Готовимся к Лиго: история праздника, поверья, приметы
Янов день тесно связан с культом плодородия; считается, что он посвящен языческому богу плодородия Янису и, по некоторым источникам, богу веселья Лиго, который в древнелатышском пантеоне был богом песен. Поэтому праздник Лиго отмечается со множеством припевов и песнопений, когда-то имевших сакральный смысл. В земледельческом календаре праздник солнцестояния знаменовал окончание весенних работ и начало летней страды, он служил магической подготовкой к уборке урожая, богатство которого, разумеется, зависело от бога плодородия Яниса.
День перед Яновым праздником был посвящен сбору лекарственных трав и назывался Травяным днем. В этот день из трав, полевых цветов и листьев дуба вили венки, которые служили не столько головными уборами, сколько оберегами для комнат в доме и хозяйственных служб: венками украшали ульи, коровники, клети и амбары, привязывали их на шею коровам. Венки являлись символом урожая, плодородия, плодоношения, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя к роли матери и хозяйки дома.
Наступление сумерек знаменовало начало Яновой ночи, когда запевались песни, посвященные Янису – Яновы песни. В них славословили бога Яниса, воспевали усердный труд и высмеивали лентяев и тунеядцев. В песнях рефреном повторялось восклицание «Лиго! Лиго!», поэтому исполнение Яновых песен называлось «лигованием», а певцы – «лиготаями». В это время в каждом доме проводился обряд чествования «Яновой матушки» и «Янова батюшки», или хозяйки и хозяина дома: на голову хозяина возлагали венок из дубовых листьев, а хозяйку увенчивали цветочным венком. После этого с песнями обходили угодья: поля, пасеки, пастбища, сады и огороды, и везде ставили пышные ветви в честь Яниса, призывая процветание и благодать. Между тем лиготаи с песнями обходили деревню дом за домом, и везде им предлагали традиционное угощение – пиво и сыр. Затем жители деревни собирались на холме, разводили большой костер, пели и танцевали, прыгали через огонь.
В русском языческом календаре дни солнцестояния тоже были праздничными: знаменитая ночь Ивана Купалы сопровождалась сходными традициями прыжков через костры и плетения венков. Костры разжигают и в Норвегии, где этот праздник давно христианизирован и называется Jonsok в честь Иоанна Крестителя. Костер символизировал солнечный свет и должен был помочь солнцу преодолеть вершину небесного купола, чтобы затем медленно спускаться вниз. В Дании костры разжигают на морском берегу, после заката, и поддерживают их на протяжение всей ночи, называемой ночью св. Ханса. В Литве летнее солнцестояние носит название праздника Йонинеса: ночное костровое действо с прыжками и купанием заканчивается на рассвете встречей восходящего солнца. В Эстонии тоже любят разводить костры в Яанов день, на горах или у моря, но купанию голышом предпочитают сауну. Считается, что веники для парной нужно заготавливать на весь год обязательно до 24 июня, а после этого дня целительная сила растений пропадает.
И все-таки нигде в мире не встретишь такого праздничного размаха и пристрастия к национальным традициям в ночь летнего солнцестояния, как в Латвии. Сейчас Лиго – это национальный латвийский праздник, сопровождающийся веселыми гуляньями и непременными песнями, ведь латыши – один из самых поющих народов в мире. 23 июня – день именин Лиги, а 24 июня – именины Яниса. Во время празднования из присутствующих выбираются женщина по имени Лига и мужчина Янис, и они становятся центром всеобщего внимания. Если же людей с такими именами не окажется, их следует назначить – и увенчать традиционными венками: Яниса – дубовым, а Лигу – цветочным. В этот день по всей Латвии происходят народные гулянья и праздничные ярмарки, сопровождающиеся выступлениями песенных и танцевальных ансамблей в народных костюмах, цирковых артистов. Главное угощение праздника Лиго – латвийское пиво и сыр с тмином; если на язык попадается тминное зернышко, его нужно хорошенько разжевать, чтобы отвести от себя все беды и напасти.
Любимые развлечения в Янову ночь – прыжки через костер и купание голышом. Через костер юноши и девушки прыгают парами, как можно крепче взявшись за руки. Если во время прыжка руки случайно расцепятся, то такой союз считается недолговечным. Купание голышом в Янову ночь, по распространенному поверью, улучшает здоровье, и, конечно, является одним из самых забавных моментов праздника. В полночь молодежь отправляется в лес искать цветущий папоротник. Говорят, он зацветает только в эту ночь и к утру вянет; та пара, которой посчастливится найти и сорвать цветок папоротника, проживет вместе долго и счастливо. Кроме костров, на хуторах зажигают бочки на шестах: так, чтобы огонь был виден с соседнего хутора. Танцы и песни не прекращаются всю ночь.
Лиго – яркий, красочный, красивый и веселый латышский праздник, который празднуется повсеместно и любим всеми без исключения. Он настолько поражает воображение туристов, что многие из них приезжают в Латвию специально для того, чтобы поучаствовать в популярных развлечениях, посмотреть на традиционные действа, послушать национальные Яновы песни. Если вы еще не были в Латвии, то запланируйте свою поездку на конец июня, чтобы увидеть зрелищное национальное празднество!
Источник статьи: http://gorod.lv/novosti/270745-gotovimsya-k-ligo-istoriya-prazdnika-poverya-primety
Лиго – как латыши празднуют Янов день?
Лиго – один и самых ярких праздников Латвии, который также называют Яновым днём. Во многом его традиции напоминают славянский День Ивана Купалы, что неудивительно – Лиго отмечают с 23 на 24 июня, что как раз соответствует этому празднику.
Однако интерпретация Янова дня у латышей довольно своеобразная. Лиго в народе называют “Днём пива и шашлыка”. Какая же история этого праздника? Что за поверья и традиции с давних времён связаны с ним? Давайте совершим виртуальное путешествие в Латвию и узнаем больше об этом Зелёном дне.
Празднование Лиго в старину
Истоки празднования Лиго уходят в далёкие времена язычества. В старину для латышей этот день символизировал солнце, а потому даже на праздничном столе появлялись особые “солнечные” продукты.
Яркий тому пример – сырные головки, что своей формой напоминали солнечный круг. К ним подавалось пиво, что ценили крестьяне, только завершившие тяжёлые работы в поле.
Вечером наступала пора празднования. Латыши чтили не только главного покровителя дня, Яниса, но и его отца и матушку. Открытием для торжества являлось костюмированное представление, которое разыгрывали ряженые.
Народ надевал костюмы Яниса и его детей, что возвещали о наступлении самой короткой ночи года. Янис следовал за своими помощниками, что с помощью огоньков указывали путь в сумерках, затем забирался на высокое дерево и трубил оттуда. После этого “дети Яниса” отправлялись по домам соседей.
Считалось, что таких гостей следует принять радушно и дружелюбно – тогда и удача будет сопутствовать хозяевам целый год. Чтобы задобрить маленьких “божеств”, их угощали сладостями, дарили подарки.
После череды ритуалов жители сёл отправлялись на ближайшую горку, холм, возвышенность, что в народе называлась “Янисовой горой”. В таких местах латыши сооружали замысловатую конструкцию. На толстый крепкий столб устанавливали бочонок или колесо, покрытое смолой.
После ритуала зажжения такого “факела” считалось, что огонь Яниса прибыл на землю. Особенно нравился праздник Лиго молодёжи, ведь во время него можно было и песни спеть, и через костёр прыгнуть, и устроить шуточные соревнования.
Кульминацией Лиго являлся ритуал спуска колеса (или бочонка). В самый тёмный момент ночи, что приходился на третий час, латыши поджигали поднятое столбом колесо и сталкивали его с горы. Важно было отправить катиться его в правильном направлении – а именно – к закату. Как вы догадались, вращающийся горящий шар тоже напоминал людям солнце.
Праздник Лиго сегодня
В наше время традиции празднования Лиго не слишком изменились. В этот день именины празднуют все девушки с именем Лига и все мужчины, нареченные Янисами (поскольку Янис – главный покровитель праздника).
Несмотря на то, что большинство современных Латышей исповедует христианство, это не мешает им искренне наслаждаться весёлым праздником Лиго, который сохранил многие языческие ритуалы.
В праздничный день народ Латвии стремится побыть на природе. Большими компаниями и семьями латыши отправляются за город, где устраивают пикники, напевая традиционные песни, неизменным припевом которых является “Лиго-Лиго”.
Чудесным подарком в Лиго является венок, что стал символом этого дня. Женщинам подойдёт такой украшение из полевых цветов, а вот для мужчины следует выбрать ветки дуба, дерева, воплощающего силу и мужество.
Как я уже сказала, для латышей издавна важен и праздничный стол Лиго. Домашний сыр с тмином готовится по особым рецептам, причём у каждого хозяина свои технология и секреты. Подобные сыры отличаются резким запахом и вкусом, что делает их непохожими на привычные разновидности продукта. Тем не менее, сыр Лиго пользуется спросом в Латвии. Мне кажется, такой необычный аромат тина и сырная резкость у латышей ассоциируются с праздничным настроением и чудесами Лиго.
Ещё один символ Лиго – цветок папоротника, однако он выступает в роли завуалированных действий, а не волшебным сокровищем (как у тех же славян). Дело в том, что у ряда народов (латыши, эстонцы, финны) слова “цветок папоротника” воспринимаются с эротическим подтекстом (что-то вроде “запретного плода”).
В древности праздник Лиго был связан с силами плодородия, а потому существовали и некоторые любовные ритуалы, что важно было исполнить в самую волшебную ночь года.
Поверья Лиго
С Лиго связано немало интересных традиций и поверий. Например, в прежние времена считалось, что спать в самую короткую ночь нельзя – иначе человек не найдёт себе пары. Во время прыжка через костёр можно проверить силу своих чувств. Если руки влюблённых разомкнутся – их ждёт расставание, если же нет – счастливая совместная жизнь.
Поскольку Лиго напрямую связан с волшебством, в праздник часто гадали. Если девушка мечтала покорить сердце юноши или, проще говоря, приворожить, следовало угостить его кусочком сыра, что предварительно несколько минут держала под рукой у сердца.
Чтобы прогнать напасти или избавиться от болезней, в огонь Лиго следует бросить заговорённые вещи. А вот утром после Лиго можно умыться росой – тогда красота засияет ещё ярче, продлевая молодость и силу.
С Лиго связано немало интересных поверий
Лиго – чудесный волшебный праздник, связанный с торжествами Янова дня. Это своеобразная интерпретация привычного нам празднования Купальской ночи, но в обычаях и поверьях есть и совсем неординарные моменты. Конечно, большинство поверий Лиго – лишь народные поверья и легенды, но очень хочется, чтобы и в наше время в такой особенный день находилось место настоящему чуду.
Источник статьи: http://musaget.ru/ligo-kak-latyshi-prazdnuyut-yanov-den/
Танцы у костра, купальские венки и эстонская рига: Янов день отметили в Томской области
Национальный эстонский праздник «Янов день» отметили в деревне Березовка Первомайского района в ночь на 24 июня. Гости праздника смогли попробовать эстонскую кухню, познакомиться с обрядами и станцевать у костра, сообщает корреспондент vtomske.ru, побывавший на мероприятии.
Янов день (так же Яанов, Иванов день) является в Эстонии вторым по значению праздником после Рождества. Он отмечается в ночь с 23 на 24 июня, в преддверии Ивана Купалы (по юлианскому календарю празднуется 24 числа). Янов день традиционно отмечается на природе. Во время праздника ждут костры, поют, танцуют, собирают травы, которые по поверьям обладают в эту ночь волшебными силами, а также плетут купальские венки.
Народный праздник отмечают в Березовке около 30 лет. Эстонцы проживают в селе с конца XIX века. В этом году на Янов день в Первомайский район приехали эстонские, белорусские, украинские, русские, польские творческие коллективы из пяти регионов России — Тверской, Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, а также муниципалитетов Томской области.
Посетили праздник и первые лица области. Губернатор Сергей Жвачкин осмотрел праздничную поляну, на которой можно было увидеть выставку национальных костюмов, воссозданный хутор с жилой ригой — это традиционное жилище крестьян Эстонии.
Рига делилась на жилую часть и хозяйственную. В хозяйственной находились предметы быта: маслобойка, стиральная доска, квашня, кофемолка, средство для ловли рыбы в проруби, сепаратор и другое. В жилой можно было увидеть кровать, шкаф, прялку и другие предметы мебели.
Открывая праздник, глава региона напомнил, что в Томской области проживают представители 140 национальностей.
«Это очень здорово — что мы все разные. У нас разные песни, культура, одежда. Сегодня в Березовку съехались представители многих национальностей. Я благодарен людям, которые сохраняют те корни и традиции, без которых невозможно жить ни одному народу», — сказал Сергей Жвачкин.
На «Яновой поляне» для гостей развернулась большая ярмарка. Здесь можно было отведать блюда национальной эстонской кухни, в том числе горячую пшеничную кашу, кровяные колбаски, сыр. Также все желающие могли приобрести национальные сувениры и поделки народных умельцев.
Руководитель местного Дома культуры Людмила Богинс рассказала корреспонденту vtomske.ru, что, кроме Березовки, в Первомайском районе эстонцы проживают в поселках Орехово и Новый. На «Яновой поляне», по ее словам, построен гостевого домик. «Это домик, где можно пожить, отдохнуть, познакомиться с местной культурой. Там есть все необходимое, в том числе холодильник, плита, микроволновка. В этом году сделали баню», — отметила Богинс.
Праздник также посетил третий секретарь посольства Эстонии в Москве Сильвер Кюнгас. Он отметил, что эстонцы всегда отмечают Янов день на природе. «Я чувствую себя здесь как дома. Эстонцы в Янов день стараются уехать из города на природу. Всегда зажигается костер, поются национальные песни, люди танцуют», — отметил Сильвер Кюнгас.
Организация таких праздников как «Янов день» помогает местным сохранить традиции. Жительница деревни Вознесенка Эмилия имеет польские корни от бабушки. По ее словам, в Первомайском районе есть много творческих клубов, сольных и танцевальных ансамблей, которые передают эстонские традиции другим через национальные песни и танцы. «Люди, действительно, интересуются этим, проникаются», — добавила она.
Кульминацией праздника стал большой праздничный костер, вокруг которого гости сначала водили хоровод, а после перешли на зажигательные национальные танцы.
Разжигание костров, возможно, — главная традиция Янова дня. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Костер нужно было сделать как можно выше, так как он символизировал победу света над тьмой и был призван «помочь» Солнцу одолеть верхушку неба. Также нередки были и прыжки через костры парами.
После костра девушки зажгли свечи, поставили их в венки и пустили по воде. Это традиционное гадание, которые проводилось в ночь на Ивана Купала. Согласно поверьям, если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — суженого пока ждать не стоит, потухнет свеча — жених будет бедным, а если утонет — нужно готовься к беде. Также девушки смотрели, к какому берегу венок пристанет — оттуда жених и придет.
Источник статьи: http://news.vtomske.ru/news/154942-tancy-u-kostra-kupalskie-venki-i-estonskaya-riga-yanov-den-otmetili-v-tomskoi-oblasti