Весенний праздник у адыгов

Дары солнцу. Как Адыгея отмечает праздник весны Навруз

Весело, зрелищно и вкусно встречает республика «Илъэсык1э мэфэк1» (адыгский Новый год), который черкесы веками отмечали в день весеннего равноденствия, 21 марта. Современники продолжили традицию: как в былые времена, по улицам республиканской столицы – от горпарка до площади Ленина – проехал кортеж с глашатаями, гармонистами и трещоточниками, которые оповестили жителей Майкопа о наступлении Нового года.

АиФ / Фото Надежды Гусевой

Новый год у адыгов всегда начинался со встречи весны. Поэтому в черкесский Новый год каждый предмет был наполнен смыслом. Какого числа мусульмане празднуют Навруз?

21 марта аксакалы называли «Къэрэу лъакъо тхьак1ыжь» (Мытьё ног журавля). В этот день адыги, наблюдая за повадками журавлей, могли точно предсказать, какой будет весна. Если птица стояла в грязной, холодной воде, понуро опустив голову, считалось, что весна придёт неурожайная. Если же журавль весело перепархивал с места на место и устремлялся в небо, весна обещала быть тёплой и щедрой.

«В полночь к народу спускался старец в сопровождении молодой девушки. Облачённые в белые одеяния, с зажжёнными факелами они дарили каждому искру священного огня – символа тепла, добра и света. По поверью адыгов, огонь, зажженный от факела старца, никогда не затухал в домашнем очаге, согревал членов семьи своим теплом в течение всего года, очищал дом от болезней, порчи, нечистой силы. Люди благоговейно разносили факелы с частицей этого огня в свои дома», — рассказал директор Центра народной культуры Адыгеи Амербий Кулов .

Старец со священным огнем. АиФ / Фото Надежды Гусевой Рыцарский жест

В Новый год адыги даже наряжали своеобразную елку. Согласно рыцарскому кодексу адыгов (адыгэ хабзэ), в доме или во дворе украшали в Новый год дерево или ветку боярышника. Это растение считается у адыгов символом плодородия. Боярышник украшали ленточками, развешивали на нём бараньи шкуры — символ счастья и устанавливали свечи — символ тепла.

Украшенное лентами дерево. АиФ / Фото Алексея Гусева

Обязательными атрибутами новогоднего интерьера дома являются семь свечей и головка копченного сыра. Вокруг праздничного стола устанавливаются семь факелов, принесённых с праздника.

Обрядовым напитком в эту ночь является бахсыма. Рецепт древнего напитка из кукурузной муки у каждой хозяйки свой. Но стал он известен, благодаря записям путешественников по Кавказу в XVIII в.

Следуя традиции, 21 марта в Майкопе, у монументального комплекса «Единение и Согласие» разноцветными лоскутками счастья и свечами украсили священное праздничное дерево современники.

Танцы у монумента «Единение и Согласие». АиФ / Фото Надежды Гусевой К очагу за королевой

До сих пор в адыгских семьях жив древний обычай, по которому Новый год адыги провожают бодрствуя, с песнями и танцами, в кругу семьи или друзей. В этот день адыгский праздничный стол ломится от яств — даже блюда «славят» солнце. И сейчас столы адыгов украшают щалам — жареная лепёшка, куае — адыгский сыр, бахсыма — обязательные угощения новогоднего стола. Может, потому что эти блюда по форме или цвету напоминают солнце.

Адыгское угощенье. АиФ / Фото Надежды Гусевой

«Если раньше в Новый год адыги жарили жертвенного козла, то сегодня пользуется популярностью жареная индейка. Её готовят с обязательной чесночной солью, кинзой, чёрным перцем и шафраном. К новогоднему столу подаётся копчёная говядина, приготовленная по старинному рецепту. И луковый суп на молоке – ашрай. Он готовится из кукурузы, пшеницы, фасоли, отваривается на воде, либо на курином или мясном бульоне.», — рассказала специалист Центра народной культуры РА Ханя Батова .

Однако королевой праздничного стола остаётся натрыфпастэ — мамалыга. Кукурузные лепёшки жарят на подсолнечном масле. Горячую кукурузную лепёшку надевают на палочку и дарят детям, как символ солнца. На кукурузной муке жарят сдобу с адыгейским сыром — гуубаты и халюжи.

Адыги много взяли из казачьей кухни. Уже нельзя представить себе, как обойдётся новогодний адыгский стол без вареников с адыгейским сыром, картошки, пирога с сыром и специями.

«Празднование адыгского Нового года стало хорошей традицией в Адыгее. Отметить начало весны приходят люди разных национальностей. Мы рады, что деятели искусства и культуры не дали пропасть начинанию. Адыгский Новый год прочно вошёл в список культурных ценностей Адыгеи. Это и историко-культурное наследие, и воспитание любви к самобытной культуре народа, толерантного отношения ко всем народам Адыгеи», — считает министр культуры Адыгеи Мухаммед Кулов .

Празднование адыгского Нового года. Фото: АиФ / Фото Надежды Гусевой

Праздник украсили народные игрища, выступления творческих коллективов республики, песни и танцы учащихся республиканского колледжа искусств имени У. Тхабисимова.

А завершился Новый год традиционным «адыгэ-джегу», где юноши и девушки соревновались в умении покорить зрителей красотой старинного адыгского танца. Кстати 30 сентября 2009 года Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Навруз.

Источник статьи: http://maikop.bezformata.com/listnews/otmechaet-prazdnik-vesni-navruz/44936612/

Адыгейский новый год

Адыги праздновали новый год 22 марта. Этот день является днем весеннего равноденствия, т. е. продолжительность дня и ночи сравниваются. Также этот день считается днем, когда оживает природа, когда в растениях начинается движение соков, оживает земля. Для народа, чья жизнь была тесно связано с землей, с природой это был важный, переломный момент.

Наступление нового года именно в этот период у адыгов ассоциируется с победой светлых сил над темными.
Празднование Нового года у адыгов сопровождалось обрядами жертвоприношения черной курицы, черного барашка, черного бычка, которые как бы олицетворяли собой тьму и нечисть. По народному поверью, такое жертвоприношение символизировало победу светлых сил над темными.

Обряд начинается с произнесения древнего гимна – ИлъэсыщIэ хъуэхъу:

Уэ ди Тхьэ, Тхьэшхуэ!
Уэ ди Тхьэ закъуэ!
Уафэри щIылъэри зезыгъакIуэ
Тыгъэшхуэр къызыбгъэдэкI.
ЩымыIэр хэзыгъахъуэу
Телъыджэр зи Iэужь.
Псори зыщыгугъуу
Зыми щымыгугъыж,
Къэхъури зэлъэIуу
Зыми емылъэIуж ди Тхьэ,
Зы Тхьэ,
Тхьэшхуэ!
Хъуэхъур дибэу, дыбагъуэу,
Губгъуэу диIэр бэвылъэу,
Лъэуджыджэ тхэмыту,
Iей тхэтыныр ди жагъуэу,
Ди жагъуэгъухэр зэгуэпу,
Ди япэ идгъэщ щымыIэу,
Ди фIыгъуэр здэдгуэшу,
Гукъеяуэр здэтшэчу.
ДищI бэвылъэр темыкIыу,
Ди пщащэхэр щIыкIафIэу,
Ди щIалэфIхэр лIы хахуэу,
Ди Iуэху дэна ямыщIу,
«Iуэху щIэн» жаIэм къэжану,
Пэрытыныр и хьэлу,
ХьэгъуэлIыгъуэр яублэу,
Бланэм хуэдэу къарууфIэу,
МафIэм хуэдэу къэмыскIэу,
Ди щIэблэр ефIакIуэу,
Ди нэхъыжьхэр тхуэузыншэу,
Iэнэм щысым тхьэмадэфIу,
Хасэм хэтым гуащIафIэу.
ФIыгъуэ дыщымыщIэу,
ЩIэм дигъэгуфIэу,
ХъугъуэфIыгъуэхэр ди бащэу –
ИлъэсыщIэр етхьэкIыну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!

Обязательными атрибутами праздника являются следующие обряды:

Одна из женщин нагревает на открытом огне бараний курдюк или любой другой кусок животного жира, который капает в костер, распространяя специфический запах – жьэрымэ. При этом произносится специальный гимн – хъуэхъу:

Мы жьэрымэр
Адыгэ унагъуэхэм,
Адыгэ жилагъуэхэм,
Адыгэ Хэкум имыкIыу;
Ху жилэрэ МафIэ жылэрэ кIуэдыжыху
Лъэпкъ узыншэу мы щIыгум дызэхэзекIуэну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!

Самая уважаемая из присутствующих женщин одновременно разрезает положенные друг на друга три обрядовых пирога – хьалджей. При этом она произносит следующий гимн – хъуэхъу:

Мы хьэлджеищыр Дыгъэм и плъыфэщ,
Дыгъэм и нэзырэ и бзийрэ псоми къалъысыну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!

От костра, в которой капал животный жир, зажигается Пыпхэ Хъурей – изготовленный из быстросгораемого материала круг, установленный на высоком шесте. Перед его зажиганием произносится гимн – хъуэхъу:

Ди Тхьэ, Тхьэшхуэ!
Ди Тхьэ закъуэ!
Нобэ гъэрэ щIырэ зыхокI
Нобэ ИлъэсыщIэ дытохьэ.
Дыгъэм и хуабэрэ и нэхурэ
Нэхъ щIагъэхуэбжауэ къитыну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!

Праздник начинается и заканчивается танцами, завершает которые Удж.

В эти праздничные дни адыги (черкесы) ходили друг к другу в гости, поздравляли оригинальными пожеланиями на год грядущий.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/adygiru/adygeiskii-novyi-god-5a78b5f59b403c247ad7746f

Встреча Нового года у адыгов (черкесов)
классный час (7 класс) на тему

Новый год адыги встречали 21 марта ,в день весеннего равноденствия.Считалось что именно в этот день свет итьма разделяются поровну и начинается оновление в природе;первый весенний гром,набухание почек на деревьях,прорастание зелени.

Скачать:

Вложение Размер
novyy_god_u_adygov.odt 30.03 КБ

Предварительный просмотр:

21 марта -начало нового года у адыгов

Начало нового года адыги издревле связывают с уникальным природным явлением – Днём весеннего равноденствия. Считалось, что именно с этого дня, 21 марта, когда свет и тьма разделяются поровну, начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.

В очередной раз празднование Нового года по адыгским традициям пройдет в Майкопе завтра, 21 марта, с 18 часов. А незадолго до этого, следуя традиции, по центральным улицам столицы Адыгеи проедут всадники-глашатаи, извещающие о наступлении праздника.

В республиканском Центре народной культуры сообщили, что программа празднования Нового года по адыгским обычаям традиционна и включает народные танцы, игрища, выступления фольклорных коллективов, представляющих не только адыгов, но и другие народы, живущие в Адыгее.

Согласно народному поверью, чем веселее пройдет Праздник весеннего равноденствия, тем щедрее земля будет к людям. Мы желаем, чтобы на вашем празднике было много улыбок, чтобы в каждый дом и в каждую семью были вхожи радость и благополучие, мир и добро!

Узнать больше о древних обычаях адыгов празднования Нового года могут посетители Официального сайта Постпредства Адыгеи при Президенте РФ. Вашему вниманию представляем статью из Адыгского календаря, которая была составлена Газием Чемсо по материалу этнографа, академика М.А. Меретукова:

22 марта вечером глашатай, сидя на муле, объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, поздравляя с праздником и приглашая и млад и стар собраться на следующий день, пока еще солнце не взошло у Святого дерева «Чъыгыудж» (буквально: танцующее дерево).

В тот же вечер молодые парни и девушки собирались и ходили по дворам с факелами, от дома к дому, распевая обрядную песню, в которой разносилась хвала грядущему году, выражалась надежда на добрый урожай.

Население приветствовало молодежь восторженно, одаривало её сладостями, добрыми пожеланиями в наступающем году. Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. В очагах горел огонь, сквозь небольшие окна каждого жилища пробивался на улицу свет. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся к «танцующему дереву».

Святое дерево, могучий ствол которого едва ли могло охватить взявшись за руки несколько человек, заранее украшалось разноцветными лоскутками, игрушками и, непременно, растянутой сырой шкурой разделанного домашнего животного.

Все собравшиеся становились лицом на восток – к восходу солнца. Вперед выдвигался один из самых уважаемых старейшин аула, державший одной рукой «Хьалыжъу» (пирог с сыром), другой рукой – наполненный «Бахъсымэ» (хмельной напиток из проса) рог, а рядом по обе стороны стояли два подростка – мальчик и девочка.

Все вытягивают руки в сторону солнца, а старейшина, глядя на восходящее солнце, произносит «хъохъу» (здравицу) в честь Нового года: «Входи в наш дом, неся с собой счастье и добро, чтобы болезни обходили нас и над нами сияло мирное небо, чтобы наш очаг был полон пищи, и всё, что душе угодно, оказывалось в наших руках. Скажем «амин», чтобы грядущий год стал для всех нас счастливым».

После хъохъу люди рассаживались группами, выкладывали из своих сумок пищу, благословляя в тостах новый год, ели и пили бахъсымэ, после чего, взявшись за руки, исполняли круговой обрядный танец «удж», пели новогоднюю песню. Молодые джигиты гарцевали на лошадях.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/drugie-yazyki/library/2015/05/13/vstrecha-novogo-goda-u-adygov-cherkesov

Весенний праздник у адыгов

Адыгский Новый год

Раньше у адыгов было много календарных праздников, сопровождав­шихся обрядовыми играми, танцами, песнями, импровизацией стихов: праздники, связанные с весенне-полевыми работами (их было множес­тво); праздники, посвященные победам в сражениях за родную землю против многочисленных захватчиков; праздники урожая; и, конечно, свадебные и иные праздники. Здесь мы опишем небольшую часть празд­нования Нового года у адыгов.

Много прекрасных обычаев и праздников унесло неумолимое время. Одно из адыгских преданий доносит до наших дней прекрасный обычай, существовавший вплоть до начала XX века.

В этом предании выражено бережное отношение адыгов к прошло­му, чувство большой ответственности перед будущим. В нем отзвуки подвигов, песни, посвященные героям. В нем призыв предков быть вер­ными их заветам.

Адыгский Новый год наступал в день весеннего равноденствия. В эту ночь созвездие Вагоба выходит из земли. А раз так, отныне в землю бу­дут проникать солнечные лучи, они разбудят и вытянут, позовут из земли траву, растения, злаки.

Новый год у адыгов праздновался 21 марта, когда природа сбрасы­вает с себя оковы зимнего сна и наполняет сердца обещанием счастья, удачи и благополучия.

В этот день адыги ежегодно ждут появления героя эпоса адыгов «Нарты», бесстрашного и самоотверженного САУСЭРЫКЪО (прообраза греческого Прометея). Много подвигов совершил могучий нарт: вернул похищенные великаном-злодеем семена проса, которые некогда даровал народу Бог плодородия Тхагаледж, отнял у богов бесценный дар, эликсир бессмертия САНЭ (оттуда и пошло название «нарзан»), любимой мине­ральной воды Кавказа, а главное — добыл у великанов огонь и спас свой народ от гибели.

Погиб герой, но каждую весну, когда природа просыпается, звенят ручьи, набирает силы природа, из-под кургана, где он похоронен, доно­сится стон и голос Саусэрыкъо: «Ах, если бы я мог вернуться на землю хотя бы на три дня, я бы уничтожил все зло на земле и мой народ был бы счастлив и свободен!».

Ожидая возвращения любимого героя и заступника, в каждом черкес­ском (адыгском) доме выбеливали очаг, разводили новый огонь, который приносила в дом самая красивая девушка селения, накрывали в госте­вой комнате стол для желанного гостя, а в конюшне раскладывали овес и сено для верного коня героя, Тхожия.

Все благоговейно ждали возвращения Саусэрыкъо, в которого народ свято верил.

Новый год издавна является одним из любимейших праздников ады­гов. Накануне Нового года возносятся молитвы Всевышнему и загады­ваются заветные желания. Всегда считалось, что доброе начало Нового года — залог удачного грядущего года.

Обычно после новогоднего семейного застолья с обрядовыми блюда­ми затевалась ритуальная игра, которая называлась «скатывание орехов», в игре участвовали и взрослые, и дети. Для этого делали из доски наклонную плоскость и по ней скатывали по одному ореху. Если орех играющего касался ореха предыдущего игрока, то он выигрывал. Игра проходила оживленно и увлекательно. Взрослые незаметно подыгрывали детям, доставляя этим массу удовольствия и радости. Кроме того, все дети загадывали свои желания, которые должны были непременно сбыться в Новом году.

Орех у адыгов был символом плодородия и мудрости. Давно было замечено, что ядрышки орехов похожи на мозг человека. Ореховый жезл хатияко на адыгском игрище был символом мудрости, символом божест­венных сил, олицетворяющих удачу и благоденствие.

НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

Первый день Нового года, который адыги праздновали 21 марта, счи­тался днем отделения «тепла от холода», приходом долгожданного тепла, по которому люди соскучились, которого ждали с нетерпением, тепла, предвестника щедрых даров милостивой матери-природы.

В этот день соседи, родственники, односельчане ходили друг к другу и поздравляли с Новым годом. Интересно отметить, что подарки гото­вились заранее и подбирались с любовью. Дарить было принято именно то, в чем нуждалась семья больше всего.

Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Да­рящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добры­ми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи.

НОВОГОДНИЕ КУПАНИЯ

Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли или небесных богов.

Рано утром, чуть свет, после новогодней ночи мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде спозаранку считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Малышей также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.

Взрослые тоже не отказывали себе в радости окунуться в обжигаю­щую свежесть утренней речной воды. И хотя вода в конце марта утром была ледяной — никто не болел. Воду, в которой люди купались в но­вогоднее утро, считали священной и называли ее «Зэнзэныпс».

Использованная литература: Сообцокова, Н. И. Адыги – Черкесы [Текст]: люди, нравы, обычаи и традиции / Н. И. Сообцокова. – Майкоп: Качество, 2009. — 352 с.

Источник статьи: http://xn--80ac8b0c.xn--p1ai/?article_id=36931&title=%D0%90%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4

Читайте также:  Нижегородский праздник график работы
Оцените статью