Урок-конспект по теме: «Старинные весенние праздники»
Задачи урока:
- Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках
- Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года;
- Дать детям новые знания исторической культуре и обычаях русского народа;
- Развивать творческий и ассоциативный подход к анализу информации;
- Научить учащихся вести самостоятельную исследовательскую работу по интересующему предмету (в данном случае – старинным весенним праздникам).
Планируемые результаты:
- Закрепление изученного материала в памяти детей с помощью игрового и творческого метода;
- Сформирование понятия у учащихся о старинных весенних праздниках, которые традиционно отмечаются русским народом.
Оборудование:
- Красочные фотографии основных традиционных моментов из старинных весенних праздников (масленица – блины, конкурсы… Пасха – крашанки… И так далее. Все что желаете продемонстрировать. Тут есть место для вашей фантазии и творческого подхода.);
- Проектор или любое другое средство для демонстрации изображений.
Предварительная работа
- Детям принести на урок картонки размером 10х15 см и цветные карандаши.
Ход урока
Учитель: «Здравствуйте, дети! Вы любите праздники? Какие весенние праздники вы знаете? Какие из них вы любите больше всех?»
Учитель: «Среди всех весенних праздников традиционно отмечаемыми в России с давних давен есть следующие старинные весенние праздники:
- Масленица
- Встреча птиц (в день весеннего равноденствия)
- Вербное воскресенье
- Пасха
- Красная горка»
Вместе с рассказом о каждом из праздников учитель демонстрирует на проекторе или любом другом средстве показа соответствующие изображения.
Масленица
Учитель: «Что вы знаете о таком старинном весеннем празднике – Масленице? Что делают в этот день и с чем он связан? Какие у вас ассоциации, связанные с этим праздником, возникают?»
Учитель: «У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднествами. У русского народа есть собственный такой праздник – Масленица. Блины, оладушки, сырники, пироги, пышки и множество других сдобных снедей – все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки – должен позвать весну. В этот день обязательно палили костры, палили чучела зимы. Есть традиция Прощеного воскресенья – когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходят в гости к крестным отцу и матери.»
Встреча птиц
Учитель: «Весеннее равноденствие знаменательно праздником Сороки (православное название – Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник – тетерки, а сам день также называли тетерочным.»
Вербное воскресенье
Учитель: «За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы был здоровый.»
Пасха
Учитель: «Ну, Пасху то все знают! Самый большой христианский праздник, который сопровождается исполнением множества ритуалов и обрядов. Крестный ход, полуночница, встреча восхода солнца, раскраска крашанок, состязание в том, чья крашанка крепче… Все эти обряды и традиции – это дань вере, природе, жизни.»
Красная горка
Учитель: «После Пасхи русский народ начинал гулянья, игры и хороводы. Все они вместе назывались – Красная горка. Много из обрядов Красной горки посвящены весеннему солнцу.»
Физкультминутка
Закрепление материала
Учитель: «Что же нового мы узнали сегодня? Какой праздник из тех, которые мы рассмотрели сегодня, вам больше всех пришелся по душе? Почему?»
Учитель: «А сейчас возьмите картонки и карандаши, которые вы принесли на урок, и нарисуйте открытку-поздравление с понравившимся вам русским старинным весенним праздником. Открытку вы должны будете отдать вашему соседу, поэтому сделайте ее такой, чтобы она ему или ей понравилась. Для открытки используйте символику или примечательные выбранному вами празднику элементы.»
Учитель: «Старинные весенние народные праздники отражают любовь к пробуждению природы, ее торжеству, радость от подаренного весенним солнцем тепла.»
Домашнее задание
Нарисуйте или подберите на 1 а4 листе изображения любимого вами народного весеннего праздника.
Рекомендации для занятий в семье
Помогите детям выбрать рисунки и изображения по тематике.
Источник статьи: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html
Весна на нашей улице, по народному календарю
Данная публикация является продолжением публикации о морозах Урала. Она содержит краткие сведения о весенних природных явлениях, которые отмечены в народном календаре. Как и в случае морозов, для всех явлений характерно опережение или запаздывание на 3–4 дня, а иногда на неделю и больше. Использован очерк Бориса Рыбакова «Народный календарь» в журнале «Уральский следопыт», 1978, № 1, а также народные календари, найденные в Интернете, в том числе «Русский месяцеслов» в «Википедии». Дни даны по новому стилю.
На Руси испокон веков, до 1492 года, новолетие начиналось весной. Связано это было с началом годового цикла земледельческих работ. Весне посвящены выразительные пословицы:
- «Рано затает – долго не растает».
- «Поздняя весна не подведет, не обманет».
- «Весна да осень – на дню погод восемь (дождь, снег)».
- «Зима весну пугает, да всё равно тает».
- «Как зима ни злится, а всё весне покорится».
- «Клади весной навоз впору, соберешь хлеба гору».
В первой пятидневке марта еще может быть по-зимнему холодно (до -20 ºC в 2013 году), но уже во второй пятидневке обычно становится теплее.
6 марта. «Тимофей-весновей теплом веет». Особенно в солнечную погоду.
8 марта – современная встреча весны, не связанная с народным календарем. Женский день, большой всенародный праздник, – это и весенний праздник по окончании нашей долгой зимы. В этот день в Екатеринбурге примерно -4 ºC (с 1997 года, в 12 часов дня). Преимущественно без осадков.
12 марта. «Прокоп-перезимний дорогу рушит». Начинал портиться санный путь.
13 марта – Василий-капельник. Начинает таять снег.
14 марта – Евдокия, Авдотья. По народному календарю – первая встреча весны (1 марта по старому стилю). «Евдокия красна – и вся весна красна». «Какова Евдокия – таково и лето».
17 марта – Герасим-грачевник. «Увидел грача – весну встречай».
18 марта – Конон-градарь (огородник). Замачивали семена капусты, помидоров. Готовили парники.
22 марта – Сóроки (сорок святых). Прилетают жаворонки. По народному поверью, с этого дня 40 птиц прилетают. «Увидел скворца – весна у крыльца».
26 марта – Никифор. Продолжают прилетать птицы. По народному поверью, на Никифора начинают просыпаться медведи. В Екатеринбургском зоопарке медведи выходят из спячки в первой половине марта.
30 марта – Алексей-теплый. «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей».
31 марта – Кирилл – дери полоз. Ездить на санях становилось трудно.
5 апреля – Никон. Прилетают зяблики.
7 апреля – Благовещенье. Окончательная встреча весны. «Если весна раньше Благовещенья станет, много морозов еще впереди» (по народному календарю). В наше время уже в первой пятидневке апреля температура становится плюсовой.
8 апреля – Гаврила-Благовест. Наши предки считали, что пробуждение природы начинается тогда, когда впервые прогремит гром. С 1997 года первая гроза приходит в Екатеринбург не раньше 20 апреля.
14 апреля. «Марья половодье начинает». «Зажги снега, заиграй овражки».
В среднем 18 апреля (на Федула) тает зимний снег. Иногда это происходит на неделю раньше или на неделю-полторы позже. В прошлом, по народному календарю, в этот день происходило существенное потепление: «Пришел Федул – теплый ветер подул» (в старину теплый ветер называли тепляком). «До Федула дует северко, с Федула – теплынью тянет». Но теперь теплые ветры приходят раньше. На смену легким морозам приходят весенние заморозки (ночные понижения температуры ниже нуля при положительной дневной температуре).
23 апреля – Терентий. К этому дню дорога рушилась: снег растаял, грязь.
24 апреля – Антип-половод. «Антип воды распустил».
Для Урала характерно также и похолодание в конце апреля (было -4 ºC 26 апреля 2014 г.). Это похолодание может запоздать и прийти в первые дни мая. В 1984 году оно оказалось очень снежным: снег шел непрерывно 3 и 4 мая. В первой половине 1990-х годов 20-градусные морозы в конце апреля у нас побывали. Больше их не было.
3 мая – Фёдор. По преданию, на заре летят души пращуров к родовым гнездам, навещают близких.
5 мая – день Луки. День гуляний молодежи и свадеб. Сеяли лук. «Сей лук, он – от семи недуг».
6 мая – Юрьев (Георгиев, Егорьев) день. «После Егорья бывает еще двенадцать морозов». Теперь для мая морозы нехарактерны, но ночные заморозки возможны. Прилетают ласточки. «Сей неделю после Егорья, да другую после Еремея».
7 мая – Евсей – овсы отсей. Сеяли овес.
8 мая – Марк. Прилетают птицы стаями.
В среднем 9 мая появляется листва. Опережение или запаздывание этого события может достичь двух недель.
14 мая – Еремей-запрягальник. «Днем раньше посеешь – неделей раньше возьмешь».
15 мая – Соловьиный день. «Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку». Соловьи поют до Петрова дня (12 июля).
В четвертой пятидневке мая может прийти майский холод (17 мая 1998 г. было 0 ºC в 12 часов дня). Раньше это похолодание нередко совпадало с Днем пионерии 19 мая. «В мае два холода живут: черемуха цветет и дуб распускается». «Майский мороз не выдавит слез».
18 мая – день Ирины-рассадницы. Высаживали капустную рассаду в грунт. Теперь Иринин день совпадает с похолоданием четвертой пятидневки мая – в Екатеринбурге в этот день примерно +12 ºC. В прошлые века это похолодание могло приходить в другие дни, например позже.
19 мая – Иов-огуречник. Садили огурцы.
21 мая – Иван-пшеничник. Пахали землю под пшеницу.
В мае начинают цвести: черемуха – 21 мая, яблони – 26 мая, сирень – 30 мая (в среднем). Начало цветения может опередить средний срок на полторы недели. В 2018 году цветение черемухи и яблонь запоздало на две недели, а сирень зацвела почти на три недели позже среднего срока.
22 мая – Николин день, Никольщина. «С Николы-вешнего сади картофель». «Дождь на Святого Николая – жди хорошего урожая». «Пришел бы Никола, а тепло будет».
24 мая. «Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее».
26 мая – Лукерья-комарница. «Появились комары – пора сеять рожь».
27 мая – Сидор-огуречник. Когда северные ветры отступают, прекращаются заморозки. Прилетают стрижи. «На Сидора сиверко – и всё дето таково». «Как кукушка закукует – первый посев льна». В Екатеринбурге отдельные заморозки наблюдаются по 31 мая. В 1997 году единичный заморозок пришел 18 июня.
28 мая. «На Пахома тепло – всё лето теплое». «Можжевельник зацветет – пора ячмень сеять». Досевали пшеницу.
29 мая – Фёдор-житник. Сеяли рожь и ячмень. Заканчивали сев яровых.
31 мая. «Пришел Федот – последний дубовый листок развернется». «Пришел Федот – принялась земля за свой род».
В старинных месяцесловах представлены весенние работы, характерные для того времени:
- пока был крепок наст, вывозили на санях с дальних полей оставшееся сено, а из лесу – дрова;
- точили сохи, чинили бороны;
- назмили гряды;
- замачивали семена капусты, помидоров; готовили парники;
- до большой воды готовили телеги;
- отбеливали холсты;
- заменяли сани телегами;
- отсортировывали репу, годную на семена;
- выставляли ульи из омшаников;
- на огородах копали гряды, сеяли морковь, свеклу;
- высаживали на гряды лук;
- начинались пахота и сев;
- сеяли рожь, овес, горох;
- высаживали капустную рассаду в грунт;
- садили огурцы;
- пахали землю под пшеницу;
- садили картофель;
- сеяли пшеницу, рожь, ячмень;
- сеяли лён и коноплю (для изготовления пряжи);
- заканчивали сев яровых.
О народном календаре
Народный календарь уходит корнями в те давние времена, когда новый год, как и земледельческие работы, начинался весной, а люди поклонялись языческим богам. В обычаях, отображенных в календаре, могли продолжаться дохристианские обычаи Древней Руси. Например, восточнославянскому земледельческому празднику летнего солнцестояния – празднику Ивана-Купалы – мог предшествовать древний культ бога солнца и плодородия – Дажьбога.
С приходом христианства языческие боги были заменены христианскими святыми, а языческие праздники получили новое, христианское толкование. Дни в народном календаре – это дни памяти христианских святых согласно святцам, а также дни православных праздников. В прошлом их использовали вместо чисел и месяцев. Все они были переосмыслены соответственно потребностям практической хозяйственной деятельности людей. Вместо церковных имен святых используются, как правило, более привычные и удобные для произношения обычные (народные) или видоизмененные имена: Иван-Купала вместо Иоанна Крестителя, Макрида вместо Макрины, Мокей вместо Моки́я, Семен вместо Симеона, Федул вместо Феодула, Юрий (разговорный вариант – Егорий) вместо Георгия и т. д.
Народный календарь долго существовал в устной форме, а также в виде резных дощечек и брусков, рукописных списков. С развитием книгопечатания появились печатные месяцесловы. Много созданных народом легко запоминающихся, рифмованных поговорок и примет, относящихся к народному календарю, собрано и опубликовано Владимиром Ивановичем Далем и другими лексикографами.
Календарь основан на чередовании сезонных явлений природы, начиная с весны, когда в древности встречали новый год. В календаре отображены основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года, природные условия главным образом центральной части Европейской России, обряды и другая деятельность людей в прошлые столетия. Значительная часть поговорок и примет народного календаря создавалась, в основном, в центральной части России во время третьей – самой холодной – стадии малого ледникового периода, которая проходила в XVII–XIX веках. Поговорки и приметы, созданные не в нашем регионе и не в нашем климате, для нас могут не подойти. Похолодание малого ледникового периода не было последним: с начала XX века до 1920-х гг. прошло новое похолодание. При сравнении старых народных наблюдений с современным климатом заметно, что весенние потепления приходят теперь раньше, а осенние похолодания – наоборот, позже. Обусловлено это, по-видимому, глобальным потеплением климата и, возможно, выделением тепла крупным городом.
В народном календаре про 2 августа говорится: «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна». Теперь средняя температура первой пятидневки августа мало отличается от июльской, а заметное похолодание по названной поговорке приходит во второй пятидневке. Про 4 ноября: «С Казанской тепло морозу не указ». А у нас в начале ноября обычно ноль градусов. Некоторые другие современные данные тоже отличаются от сведений народного календаря.
В народном календаре отмечены не только морозы, но и возможный приход теплой погоды вместо любых морозов, в том числе и крещенских. Отмечен возможный ранний приход первых зимних морозов 14 ноября вместо обычного срока 21 ноября, что и произошло в 2016 году.
Надежны ли народные приметы? Существует примета: «На Игната (2 января) большие морозы – к жаркому лету». С 1997 года сильные морозы на Игната были четыре раза. Лето в те же годы оказалось: в 1999 году средним, в 2000-м теплым, в 2010-м жарким, а в 2015-м – холодным. Эта примета сбывается только в одном случае из четырех (в 25%).
На Аггея (29 декабря) существует примета: «Если сильный мороз затрещит – стоять ему до Крещения». С 1997 года волны сильного холода были четыре раза. Примета сбылась только один раз: зимой 2009-2010 гг. Вероятность того, что данная примета сбудется, – примерно 25%.
Всем известны такие приметы: «Какова зима, таково и лето. Если зимой холодно и сухо – летом сухо и жарко». «Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная». С 1997 года выявлено шесть морозных зим. Из них только за двумя в том же году последовало жаркое лето. То есть, вероятность жаркого лета после морозной зимы составляет примерно 33%. Жарких летних сезонов выявлено тоже шесть. И только за двумя из них последовала морозная зима. Вероятность морозной зимы после жаркого лета составляет тоже примерно 33%.
По приблизительным оценкам, сбываются народные приметы редко. Надежных прогнозов они не дают. За длительное время существования народного календаря, в природе что-нибудь могло измениться: средние сроки, средние температуры и другие показатели.
В поговорке речь может идти об ожидании близкого события, а не о самом событии. На Варвару (17 декабря) говорят: «Варвара ночи урвала, дни притачала». На самом деле уменьшение ночи и увеличение дня начинается после зимнего солнцестояния.
Бывает, что морозы, представленные в народном календаре как сильные, теперь приходят редко. О дне Климента-холодного (8 декабря) в народном календаре говорится: «Мороз в этот день ярый случается». С 1997 года этот день был морозным только три раза, причем морозы были не очень сильные: -19, -20 и -25 ºC в 12 часов дня.
В СМИ могут сообщить, что такие-то морозы запоздали или такое-то явление пришло раньше среднего срока. В народном календаре пришедшее погодное явление (мороз, оттепель и т. д.) относят к тому христианскому святому, которого поминают в этот день, или к отмечаемому в этот день православному празднику. Сама возможность опережения (запаздывания) бывает уже учтена в соответствующей примете, например: «Если Кузьма-Демьян (14 ноября) закует, то Михайло (21 ноября) раскует». Об обычно повторяющемся явлении в народном календаре сообщают, что оно приходит если не в этот день, то на следующий. Реально природное явление, такое как появление постоянного снежного покрова, может опередить средний срок или запоздать на три недели и больше.
Несмотря на несоответствие современного климата климату прошлых веков, а также на ненадежность примет, народный календарь все равно интересен. Интересно, как наши предки жили, о чём думали. Люди использовали этот календарь на протяжении столетий. Известно, что в 1630-е годы Ницинский завод выпускал продукцию «с Семенова дня летопроводца (14 сентября) по Николин день вешний (22 мая)». В остальное, летнее, время крестьяне, задействованные на заводских работах, трудились на пашне и занимались другими промыслами.
Источник статьи: http://uraloved.ru/naturalist/interesno-obo-vsem/vesna-na-nashej-ulitse-po-narodnomu-kalendaryu