Языческие традиции праздника масленицы

Масленица: языческий праздник или псевдохристианская инсценировка

В настоящее время языческая масленица – праздник, который упорно ассоциируют с православием на фоне почти векового забвения веры. Если о язычестве имеют хотя бы элементарное понятие из школьных учебников, то о восточном христианстве мало что знают. Считается, что культурному и образованному человеку верить во всякие небылицы просто глупо. Но ведь именно крещение Руси стало началом государственности и национальной самоидентичности.

Сущность древнего обычая масленицы

Наши предки в дохристианскую эпоху весело и радостно провожали суровую зиму и встречали долгожданную весну. Празднование приходилось на день весеннего равноденствия, и тогда же отмечали наступление нового года. Это время соответствует современному астрономическому календарю, в пределах чисел 21-23 марта. А поскольку принципу цикличности древние люди придавали огромное значение, то и роль торжества была очень важной.

Можно обнаружить несколько основополагающих критериев, согласно которым формируется понимание смысла празднования масленицы в древности:

  1. Суть его заключалась в обновлении жизни, то есть было сакральное понимание времени. Языческая масленица олицетворяла собой культ плодородия, когда земля готовилась к рождению нового урожая. Славянская цивилизация в те времена зиждилась на крестьянском мировоззрении, ведь подавляющее число народа было земледельцами. Масленичный ритуал являлся языческим богослужением, где в роли творческой силы выступала сама природа и ее стихии.
  2. Важным моментом древнеславянской масленицы была идея продолжения рода. Плодородие матушки земли ассоциировалось с появлением здорового молодого поколения. Языческое сознание четко понимало, что основа жизни – не столько материальные ценности, сколько нравственные и моральные качества общества. Именно они являются гарантией рождения полноценных детей.
Читайте также:  Сценарий праздника зеленого цвета

Масленица – праздник, сохранившийся с языческих времен, имел составляющую, которая является определяющим моментом в существовании человеческого социума в любой исторический период. Этим фактором стала память о предках. Современный материализм превратил человека в существо без рода и племени. Не так думали наши прародители. Они чувствовали, что после физической смерти люди переступают границу невидимого мира, где продолжают жить, но по другим законам.

На масленицу не просто устраивались гуляния, тогда поминали всех умерших и приносили жертвы, и не только в кулачных боях.

К сожалению, в те жестокие времена на алтарь возводились сами люди. При всей кажущейся положительной мотивации языческой масленицы она своими человеческими жертвоприношениями закрыла доступ к пониманию смысла жизни и смерти. Многие известные цивилизации прекратили свое существование именно по причине насилия над чужой жизнью.

Традиции масленицы

Обычай употреблять в праздник молочные продукты и блины имеет свои корни. Причиной такого внимания к сметане, творогу и маслу является первый отел коров после длинной и холодной зимы. В старые времена эти блюда были действительно настоящим подарком к столу, ведь супермаркетов тогда не существовало. Бедные люди мяса практически не видели, и молоко было сильным подспорьем в качестве источника белков. Торжество называли еще масницей или блинницей.

Другой традицией в период масленицы было проведение помолвок, поэтому ее называли Бабской неделей (характерно для территории современной Белоруссии и Украины). До христианства в это время заключались браки. После крещения Руси обручившиеся молодые люди ждали окончания Великого поста и затем женились. То есть можно провести параллель между культом плодородия, целомудрия, женственностью и материнством.

Не все обычаи были строгими, с сакральным смыслом, приветствовались и веселые забавы. Например, зять приглашал тещу в пятницу к себе в дом и обильно угощал ее, чтобы она больше ела и пила, но молчала. Это был намек на длинный «тещин» язык. В Украине и Белоруссии девушки вели «колодочную» жизнь. Брали колодку, наряжали в человека и привязывали ее к холостым парням и незамужним девушкам. Кто не хотел такой пары, откупались снедью, выпивкой или подарками.

Еда всегда была немаловажным фактором в жизни язычников, о чем говорит происхождение традиционных блинов. По одной версии, это символ солнца, по другой – поминальный хлеб, которым угощали нищих в первый день масленицы, чтобы те помянули предков. Говорили, что первый блин за упокой. Кулачные бои или осада снежного города также стали неотъемлемой традицией масленицы. Они имеют свою историю. Дело в том, что пролитая кровь являла собой жертву богам и умершим духам. В старые времена это было очень опасное мероприятие, хотя целенаправленно убивать никого не собирались, но в пылу схватки такое случалось. С приходом христианства священники на местах по мере сил боролись с таким проявлением агрессии.

Какое отношение к масленице христианского мира?

Согласно православной традиции, праздник масленица отсутствует в церковном календаре как событие. Вместо нее введены понятия Сыропустной недели (воскресенья) и Сырной седмицы (недели).

Смысл в них вкладывается другой, отличный от народной, тем более языческой масленицы. Сыропустная неделя называется еще Прощеным воскресением. Она заканчивает трехнедельный период подготовки к Великому посту, настраивающий своих верных на необходимую духовную ноту.

Понятно, что перемены в душе невозможно осуществить за несколько десятков дней. В это время Церковь, как сообщество всех живущих и усопших христиан, посвящает человека внутреннему вниманию к своим мыслям и делам. Это период покаяния и смирения. Через физическое и духовное ограничение, молитвенное предстояние верующий восходит к созерцанию Божественных откровений. Сырная седмица стала одним из таких видов физического смирения своей плоти. Мясо было не положено к употреблению на протяжении всей недели. Также отменялись все свадьбы. Но радость общения и веселья никто не запрещал. Главное соблюдать умеренность, благопристойность и память, что скоро Великий пост.

Христианский взгляд на материальный мир не приемлет языческие идеи, вложенные в обрядовую сущность масленицы. Православная вера отвергает такие взгляды многобожников, как:

  • цикличность времени (это линейная характеристика, о чем говорит и наука);
  • одушевление материальной природы;
  • сакрализация обычая и идолопоклонство;
  • оргии и кулачные бои.

Особенно отрицательно относится Церковь к проведению человеческого жертвоприношения. Сегодня этот феномен отсутствует, но сама идея еще не умерла.

Православие между тем не отменяет национальный колорит, который присущ масленице. Если она проводится в духе добра, уважения и любви, то ничего плохого в нем нет. Это славянское наследие теперь освящено истинным смыслом и новыми идеями воскресения и вечной жизни. Ведь христианский взгляд – это мировоззрение преображения, которое очищает греховную грязь и указывает на правильный путь. Масленица – языческий праздник, но теперь он стал неделей отдыха и веселья, без всякого сакрального значения. Главное – чтобы обычай объединял людей, а не разделял на конфессии и прочие партии. В это время Церковь советует посетить всех больных и страждущих, чтобы они также смогли ощутить атмосферу праздника.

Видое

Источник статьи: http://www.maslenisa.ru/o-maslenitse/maslenitsa-yazycheskij-prazdnik-ili-psevdohristianskaya-instsenirovka.html

Масленица: добрые традиции и языческие суеверия

Масленица — период веселой подготовки к Великому посту, напоминающий европейские карнавалы. Происхождение его дохристианское — исторически это был праздник проводов зимы, включавший в себя поминание усопших, а непременный атрибут — блины — был частью поминальной трапезы.

Как провести Масленицу, не впадая в язычество?

Блины

Во дни Масленой или Сырной недели уже не едят мяса, но седмица сплошная — в среду и пятницу можно есть молочные продукты, яйца и рыбу. Таким образом люди переходят к «голодному» постному периоду постепенно. Масленичное заговенье на Великий пост благословлено Церковью.

Итак, блины на Масленицу есть можно.

В то же время, когда мы говорим о Масленице как о сплошной седмице, мы не учитываем некоторых особенностей устава. В среду и пятницу, согласно Постной Триоди, трапеза, правда, скоромная, должна поставляться только один раз — вечером. Конечно, призывать человека, живущего и работающего в современных условиях, питаться один раз в день было бы верхом безответственности. Но важно понять: Церковь с древности жестко противопоставляла устав народному обычаю. А обычай требовал не просто гуляний, но откровенного обжорства.

Чревоугодие — грех. Вне зависимости от календаря.

Скромность украшает

С чем у древних славян не было проблем, так это с семейной политикой. Кажется, большая часть обычаев была направлена на то, чтобы молодые люди могли познакомиться и в дальнейшем вступить в брак. Так, вторник Масленицы был днем семейных ценностей: на санках катались не только молодые супруги, но и еще неженатые пары — отличный повод познакомиться.

И не стоит впадать в ханжество: нет никакого греха в том, чтобы парень покатал девушку с горки. И вполне очевидно, что:

Юношам и девушкам знакомиться и общаться на Масленицу не запрещается.

Судя по дошедшим до нас источникам и косвенным свидетельствам, древние славяне были народом веселым и зачастую достаточно свободным в нравах. В частности, на Масленицу снимался ряд ограничений в поведении: парни и девицы могли прилюдно целоваться, не вызывая осуждения и нареканий. И вот этот-то аспект масленичных гуляний для наших дней более чем актуален.

Часто даже верующие молодые люди в праздники позволяют себе вольности в поведении, которых в обычное время не допускают. И тут уж ничего не остается, как напомнить:

Целомудрие и скромность являются необходимыми добродетелями в любое время года.

Пьянству — бой!

Тут много говорить не о чем. Неумеренное употребление алкоголя — тяжкий грех, хоть в будни, хоть в праздники.

Попытка утешить себя цитированием Писания: «Вино веселит сердце человека» (Пс.103:15), — рискует обернуться лукавством. Если точно знаешь, что библейским весельем в сердце дело не ограничится — даже не начинай, не бери греха на душу. Лучше другую фразу из Писания вспомни: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).

В конце концов, существует масса способов повеселиться без риска для здоровья души и тела.

И уж совсем недопустим совершенно языческий по своему происхождению обычай «полоскать зубы» — в старину многие мужчины по окончании Масленицы (в первый день Великого поста) пили водку без закуски.

Игры с огнем

Нет ничего дурного в спортивных и просто шумных играх на свежем воздухе: взятие снежного городка, кулачные бои, катание на санках с гор — все это традиционные славянские масленичные забавы.

Взятие снежного городка. В. И. Суриков

Но далеко не каждая игра духовно и нравственно безобидна. Например, сожжение Масленицы — не просто игра. Чучело символизирует зиму, и жгут его именно ритуально, даже если не относятся к этому ритуалу всерьез. К тому же, ритуал этот, в том числе и в шуточном виде, совсем не добрый: зиму убивают. Стоит вспомнить, что образ зимы смыкается с другим сказочным образом — Снегурочкой. Сказка о растаявшей по весне Снегурочке — грустная, это знает каждый ребенок. Вот и не стоит воспитывать в себе и детях двойную мораль: тут грустно, а тут по тому же поводу весело.

В языческие ритуалы не следует даже играть — участвовать в сожжении Масленицы нельзя.

Обычаи и приметы

В общем и целом масленичные обычаи добрые. В понедельник — детские игры, а к молодым парам приезжала теща — учить печь блины. Вторник — молодые пары катались с горок, зазывали гостей. Среда — прием гостей, начало широких гуляний. Пятница — обязательное посещение тещи. Суббота — семейные посиделки невестки с золовками. Ну а уж в воскресенье — самое широкое гуляние, «широкая Масленица», в конце которого, подравшись и повеселившись, можно было настроиться на серьезный лад и попросить друг у друга прощения за все причиненные обиды.

Гулять и ходить друг ко другу в гости — добрая масленичная традиция.

Но оказывается, кроме гостеприимства и радости масленичные дни сопровождали страхи и суеверия.

Например, была примета: кто не веселится в понедельник — тому жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. А уж отказ зятя по каким-то причинам посетить тещу в пятницу мог стать причиной настоящей вражды в семье.

Масленичным приметам нет числа: кто на угощения поскупится – за год разорится, сколько блинов напечешь — столько солнечных дней привлечешь, кого накормишь первым блином — так и суженого звать будут…

Все это не имеет никакого значения для христианина.

Суеверие — грех. Верить масленичным, как и любым другим, приметам нельзя.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/maslenica-dobrye-tradicii-i-yazycheskie-sueveriya/

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

Во всем мире христианская церковь действовала по одному и тому же принципу — если языческий праздник нельзя искоренить, то нужно его превратить в церковный. Так получилось и со славянской Масленицей, с легкой руки православного духовенства. Многодневный древний праздник весеннего пробуждения природы назвали Мясопустной неделей и для пущей правдоподобности привязали к Пасхе. Но удалось ли церкви искоренить дух языческой Масленицы?

Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Весенние торжества, длившиеся неделю до равноденствия и неделю после, были неразрывно связаны с поклонением Велесу, богу скотоводов, пасечников, торговцев, счастья и влюбленных. Праздник почитался у наших предков так же как у нас Новый год — природа пробуждалась и начинала новый отсчет и начинался новый жизненный цикл, продолжительностью год.

Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи)

У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица. В древней Руси комом называли медведя и этот зверь у наших предков олицетворял бога Велеса. Примерно в это время «хозяин леса» пробуждается от спячки и выходит из берлоги.

Чтобы отдать почести Велесу, мужчины танцевали особые «медвежьи» танцы, используя для этого специально изготовленные костюмы. Женщинам нельзя было участвовать в ритуальном действе, но у них была другая задача — они пекли комы — особые круглые хлебцы из разных сортов муки.

Комы ставили на праздничный стол, но главное их назначение было культовым. Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки.

Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина».

Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям.

В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств.

Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю.

Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно.

После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы. Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы.

Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев

Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году.

Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни.

Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. «Медведь» начинал изображать недовольство и тогда участница спектакля вырывала из его костюма клок шерсти или соломы и убегала. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить».

Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века

После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях.

Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались.

Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона.

Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты. Многие отождествляли христианских святых с языческими и перестраивали капища на церкви. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса.

На Руси началась эпоха двоеверия, которая длилась не одно столетия и ознаменовалась борьбой православия с теми, кто пытался по-своему трактовать Святое писание, приплетая к нему древних богов. Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела.

Поэтому ничего не оставалось, как пойти на хитрость и перекроить языческие праздники на православные. Масленицу — Комоедицу заменили на православную Масленицу, которую называют Мясопустной неделей и Сырной седмицей. Церковный праздник появился относительно недавно — в XVI столетии.

Святитель Тихон Задонский вразумляет язычников

Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния. В результате празднование Комоедицы было приведено к требованиям православия — торжества, которые ранее занимали иногда 15 дней, сократили до недели, а их середина перестала совпадать с весенним равноденствием.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник статьи: http://bigpicture.ru/yazycheskaya-maslenicza-komoedicza-kak-pr/

Оцените статью