмечаемый по европейскому календарю, 6 июля. Буддисты почитают Его Святейшество Далай-ламу как воплощение бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Ченрезига). День рождения Далай-ламы празднуется буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, для которых Далай-лама является духовным лидером. В этот день в буддийских храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

Буддисты верят, что после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Далай-Лама XIV Лхамо Дхондруп (или Тэнзин Гьяцо — «Океан, хранящий учение») родился 6 Июля 1935 года в деревне под Такцэр в северной Тибетской провинции Амдо. В 1937 г. специальная группа лам после соответствующих испытаний признала Лхамо Дхондруп Перерожденцем Далай-ламы XIII. Далай-лама XIV был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета.

День рождения Падмасамбхавы

10 числа 6 месяца по лунному календарю в Тибете отмечают День рождения Падмасамбхавы — индийского учителя буддийской тантры, жившего в VIII веке. В Бутане и Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Тибетская буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду. В этой школе праздник Дня рождения Падмасамбхавы особенно популярен.

По преданию, Падмасамбхава был проявлением Будды Амитабхи. Он родился из цветка лотоса, поэтому и получил имя «Рождённый из лотоса». Подобно Будде Шакьямуни, Падмасамбхава отказался от царской жизни и стал отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в пещерах он получил тайные тантрические посвящения от дакини и стал великим йогином и чудотворцем. Падмасамбхава находился в стране Уддияна, когда в Тибете царь Тисонг Децэн безуспешно пытался утвердить буддизм при поддержке учёного Шантаракшиты. Считалось, что развитию буддизма препятствовали местные демоны. Падмасамбхава был приглашён царём на смену Шантаракшите. Прибыв в Тибет, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма. А демонов и злых духов Тибета он подчинил, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — защитниками Дхармы.

Читайте также:  Участковый уполномоченный полиции праздники

Дугжууба

Дугжууба — особый обряд очищения в канун Нового года. Дугжууба проводится в 29 лунный день в канун первого весеннего новолуния. По традиции перед Новым годом делали дома уборку, доставали и перетряхивали всю одежду. Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд очищения, устраняющий помехи, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье и спокойствие.

Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, затем лепят из него фигурку человечка (табалан), символической передавая этой фигурке свои болезни и беды. Эти фигурки приносят в буддийский храм и складывают их в ритуальное сооружение в виде пирамиды. После молебна ламы освящают костер и зажигают его. Во время ритуала Дугжууба проводится церемония очищения и подавления злых сил посредством огня. Верующие буддисты мысленно представляют, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Зула Хурал

Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад — один из главных буддийских праздников, отмечаемый в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю. Зула Хурал отмечается как День ухода в нирвану Богдо Цзонхавы (1357-1419) — реформатора, философа, основателя тибетской школы Гелуг. Его имя переводится как «Человек из луковой долины». Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда.

Главный ритуал праздника Зула Хурал — церемония подношения цог, символического нектара. Буддисты верят, что подношения буддам и бодхисатвам помогают избавиться от омрачений. Во время праздника миряне приносят в храмы подношения Учителю. Обычно это молоко, сладости, чай, масло для лампад, символизирующих учение буддизма. В день Зула Хурал принято зажигать тысячу лампад, которые освещают Путь, ведущей в Нирвану.

Майдари-Хурал

Майдари-Хурал (Круговращение Майтреи) — буддийский праздник, посвящённый приходу на землю Майтреи — грядущего Будды. Учение махаяны гласит, что Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедуя там Дхарму (Учение) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Считается, что это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист.

Майдари-Хурал — один из самых торжественных буддийских праздников, на который в монастырях собирается большое количество людей. После праздничного молебна из храма выносят скульптуру Будды Майтрейи и сажают его на колесницу. Окруженная верующими буддистами колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря. Одни монахи приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади неё, читая молитвы. Эта процессия движется вдоль наружной стены в течение всего дня, совершая долгие остановки у каждого её поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Праздник Майдари-Хурал завершается угощением и подношением подарков членам монашеской общины.

О-эсики

О-эсики — буддийский праздник, отмечаемый в Японии 13 октября. Это день памяти основателя японской буддийской школы Нитирэн-сю, Нитирэна Дайсёнина. Нитирэн умер в Токио 13 октября 1282 года. Праздник О-эсики не носит траурного характера, потому что, уходя, Нитирэн продемонстрировал силу учения Будды, что является поводом для радости. Храмовые службы, связанные с праздником О-эсики, начинаются 11 октября и продолжаются до13 октября.

12 и 13 октября в храме Икэгами Хоммон-дзи в Токио, где Нитирэн нашёл своё последнее пристанище, проходит всенародно известный фестиваль. Раньше паломники традиционно совершали многократный обход храма в ночь с 12 на 13 октября до рассвета. В наши дни шествие проходит 12 октября с 19:00 до 00:00. В нём демонстрируются мандо и матои (штандарты пожарников эпохи Эдо) в сопровождении барабанов и флейт.

Праздник Калачакры

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал) связан с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры. Калачакра (буквально «колесо времени») является одной из эзотерических концепций ваджраяны. По преданию, Калачакра-тантра была проповедана Буддой царю мистической страны Шамбала — Сучандре. В 965 г. аскет Цилупа принёс это учение из Шаблалы в Индию.

Праздник Калачакры отмечается в течение трёх дней, с 14 по 16 день третьего месяца лунного календаря. Главное торжество Дуйнхор-хурал приходится на 15-й лунный день. В дни Праздника Калачакры в монастырях проводятся торжественные молебны с чтением трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа. Большое значение в это праздник придаётся чтению мантр.

Праздник Огней

Праздник Огней (Лхабаб Дуйсэн) — буддийский праздник в ознаменование нисхождение Будды с неба Тушита на Землю. По преданию, до того, как Будда Шакьямуни воплотился на Земле, он находился на небе Тушита (тиб. Гандэн, «Сад Радости»). Тушита — четвертое небо, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут буддами. Торжества Праздника Огней длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия. В странах, где распространён буддизм Тхеравады, Праздник Огней знаменует окончание монашеского уединения во время сезона дождей и посвящается нисхождению Будды с небес Траястринсы, где по преданию он проповедовал учение (Дхарму).

В ночь Праздника Огней городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами и масляными лампадами. В некоторых монастырях снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя тем самым сошествие Будды на Землю. Праздник Огней завершает церемония катхина, представляющая собой дарение одежды членам Сангхи.

Сагаалган

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. «Белый месяц») — самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана — великий хан Юаньской династии Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» — чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды Шакьямуни и его победами над учителями-иноверцами.

Сонгкран

Сонгкран — тайский праздник Нового года, отмечаемый 13 апреля. В Таиланде Сонгкран считается буддийским семейным праздником. В этот день буддийским священнослужителям в знак уважения подносят изысканные блюда. Домашняя статуя Будды омывается чистой водой с лепестками цветов.

Древний фестиваль Сонгкран знаменует смену года по древнеиндийскому астрологическому календарю, когда Солнце переходит из созвездия Рыб в созвездие Овна, а также смену времени года. В Таиланде традиционно выделяют три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон. Во время Сонгкрана наступает жаркий сезон, за которым вскоре последует сезон дождей.

Источник статьи: http://www.sunhome.ru/holiday/28

Буддизм

Праздники

  • Весак, день Будды
  • Асалха, день Дхармы
  • Катхина, день Сангхи
  • Дугжууба (ритуал очищения)
  • Буддийский Новый год (Лосар)
  • 15 чудес Будды (Монлам Чхенмо)
  • Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)
  • День рождения Далай-ламы
  • Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)
  • Праздник огней
  • День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал)
  • Мистерия Цам
  • Ежемесячные праздники

Монастырь и контакт с Сангхой играют важную роль в жизни буддиста. Поэтому наиболее важные буддийские праздники также проводятся в монастыре. Преподносится дана (пища и другие подношения) Сангхе, слушается Учения Дхармы, декламируются высказывания Будды, и практикуются индивидуальная медитация и созерцание. Эти праздники — единение в спокойной радости.

Праздники в буддийской традиции делятся на ежемесячные и календарные.

Календарные праздники

Существует три главных праздника, важных для любого Буддиста:

  • Весак, день Будды
  • Асалха, день Дхармы
  • Катхина, день Сангхи

наверх

Весак, день Будды

День Весака, совпадающий с полнолунием в лунном месяце Висакха (май), является самым священным днём для всех Буддистов, т. к. это трижды благословенный день, отмеченный рождением, Просветлением и уходом Будды. Будда был обыкновенным человеком, он не был богом, или сыном сверхъестественного существа. Что же делает эту дату столь значимой? До его рождения никто не мог достичь Просветления. С его рождением возникла возможность появления Будды в мире, это и делает данный факт выдающимся.

С достижением Просветления путь для нас был подготовлен, путь, по которому может следовать каждый с той же освобождающей целью. Уход Будды доказывает очевидность непостоянства, и это есть истинная природа существования, которая, как говорил Будда, должна быть постигнута. В день Весака буддисты осознают эти аспекты и выражают свою приверженность принятием Тройного Прибежища (Будда, Дхарма, Сангха).

Асалха, день Дхармы

После достижения Просветления Будда направился в Бенарес к пяти аскетам, с которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме, чтобы они также смогли достичь Просветления. Это было в лунный месяц Асалха (июль), в день полнолуния. Празднуя Асалху, мы осознаём факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».

Также празднование Асалхи указывает на основание Сангхи. В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества простым фактом того, что следовали указаниям Будды.

Основание Сангхи означало основание Трёх Драгоценностей, Трёх Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрёл его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Асалхи начинается затворнический период, васо. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии, и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют, но остаются на одном месте, и это более приемлемо для мирян. Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи.

Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума. Иногда этот период неверно интерпретируется как период воздержания от пищи. Это не свойственно Сангхе. Воздержание от пищи не является чем-то выполняемым время от времени, но оно является неотъемлемой частью практики. Вот почему устав Сангхи включает ежедневное воздержание от пищи, начиная с полудня и до восхода солнца (около шести часов утра).

Также васо является периодом отдыха, потому что, в отличие от других месяцев года, в этот период не странствуют. Не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий, чем более Сангха оседала в стране, тем чаще бхикху оставалось в монастыре на целый год или даже на всю свою жизнь.

Катхина, день Сангхи

Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь) и завершает период васо. По этому случаю миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь. Эта дана известна и по сей день как катхина-дана.

Дугжууба

Дугжууба (ритуал очищения) — Проводится за день до наступления Нового года

Буддийский Новый год

Буддийский Новый год — Праздник Белого Месяца (монг. Сагаалган, тиб Лосар) — Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен древней магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом году.

15 чудес Будды

15 чудес Будды (Монлам Чхенмо) — Сразу после Нового года 15 дней читаются молебны, посвященные 15 чудесам, которые совершил Будда.

Праздник Калачакры

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал) — Праздник, посвященный божеству Калачакре — Кругу Времени.

День рождения Далай-ламы

День рождения Далай-ламы (6 июля) — Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.

Круговращение Майтреи

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал) — Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода.

Праздник огней

Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю / Праздник огней — День паринирваны Будды Шакьямуни. Согласно преданию, до того как совершить последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита.

День ухода в Нирвану Чже Цонкапы

День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал) — Отмечается последователями школы Гелугпа. Праздник светильников, день памяти Будды Цонкапы (Чже Ринпоче). В этот день принято подносить нашему Учителю достопочтенному Цонкапе и Трем Драгоценностям зажженные светильники, как символ устранения тьмы неведения. При этом происходит накопление хорошей кармы, а следующей жизни человек обретает красивое тело.

Мистерия Цам

Мистерия Цам ежегодно совершается в монастырях буддистов-ламаистов Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы и длится несколько дней. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII век), который принес буддизм в Тибет и явился основателем школы нигма тибетского буддизма (хотя эта школаи сейчас распространена в Тибете, все далай-ламы, как все российские буддисты-«ламаисты», принадлежат к школе гелуг). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разное время — зимой, летом — и быть разной по жанру.

В одних случаях это был ритуальный танец, в других — пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (ритуальное число — буддийские четки также насчитывают 108 колец), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 килограммов), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона ламаистского буддизма и персонажи народной мифологии.

Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Сейчас Цам возрождается и в России.

Ежемесячные праздники

Ежемесячные праздники (по лунному календарю) — дни Упосатхи

Источник статьи: http://www.openreality.ru/school/religion/buddhism/holidays/

Оцените статью