Весенние народные праздники беседа

Конспект занятия в подготовительной группе «Народные обычаи. Встреча весны»

Елена ЖУКОВА
Конспект занятия в подготовительной группе «Народные обычаи. Встреча весны»

Тема: Народные обычаи. Встреча весны.

1. Приобщить детей к культуре наших предков.

2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.

3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.

4. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, беседы о наступающей весне, заучивание потешек, закличек, поговорок, народных игр.

Ход занятия:

Воспитатель: Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы. Дети отвечают.

Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну встречают несколько раз.

Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда,когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь — символ очищения.

Сжигают и соломенное чучело — символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды.

Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждали прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Заранее подготовленные дети исполняют заклички.

Вылети с Заморья,

Кулик из заморья,

Лети, лети до моря,

Неси, неси по воле

Весну в подоле.

Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в Хороводную — игру «Ручеёк», это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Дети играют в игру

Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Воспитатель: Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба. Проводили обряд отпускания птиц на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Заранее подготовленные дети исполняют закличку «Весна».

1. Весна, весна красная,

Весна, весна ясная,

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

2. С солнцем горячим,

С дождем обильным.

В наш родной край!

3. Приди, весна,

Приди, весна,

Воспитатель: А теперь скорей вставайте, да в игру «Родничок» поиграйте.

Проводится игра «Родничок». Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль ручейка – обозначенного на полу двумя шнурами.

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

Закончив песню, перепрыгивают через ручей боком на другую сторону. При этом придерживают, мешают друг другу, стараясь толкнуть в воду. Кто коснется воды, выбывает из игры.

Воспитатель: А теперь давайте все вместе украсим наше обрядовое дерево разноцветными лентами и цветами.

Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры» Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается.

Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-podgotovitelnaja-grupa-tema-narodnye-obychai-vstrecha-vesny.html

Конспект классного часа. Тема: «Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
Конспект классного часа. Тема: «Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса 44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.03.2016

Учитель школы: Полякова Н.М.

Время занятия: 12.05-12.50

Классный час на тему:

«Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса

1) продолжить знакомство учащихся с фольклором русского народа, народными весенними праздниками;

2) пробуждать у учащихся интерес к народным обычаям и обрядам;

3) способствовать проявлению творческой инициативы учащихся, их самостоятельности.

4)познакомить учащихся с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.

Задачи : обучающая – расширить кругозор детей

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, содействовать обогащению знаний детей о христианских народных праздниках;

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

Оборудование : Компьютер, презентация, проектор.

Петрушка. А вот и я. Здравствуйте ребята!! А вы не знаете, весна уже пришла? Так, где же она? (оглядывается). Я знаю одну настоящую весеннюю закличу, которой давным-давно, когда ещё наши бабушки и дедушки были маленькими, закликали весну. Я сейчас буду говорить, а вы повторяйте за мной.

  • Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью.
    С радостью великою,
    С милостью богатою,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С дождями сильными,
    С хлебами обильными!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем зиму провожать!
    Раз, два, три,
    Вот весна идет, смотри!
    Вы ей двери отворите,
    праздник в гости позовите!

Петрушка. А вот и Вёснушка-Весна! Расскажи нам, с чем пришла?!

Весна. Принесла я вам капель, пенье птиц и длинный день. Здравствуйте ребята! А ещё я принесла много весенних праздников!

Петрушка. Ура. Праздники -это я люблю!!

— Ребята, вам нужно определить тему нашего

Тема Весенние христианские праздники

Весна. А теперь, дети, давайте будем отгадывать загадки.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет.

В зелень наш оделся край-

Нас теплом встречает. (май).

2. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы. (скворечник)

3.Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём , ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут. (гнездо).

Петрушка. Все загадки мы отгадали! Теперь расскажи нам Весна про праздники.

Весна. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете?

Дети. 8 Марта! 1 Апреля!

Весна. Правильно! А ещё есть такие весенние праздники как Сороки, Пасха, Троица, Вербное воскресенье, и много других.

Тема Весенние христианские праздники

Петрушка. А что за праздник такой Сороки?

Весна В народе бытовал красочный обрядовый праздник — Сороки — Сорок Сороков. Этот праздник наступает 22 марта, начинается он рано утром с весенних закличек. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок воинов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из военноначальников Агрикалий перед походом решил принести жертвоприношение языческим богам. Но , воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это разгневанный начальник решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лёд озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лёд в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам -христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли.

В этот день язычники казнили 40 воинов-христиан, за то, что они, не захотели отречься от своей веры. Церковь , за их веру в единого Бога и мужество, каждый год вспоминает их 22 марта.

Издавна ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебного теста жаворонки. Затейливые хозяюшки пекут эти жаворонки с особыми вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их родным, в гостинцы детям. Чистыми звонкими голосами дети закликали весну. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, вызывая весну.

Прилети к нам сюда.

Нам зима-то надоела,

Всю соломушку поела

Прилетите к нам,

Лето теплое, весну красную.

Наши предки верили в такие приметы: если в день Сорок Сороков прилетели галки — жди тепла; если в этот день будет тепло, то будет 40 дней теплых, а если холодно — жди 40 холодных утренников.

Петрушка. А что за праздник такой Вербное воскресенье7

Весна. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба считалась особенно целебной, наделенной чудодейственной силой.

В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы не болела.

Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, тоже сохранившимися с Вербного воскресенья, и приговаривали; «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез!» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары или ярмарки. На ярмарках можно было не только купить товар, но и увидеть выступления цыган и бродячих артистов.

Петрушка. Ой, как здорово! Весна, а в игры на праздники играют?

Весна. Конечно, играют! В игры играют на самый главный праздник—Пасху! Есть обычай в день Пасхи красить куриные яйца.

Петрушка. А зачем их красят?

Весна. Крашенное куриное яйцо— символ чуда и символ Великого праздника Пасхи!

Весна. Есть ещё один весенний праздник-

Этот праздник к нам идет

Сколько радости несет

Он всегда с собою!

Дома аромат блинов

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Петрушка: Знаю! Мы все уже встретили этот праздник!

Как вы думаете, о каком празднике будем вспоминать?

Слушают заклички, анализируют его, делают выводы, и подходят к теме занятия. Отвечают на вопросы.

П:Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Все верно, сегодня мы с вами поговорим о масленице

Весна: Это очень интересный праздник, мы вам расскажем легенду об этом празднике . (драматизация)

Однажды, собирая в лесу хворост, человек вдруг заметил среди высоких сугробов маленькую розовощекую девочку. Ее большие глаза удивленно смотрели на него, и не было в них просьбы о помощи, а скорее простое детское любопытство. Не похоже было, что она замерзла, хотя одета была в легкую белую шубку, а мороз все крепчал и вьюга злобно завывала.

— Чья ты, девочка? Как имя твое?

— Я дочь мороза и зовут меня Масленицей. – ответила девочка, во все глаза продолжая смотреть на человека.

— Почему ты так смотришь на меня?- спросил человек удивленно.

— Я никогда не видела людей. Ты первый, с кем я встретилась.

Немного придя в себя, человек стал уговаривать Масленицу попросить своего батюшку пожалеть людей и ослабить холода.

— Наши дома промерзли, детишки плачут, некому нас обогреть, утешить и развеселить.

— Что ж,- сказала Масленица,- батюшка мой строг и суров, но я могу вам помочь. Ступай к людям и скажи, чтоб ждали меня, да припасут побольше еды, чтоб встретить дочь мороза.

С тем и ушел человек. Масленица не обманула и действительно пришла к людям.

На лихой тройке понеслась она по деревням, селам и городам русским. И всюду, где бы она ни появилась, веселыми забавами, лихой пляской, горячими блинами да задорной песней помогала людям забыть о суровом холоде. С тех самых пор масленица считается самым веселым праздником календаря.

Весна: Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

А как вы думаете, почему этот праздник назвали именно «Масленица»?

Масленица тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины на масле, которые в данном случае являлись символом солнца.

Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии

— Яровой хлеб. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.

— А что символизирует блин?

О блинах русский писатель А. И. Куприн писал следующее:

«… Блин, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин- символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Масленица — праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности.

Ребята, сейчас мы вас познакомим со сказкой «Соломенная масленица», а вы подумайте, о чем она.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица! Обманщица1 До поста довела, сама удрала!

Работа в группах.

Деление на 3 группы.

Правила в группе: учитывать мнение каждого;

Каждый должен принимать участие;

Не мешать другим группам и сохранять тишину.

(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)

Пословицы:(выделенная фраза уже есть на плакате)

Масленица объедуха, деньгами приберуха;

Это Масленица идет , блин да мед несет.

Масленицу провожаем , света солнца ожидаем.

Без блинов – не масленица.

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

Сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра.

  • На горах покататься, в блинах поваляться .

Ребята, вы все молодцы, очень хорошо постарались..

Масленица- это самый древний славянский праздник. Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии- Яровой хлеб. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.

Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.

В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Качели делались специально к первому дню Масленицы. Люди ходили друг к другу в гости, делали подарки, но блины отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести своё богатство.

В этот второй день Масленицы, начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широкий двор зызывали

Да блинами заедали.

Проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг

к другу присматривались. Таким образом, подбирались в будущем супружеские пары.

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. В среду было принято ходить к тёще на блины, за угощением следовало примирение всех тёщ и зятьёв.

Четверг – «разгуляй». В этот день обычно катали куклу Масленицы на саняхГлавное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

ПЯТНИЦА — «ТЁЩЕНЫ ВЕЧЕРА»

Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает. Блин символ солнца, счастливых браков, хороших детей.

СУББОТА — «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

В этот день все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, целовали друг друга. Смельчаки купались в проруби. На всей масленичной неделе проговаривали частушки, которые связаны непосредственно со вкусными блинами. Печь блины в масленицу доверяли только умелым хозяйкам, так как эта блинная традиция занимала важное место в торжестве праздника. В субботу молодые девушки и парни устраивали весёлые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

ВОСКРЕСЕНЬЕ — «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ»

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;

Пора Масленице со двора съезжаться!

В Ростов полетела,

На пенёчек села,

И домой потрусила.

Весело гуляла, песни играла,

Всё, Масленица, прощай,

На тот год приезжай!

Вечером на 7 день недели «ЧУЧЕЛО» — ставили на дрова, сложенные «колодцем», и внутри зажигали огонь. По обычаю, детьми делались маленькие соломенные куколки, которые сжигались для исполнения их желаний. К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!», «Гори-гори, ясно, чтобы не погасло! В это день пели песни, посвященные проводам масленицы.

Прежде чем сжечь чучело Масленицы, с нею прощались. Пора, Масленица, со двора съезжать!

Все участники . Прощай, Масленица!

До чего ты довела — до Великого поста,

Нету хлеба ни куска.

Все участники . Прощай, Масленица!

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

П:Анализировать информацию и устанавливать причинно следственные связи.

Ребята, у нас для вас есть еще небольшое задание- это тест. Он небольшой-всего 10 вопросов.

1. Чем обычно встречают Масленицу?

2. С чем связано название Масленица?

с названием мультфильма

с разрешением употребления масла перед постом

с тем, что блины мажут маслом

с тем, что кончается масло в холодильнике

3. С чем связан обряд Масленицы?

с борьбой с налогами на землю, снег и воду

с тем, что хозяйки давно не делали блины

с проводом зимы и встречей весны

с приходом на землю апостола Масленицы

4. Как называется период Масленицы в Русской православной церкви?

5. В чем воплощают образ Масленицы?

6. Как встречают Масленицу?

гуляниями, скачками, обильными трапезами

купаниями в проруби, в бане

торжественным парадом на Красной Площади

7. Как называется последнее воскресенье перед Масленицей?

8. В какой день Масленицы теща приходила с ответным визитом в гости к зятю на блины?

9. В какой день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила?

10. Чем обычно сопровождались Масленичные гуляния?

карнавалами в масках вокруг елки

катанием на санках, коньках и сноубордах

ловлей рыбы перед нерестовым сезоном от Рыбнадзора

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/05/21/konspekt-klassnogo-chasa-tema-kaleydoskop

Читайте также:  Мужской праздник прикольные поздравления
Оцените статью