За хорошее поведение подарки

Не подкупаем, а поощряем. Как управлять поведением ребенка с помощью призов и бонусов?

Некоторые родители задаются вопросом: «Можно ли поощрять ребенка за хорошее поведение, используя конфеты, игрушки, монетки и т.п.?» Безусловно, хвалить и поощрять детей за хорошее поведение необходимо. Благодаря этому позитивному подкреплению у ребенка формируются социально одобряемые способы поведения. Но в таком методе воспитания есть очень тонкая грань.

Автор — Ирина Уточкина, практический психолог, работает педагогом-психологом в детском саду. Консультирует родителей и педагогов по вопросам развития и воспитания детей.

Какие же опасности подстерегают родителей, использующих деньги и другие материальные ценности в воспитании ребенка?

Результат от такого воздействия на поступки ребенка родителей может в первое время вполне удовлетворять. Ребенок становится более послушным, проблем с ним становится вроде меньше. Но вскоре запросы ребенка возрастают, и он начинает ловко манипулировать взрослыми.

«Я пойду в гости, если ты мне купишь новую куклу», — можно услышать от девочки 4-5 лет. «Аппетит» подростка растет в геометрической прогрессии, он быстро войдет во вкус и будет легко шантажировать родителей.

Для родителей это сигнал о том, что воспитывая своих любимых детей, они часто прибегают к подкупу. В будущем у такого человека формируется привычка, поступать хорошо лишь в том случае, когда он получит материальное подкрепление, он становится циничным и расчетливым. Отношения с близкими деформируются, превращаясь в товарно-денежные.

Читайте также:  Тот кто забирает подарок хадис

Лишь иногда можно поощрить ребенка за хороший поступок небольшим сюрпризом, но предварительно не обговаривайте с ребенком условия для получения подарка. У малыша не должно закрепиться правило, что его всегда ожидает награда за добрые дела.

Деньги использовать в воспитании крайне нежелательно

Недопустимо поощрять ребенка за один хороший поступок дорогими игрушками или вещами. Деньги использовать в таком деле, как воспитание, крайне не желательно.

Важное уточнение насчет карманных денег. Выдаваемая сумма не должна зависеть от поведения и навыков ребенка. Детям старше 6,5 лет можно давать небольшие деньги еженедельно на карманные расходы, чтобы приучать к разумному обращению с деньгами.

Система призов или бонусов

Зато для формирования полезной привычки или коррекции поведения ребенка можно применять призовую систему. Это замечательный и очень эффективный прием воспитания, когда нужно приучить ребенка, чтобы он не забывал чистить зубы, привыкал убирать за собой после занятий на столе, выполнял физические упражнения по утрам, одевался самостоятельно и т.п.

Источник фото: pixabay.com

Взрослым при использовании этого метода поощрения важно помнить правила, соблюдение которых гарантирует положительный результат.

  1. Приз ребенок получает только в том случае, если он выполняет необходимое условие в течение недели и набирает нужное количество баллов. Для наглядности отмечать баллы можно в календаре, рисуя солнышко, звездочку за хороший поступок. Для дошкольника число очков не должно быть очень большим. ( 4-5 лет – 5-7 баллов, а для 6-10 лет – 10-15).
  2. Определитесь с привычкой ребенка, которая подлежит исправлению. Одновременно корректировать несколько черт характера через призовую систему не получится. Делать это нужно постепенно, не перегружая ребенка.
  3. За желаемое поведение ребёнок ежедневно должен получать бонусы, будьте последовательны, тогда наградой для вас станет достижение поставленной цели. Не ругайте ребенка, если он не выполнил нужное условие, не читайте нотаций. В этом случае с легкой грустью, без упреков выразите сожаление, что срок получения приза отодвинулся.
  4. Когда ребенок набрал нужное количество звездочек или фишек, он обязательно получает заслуженный приз!

Обычно сформированная привычка остается, если призы использовать 3-4 недели подряд.

Бонусная система поможет развить у вашего ребенка самоконтроль, способность достигать поставленную цель. При этом сама система поощрения не имеет ничего общего с подкупом. Она не подменяет небольшие сюрпризы взрослых, которыми можно порадовать ребенка «просто так», проявляя свою любовь и заботу.

Важно помнить, что призовая система не подменяет собой другие эффективные методы воспитания, она используется только как дополнительный игровой прием. К обычной ежедневной работе по дому не стоит применять бонусную систему — это дела каждого члена семьи, они выполняются для общей пользы. Награда в таких делах это чистота в доме.

А как вы поощряете детей?

Источник статьи: http://rebenok.by/articles/stature/psycho/26139-kak-upravlyat-povedeniem-rebenka-s-pomoshchyu-bonusov-ili-prizov.html

Оставлять ли в качестве наказания ребёнка без подарков?

Добрый вечер! После вчерашнего собрания в школе (первый класс) узнали, что ребенок в числе худших по поведению, при этом один из лучших в учебе. И он не один такой. Из 30 человек в классе у нас 4 хулигана, и наш оказался в их числе. Он не агрессивный, но шумный, да и может подраться и начать драку. А на уроках невнимательный, может встать и подойти к другому ученику прямо на уроке. При этом, как оказалось, он врёт и вину спихивает на другого (кто-то другой вставал, дрался и т.д.). Мы знали, что ребенок ведет себя не лучшим образом и говорили с ним не раз на эту тему, но его хорошего поведения хватает только на один день. И тут выясняется, что знали мы далеко не все. Решили в качестве наказания оставить сына без подарков на Новый год. Подарить позже, на Рождество. Пусть хоть неделю подумает о своем поведении. Но сейчас сомневаемся: не сделаем ли мы хуже? Он так ждет этот день. Может, лучше воздействовать на него какими-то другими методами?

Если помните, есть даже такая история: Дед Мороз дарит подарки только послушным деткам, а тех, кто плохо себя вёл в течение года, оставляет ни с чем.

И это, конечно, рабочий инструмент, чтобы взять поведение ребёнка под контроль. Но давайте посмотрим, что вообще такое – подарок, и что вы хотите сказать, даря его близкому человеку.

Мы привыкли думать, что любовь надо заслужить. Что ради принятия надо стараться. Что, чтобы получить тепло и заботу, надо быть каким-то, вести себя определённым образом.

Такая картинка складывается в детстве, когда мы получали внимание и ласку не просто так, не по факту рождения и вообще жизни, а за что-то: за оценки, за помощь, за хорошее поведение и успехи в учёбе.

Но ведь подарок на любой праздник – это не подкрепление желаемого для вас поведения, не похвала и не вознаграждение за заслуги. Подарок – это проявление любви в особенный для всех день. Просто так. Просто потому что мальчик – ваш сын. Просто потому что он есть в вашей жизни.

И это очень, очень важно как-то пропустить через себя.

Мы можем быть не довольны поведением ребёнка, его действиями, его хулиганством, ложью. Но всё это – про его поведение. А вот его личность, уникальность никакого отношения к этому не имеют.

Это «золотое правило» воспитания: ругать за проступки, но сохранять в отношениях любовь и близость, оставаться рядом, ценить и уважать.

Вы можете ссориться с мужем, можете обоюдно быть недовольно действиями друг друга. Но ведь он не лишает вас сюрпризов на день рождения, потому что ему что-то не понравилось в вашем поведении. Так же, как и вы не оставляете его без внимания на праздник лишь из-за недовольства.

Безусловная любовь – краеугольный камень развития самостоятельной, целостной личности. Если ребёнок чувствует, что плохим может быть поведение, но не сам он, он растёт в атмосфере принятия и помощи. И во взрослой жизни сможет лучше опираться на себя, не слушать всех вокруг, будет иметь хорошую, стабильную самооценку и веру в свои силы.

Подарить подарок на праздник – это ещё раз сказать: «ты замечательный, ты мне очень ценен, я тебя люблю». Не лишайте своего ребёнка такой возможности – почувствовать своё огромное значение для вас, несмотря на то, что в школе он оказался хулиганом. Это просто школа, однажды она закончится. А вот ваши отношения и их след в душе ребёнка останутся навсегда.

Если говорить о плохом поведении в школе, я отлично понимаю вашу тревогу. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Возможно, такие шалости ребёнку зачем-то нужны: он приобретает более высокий статус в коллективе, чувствует себя так более уверенно и свободно. Вы можете расспросить ребёнка о причинах поведения и внимательно их послушать, не начиная сразу оценивать, спорить и ругать. По-человечески поговорить с ним об этом, поделиться своей тревогой. И вместе поискать пути решения проблемы, которые ребёнок сможет реализовать в жизни.

Возможно, пока что ему тяжело регулировать своё поведение. Только к 6-7 годам мозг ребёнка созревает настолько, чтобы сдерживать импульсы. Иногда это случается позже. В этом случае можно предложить игры, где есть момент неожиданной остановки (по сигналу «стоп»), где активно задействуется внимание и необходимо тормозить свои действия. Сюда же относятся, кстати, детские раскраски. С точки зрения творчества они не очень эффективны, но вот умение себя сдержать и отрегулировать движения отлично тренируют.

Также можно обратиться за консультацией к нейропсихологу, если проблемы контроля себя начнёт звучать не только в школе, но и в других жизненных сферах.

А возможно, дело в учителях, их личностных особенностях, неспособности увлечь детей и отрегулировать дисциплину. И это уже вообще не ваша проблема. С точки зрения психологии, задача родителей – вырастить человека таким, чтобы он умел слышать себя, понимал себя, знал, что ему хочется, и позволял себе жить расслабленно и гармонично. Учить хорошо вести себя в школе, честно говоря, в ваши задачи не входит. Ваше дело более масштабное. Поэтому постарайтесь снять хоть часть этого груза со своих плеч.

Помните, что самое важное для вас – чтобы сыну было хорошо и комфортно, чтобы он занимался тем, что ему интересно, чтобы умел следовать необходимым правилам и слушать свои собственные желания.

А подарок – это просто очередной знак любви. Возможно, сейчас стоит оставить склоки в стороне и просто насладиться праздниками в кругу семьи. Ситуация в школе не должна влиять на вашу близость и семейные отношения.

Источник статьи: http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/psycholog/ostavlyat-li-v-kachestve-nakazaniya-rebyenka-bez-podarkov/

Как правильно поощрять детей?

Чем можно поощрять ребенка?

  • Широко исполь­зу­е­мый и самый рас­про­стра­нен­ный метод поощ­ре­ния – обыч­ная похвала, кото­рая пред­по­ла­гает сло­вес­ное воз­дей­ствие. Попро­сту говоря, за хоро­шее пове­де­ние ребенка хва­лят, его дей­ствия одоб­ря­ются, под­дер­жи­ва­ются родителями.
  • Еще один дей­ствен­ный метод – ласка, к кото­рой отно­сят поце­луи, объ­я­тия, неж­ные погла­жи­ва­ния по спине или голове. Порой они важ­нее и намного эффек­тив­нее, чем обыч­ные слова. Такая форма поощ­ре­ния чаще всего при­ме­ня­ются к малень­ким деткам.
  • Инте­рес­ным спо­со­бом моти­ви­ру­ю­щего поощ­ре­ния явля­ется допол­ни­тель­ное время для сов­мест­ных раз­вле­че­ний или игр. Его часто при­ме­няют для того, чтобы добиться от детей необ­хо­ди­мого поступка. К при­меру: «Мы пой­дем на игро­вую пло­щадку, как только ты убе­решься в комнате».
  • Если под­рос­шие дети хорошо себя ведут, помо­гают взрос­лым, их можно поощ­рить, рас­ши­рив права и сняв запреты на какие-либо дей­ствия. Напри­мер, школь­ни­кам раз­ре­шают ложиться спать на пол­часа-час позже за хоро­шие отметки.
  • Моти­ви­руют детей на нуж­ные поступки игрушки, сла­до­сти и про­чие воз­на­граж­де­ния. Однако к подоб­ному спо­собу стоит отно­ситься с осто­рож­но­стью, поскольку мно­гие дети начи­нают тре­бо­вать мате­ри­аль­ный сти­мул за каж­дый свой поступок.

Родительские ошибки при поощрении детей

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

  • Любая похвала должна быть спра­вед­ли­вой и соот­вет­ство­вать дет­скому пове­де­нию. Так, не стоит хва­лить, зада­ри­вать подар­ками за есте­ствен­ное в его воз­расте пове­де­ние: малыш в оче­ред­ной раз надел коф­точку, зашну­ро­вал ботинки и т.д. И напро­тив, обя­за­тельно отме­чайте важ­ные дости­же­ния и зна­чи­мые поступки: ребе­нок помог маме доне­сти сумку, нари­со­вал кра­си­вый рисунок.
  • Пред­по­чти­тель­нее хва­лить не самого малыша, а его хоро­ший посту­пок. Если ребе­нок убрал игрушки в дет­ской, не стоит гово­рить: «Ты у меня умница». Ска­жите лучше: «После уборки твоя ком­ната стала такой чистой. В нее очень при­ятно захо­дить». И не отде­лы­вай­тесь при похвале общими фра­зами, вроде: «Кра­си­вый рису­нок». Отметьте те эле­менты изоб­ра­же­ния, кото­рые вам осо­бенно понра­ви­лись: яркие цветы, выгля­дя­щее совсем живым дерево, весе­лые зайчата.
  • Часто детям не тре­бу­ется похвала или воз­на­граж­де­ние, для них важно полу­чить удо­воль­ствие от самого твор­че­ства или нового дости­же­ния. В этом слу­чае роди­тели могут озву­чить чув­ства ребенка и под­дер­жать тем самым стрем­ле­ние к позна­нию. «Я очень рада, что ты научился ездить на вело­си­педе. Ты выгля­дишь радост­ным и доволь­ным своим успе­хом! Теперь мы будем кататься с тобой вме­сте в парке».

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

Советы психолога

Дети млад­шего воз­раста с удо­воль­ствием послу­шают на одну сказку больше, чем обычно, в каче­стве награды за хоро­шее пове­де­ние в тече­ние дня. Также малышу можно раз­ре­шить дольше погу­лять во дворе со сверстниками.…

Для этого суще­ствует несколько про­стых пра­вил, кото­рых стоит при­дер­жи­ваться роди­те­лям. Любое поощ­ре­ние должно соот­вет­ство­вать пове­де­нию и поступ­кам детей, т. е. быть спра­вед­ли­вым. Не имеет смысла хва­лить, дарить подарки или сни­мать запреты за все хоро­шие поступки или при­ме­не­ние уже зна­ко­мых ребенку навыков.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Довольно трудно одно­значно утвер­ждать о вреде или поло­жи­тель­ном харак­тере разо­вых поощ­ре­ний, так как про­сле­дить за их эффек­тив­но­стью невоз­можно. Одно­значно можно лишь ска­зать, что поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на харак­тер ребенка дает вся система вос­пи­та­ния в целом.

Источник статьи: http://azbyka.ru/deti/kak-pravilno-pooshhryat-detejj

Оставлять ли в качестве наказания ребёнка без подарков?

Добрый вечер! После вчерашнего собрания в школе (первый класс) узнали, что ребенок в числе худших по поведению, при этом один из лучших в учебе. И он не один такой. Из 30 человек в классе у нас 4 хулигана, и наш оказался в их числе. Он не агрессивный, но шумный, да и может подраться и начать драку. А на уроках невнимательный, может встать и подойти к другому ученику прямо на уроке. При этом, как оказалось, он врёт и вину спихивает на другого (кто-то другой вставал, дрался и т.д.). Мы знали, что ребенок ведет себя не лучшим образом и говорили с ним не раз на эту тему, но его хорошего поведения хватает только на один день. И тут выясняется, что знали мы далеко не все. Решили в качестве наказания оставить сына без подарков на Новый год. Подарить позже, на Рождество. Пусть хоть неделю подумает о своем поведении. Но сейчас сомневаемся: не сделаем ли мы хуже? Он так ждет этот день. Может, лучше воздействовать на него какими-то другими методами?

Если помните, есть даже такая история: Дед Мороз дарит подарки только послушным деткам, а тех, кто плохо себя вёл в течение года, оставляет ни с чем.

И это, конечно, рабочий инструмент, чтобы взять поведение ребёнка под контроль. Но давайте посмотрим, что вообще такое – подарок, и что вы хотите сказать, даря его близкому человеку.

Мы привыкли думать, что любовь надо заслужить. Что ради принятия надо стараться. Что, чтобы получить тепло и заботу, надо быть каким-то, вести себя определённым образом.

Такая картинка складывается в детстве, когда мы получали внимание и ласку не просто так, не по факту рождения и вообще жизни, а за что-то: за оценки, за помощь, за хорошее поведение и успехи в учёбе.

Но ведь подарок на любой праздник – это не подкрепление желаемого для вас поведения, не похвала и не вознаграждение за заслуги. Подарок – это проявление любви в особенный для всех день. Просто так. Просто потому что мальчик – ваш сын. Просто потому что он есть в вашей жизни.

И это очень, очень важно как-то пропустить через себя.

Мы можем быть не довольны поведением ребёнка, его действиями, его хулиганством, ложью. Но всё это – про его поведение. А вот его личность, уникальность никакого отношения к этому не имеют.

Это «золотое правило» воспитания: ругать за проступки, но сохранять в отношениях любовь и близость, оставаться рядом, ценить и уважать.

Вы можете ссориться с мужем, можете обоюдно быть недовольно действиями друг друга. Но ведь он не лишает вас сюрпризов на день рождения, потому что ему что-то не понравилось в вашем поведении. Так же, как и вы не оставляете его без внимания на праздник лишь из-за недовольства.

Безусловная любовь – краеугольный камень развития самостоятельной, целостной личности. Если ребёнок чувствует, что плохим может быть поведение, но не сам он, он растёт в атмосфере принятия и помощи. И во взрослой жизни сможет лучше опираться на себя, не слушать всех вокруг, будет иметь хорошую, стабильную самооценку и веру в свои силы.

Подарить подарок на праздник – это ещё раз сказать: «ты замечательный, ты мне очень ценен, я тебя люблю». Не лишайте своего ребёнка такой возможности – почувствовать своё огромное значение для вас, несмотря на то, что в школе он оказался хулиганом. Это просто школа, однажды она закончится. А вот ваши отношения и их след в душе ребёнка останутся навсегда.

Если говорить о плохом поведении в школе, я отлично понимаю вашу тревогу. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Возможно, такие шалости ребёнку зачем-то нужны: он приобретает более высокий статус в коллективе, чувствует себя так более уверенно и свободно. Вы можете расспросить ребёнка о причинах поведения и внимательно их послушать, не начиная сразу оценивать, спорить и ругать. По-человечески поговорить с ним об этом, поделиться своей тревогой. И вместе поискать пути решения проблемы, которые ребёнок сможет реализовать в жизни.

Возможно, пока что ему тяжело регулировать своё поведение. Только к 6-7 годам мозг ребёнка созревает настолько, чтобы сдерживать импульсы. Иногда это случается позже. В этом случае можно предложить игры, где есть момент неожиданной остановки (по сигналу «стоп»), где активно задействуется внимание и необходимо тормозить свои действия. Сюда же относятся, кстати, детские раскраски. С точки зрения творчества они не очень эффективны, но вот умение себя сдержать и отрегулировать движения отлично тренируют.

Также можно обратиться за консультацией к нейропсихологу, если проблемы контроля себя начнёт звучать не только в школе, но и в других жизненных сферах.

А возможно, дело в учителях, их личностных особенностях, неспособности увлечь детей и отрегулировать дисциплину. И это уже вообще не ваша проблема. С точки зрения психологии, задача родителей – вырастить человека таким, чтобы он умел слышать себя, понимал себя, знал, что ему хочется, и позволял себе жить расслабленно и гармонично. Учить хорошо вести себя в школе, честно говоря, в ваши задачи не входит. Ваше дело более масштабное. Поэтому постарайтесь снять хоть часть этого груза со своих плеч.

Помните, что самое важное для вас – чтобы сыну было хорошо и комфортно, чтобы он занимался тем, что ему интересно, чтобы умел следовать необходимым правилам и слушать свои собственные желания.

А подарок – это просто очередной знак любви. Возможно, сейчас стоит оставить склоки в стороне и просто насладиться праздниками в кругу семьи. Ситуация в школе не должна влиять на вашу близость и семейные отношения.

Источник статьи: http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/psycholog/ostavlyat-li-v-kachestve-nakazaniya-rebyenka-bez-podarkov/

Оцените статью