- Не подкупаем, а поощряем. Как управлять поведением ребенка с помощью призов и бонусов?
- Деньги использовать в воспитании крайне нежелательно
- Система призов или бонусов
- Оставлять ли в качестве наказания ребёнка без подарков?
- Как правильно поощрять детей?
- Чем можно поощрять ребенка?
- Родительские ошибки при поощрении детей
- Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
- Можно ли поощрять ребенка деньгами?
- Советы психолога
- Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
- Оставлять ли в качестве наказания ребёнка без подарков?
Не подкупаем, а поощряем. Как управлять поведением ребенка с помощью призов и бонусов?
Некоторые родители задаются вопросом: «Можно ли поощрять ребенка за хорошее поведение, используя конфеты, игрушки, монетки и т.п.?» Безусловно, хвалить и поощрять детей за хорошее поведение необходимо. Благодаря этому позитивному подкреплению у ребенка формируются социально одобряемые способы поведения. Но в таком методе воспитания есть очень тонкая грань.
Автор — Ирина Уточкина, практический психолог, работает педагогом-психологом в детском саду. Консультирует родителей и педагогов по вопросам развития и воспитания детей.
Какие же опасности подстерегают родителей, использующих деньги и другие материальные ценности в воспитании ребенка?
Результат от такого воздействия на поступки ребенка родителей может в первое время вполне удовлетворять. Ребенок становится более послушным, проблем с ним становится вроде меньше. Но вскоре запросы ребенка возрастают, и он начинает ловко манипулировать взрослыми.
«Я пойду в гости, если ты мне купишь новую куклу», — можно услышать от девочки 4-5 лет. «Аппетит» подростка растет в геометрической прогрессии, он быстро войдет во вкус и будет легко шантажировать родителей.
Для родителей это сигнал о том, что воспитывая своих любимых детей, они часто прибегают к подкупу. В будущем у такого человека формируется привычка, поступать хорошо лишь в том случае, когда он получит материальное подкрепление, он становится циничным и расчетливым. Отношения с близкими деформируются, превращаясь в товарно-денежные.
Лишь иногда можно поощрить ребенка за хороший поступок небольшим сюрпризом, но предварительно не обговаривайте с ребенком условия для получения подарка. У малыша не должно закрепиться правило, что его всегда ожидает награда за добрые дела.
Деньги использовать в воспитании крайне нежелательно
Недопустимо поощрять ребенка за один хороший поступок дорогими игрушками или вещами. Деньги использовать в таком деле, как воспитание, крайне не желательно.
Важное уточнение насчет карманных денег. Выдаваемая сумма не должна зависеть от поведения и навыков ребенка. Детям старше 6,5 лет можно давать небольшие деньги еженедельно на карманные расходы, чтобы приучать к разумному обращению с деньгами.
Система призов или бонусов
Зато для формирования полезной привычки или коррекции поведения ребенка можно применять призовую систему. Это замечательный и очень эффективный прием воспитания, когда нужно приучить ребенка, чтобы он не забывал чистить зубы, привыкал убирать за собой после занятий на столе, выполнял физические упражнения по утрам, одевался самостоятельно и т.п.
Источник фото: pixabay.com
Взрослым при использовании этого метода поощрения важно помнить правила, соблюдение которых гарантирует положительный результат.
- Приз ребенок получает только в том случае, если он выполняет необходимое условие в течение недели и набирает нужное количество баллов. Для наглядности отмечать баллы можно в календаре, рисуя солнышко, звездочку за хороший поступок. Для дошкольника число очков не должно быть очень большим. ( 4-5 лет – 5-7 баллов, а для 6-10 лет – 10-15).
- Определитесь с привычкой ребенка, которая подлежит исправлению. Одновременно корректировать несколько черт характера через призовую систему не получится. Делать это нужно постепенно, не перегружая ребенка.
- За желаемое поведение ребёнок ежедневно должен получать бонусы, будьте последовательны, тогда наградой для вас станет достижение поставленной цели. Не ругайте ребенка, если он не выполнил нужное условие, не читайте нотаций. В этом случае с легкой грустью, без упреков выразите сожаление, что срок получения приза отодвинулся.
- Когда ребенок набрал нужное количество звездочек или фишек, он обязательно получает заслуженный приз!
Обычно сформированная привычка остается, если призы использовать 3-4 недели подряд.
Бонусная система поможет развить у вашего ребенка самоконтроль, способность достигать поставленную цель. При этом сама система поощрения не имеет ничего общего с подкупом. Она не подменяет небольшие сюрпризы взрослых, которыми можно порадовать ребенка «просто так», проявляя свою любовь и заботу.
Важно помнить, что призовая система не подменяет собой другие эффективные методы воспитания, она используется только как дополнительный игровой прием. К обычной ежедневной работе по дому не стоит применять бонусную систему — это дела каждого члена семьи, они выполняются для общей пользы. Награда в таких делах это чистота в доме.
А как вы поощряете детей?
Источник статьи: http://rebenok.by/articles/stature/psycho/26139-kak-upravlyat-povedeniem-rebenka-s-pomoshchyu-bonusov-ili-prizov.html
Оставлять ли в качестве наказания ребёнка без подарков?
Добрый вечер! После вчерашнего собрания в школе (первый класс) узнали, что ребенок в числе худших по поведению, при этом один из лучших в учебе. И он не один такой. Из 30 человек в классе у нас 4 хулигана, и наш оказался в их числе. Он не агрессивный, но шумный, да и может подраться и начать драку. А на уроках невнимательный, может встать и подойти к другому ученику прямо на уроке. При этом, как оказалось, он врёт и вину спихивает на другого (кто-то другой вставал, дрался и т.д.). Мы знали, что ребенок ведет себя не лучшим образом и говорили с ним не раз на эту тему, но его хорошего поведения хватает только на один день. И тут выясняется, что знали мы далеко не все. Решили в качестве наказания оставить сына без подарков на Новый год. Подарить позже, на Рождество. Пусть хоть неделю подумает о своем поведении. Но сейчас сомневаемся: не сделаем ли мы хуже? Он так ждет этот день. Может, лучше воздействовать на него какими-то другими методами?
Если помните, есть даже такая история: Дед Мороз дарит подарки только послушным деткам, а тех, кто плохо себя вёл в течение года, оставляет ни с чем.
И это, конечно, рабочий инструмент, чтобы взять поведение ребёнка под контроль. Но давайте посмотрим, что вообще такое – подарок, и что вы хотите сказать, даря его близкому человеку.
Мы привыкли думать, что любовь надо заслужить. Что ради принятия надо стараться. Что, чтобы получить тепло и заботу, надо быть каким-то, вести себя определённым образом.
Такая картинка складывается в детстве, когда мы получали внимание и ласку не просто так, не по факту рождения и вообще жизни, а за что-то: за оценки, за помощь, за хорошее поведение и успехи в учёбе.
Но ведь подарок на любой праздник – это не подкрепление желаемого для вас поведения, не похвала и не вознаграждение за заслуги. Подарок – это проявление любви в особенный для всех день. Просто так. Просто потому что мальчик – ваш сын. Просто потому что он есть в вашей жизни.
И это очень, очень важно как-то пропустить через себя.
Мы можем быть не довольны поведением ребёнка, его действиями, его хулиганством, ложью. Но всё это – про его поведение. А вот его личность, уникальность никакого отношения к этому не имеют.
Это «золотое правило» воспитания: ругать за проступки, но сохранять в отношениях любовь и близость, оставаться рядом, ценить и уважать.
Вы можете ссориться с мужем, можете обоюдно быть недовольно действиями друг друга. Но ведь он не лишает вас сюрпризов на день рождения, потому что ему что-то не понравилось в вашем поведении. Так же, как и вы не оставляете его без внимания на праздник лишь из-за недовольства.
Безусловная любовь – краеугольный камень развития самостоятельной, целостной личности. Если ребёнок чувствует, что плохим может быть поведение, но не сам он, он растёт в атмосфере принятия и помощи. И во взрослой жизни сможет лучше опираться на себя, не слушать всех вокруг, будет иметь хорошую, стабильную самооценку и веру в свои силы.
Подарить подарок на праздник – это ещё раз сказать: «ты замечательный, ты мне очень ценен, я тебя люблю». Не лишайте своего ребёнка такой возможности – почувствовать своё огромное значение для вас, несмотря на то, что в школе он оказался хулиганом. Это просто школа, однажды она закончится. А вот ваши отношения и их след в душе ребёнка останутся навсегда.
Если говорить о плохом поведении в школе, я отлично понимаю вашу тревогу. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Возможно, такие шалости ребёнку зачем-то нужны: он приобретает более высокий статус в коллективе, чувствует себя так более уверенно и свободно. Вы можете расспросить ребёнка о причинах поведения и внимательно их послушать, не начиная сразу оценивать, спорить и ругать. По-человечески поговорить с ним об этом, поделиться своей тревогой. И вместе поискать пути решения проблемы, которые ребёнок сможет реализовать в жизни.
Возможно, пока что ему тяжело регулировать своё поведение. Только к 6-7 годам мозг ребёнка созревает настолько, чтобы сдерживать импульсы. Иногда это случается позже. В этом случае можно предложить игры, где есть момент неожиданной остановки (по сигналу «стоп»), где активно задействуется внимание и необходимо тормозить свои действия. Сюда же относятся, кстати, детские раскраски. С точки зрения творчества они не очень эффективны, но вот умение себя сдержать и отрегулировать движения отлично тренируют.
Также можно обратиться за консультацией к нейропсихологу, если проблемы контроля себя начнёт звучать не только в школе, но и в других жизненных сферах.
А возможно, дело в учителях, их личностных особенностях, неспособности увлечь детей и отрегулировать дисциплину. И это уже вообще не ваша проблема. С точки зрения психологии, задача родителей – вырастить человека таким, чтобы он умел слышать себя, понимал себя, знал, что ему хочется, и позволял себе жить расслабленно и гармонично. Учить хорошо вести себя в школе, честно говоря, в ваши задачи не входит. Ваше дело более масштабное. Поэтому постарайтесь снять хоть часть этого груза со своих плеч.
Помните, что самое важное для вас – чтобы сыну было хорошо и комфортно, чтобы он занимался тем, что ему интересно, чтобы умел следовать необходимым правилам и слушать свои собственные желания.
А подарок – это просто очередной знак любви. Возможно, сейчас стоит оставить склоки в стороне и просто насладиться праздниками в кругу семьи. Ситуация в школе не должна влиять на вашу близость и семейные отношения.
Источник статьи: http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/psycholog/ostavlyat-li-v-kachestve-nakazaniya-rebyenka-bez-podarkov/
Как правильно поощрять детей?
Чем можно поощрять ребенка?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Родительские ошибки при поощрении детей
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
Советы психолога
Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.…
Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.
Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.
Источник статьи: http://azbyka.ru/deti/kak-pravilno-pooshhryat-detejj
Оставлять ли в качестве наказания ребёнка без подарков?
Добрый вечер! После вчерашнего собрания в школе (первый класс) узнали, что ребенок в числе худших по поведению, при этом один из лучших в учебе. И он не один такой. Из 30 человек в классе у нас 4 хулигана, и наш оказался в их числе. Он не агрессивный, но шумный, да и может подраться и начать драку. А на уроках невнимательный, может встать и подойти к другому ученику прямо на уроке. При этом, как оказалось, он врёт и вину спихивает на другого (кто-то другой вставал, дрался и т.д.). Мы знали, что ребенок ведет себя не лучшим образом и говорили с ним не раз на эту тему, но его хорошего поведения хватает только на один день. И тут выясняется, что знали мы далеко не все. Решили в качестве наказания оставить сына без подарков на Новый год. Подарить позже, на Рождество. Пусть хоть неделю подумает о своем поведении. Но сейчас сомневаемся: не сделаем ли мы хуже? Он так ждет этот день. Может, лучше воздействовать на него какими-то другими методами?
Если помните, есть даже такая история: Дед Мороз дарит подарки только послушным деткам, а тех, кто плохо себя вёл в течение года, оставляет ни с чем.
И это, конечно, рабочий инструмент, чтобы взять поведение ребёнка под контроль. Но давайте посмотрим, что вообще такое – подарок, и что вы хотите сказать, даря его близкому человеку.
Мы привыкли думать, что любовь надо заслужить. Что ради принятия надо стараться. Что, чтобы получить тепло и заботу, надо быть каким-то, вести себя определённым образом.
Такая картинка складывается в детстве, когда мы получали внимание и ласку не просто так, не по факту рождения и вообще жизни, а за что-то: за оценки, за помощь, за хорошее поведение и успехи в учёбе.
Но ведь подарок на любой праздник – это не подкрепление желаемого для вас поведения, не похвала и не вознаграждение за заслуги. Подарок – это проявление любви в особенный для всех день. Просто так. Просто потому что мальчик – ваш сын. Просто потому что он есть в вашей жизни.
И это очень, очень важно как-то пропустить через себя.
Мы можем быть не довольны поведением ребёнка, его действиями, его хулиганством, ложью. Но всё это – про его поведение. А вот его личность, уникальность никакого отношения к этому не имеют.
Это «золотое правило» воспитания: ругать за проступки, но сохранять в отношениях любовь и близость, оставаться рядом, ценить и уважать.
Вы можете ссориться с мужем, можете обоюдно быть недовольно действиями друг друга. Но ведь он не лишает вас сюрпризов на день рождения, потому что ему что-то не понравилось в вашем поведении. Так же, как и вы не оставляете его без внимания на праздник лишь из-за недовольства.
Безусловная любовь – краеугольный камень развития самостоятельной, целостной личности. Если ребёнок чувствует, что плохим может быть поведение, но не сам он, он растёт в атмосфере принятия и помощи. И во взрослой жизни сможет лучше опираться на себя, не слушать всех вокруг, будет иметь хорошую, стабильную самооценку и веру в свои силы.
Подарить подарок на праздник – это ещё раз сказать: «ты замечательный, ты мне очень ценен, я тебя люблю». Не лишайте своего ребёнка такой возможности – почувствовать своё огромное значение для вас, несмотря на то, что в школе он оказался хулиганом. Это просто школа, однажды она закончится. А вот ваши отношения и их след в душе ребёнка останутся навсегда.
Если говорить о плохом поведении в школе, я отлично понимаю вашу тревогу. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Возможно, такие шалости ребёнку зачем-то нужны: он приобретает более высокий статус в коллективе, чувствует себя так более уверенно и свободно. Вы можете расспросить ребёнка о причинах поведения и внимательно их послушать, не начиная сразу оценивать, спорить и ругать. По-человечески поговорить с ним об этом, поделиться своей тревогой. И вместе поискать пути решения проблемы, которые ребёнок сможет реализовать в жизни.
Возможно, пока что ему тяжело регулировать своё поведение. Только к 6-7 годам мозг ребёнка созревает настолько, чтобы сдерживать импульсы. Иногда это случается позже. В этом случае можно предложить игры, где есть момент неожиданной остановки (по сигналу «стоп»), где активно задействуется внимание и необходимо тормозить свои действия. Сюда же относятся, кстати, детские раскраски. С точки зрения творчества они не очень эффективны, но вот умение себя сдержать и отрегулировать движения отлично тренируют.
Также можно обратиться за консультацией к нейропсихологу, если проблемы контроля себя начнёт звучать не только в школе, но и в других жизненных сферах.
А возможно, дело в учителях, их личностных особенностях, неспособности увлечь детей и отрегулировать дисциплину. И это уже вообще не ваша проблема. С точки зрения психологии, задача родителей – вырастить человека таким, чтобы он умел слышать себя, понимал себя, знал, что ему хочется, и позволял себе жить расслабленно и гармонично. Учить хорошо вести себя в школе, честно говоря, в ваши задачи не входит. Ваше дело более масштабное. Поэтому постарайтесь снять хоть часть этого груза со своих плеч.
Помните, что самое важное для вас – чтобы сыну было хорошо и комфортно, чтобы он занимался тем, что ему интересно, чтобы умел следовать необходимым правилам и слушать свои собственные желания.
А подарок – это просто очередной знак любви. Возможно, сейчас стоит оставить склоки в стороне и просто насладиться праздниками в кругу семьи. Ситуация в школе не должна влиять на вашу близость и семейные отношения.
Источник статьи: http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/psycholog/ostavlyat-li-v-kachestve-nakazaniya-rebyenka-bez-podarkov/