Конспект занятия в подготовительной группе «Народные обычаи. Встреча весны»
Елена ЖУКОВА
Конспект занятия в подготовительной группе «Народные обычаи. Встреча весны»
Тема: Народные обычаи. Встреча весны.
1. Приобщить детей к культуре наших предков.
2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.
3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.
4. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, беседы о наступающей весне, заучивание потешек, закличек, поговорок, народных игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы. Дети отвечают.
Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну встречают несколько раз.
Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда,когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь — символ очищения.
Сжигают и соломенное чучело — символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды.
Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждали прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Заранее подготовленные дети исполняют заклички.
Вылети с Заморья,
Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Весну в подоле.
Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в Хороводную — игру «Ручеёк», это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Дети играют в игру
Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Воспитатель: Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба. Проводили обряд отпускания птиц на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Заранее подготовленные дети исполняют закличку «Весна».
1. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
2. С солнцем горячим,
С дождем обильным.
В наш родной край!
3. Приди, весна,
Приди, весна,
Воспитатель: А теперь скорей вставайте, да в игру «Родничок» поиграйте.
Проводится игра «Родничок». Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль ручейка – обозначенного на полу двумя шнурами.
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
Закончив песню, перепрыгивают через ручей боком на другую сторону. При этом придерживают, мешают друг другу, стараясь толкнуть в воду. Кто коснется воды, выбывает из игры.
Воспитатель: А теперь давайте все вместе украсим наше обрядовое дерево разноцветными лентами и цветами.
Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры» Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается.
Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-podgotovitelnaja-grupa-tema-narodnye-obychai-vstrecha-vesny.html
Конспект классного часа. Тема: «Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект классного часа. Тема: «Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 14.03.2016
Учитель школы: Полякова Н.М.
Время занятия: 12.05-12.50
Классный час на тему:
«Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса
1) продолжить знакомство учащихся с фольклором русского народа, народными весенними праздниками;
2) пробуждать у учащихся интерес к народным обычаям и обрядам;
3) способствовать проявлению творческой инициативы учащихся, их самостоятельности.
4)познакомить учащихся с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.
Задачи : обучающая – расширить кругозор детей
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, содействовать обогащению знаний детей о христианских народных праздниках;
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;
Оборудование : Компьютер, презентация, проектор.
Петрушка. А вот и я. Здравствуйте ребята!! А вы не знаете, весна уже пришла? Так, где же она? (оглядывается). Я знаю одну настоящую весеннюю закличу, которой давным-давно, когда ещё наши бабушки и дедушки были маленькими, закликали весну. Я сейчас буду говорить, а вы повторяйте за мной.
- Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными! - Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
праздник в гости позовите!
Петрушка. А вот и Вёснушка-Весна! Расскажи нам, с чем пришла?!
Весна. Принесла я вам капель, пенье птиц и длинный день. Здравствуйте ребята! А ещё я принесла много весенних праздников!
Петрушка. Ура. Праздники -это я люблю!!
— Ребята, вам нужно определить тему нашего
Тема Весенние христианские праздники
Весна. А теперь, дети, давайте будем отгадывать загадки.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет.
В зелень наш оделся край-
Нас теплом встречает. (май).
2. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы. (скворечник)
3.Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём , ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут. (гнездо).
Петрушка. Все загадки мы отгадали! Теперь расскажи нам Весна про праздники.
Весна. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете?
Дети. 8 Марта! 1 Апреля!
Весна. Правильно! А ещё есть такие весенние праздники как Сороки, Пасха, Троица, Вербное воскресенье, и много других.
Тема Весенние христианские праздники
Петрушка. А что за праздник такой Сороки?
Весна В народе бытовал красочный обрядовый праздник — Сороки — Сорок Сороков. Этот праздник наступает 22 марта, начинается он рано утром с весенних закличек. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок воинов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из военноначальников Агрикалий перед походом решил принести жертвоприношение языческим богам. Но , воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это разгневанный начальник решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лёд озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лёд в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам -христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли.
В этот день язычники казнили 40 воинов-христиан, за то, что они, не захотели отречься от своей веры. Церковь , за их веру в единого Бога и мужество, каждый год вспоминает их 22 марта.
Издавна ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебного теста жаворонки. Затейливые хозяюшки пекут эти жаворонки с особыми вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их родным, в гостинцы детям. Чистыми звонкими голосами дети закликали весну. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, вызывая весну.
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела
Прилетите к нам,
Лето теплое, весну красную.
Наши предки верили в такие приметы: если в день Сорок Сороков прилетели галки — жди тепла; если в этот день будет тепло, то будет 40 дней теплых, а если холодно — жди 40 холодных утренников.
Петрушка. А что за праздник такой Вербное воскресенье7
Весна. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба считалась особенно целебной, наделенной чудодейственной силой.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы не болела.
Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, тоже сохранившимися с Вербного воскресенья, и приговаривали; «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез!» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».
На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары или ярмарки. На ярмарках можно было не только купить товар, но и увидеть выступления цыган и бродячих артистов.
Петрушка. Ой, как здорово! Весна, а в игры на праздники играют?
Весна. Конечно, играют! В игры играют на самый главный праздник—Пасху! Есть обычай в день Пасхи красить куриные яйца.
Петрушка. А зачем их красят?
Весна. Крашенное куриное яйцо— символ чуда и символ Великого праздника Пасхи!
Весна. Есть ещё один весенний праздник-
Этот праздник к нам идет
Сколько радости несет
Он всегда с собою!
Дома аромат блинов
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Петрушка: Знаю! Мы все уже встретили этот праздник!
Как вы думаете, о каком празднике будем вспоминать?
Слушают заклички, анализируют его, делают выводы, и подходят к теме занятия. Отвечают на вопросы.
П:Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Все верно, сегодня мы с вами поговорим о масленице
Весна: Это очень интересный праздник, мы вам расскажем легенду об этом празднике . (драматизация)
Однажды, собирая в лесу хворост, человек вдруг заметил среди высоких сугробов маленькую розовощекую девочку. Ее большие глаза удивленно смотрели на него, и не было в них просьбы о помощи, а скорее простое детское любопытство. Не похоже было, что она замерзла, хотя одета была в легкую белую шубку, а мороз все крепчал и вьюга злобно завывала.
— Чья ты, девочка? Как имя твое?
— Я дочь мороза и зовут меня Масленицей. – ответила девочка, во все глаза продолжая смотреть на человека.
— Почему ты так смотришь на меня?- спросил человек удивленно.
— Я никогда не видела людей. Ты первый, с кем я встретилась.
Немного придя в себя, человек стал уговаривать Масленицу попросить своего батюшку пожалеть людей и ослабить холода.
— Наши дома промерзли, детишки плачут, некому нас обогреть, утешить и развеселить.
— Что ж,- сказала Масленица,- батюшка мой строг и суров, но я могу вам помочь. Ступай к людям и скажи, чтоб ждали меня, да припасут побольше еды, чтоб встретить дочь мороза.
С тем и ушел человек. Масленица не обманула и действительно пришла к людям.
На лихой тройке понеслась она по деревням, селам и городам русским. И всюду, где бы она ни появилась, веселыми забавами, лихой пляской, горячими блинами да задорной песней помогала людям забыть о суровом холоде. С тех самых пор масленица считается самым веселым праздником календаря.
Весна: Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.
А как вы думаете, почему этот праздник назвали именно «Масленица»?
Масленица тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины на масле, которые в данном случае являлись символом солнца.
Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии
— Яровой хлеб. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.
— А что символизирует блин?
О блинах русский писатель А. И. Куприн писал следующее:
«… Блин, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин- символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Масленица — праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности.
Ребята, сейчас мы вас познакомим со сказкой «Соломенная масленица», а вы подумайте, о чем она.
Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.
Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.
Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:
— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!
— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.
Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.
Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.
Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:
Ай, Масленица! Обманщица1 До поста довела, сама удрала!
Работа в группах.
Деление на 3 группы.
Правила в группе: учитывать мнение каждого;
Каждый должен принимать участие;
Не мешать другим группам и сохранять тишину.
(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)
Пословицы:(выделенная фраза уже есть на плакате)
Масленица объедуха, деньгами приберуха;
Это Масленица идет , блин да мед несет.
Масленицу провожаем , света солнца ожидаем.
Без блинов – не масленица.
Как на масленой неделе в потолок блины летели.
Сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра.
- На горах покататься, в блинах поваляться .
Ребята, вы все молодцы, очень хорошо постарались..
Масленица- это самый древний славянский праздник. Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии- Яровой хлеб. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.
Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.
В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Качели делались специально к первому дню Масленицы. Люди ходили друг к другу в гости, делали подарки, но блины отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести своё богатство.
В этот второй день Масленицы, начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.
А мы Масленицу встречали,
Сыром гору поливали,
На широкий двор зызывали
Да блинами заедали.
Проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг
к другу присматривались. Таким образом, подбирались в будущем супружеские пары.
Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. В среду было принято ходить к тёще на блины, за угощением следовало примирение всех тёщ и зятьёв.
Четверг – «разгуляй». В этот день обычно катали куклу Масленицы на саняхГлавное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
ПЯТНИЦА — «ТЁЩЕНЫ ВЕЧЕРА»
Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает. Блин символ солнца, счастливых браков, хороших детей.
СУББОТА — «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
В этот день все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, целовали друг друга. Смельчаки купались в проруби. На всей масленичной неделе проговаривали частушки, которые связаны непосредственно со вкусными блинами. Печь блины в масленицу доверяли только умелым хозяйкам, так как эта блинная традиция занимала важное место в торжестве праздника. В субботу молодые девушки и парни устраивали весёлые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.
ВОСКРЕСЕНЬЕ — «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ»
В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;
Пора Масленице со двора съезжаться!
В Ростов полетела,
На пенёчек села,
И домой потрусила.
Весело гуляла, песни играла,
Всё, Масленица, прощай,
На тот год приезжай!
Вечером на 7 день недели «ЧУЧЕЛО» — ставили на дрова, сложенные «колодцем», и внутри зажигали огонь. По обычаю, детьми делались маленькие соломенные куколки, которые сжигались для исполнения их желаний. К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!», «Гори-гори, ясно, чтобы не погасло! В это день пели песни, посвященные проводам масленицы.
Прежде чем сжечь чучело Масленицы, с нею прощались. Пора, Масленица, со двора съезжать!
Все участники . Прощай, Масленица!
До чего ты довела — до Великого поста,
Нету хлеба ни куска.
Все участники . Прощай, Масленица!
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
П:Анализировать информацию и устанавливать причинно следственные связи.
Ребята, у нас для вас есть еще небольшое задание- это тест. Он небольшой-всего 10 вопросов.
1. Чем обычно встречают Масленицу?
2. С чем связано название Масленица?
с названием мультфильма
с разрешением употребления масла перед постом
с тем, что блины мажут маслом
с тем, что кончается масло в холодильнике
3. С чем связан обряд Масленицы?
с борьбой с налогами на землю, снег и воду
с тем, что хозяйки давно не делали блины
с проводом зимы и встречей весны
с приходом на землю апостола Масленицы
4. Как называется период Масленицы в Русской православной церкви?
5. В чем воплощают образ Масленицы?
6. Как встречают Масленицу?
гуляниями, скачками, обильными трапезами
купаниями в проруби, в бане
торжественным парадом на Красной Площади
7. Как называется последнее воскресенье перед Масленицей?
8. В какой день Масленицы теща приходила с ответным визитом в гости к зятю на блины?
9. В какой день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила?
10. Чем обычно сопровождались Масленичные гуляния?
карнавалами в масках вокруг елки
катанием на санках, коньках и сноубордах
ловлей рыбы перед нерестовым сезоном от Рыбнадзора
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/05/21/konspekt-klassnogo-chasa-tema-kaleydoskop