- Праздники древней Греции, греческий театр
- Дионисий и Анфестерий – проводы зимы и встреча весны по-гречески
- Панафинеи – праздник в честь Афины
- Осенний праздник в честь Деметры
- Праздники древних греков
- Праздники, сплачивавшие полис
- Древнегреческий театр
- Праздники, объединявшие Элладу
- Олимпийские игры
- Праздники в Древней Греции
- Античные праздники как важная форма общественной жизни и культуры любого народа. Цели процесса жертвоприношения. Основание новых колонии-поселений и культ богов в Греции. Истоки первых олимпиад и Панэллинские игры. Особенности праздников в честь богов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Праздники древней Греции, греческий театр
Праздники в давние времена греки любили не меньше, чем сейчас, а то и больше. Ведь праздник – это не только развлечение, но и выходной день, которых в ту пору не существовало. Это и возможность хорошо поесть и выпить на всевозможных состязаниях едоков, в которых могут участвовать все желающие (бедняки в том числе). Праздничные дни давали шанс увидеть театральные представления – знаменитые комедии и трагедии, и при этом не только сделать это за бесплатно, но и получить за посещение денежное награждение.
Какие праздники в Древней Греции особо почитались
Самый большой размах имели афинские празднества, куда стекалось большинство народу – приезжих и жителей. Они случались три раза в год: в конце зимы (февраль-март), в середине лета в июле и в начале осени (сентябрь). Разумеется, каждый великий праздник имел отношение к определенному греческому богу, в честь которого и проводилиь шествия, показывался театр и организовывались прочие мероприятия.
Дионисий и Анфестерий – проводы зимы и встреча весны по-гречески
Первый серьезный повод повеселиться древние греки находили уже во второй месяц года. Это было предвкушение весны и проводы зимы – нечто вроде нашей Масленицы. Если мы в России радуемся по большей части, окончанию морозов и холода, то в конце февраля на Анфестерий жители теплой страны Греции радовались окончанию мертвого времени года (как они считали) и устраивали театрализованные шествия, в которых главная роль отводилась богу Дионису.
Так как Дионис – бог веселья и вина, то и приветствовать его надо соответственно: гуляниями и шутливыми созтязаниями. Анфестерий в честь Диониса, судя по всему, выступил прародителем современных конкурсов поедателей гамбургеров и сосисок, а также соревнования по распитию пива – еще в те времена в Греции состязались, кто больше выпьет вина. Призом являлось…чтобы вы думали? Правильно, опять таки амфора с вином.
Праздник Дионисий, опять же в честь Диониса, случался в марте, после Анфестерия. На этот раз греки радовались приходу весны и делали это преимущественно при помощи театра – комедий, трагедий и хора. На эти представления, которые длились несколько дней подряд, зрителей доставляли в добровольно-принудительном порядке, ведь театр в то время – это не сколько развлечение, сколько дань богам. Правительство платило зрителям за то, что они тратят свое время на посещение театра Диониса, ведь для работающего люда четыре дня праздников – это еще и потеря заработка из-за простоя в работе.
Панафинеи – праздник в честь Афины
В июле отмечался праздник в честь главной богини города – Афины. Панафинеи были особенны тем, что проводились спортивные состязании по типу сегодняшних олимпийских игр. Так как богиня Афина являлась прекрасной воительницей, то и соревнования были соответствующие: метания копья и диска, борьба, бег и скачки и прочие конкурсы на силу и ловкость. Призом была афмора с оливковым маслом высшей пробы и народное признание. Помимо этого, Панафинеи известны своим шествием во славу богини, целью которого было украшение статуи Афины особым покрывалом. Чтобы изготовить одеяние, избранные девушки трудились над ним в течении всего года.
Осенний праздник в честь Деметры
Уже через месяц после летнего праздника приходил черед ждать чествования богини Деметры. Происходило это в первый осенний месяц, чтобы поблагодарить богиню Земли за щедрость. На этот раз совершались жертвоприношения и таинства, танцы ночью при луне (по типу нашего праздника Ивана-Купалы), распитие особого вина Деметры. Вино это было с неожиданными для нашего современника ингредиентами – с добавление круп, сыра и специй.
Мы рассказали о трех основных древнегреческих праздниках, между которыми были и другие, менее масштабные, но также интересные, со своими особенностями.
В настоящее время самые распространенные праздники в Греции – это Панигири в честь какого-либо Святого. Отмечаются они фестивалями, конкурсами и театральными спектаклями, которые кстати, могут посетить и туристы, будучи в этой стране.
Источник статьи: http://www.grekoman.ru/catalog/prazdniki-drevney-grecii
Праздники древних греков
Праздники, сплачивавшие полис
В каждом городе были особые дни, когда его жители – и не только граждане – собирались вместе; это были праздники чествования богов. В них принимало участие множество народа, зрителями были боги. В религии греков обряды и церемонии проводили не жрецы, а избранные по жребию должностные лица. Обряды были несложные, и любой гражданин легко мог с ними справиться. Надо было только помнить, какой бог чего ждет, а чего не желает: Афродите, например, нельзя было принести в жертву свинью, а Деметре можно. В Афинах главными праздниками были Великие Панафинеи и Великие Дионисии.
Панафинеи праздновали сразу после жатвы, они сопровождались торжественным шествием всех свободнорожденных афинян к Акрополю – с жертвенными животными и новым покрывалом для статуи Афины. Это одеяние в течение всего года ткали избранные афинские девушки.
Медленно проходя вдоль Парфенона, шествие видело на его фризе точно такую же толпу, запечатленную в камне: она двигалась в том же направлении, и наравне с людьми в «мраморном шествии» участвовали боги. Так создавалось ощущение вечности и неизменности жизни полиса, его правил, традиций и покровительства богов. Затем проходили спортивные состязания, подобные олимпийским.
Дионисии праздновали в марте как встречу новой жизни. Они тоже сопровождались шествиями и состязаниями, но особого рода – из них вырос древнегреческий театр.
Древнегреческий театр
При тиране Писистрате чествование бога Диониса стало государственным праздником Афин. В эти дни на склоне Акрополя разыгрывались представления, пелись хоровые песни ряженых, славящие бога. Однако начало развития настоящего афинского театра связано с установлением демократии.
Греки называли театр «школой для взрослых» и относились к постановкам как к серьезному государственному делу всего полиса. Почти за год до будущего праздника из числа состоятельных граждан Афин выбирались 16–18 хорегов – людей, которые за свой счет подбирали актеров и хористов, оплачивали их питание и прочие расходы по постановке спектаклей.
Представления проходили во время Великих Дионисий в конце марта – начале апреля, в течение трех последних дней праздника. Греческий театр был состязанием. В первый день представлений выбирались 10 судей из числа зрителей, которые должны были распределить первое, второе и третье места между поэтами, актерами и хорегами. Каждый день с утра показывали три трагедии и драму одного поэта – участника состязания, а после обеда – одну или две комедии, чтобы зрители могли отдохнуть и развлечься.
Любая пьеса ставилась на сцене только один раз. Зрители задолго до рассвета занимали места получше. Театры строили с таким расчетом, чтобы они вместили всех граждан полиса и гостей: в Афинах, например, было более 17 тысяч зрителей. Для бедняков при Перикле выделяли по два обола в день для покупки билета и пропитания.
С самого начала театр был разделен на две части: место для игры хора и актеров (орхестра) и место для зрителей (театр). Актер был один (чаще всего сам драматург), Эсхил ввел второго актера, Софокл – третьего. Ими могли быть только свободные мужчины. В конце V в. до н.э. актеры стали играть отдельно от хора, на возвышении (скене). Благодаря маскам актер мог играть в пьесе несколько ролей. Чтобы увеличить рост, он надевал на ноги котурны – обувь на высоких подставках.
Трагедией называлась серьезная пьеса, заканчивавшаяся чьей-либо гибелью. Аристотель считал, что трагедия должна одновременно вызывать ужас и сострадание. В демократических полисах ее представление становилось общественным событием. Зрители переживали сильнейшие чувства и ощущали свою сплоченность, когда в едином порыве осуждали порок и одобряли благородство персонажей.
Римский философ Сенека передал историю о том, как во время реплики персонажа, говорившего, что ради богатства он готов на все, «все зрители как один вскочили с мест, чтобы прервать эту трагедию и прогнать актера». Автора могли штрафовать, если зрители выходили из театра не в приподнятом, а в подавленном состоянии: ведь даже смерть героев должна была возвышать ум и сердце граждан, звать их на подвиги во имя высоких целей.
Самыми знаменитыми трагиками были Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхила называли «отцом трагедии», в его пьесах поднимались проблемы взаимоотношений мира богов и мира людей, человеческой судьбы. Друга Перикла Софокла интересовали характеры людей; он говорил, что создает людей такими, какими они должны быть. Еврипида считали «философом сцены»: он выносил на обсуждение зрителей вопросы равенства рабов и свободных, отношений в семье, положения женщины, критиковал мифы.
Перед веселыми комедиями столь же важные воспитательные задачи поставил лучший греческий комедиограф Аристофан. Именно он сделал эти пьесы не просто развлекательным зрелищем, а острой сатирой. Его смех поучал и критиковал стратегов, исправлял нравы граждан, боролся за мир во время Пелопоннесской войны.
Праздники, объединявшие Элладу
Греки, разделенные на независимые, нередко враждующие между собой полисы, ощущали себя единым народом в дни проведения общеэллинских праздников. Они сопровождались объявлением священного перемирия, чтобы любой эллин мог беспрепятственно добраться до места их проведения. Таковыми считались Пифийские игры в Дельфах, Истмийские в Коринфе, Немейские в тех местах, где Геракл убил льва. Самыми древними из них и самыми любимыми были Олимпийские игры.
Олимпийские игры
Они проводились в честь Зевса в местечке Олимпия, раз в четыре года летом в течение пяти дней. Первоначально это были игры только дорийцев Пелопоннеса, а с середины VII в. до н.э. они стали общеэллинскими. Позже от первой Олимпиады 776 г. до н.э. греки стали вести свое летосчисление. Олимпия состояла из священного округа с сокровищницами, алтарями и храмами богов, включая храм Зевса со знаменитой статуей сидящего Зевса работы Фидия – одно из семи чудес света. Рядом у подножия холма было место для состязаний, на склонах на скамьях удобно располагались зрители.
Участвовать в состязаниях разрешалось лишь гражданам мужчинам, не запятнанным каким-либо неблаговидным поступком. По мере роста популярности игр их программа стала включать бега колесниц, скачки, бег, метание диска, копья, прыжки, состязания мальчиков, кулачный бой, панкратион, бег в вооружении (сначала в полном, а с IV в. до н.э. – с одним щитом). Греки были неутомимыми болельщиками, просиживая целый день под палящим солнцем. По преданию, философ Фалес умер на Олимпиаде от «жары, жажды и дряхлости».
Победителей олимпиоников (от слова «нике» – победа) награждали лавровым венком со священной оливы. Их возвращение домой превращалось в триумф. Олимпионику ставили статую на городской площади или в храме, предоставляли право на занятие почетных должностей, оставляли почетное место в театре и на праздниках.
«Победитель всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного», – сказал поэт Пиндар. Олимпиады были не только спортивными играми, но и школой-выставкой для скульпторов, художников, архитекторов, «смотром достижений» греческого мира. В 444 году до н.э. именно здесь Геродот прочел собравшимся отрывки из своего труда, сделавшись знаменитым.
Источник статьи: http://sitekid.ru/istoriya/drevnyaya_greciya/prazdniki_drevnih_grekov.html
Праздники в Древней Греции
Античные праздники как важная форма общественной жизни и культуры любого народа. Цели процесса жертвоприношения. Основание новых колонии-поселений и культ богов в Греции. Истоки первых олимпиад и Панэллинские игры. Особенности праздников в честь богов.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.04.2014 |
Размер файла | 27,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Практически во все времена праздники являли собой важную форму общественной жизни и культуры любого народа. Однако в античности праздники играли более важную роль, чем сегодня. Сегодняшние празднования в большинстве своем — это светские мероприятия, декоративные элементы быта городов и деревень. В древности же многие праздники были религиозными, с их помощью люди сплачивались перед лицом почитаемых богов.
В Древней Греции выходных дней, как принято сегодня — суббота, воскресенье — не существовало. Тогда люди отдыхали только в праздничные дни, этот факт подтверждает Платон: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества». Участие в главных праздниках считалось важным ритуалом для всех членов общины. В будние дни греки занимались текущей работой, умеренно поглощали пищу, носили простую одежду.
Во время праздников греки приостанавливали все общественные и частные дела, не назначали заседаний судов и государственных органов, освобождали детей от учебных занятий, а женщинам, обычно находившимся в пределах своего дома, разрешали покидать его для участия в празднике. В праздничные дни все надевали свои лучшие наряды, украшали голову лентами и цветами, а главные исполнители различных церемоний, жрецы, певцы, танцоры, музыканты и др. в особо торжественных случаях облачались в специально сшитые, не похожие на будничные одежды и венчали голову золотыми венками или диадемами. В такие дни границы между разными членами общины немного стирались и граждане иллюзорно представляли себя равными друг перед другом.
Некоторые праздники появлялись после успешных военных побед, жертвоприношений. Поэтому у греков одно из слов, обозначающих праздник, было жертвоприношение. Они передавали от одного поколения другому культурные традиции и ритуалы.
Греки верили, что боги незримо присутствуют на праздниках, и их благосклонное отношение к людям зависит от правильно сделанных жертвоприношений, а также от художественного качества музыки, пения танцев и разнообразия всевозможных агонов, посвященных чествуемому божеству. Поэтому хорошо организованный праздник оказывался залогом доброго отношения богов к тем, кто строил торжество.
При основании новых колонии-поселений греки устанавливали культ богов и праздников с исполнением присущих им ритуалов, что считалось одной из первостепенных задач наравне с постройкой жилищ, оборонительных сооружений. Сразу же часть земель отводилась под теменосы, священные участки, на которых справляли праздники. Теменосы постоянно благоустраивали, украшая их храмами, алтарями и статуями.
Каждый греческий полис тратил большие средства на организацию государственных праздников. Для этого строились и обновлялись театры и стадионы, храмы и алтари, нанимались учителя хоров и актеров, а также тренеры атлетов, изготовлялись особые нарядные одежды и украшения, заказывались дорогостоящие призы (треножники, золотые венки, расписные вазы и др.), покупались жертвенные животные, вино, оливковое масло и прочее, необходимое для праздничных церемоний.
Всякий крупный праздник сопровождался торжественным шествием граждан с пением и танцами; процессию часто сопровождали всадники и колесницы. Наряду со взрослыми дети и подростки участвовали в различных церемониях, так что праздник активно входил в жизнь греков с малых лет. Как правило, праздничные состязания хоров и атлетов начинались с выступлений детей, в основном мальчиков.
Почти на всех древнегреческих праздниках мужчины занимали ведущее положение, но многие торжества не обходились без женщин. Девочки с раннего возраста начинали участвовать в праздничных церемониях в честь женских божеств.
Продолжительность праздников была различной. Одни укладывались в один день, другие, в основном главные государственные и общегреческие торжества, длились по несколько дней. В разных греческих государствах справляли не одинаковое количество праздников, но всюду они занимали значительное число дней в году. Афины отличались особенно многочисленными праздниками.
Наряду с церемониями, посвященными собственно празднику, проходили ярмарки, ораторы обращались к народу с речами, поэты читали свои произведения, проводились дипломатические переговоры посланцев из разных городов. Здесь встречали старых друзей, заводили новые знакомства, заключали торговые сделки и стремились узнать новости из разных концов ойкумены.
Широкую известность получили четыре древнегреческих праздника, которые входили в Панэллинские игры: Пифийские игры, Античные Олимпийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Перечисляя их, античные авторы всегда называют первыми Олимпийские.
Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г., до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии (Олиммпия— одно из крупнейших святилищ Древней Греции, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.). Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.
Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, гармонии, покровителя искусств и муз, объявлявшего людям волю Зевса (Зевс— в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.). Согласно мифам, эти Игры были учреждены самим Аполлоном в честь его победы над драконом Пифоном. После победы к имени Аполлона прибавился эпитет «пифийский», а жрицы-прорицательницы его храма в Дельфах получили название пифии.Основное место проведения Пифийских игр — равнина в Дельфах, где расположены амфитеатр и стадион. Игры проходили 15-19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н.э. Виды соревнований: музыка, гимнастика, гонки на колесницах. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.
Истмимйские игры — проводились в честь Посейдона, бога морей и повелителя влаги.
Основателем считался Сисиф.(строитель и царь Коринфа — древнегреческого полиса) Игры проводились один раз в два года в июле. Место для них выбиралось в сосновом лесу на Истме близ Коринфа.Состязания были гимнастические, конные, поэтические и музыкальные. Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея.
Немемйские игры — общегреческий праздник в честь Зевса, проходившие в Немейской долине при храме Зевса и посвящённые богу Зевсу, как Олимпийские игры. Они проводились с 586 г. до н.э. летом,за год или через год после Олимпийских игр. В их программу входили гимнастические, конные и музыкальные соревнования. Спортивными дисциплинами были: стадионный бег (180 м), бокс, стрельба из лука, борьба, метание диска, метание копья и гонки на повозках. Одним из победителей в гонках колесниц был афинский оратор и полководец Алкивиад.
Раз в четыре года отмечался праздник в честь богиня Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафиней. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов. Затем проходили соревнования музыкантов в исполнительском искусстве и атлетические состязания. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины — венком оливкового дерева, так как по легенде именно Афина подарила грекам оливковое дерево, и замечательной амфорой с оливковым маслом.
Праздники в честь бога Диониса — Дионисии, связаны с историей возникновения театра. Великие Дионисии праздновались пять дней, весной и осенью, и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами, драматическими представлениями. Из хоровых песен — дифирамбов богу Дионису и возник жанр трагедии. Трагедиос — «песнь козлов» или козлопение — сложился из культовых песен хором мужчин — Сатиров, одетых в козлиные шкуры и сопровождавших актера, изображавшего Диониса. Комедия родилась из песен, полных обрядовой разнузданности и исполнявшихся толпой поселян во время сельских Дионисий. Шествие в этот праздник называлось комос. Комедия — песни во время комоса. Комедия отличалась большой вольностью в выборе выражений и сцен, поэтому на такие праздники не допускались женщины и дети. Комедия эпохи классики была в основном политической.
Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.
В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.
Несомненно, что наибольшей известностью пользовались афинские праздники: к великим Панафинеям и Дионисиям в Афины стекалась масса иноземцев, и тогда город выказывал то великолепие, издержки которого порицали такие люди, как Cократ.
Элевсинские мистерии — торжество в честь Деметры — богини плодородия и земледелия, проводившееся ежегодно в течение девяти дней в конце сентября. Первые четыре дня занимали ночное факельное шествие из Афин в Элевсии (22 километра), ритуальные эзотерические таинства и посвящения, ночные мистические гимны в ущелье Дафны у моря, торжественное шествие обратно в Афины, гефоризмы («шутки на мосту»), всеобщее застолье и эротический карнавал.
Адонии — праздник в честь Адониса — божества умирающей и воскресающей природы, проводимый 24 июня каждого года.
Халкеи — «праздник кузнецов» в честь Гефеста — бога-кузнеца и бога-ремесленника, проводившийся ежегодно 5-7 сентября.
Бендидии — праздничные дни в Афинах, во время которых в честь богини луны Бендиды устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный богине.
Антестерии — праздник цветов, «праздник кувшинов» с молодым вином и соревнованием, кто больше выпьет; почитание предков с приглашением их к столу и вежливым выпроваживанием по окончании трапезы. Проводился 6-8 марта.
Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/culture/00395145_0.html