- Как отмечали Рождество и Крещение
- Якуты: Традиции и Обычаи
- Кто такие якуты?
- Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века
- Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
- Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт
- Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
- Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!
Как отмечали Рождество и Крещение
«Раз в крещенский вечерок…»
К основным церковным праздникам готовились заранее. Самыми почитаемыми и крупными были Рождество, Благовещение и Пасха.
Запасались сеном и сухими дровами. По мере возможности покупали муку, чай, сахар, пряности. Убирали избу, застилали праздничной скатертью, под иконами ставили свечи. В день Рождества застилали пол травой, на стены вешали ветки, сжигали траву богородицу, кытыан, что также дезинфицировало и перебивало запах. Приглашали гостей и сами ходили в гости.
На Рождество ели голову жирной коровы, что считалось деликатесом. Пекли оладьи, готовили саламаат, мясо. Как правило, в праздничные дни отдыхали от тяжелой работы, кроме ухода за скотом. В рождественские дни гадали на лучинах, на зеркалах, вызывали духов умерших людей.
В проведении праздников в дореволюционной Якутии большую роль играла церковь. Принявшие православие якуты соблюдали традиции и правила: ставили свечи за умерших, причащались и так далее. У народа саха зародилась вера в могущество Всевышнего, вера во второе пришествие Христа Спасителя, верили, что тело и мощь Христа остается в церкви. Люди верили, что приобщение к церкви дает возможность очиститься от грехов и укрепить свои силы. В дни Пресвятой Пасхи малознакомые люди поздравляли друг друга, целовались. Хозяйки готовили мучные изделия. Чтобы приготовить пасхальный кулич, даже бедняки держали в запасе немного муки.
Основная масса верующих пост не соблюдала, но употребление мяса в дни Великого поста значительно сокращалось, основной пищей в пост были рыба и сосновая заболонь. В церкви оформлялись браки, крестили детей. Как правило, в те времена имя ребенку давали в честь святого. Например, люди, родившиеся ближе к Николиному дню, крестились и нарекались Николаями и так далее.
Что ни день, то праздник
Как и повсеместно по России, в дореволюционной Якутии среди церковных праздников наиболее важными и почитаемыми были 12 праздников: 7 января – Рождество Христово; 19 января – Крещение Господне; 15 февраля – Сретение; 7 апреля – Благовещение и так далее. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, якуты, как православные отмечали дня святых, великих мучеников и чудотворцев. В конце января отмечали Афанасьев день, 6 мая – Егорьев день, который связывали с прилетом первых птиц и приготовлением к переезду на летники.
Особо почитался Николин день – Николая Чудотворца, приходящийся на 22 мая или 9 мая по старому юлианскому календарю. В этот день переезжали в летники, сайылыки. Готовили кумыс, саламат, ели жеребятину, уток, пекли оладьи и пирожки. Также почитали Константинов день – массовый прилет турпанов. 12 июля – Петров день, начало массового сенокоса. В этот день также заканчивался пост.
На август приходился Ильин день, Спасы. Сентябрь был связан с подготовкой к переезду на зимники, скот загонялся в хлева.
14 октября – Покров день – считался началом охотничьего сезона, как правило, на крупную дичь. На озерах устраивали неводьбу, охотники уходили в леса. 8 ноября – Дмитриев день, когда ударяли морозы, происходил массовый забой скота. Этот праздник отмечался похлебкой из потрохов, кровяной колбасой, хаан и разной стряпней. На декабрь приходились Егорьев день (Георгия Победоносца) и зимний Николин день.
Когда у быка отвалятся рога
Праздничные обряды якуты связывали с хозяйственной деятельностью и природными явлениями. Например, Афанасьевы дни якуты связывали с ослаблением январских морозов, когда у Быка-Мороза отпадают рога.
Считалось, что если в Татьянин день, 25 января, стоял солнечный день, то можно ожидать ранний прилет весенних птиц. В ночь Сретения, по-якутски – Эстириэнкэй, яркие звезды предвещали позднюю весну. 15 февраля у Быка-Мороза отваливалась голова, а в день Теплого Алексея, 31 марта, по мифологическим представлениям, у него отваливалось туловище.
Теплая ночь перед Благовещением 7 апреля предвещала дружную весну. Дождь в Егорьев день определял, что для скота лето будет легким. 21-22 июня в дни летнего солнцестояния проводился Ысыах. Этот праздник не претерпел серьезных изменений и с принятием христианства.
Что нашептали сюллюкюны
Якуты, как народ языческий, и в церковных праздниках сохраняли элементы язычества. Так, с 14 января (день Обрезания Господня) и по 19 января (Крещение) якуты гадали (неделя якутских предсказаний Танха): ходили к проруби, в заброшенные дома, чтобы узнать свою судьбу. Молодые парни и девушки кидали обрезки ногтей в горящие угли и следили за направлением дыма: куда отнесет дым, оттуда парень добудет невесту или в ту сторону девушки выйдут замуж. Или выйдя на улицу вечером, девушка прислушивалась к лаю собак, чтобы узнать, откуда, с какой стороны ждать жениха.
Считалось, что только избранные могли подслушать «разговор» лошадей в конюшне, услышать у проруби разговоры сюллюкюнов – обитателей водных стихий, чертей, выходящих в эти дни из воды. Стук топора означал смерть, стук пешни или косьбы – хороший урожайный год. Один из почтенных старцев, возможно, и старая женщина, клали под голову веник, а утром должны были рассказать, что им приснилось.
Вода и снег в день Крещения обретали особую силу и поэтому считались лечебными. Крещенской водой обрызгивали хотоны и скот, тем самым оберегая от невзгод и болезней.
У якутов очень сильна вера в Духа огня. Перед трапезой хозяин или хозяйка благодарили Дух огня за тепло, свет и заботу и преподносили угощение: кусок мяса, лепешки или оладьи с маслом. Запрещалось угощать Дух огня спиртным и рыбными блюдами. Подношения Духу огня, Байанаю наблюдались и у русских крестьян, пашенных людей. А при болезни русские иногда обращались к якутским шаманам, на что церковь закрывала глаза. Здесь можно вспомнить, что к заболевшему императору Петру I приглашали шаманов из Сибири, но они не доехали до царя, он умер.
Как отмечает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Афанасий Павлов, принятие христианства способствовало углублению культурных и хозяйственных связей русского и коренных народов. Однако православие не искоренило поклонения языческим богам и веру в силу шаманов и якуты также наряду с православием продолжают придерживаться традиционных верований и обычаев.
Источник статьи: http://www.exo-ykt.ru/articles/02/608/22866/
Якуты: Традиции и Обычаи
Якутия – самый большой по площади субъект России, и вместе с тем один из самых малонаселенных участков планеты. На 3 млн. км² постоянно проживает менее 1 млн. человек, половина из которых относится к коренному населению этого морозного края – к народу саха, более известному как якуты.
Кто такие якуты?
Якуты – тюркоязычный народ, относящийся к североазиатскому типу большой монголоидной расы, о чём явственно говорит их самобытная внешность. Антропологические исследования доказали, что предками якутов были кочевые племена скотоводов Забайкалья, которые мигрировали в район современной Якутии в XII-XV вв., смешавшись с местными народами – тунгусами и юкагирами. Сами же якуты гордо называют себя самыми стойким народом, чью выносливость Север вознаградил несметными богатствами. И с этим утверждением сложно поспорить, ведь край вечной мерзлоты известен бескомпромиссной красотой таёжных пейзажей, алмазными месторождениями, мамонтовой костью.
Главной же достопримечательностью Сахи, привлекающих сотни этнографов и туристов, стали аутентичные якутские традиции, некоторые из которых являются достоянием Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура якутов неразрывно связана с местным климатом, не допускающим слабости. Суровая природа веками была для якутов движимой силой и вдохновением, порой вынуждая народ проявлять смекалку для того, чтобы выжить. Вероятно, якутская культура дошла до наших дней в почти нетронутом виде, т.к. экстремально низкие температуры и долгие зимы попросту отпугивали чужеземцев, позволяя сохранять традиционные ценности – язык, мифологию и ремесло. Даже сейчас, в эпоху массовой глобализации и активной ассимиляции, якуты с завидным трепетом и уважением относятся наследию своих предков.
Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века
Большинство якутов придерживаются традиционного верования – Аар Айыы. Это языческое верование стало основой для якутского общества еще со времен зарождения народа. С 2014 года Аар Айыы зарегистрирован в качестве одной из официальных религий на территории России.
Центральный образ в древнейшем якутском веровании занимает Аал Луук Мас – Великое дерево, символ триединства мира. Якуты считают, что в кроне Аал Луук Маса живут высшие боги, в корнях – злые подземные духи, а ствол – это видимый мир людей.
В пантеоне якутских богов несколько десятков божественных персонажей, каждый из которых отвечает за определенную стихию или событие в мире людей. Например, особым почтением пользуется бог Джёсёгей тойон – покровитель лошадей и трудолюбия. Женщины молятся Айыысыт – богине, помогающей при родах. Есть у якутов и местный Амур – Уйгулаан Хаан, который помогает людям найти любовь.
Главный религиозный обряд якутов – кормление огня. Пламя считается посредником между людским и божественным миром, через который небесным покровителям передают подношения и просят помощи в любом деле – от удачной рыбалки до благополучия молодоженов. Обряд проводится шаманом: под звуки хомуса (более известного как варган), в огонь кидают оладья, окропляя пламя кумысом, после чего вокруг костра совершается неистовый танец с молитвами, а иногда и подражанием криков животных.
Религия Аар Айыы стала основой не только для мировоззрения якутов, но и для их устного творчества, главный памятник которого – эпический устное произведение Олонхо, внесенный ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Персонажами олонхо традиционно становились боги, а также одаренные силой и умом жители Среднего мира. Сюжеты зачастую придумывались самими сказителями – олонхосутами, ораторские и актерские таланты которых очень ценились в каждой деревне. Благодаря олонхосутам якутские поэмы дошли до наших дней, пополнив литературное наследие страны, а также позволив исследователям восстановить многие знания о древней якутской культуре и религии.
Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
Ысыах Туймаада – ежегодный праздник Якутии, который с невиданным размахом отмечают всей республикой в день летнего солнцестояния. Это своего рода якутский новый год: в день Ысыаха символично проводится граница между прошлым и будущим.
Ысыах Туймаада имеет глубокие языческие корни. В этот день якуты восхваляют божество солнца и пробуждение природы. Сначала совершается обряд очищения с помощью дыма и специальной метлы из конского хвоста – дэйбиира. Позже люди собираются на массовую молитву, в едином порыве повторяя сакральные слова и протягивая руки к небу.
Как любой праздник, Ысыах сопровождается весельем и народными гуляниями. Любимыми развлечениями считаются турниры по хапсыгайю – национальному якутскому единоборству, и мас-рестлингу – перетягиванию палки, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта.
Безусловно, главный якутский праздник невозможен без священного для народа Сахи животного – лошади. На Ысыахе устраивают забеги и выставки якутских скакунов, пьют кумыс, а также устанавливают традиционные якутские коновязи – столбы сэргэ, которые, как считается, используют боги для своих коней. Сами сэргэ, помимо практического назначения, являются также символом древа жизни, объединяющим три мира – божественный верхний, средний людской, нижний – обитель подземных духов. К сэргэ принято привязывать ленточки, загадывая желания.
Кульминацией праздника становится массовый танец-хоровод Осуохай: повторяя движение солнечного диска на небосводе, якуты кружатся под ритуальное пение главного шамана, прославляющего небесных духов. Танец напоминает крупномасштабную медитацию или даже транс, после которого непременно наступает ощущение абсолютного обновления и единения народа.
Сегодня самое масштабное гуляние проводят в историческом месте Ус-Хатын, недалеко от Якутска. Здесь собирается более 15 тыс. якутов, а также множество туристов, которым праздник позволяет с головой окунуться в культуру Саха.
Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт
Кулинарные традиции якутов – кошмар любого вегетарианца и откровение для искушенного гурмана. Выращивание овощей и фруктов при 60 градусах ниже ноля не самая удачная идея. Поэтому испокон веков якуты привыкли подавать на стол экзотичные для европейца продукты местного животноводства – оленину и жеребятину, а также блюда из субпродуктов – кровяную колбасу хаан, жир и потроха.
Одним из самых известных блюд якутской кухни является строганина – тонкие сырые кусочки речной рыбы или оленины, которые подают замороженными с терпкой приправой из соли и перца. Считается, что в необработанном термически мясе сохраняется максимальное количество полезных веществ, в том числе омега-3, чрезвычайно важного в морозном климате для сохранения тепла тела.
Несмотря на обилие в рационе мяса оленей и коней, якутский народ с глубоким почтением относятся к этим благородным животным. Считается, что сам бог послал северному народу табуны лошадей, чтобы помочь им выжить. Это объясняется и с точки зрения биологии: организмы якутов были вынуждены приспособиться к получению энергии и витаминов исключительно из продуктов животноводства за неимением альтернативы.
Кумыс – традиционный напиток многих тюркских народов, но якуты предпочитают его радикальный вариант – койуургэн, отличающийся повышенной крепостью и способностью легко одурманить сознание. Кисломолочные продукты – основа кухни Саха, в том числе и десертов. Кюэрчэх – мороженное по-якутски, которое также изготавливают из молока лошади с добавлением диких ягод, например, княженики – сорта местной малины.
Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
Еще одна традиция Якутии, сохранившаяся по сей день – национальный костюм и украшения. Испокон веков якутам был присущ тонкий вкус, несмотря на суровые климатические условия. Зачастую громоздкие и объемные костюмы из меха и кожи дополнялись элегантными серебряными аксессуарами и изящной вышивкой.
Особенно нарядно выглядит женский костюм. Богатые меховые одеяния считаются одним из высочайших комплиментов для женщины со стороны мужа, эдаким знаком уважения по отношению к её женскому началу. Самое узнаваемое якутское украшение – кэбихэр илисурэх – массивная нагрудная подвеска из серебряных пластин с изображением орнаментов и силуэтов животных. Другая неотъемлемая деталь женского образа – бастынга – головной убор в виде обруча, с ниспадающими вдоль лица звеньями и пластинами. Кроме эстетики, оба аксессуара играют роль мощных оберегов. Ведь считается, что сияние серебра способно отражать злые намерения и отводить несчастья.
Конечно, повседневный образ современных якутов сегодня мало отличается от образа среднестатистического жителя России. Однако, у каждого якута в гардеробе непременно имеется хотя бы один национальный костюм, в который он с удовольствием облачается во время важных событий и больших праздников. Якутские же дизайнеры, бережно используя традиции и навыки предков, получили известность далеко за пределами своей исторической родины.
Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!
Источник статьи: http://otdyhpress.ru/tradicii/jakuty-tradicii-i-obychai.html