- «Весенний праздник птиц» методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны
- Весна
- Заклички 22 марта
- Обряд отпускания птиц на волю
- Сценарий весеннего праздника «Встречаем птиц» в младше-средней группе
«Весенний праздник птиц»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
- формирование и закрепление знаний о перелётных птицах, с использованием произведений русского народного творчества.
Задачи:
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к перелётным птицам.
- Продолжать прививать интерес к русскому устному народному творчеству, знакомить детей с фольклором.
- Расширять и активизировать словарь по теме: «Птицы».
- Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать внимание, память.
- Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни.
- Создать радостное весеннее настроение у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesenniy_prazdnik_ptits_3_avtosohranennyy.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Инсценированное занятие – развлечение
Тема «Весенний праздник птиц»
Инсценированное занятие – развлечение
в подготовительной группе детского сада.
Тема: «Весенний праздник птиц».
- формирование и закрепление знаний о перелётных птицах, с использованием произведений русского народного творчества.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к перелётным птицам.
- Продолжать прививать интерес к русскому устному народному творчеству, знакомить детей с фольклором.
- Расширять и активизировать словарь по теме: «Птицы».
- Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать внимание, память.
- Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни.
- Создать радостное весеннее настроение у детей.
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование
- корзинка
- перышки
- шапочки(ободки с изображением птиц)
- веточки для ворот
- дерево
- записи русских народных мелодий: «Во саду ли, в огороде…», «Пойду ль, выйду ль я…», «Ах вы сени, мои сени…», «Гори, солнце, ярче…», «Чувиль – виль – виль…», «Калинка».
- Чтение произведений о перелётных птицах ( Иван Соколов-Микитов : «Найдёнов луг» «Соловьи»; «Журавли»; «Лебеди»; «Ласточки и стрижи»; «Над болотом»; «Цапля», Виталий Бианки: «Подкидыш»; «Кукушонок»; «Наши птицы», « Мастера без топора. Сказки о животных », Константин Ушинский: «Ласточка»; «Кукушечка». )
- Заучивание стихотворений, разгадывание загадок.
- Беседы.
- Наблюдения на прогулках.
- Просмотр презентации: «Перелётные птицы»,
- Просмотр альбома: «Перелётные птицы нашего края».
- Рисование и лепка птиц.
- Дидактические и настольно – печатные игры.
Дети выходят под русскую народную мелодию: «Во саду ли, в огороде…», садятся на стульчики.
Педагог обращает внимание детей на экран мультимедийного оборудования, на котором демонстрируется картина с весенним пейзажем
Птичка : Здравствуйте, ребята, что вы здесь собрались?
Ведущая: Здравствуй, птичка – невеличка!
Мы сюда пришли, чтоб весну зазывать,
Птиц в нашем краю встречать.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат,
С крыш закапали капели
И сосульки вряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни
И под снегом , на дорожках,
Уж проталинки видны.
Звонко нам поёт синица
Возле нашего окна
В марте в дверь нам постучится
Дети(хором): Приди, Весна ясная,
Приди, Весна красная.
С клейкими почками,
С первыми листочками.
Под русскую народную мелодию: «Пойду ль, выйду ль я..» выходит Весна.
Весна: Здравствуйте, мои друзья!
Вот я и пришла, Весна – красна!
К вам спешила очень я!
Лесам и птичкам очень я нужна,
Несу с собой тепло и свет
И солнца раннего привет!
Птичка: Солнышко, ребята, скорей позовём,
Пусть согреет нас оно теплом.
Весна и дети(вместе): Солнышко – ведрышко,
Нас освети, обогрей!
Солнышко, ясное, нарядись;
Солнышко, красное, покажись!
Выходит Солнышко под русскую народную мелодию: «Ах вы, сени, мои сени….».
Дети и Весна кланяются Солнышку.
Весна: Здравствуй, Солнышко – колоколнышко,
Мы тебе весенним днём
Песню весёлую споём.
Дети исполняют песню: «Гори, солнце, ярче…»
Солнышко: Я – Солнышко в небе,
Я – свет и тепло,
Вы меня позвали –
Ну — ка, стройте ворота!
Под русскую народную мелодию Солнышко и Птичка раздают детям веточки, дети делают «ворота» из веточек.
Солнышко: Идёт матушка – Весна!
Весна: Ну, спасибо, дети, порадовали вы меня.
Звуки песен льются,
Все птицы к нам соберутся.
Солнышко: Весну закликаем,
Первых птиц встречаем.
Весна: Корзину с загадками несите,
Ну – ка, кто смышлёный?
Ребятки, отгадайте про птиц загадки!
Загадка №1: Под крышами из глины гнёзда лепят,
С юга эти птицы к нам летят.
Они красивы, изящны и легки.
С выемкой хвостики, собой невелики!
Птичка: Ласточка к нам летит,
А на крылышках весна сидит.
Ласточка вылетает: Лечу я пташечка,
На утренней заре,
По весенней росе,
Пред восходом солнышка,
Пред восходом красного.
Летела я из – за морюшка.
Кто пёрышко найдёт –
Игра: «Кто быстрее возьмёт перышко»(Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Ласточка под любую русскую народную мелодию пролетает за кругом и кладёт позади трёх – четырёх детей пёрышки. Музыка замолкает, на слова Ласточки: «Пёрышко возьми – в круг плясать иди!» дети оборачиваются. У кого сзади окажется пёрышко – исполняет танцевальные движения под мелодию русской народной песни.
Весна: А вот ёщё одна загадка для вас , ребятки.
Загадка №2. Знакомая пташка,
В чёрной в крапинку рубашке.
К нам весной прилетает,
Сразу домик обживает.
Дети: Скворец. Исполняется попевка: «Скворец».
Солнце: А вот и другая загадка:
Загадка №3: Серая пташка,
На животе тельняшка,
В лесу живёт, гнезда не вьёт,
Яйца бросает, матерью не бывает.
Солнце: Подходят люди к дереву, где сидит кукушка и спрашивают:
Ку – ку, проворкуй –
Сколько лет я проживу?
Весна: А это кто?
Загадка № 4: Враг личинок, друг полей,
Всех перелётных птиц черней,
Взад – вперёд по пашне вскачь
Гордо ходит птица ….
Весна: Встречая прилёт грачей из тёплых краёв, на Руси пели( давайте все вместе):
Грачи: Мы весны, мы весны.
Мы пришли, мы пришли!
Солнышко: Ласточки, скворцы, грачи, кукушки – это зимующие или перелётные птицы?
Дети: Эти птицы — наши друзья. На зиму они улетают в тёплые края.
Весна: Правильно. Это перелётные птицы, они прилетают к нам весной, потому что им есть чем питаться. У всех птичек к вам, ребята, есть просьба.
Вылетает Скворец: Нас, ребята, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Надо птицам помогать
Их жалеть, оберегать.
Вылетает Грач: Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать.
Чтоб цвела земля родная,
Чтобы чистым был ручей,
На заре чтоб утром ранним
В роще пел нам соловей.
Солнышко: Птиц встречаем –
Игра: «День и ночь»( Детям раздают шапочки( ободки) с изображением птиц. По команде: «День» птицы летают, по команде: «Ночь» — садятся на корточки и засыпают.)
Игра: «Перелёт птиц»(Дети – птицы по сигналу: «Полетели» «разлетаются» в разных направлениях, по сигналу: «Буря» — «летят» домой.
Весна: А ёщё к нам весной жаворонки прилетают.
Жаворонки – жавороночки, летите,
Весну на крыльях несите.
Дети исполняют русскую народную закличку: «Чувиль – виль — виль….»
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/10/26/vesenniy-prazdnik-ptits
Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Заклички 22 марта
22 марта — этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия — днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» — это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] . против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Источник статьи: http://www.newacropol.ru/activity/volonterstvo/ecology/birds/bird-day-3/
Сценарий весеннего праздника «Встречаем птиц» в младше-средней группе
Наталья Романова
Сценарий весеннего праздника «Встречаем птиц» в младше-средней группе
Весенний праздник для младших групп
Дети встают полукругом. Под музыку идет Весна
Весна: читает загадку:
Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут, звеня,
Ветер теплый — это значит
Что уже пришла (весна)
А давайте мы сейчас превратимся в солнышки, а ручки ваши будут лучиками теплыми, ласковыми, добрыми. Пусть ваши лучики согреют вас теплом, обнимите себя и пусть у вас у всех будет весеннее настроение. ]Хоровод «А весной»
Когда солнышко пригреет,
Тогда и вода разольется,
Тогда и лес зазеленеет,
Тогда и птицы прилетают! Песня-игра «Ласковое солнышко»
Давайте позовем птичек к нам.
Звучат голоса птиц (в записи)
Ребята, слышите, птицы песни свои поют! Давайте, послушаем!
(выходят дети в шапочках: грач, ласточка, скворец)
Дети здороваются с птицами: Здравствуйте, наши друзья!
Птицы: Здравствуйте, ребята!
Весна:: Расскажите птицы, где вы побывали?
Ласточка В жарких странах, жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!
Весна:: Расскажите, птицы, что вы повидали?
Грач: Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.
Весна: Хорошо ли жили, вы вдали от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
Скворец Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.
Пальчиковая игра «Перелётные птицы»
Тили – тели, тили – тели — (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – (поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) .Серенькое пёрышко, жаворонок, соловей. Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)Все вернулись, прилетели,Песни звонкие запели! – (Указательным и большим пальцами сделать «клюв» — «птицы поют»)
Весна: Мы вас очень-очень ждали, вы б для нас потанцевали.
Танец «Солнышкино платьице»
Весна:: Не все птички улетают в теплые края, они зимуют в городе. А наши дети о них заботятся
Ребёнок Кормушки мы делали для птиц, для воробьев и для синиц.
Пакет взяли от молока, и дырки сделали в боках.
Насыпали крошек и крупы, чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали, и никогда не голодали.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Игра «Воробушки и автомобили»
Про птиц сложено много стихотворений и песен Давайте послушаем!
1. Возвращаются певцы наши старые жильцы.
От невидимых лучей, побежал с горы ручей.
И малиновка, и дрозд занялись устройством гнезд.
Носят, носят в домики птицы по соломинке.
2. Грачи гуляют по полям, звенят в саду синицы.
Ручьи бегут и тут и там, в них солнышко искрится.
4. Через море, через горы стайкой птицы к нам летят
Мы для них построим город, птичий город — Птицеград.
Ребята давайте поможем птицам!
Песня-игра «Скворушки» Весна обращает внимание детей на скворечник.
Весна::. Нынче светлая весна. Много солнца и тепла!
Вот и пташечки летят. Угостить вас всех хотят!
Угощение конфетами «Ласточка»
«День птиц». Сценарий праздника в средней группе «День птиц» Сценарий праздника в средней группе. Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на праздничное представление. Делать.
Фотоотчет о подготовке и проведении праздника «Каждый по-своему маму поздравит!» в младше-средней группе Праздник 8 Марта — особенное событие для детей. их мам. бабушек. Подготовка к этому празднику — огромная работа всего коллектива детского.
Сценарий праздника на «День Матери» для младше — средней группы Ход праздника: Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом, Пожалуй, задавался не один философ. А на самом деле счастье – это просто.
Сценарий праздника «Мама — самое лучшее слово на свете» в младше-средней группе Сценарий праздника в младше — средней группе «Мама – самое лучшее слово на свете!»Цель. Способствовать созданию радостного, приподнятого.
Сценарий праздника в средней группе «Мы весну встречаем» Звучит музыка. Дети входят в зал, становятся в полукруг. Дети. (читают стихи). Где ты, солнышко, проснись! Где ты скворушка, вернись! Сыпать.
Сценарий развлечения в младше-средней группе «Золотая осень» Дети заходят в зал под музыку Антонио Вивальди «Осень» и садятся полукругом Ведущая: Здравствуйте ребята и гости нашего праздника. Ребята.
Сценарий весеннего праздника 8 марта для средней группы Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы. Репертуар: 1. Танец-вход с цветами (все). 2. Песня «Мамочка милая» 3. Стихи 4. Песня.
Сценарий весеннего праздника «Мы Весняночку встречаем» для детей второй младшей группы Цель: Приобщать детей к народным традициям; доставить радость детям и гостям праздника. Оборудование: Ширма, игрушки-воробей, солнышко,.
Сценарий весеннего праздника к 8 Марта в средней группе Весенний праздник в средней группе Под музыку дети входят в зал, встают полукругом и подпевают припев песни 1 реб. Праздник к нам пришёл.
Сценарий весеннего развлечения для младшей группы «Встречаем Весну» Сценарий весеннего развлечения для младшей группы «Встречаем Весну». ЦЕЛЬ: вызывать радостные эмоции у детей во время развлечения, закреплять.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-vesenego-prazdnika-vstrechaem-ptic-v-mladshe-srednei-grupe.html