День Бога Ярилы-Солнца
День Ярилы-Солнца – это праздник посвященный славянскому Богу Яриле. Как правило данный праздник выпадает на 2 Хейлетъ ( 4-5 июля ) наполняя сердца людей весельем и радостью.
Наши светлые предки говорили:
«Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
По некоторым источникам считается, что Бог Ярило был не только богом солнца, но и богом любви, страсти и плодородия. В старину к этому дню приурочивали ярмарки и игрища, которые подразумевали под собой кулачные бои, песни и пляски. А вечером, когда уже сядет солнышко, молодежь разводила большие костры и празднование продолжалось.
К сожалению, с течением времени многое становиться уже трудно объяснить, а именно то, что послужило истоком данного празднования и к чему конкретно он был приурочен. Причем информация об этом празднике везде колеблется в зависимости от местности проживания тех или иных Родов Славяно-Ариев. По официальным данным о праздновании Дня Ярилы-Солнца упоминается в Нижегородской, Тверской, Костромской, Тамбовской, Воронежской и Рязанской губерниях.
Долгое время, вплоть до 1763 года от Р.Х. в Воронеже бытовало народное игрище под названием ЯРИЛО. Это игрище свершалось перед заговеньем на Петров пост. Как правило перед началом празднования заготавливались всевозможные угощения и праздничные наряды, а в день празднования, с первыми лучами солнца, люди отправлялись за город на большую площадь, которая была расположена за пределами Московской заставы.
До наших дней дошел лишь устный пересказ тех событий:
«Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем. Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие. Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям».
«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!».
Вопреки современным представлениям о народных гуляниях древних Славян и Ариев, настоящие ведические праздники наших предков проходили без пьянства и похабщины, а в светлой радости и веселье, поскольку эти праздники были посвящены Родным Богам, а не всяким мракобесам и лжегероям фальшивой истории.
Так что, дорогие наши читатели – ЗНАЙТЕ СВОЕ ПРОШЛОЕ! В НЁМ МУДРОСТЬ ПРЕДКОВ И СИЛА ВАША ВЕЛИКАЯ!
Источник статьи: http://slavyanskiebogi.ru/prazdniki/94-den-boga-yarily-solntsa
Ярилин день 1 марта: история и традиции, что нельзя делать в славянский Новый год
Ярилин день на Руси отмечали дважды, естественно, в момент наивысшего расцвета лета в привязке к летнему солнцестоянию, а также при переходе от зимы к весне. По старому стилю весенний Ярилин день приходится на 16 февраля, по современному летоисчислению это 1 марта — первый день календарной весны. В древности славянский Новый год — это и был Ярилин день.
История и традиции праздника
Как понятно из названия, праздник имеет языческие старославянские корни, христианского аналога ему так и не было найдено .
Ярило в дохристианском славянском пантеоне — бог Солнца, дающего жизнь всему сущему. В конце зимы — начале весны, когда световой день заметно увеличивается, под лучами солнца снег начинает таять. Солнце «ярится», разгоняет зиму, а люди этому радуются. Кроме того, наши славянские предки радовались, что тяжелая голодная зима отступает, и, хотя впереди еще предстоят нелегкие месяцы, уже есть надежда на сытные теплые времена.
Согласно традиции, Ярило иногда изображали в виде всадника на белом коне в венке из первых весенних цветов. Бог Солнца отвечал за плодородие, люди верили, что он разогревает землю перед пахотой, сажая зиму на вилы из солнечных лучей.
Ярилин день также был праздником беременных женщин, которые в этот день старались напитаться солнечными лучами, чтобы дать будущему ребенку силы и чтобы роды прошли легко. Подтаявший снег в этот день считался целебным для будущих рожениц, им умывали лицо и обмывали живот.
Если на Ярилин день выпадал снег, это считалось отличной приметой — сулившей раннюю дружную весну, удачную посевную страду и сытный год.
Поскольку Ярилин день был славянским Новым годом, в этот день запрещалось работать, а также сидеть в одиночестве. Нелюдимов осуждали, считалось, что они навлекают на все село голод и несчастья.
Этот день было принято посвящать отдыху и гуляньям. В селах устраивались общие застолья, люди щедро отдавали в общий котел оставшиеся продукты, ели-пили-веселились, выкликали весну-красну. Под запретом были женские рукоделия, также в этот день старались не ходить в лес, чтобы дать природе скорее пробудиться от зимнего сна.
Источник статьи: http://riafan.ru/1389552-yarilin-den-1-marta-istoriya-i-tradicii-chto-nelzya-delat-v-slavyanskii-novyi-god
Бог Солнца Ярило и его день. Приметы, обряды, обычаи
Упоминаний о Яриле не встречается ни в летописи Нестора, ни в других древних памятниках. Однако следы празднования в честь этого бога дошли до наших времен отголосками в виде лингвистических следов и обрядовых песен.
Бог Солнца у древних славян
Солнце играло важную роль в символической картине мира древних славян. Бог Солнца представал в славянской мифологии в разных ипостасях, в зависимости от времени года. Весной, после равноденствия, в свои права вступал Ярило.
Предания описывают это божество как статного юношу. У Ярилы светлые волнистые локоны, а глаза голубые, как весеннее небо. На своем белом коне Ярило разъезжает босиком и с обнаженным торсом. Он весь – воплощение молодости, силы, красоты и страсти.
В его характере – неистовость, стремительность и ярость. Эти качества проявляются во всей весенней природе: в яркости и свежести красок, в том, как быстро сходит снег, превращаясь в бурные талые потоки, как набухают почки и пробивается первая зелень.
«Википедия» приводит различные попытки объяснения имени Ярилы: через связь с санскритским корнем ar («движение вверх»)и по аналогии с рядом славянских лексем, имеющих в своем составе древний корень «яр». Эта морфемная единица подразумевает стремительность, силу, молодость, и вошедший в имя божества, нашел свое отражение во многих языковых единицах и дошел до наших дней.
Молодая овца – ярка. Для обозначения ослепительного света используется слово «яркий». Яровые посевы первыми всходят весной. Такие славянские имена, как Ярополк, Ярослав, Ярина тоже напоминают о связи с корнем «яр». Не случайно считается, что первый визит Ярилы на землю проходит в дни весеннего равноденствия, когда солнце начинает отвоевывать себе время.
Ярило – покровительствует плодородию, ведь с его именем связана легенда о зарождении жизни на Матушке Сырой Земле. Солнечный Ярило освободил Землю от мрака, напитав ее светом. И расцвела Мать-Земля от весеннего солнышка, родив много живого. Куклу Ярило, как покровителя плодородия, мастерили с большим фаллосом.
Так как Ярило – это одна из ипостасей Бога Солнца, то в его арсенале имеются стрелы, символизирующие солнечные лучи. Эти стрелы Ярило посылает на Землю, чтобы побороть холод и безжизненность зимних дней. Одновременно стрелы ассоциируются с оружием, поражающим сердца любовным чувством. Также атрибут Ярилы – золотой щит округлой формы, символизирующий солнце.
Ярилу суждено постоянно умирать и возрождаться вновь с весенними лучами. Об этом свидетельствуют два других символа. В правой руке он держит человеческий череп, ассоциирующийся со смертью и зимой. В левой – пучок золотых колосьев.
Предлагаем посмотреть видео о славянском боге Ярило:
Описание вешнего праздника
Праздник имел разные названия:
- «Ярилки»;
- «Ярилины гулянья»;
- «Ярилино заговенье»;
- «Ярилов день».
Один из вариантов уточняется по времени проведения – «Ярило вешний». Это празднование связано с представлениями предков от «отмыкании земли» весной, когда почва полностью освобождается от снега.
Даже после принятия христианства народные гуляния с чествованием Ярилы не прекратились и продолжались вплоть до XX века. Такие празднества сопровождались шумным весельем, обильными хмельными возлияниями, весёлыми песнями и плясками.
Сразу после празднования Ярилы Вешнего приступали к полевым работам. Это нашло отражение в пословицах:
- «Ярилу первой сошкой встречают».
- «На Ярилу и ленивая соха в поле выезжает».
Традиции и обряды на Руси
На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли. Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок. Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.
Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества. Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня. В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.
В традициях некоторых местностей деву привязывали к дереву и водили хороводы, исполняя ритуальные песнопения.
У некоторых славянских народов существовала традиция на Ярилин день закалывать молодого барана. Эта миссия возлагалась на неженатого юношу. Исполнитель обряда должен был совершить доверенное таким образом, чтобы ни одной капли крови не пролилось на землю. Зато бараньей кровью оставляли отметины на лице и голове у детей.
Обрядовое чествование Ярилы и его невесты Ярилихи выражалось в изготовлении кукол, их изображающих. На празднике виновников торжества развлекали игрищами и угощали подношеньями, а к вечеру закапывали в землю, в знак начала посевной.
Традицией Ярилова дня была ярмарка. Уже в самом слове содержится отсыл к богу Яриле. Этнографами собраны описания множества других традиций: водить хороводы, петь по ночам ритуальные песни о даровании урожая и сохранении стад.
С Яриловым днем связано ожидание первого выпаса. Наши предки заметили, что до этого времени выгонять скотину из хлева не было смысла. Так как первая зелень еще не появилась. Зато пастухи уже начинали готовиться к рабочему сезону – с Ярилы вешнего они переставали стричься.
В Олонецкой губернии мужчины совершали ритуальные действия на дворе. Хозяин брал топор или нож, который кололи скотину и троекратно обходил хлев, чертя топором на земле линию, окружающую место содержания скота. Все это сопровождалось чтением заговора, а в конце процедуры приносилась жертва Яриле в виде тетерева. Считалось, что такое мероприятие убережет животных от нападения волков во время выпаса.
Приметы
- Если на Ярилу вешнего тепло, то лето не за горами.
- В этот день провозглашался запрет на вязание и вообще на шерстяные изделия. Считалось, что нарушившему правило грозит наказание – волки всех овец перегрызут.
- Увидеть утром на Ярилу вешнего росу – к хорошему урожаю проса.
- Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
- Если ночь на Ярилу вешнего теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
- Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
- Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.
Когда празднуется?
Ярило чествовали несколько раз в году.
- Первоначально – в день весеннего равноденствия. Это астрономическое явление имеет фиксированную дату, отклонения крайне редки. В 2019 году весеннее равноденствие выпало на 20 марта.
- Начало посевной отмечали праздником «Ярило вешний» 23 апреля.
- В начале июня праздновали «Ярилу сильного». С этого дня весенняя удаль божества шла на спад.
- И во время летнего солнцеворота, на Ивана-Купалу, с Ярилой прощались. Считалось, что к этому времени он отдал всю свою ярь земле и превратился в последнюю ипостась Бога Солнца – старика Свентовита.
Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае. А сам праздник в честь Ярилы вешнего ждали целый год, так как от него зависел будущий урожай.
Источник статьи: http://slav-rus.com/kultura/yarilin-den.html