Зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки

Содержание
  1. Кого и зачем приносили в жертву Древние Египтяне?
  2. Жертвоприношения в Египте
  3. Жертвы богам
  4. Кошки
  5. Быки и телята
  6. Птицы
  7. Человеческие жертвоприношения
  8. Краткий курс египетской магии: как правильно просить у богов благополучия и любви
  9. Мифология и храмы
  10. Эти манящие деревянные врата ведут в священный дом Амона, но вам туда хода нет. Лишь по особым дням их открывают настежь и пускают в святилище обычный люд, и то не далее внешних дворов.
  11. Читайте также
  12. Связь с богами
  13. Бог Имхотеп
  14. Может быть интересно
  15. Краткий курс египетской магии: вызываем Имхотепа
  16. Празднества и оракулы
  17. В более поздние периоды древнеегипетской истории при храмах появились специальные помещения, где паломники могли поспать в надежде, что бог во сне пошлет им ответ на вопрос в сновидении. Эта практика называлась инкубацией. Чтобы излечиться от бесплодия, к примеру, требовалось прийти в храм, провести там ночь, а утром описать свои сны жрецу-толкователю. Он обдумывал их и объяснял, какие надо принять меры.
  18. Сонники

Кого и зачем приносили в жертву Древние Египтяне?

Историки считают, что в Древнем Египте существовало как минимум 5 тысяч богов. Их большое количество ученые объясняют тем, что в каждом населенном пункте были свои божества. И каждый из них обладал собственным предназначением. Одни отвечали за урожай, другие обеспечивали египтянам победы в войнах, а третьи провожали покойников в загробный мир. Египтяне искренне верили, что если боги будут на них злиться, им не поздоровиться. И именно поэтому, как и представители многих других цивилизаций древности, они приносили богам жертвы. Египтяне приносили в жертву самых различных животных, причем одним они предлагали кошек, а другим — совершенно других живых созданий. Были случаи, когда в жертву приносились даже люди. В рамках этого материала предлагаю разобраться, каким образом происходили египетские жертвоприношения и кто в них участвовал. В качестве жертв использовались не все живые создания — существовали определенные правила.

Читайте также:  Смешные высказывания про подарок

Жертвоприношения в Древнем Египте были обычным явлением

Жертвоприношения в Египте

Ритуалы жертвоприношения в Египте происходили по-разному. Иногда египтяне просто зажигали благовония вроде фимиама. Так называются смолы, которые при сжигании испускают приятные запахи. Такой ритуал проводился и продолжает существовать в разных народах. Некоторые люди верят, что при зажигании благовоний боги становятся к ним благосклоннее. Древние египтяне тоже искренне в это верили и в некоторых случаях жертвоприношения происходили именно таким, максимально мирным способом.

В Древнем Египте в жертву приносились даже люди. Обычно ими были слуги и преступники

Но в большинстве случаев жертвоприношения выглядели очень дико — по крайней мере, так бы их восприняли современные люди. Жертвы приносились в специальных жертвенниках, также известных как алтари. Иногда живым созданиям просто пускали кровь и тем самым убивали, а в некоторых случаях их поджигали. Большинству из них отрубали головы и читали над ними страшные проклятия. После этого головы отправлялись в плавание по реке Нил или продавались греческим купцам. Головы животных египтяне в пищу никогда не употребляли.

Интересный факт: возможно, появлению фразы «проклятье на твою голову» способствовали именно египетские ритуалы.

Человеческие жертвоприношения происходили редко и люди привыкали к ним долго. Алтари для кровавых ритуалов сначала строились за пределами городов. Только потом, благодаря проводившим обряды жрецам, кровавые жертвоприношения стали нормой. Так, по крайней мере, говорится в некоторых научных документах.

Жертвы богам

Ученые уже прекрасно знают, кого и для чего египтяне приносили в жертву. В ходе археологических раскопок ими были обнаружены мумии огромного количества птиц, кошек и других животных. На изображениях внутри египетских пирамид можно увидеть множество богов с головами животных. Следовательно, каждое божество требовало жертву в виде определенных видов живых созданий.

Кошки

Как бы парадоксально это не прозвучало, египтяне считали кошек священными животными, но при этом приносили их в жертву. Как правило, они предназначались богине радости Бастет, которая изображалась в виде человека с головой кошки. Кошек для жертвоприношений растили внутри храмов. Спустя определенное время из них делали мумии и помещали на алтарь. В то же время кошки считались одними из самых главных животных Египта — если возница случайно переезжала кошку, ее забивали камнями насмерть. А в память умершей кошки хозяева сбривали себе брови. О найденных в Египте мумиях кошек я рассказывал в этом материале.

Быки и телята

К быкам и телятам египтяне относились очень избирательно. Эти животные обычно приносились в жертву богине материнства Исиде. Для жертвоприношения подходили только животных с идеально светлой шкурой. Если на теле было хоть какое-то пятнышко, оно считалось испорченным. Скорее всего, хозяева таких «оскверненных» созданий были этому только рады — их скот оставался при них. После определенного обряда тела животных простоту сжигались. Отрубленные головы, как и упоминалось выше, отправлялись в плавание по реке Нил.

Птицы

Недавно в научном журнале Scientific Reports было рассказано о том, как египтяне приносили в жертву птиц. За десятилетия раскопок археологам удалось найти миллионы мумий различных птиц. Но больше всего в жертву приносились птицы ибисы, которых на территории Древнего Египта было очень много. Сейчас они встречаются очень редко, потому что их популяция была сильно сокращена в ходе древних ритуалов. Обычно птицы предназначались для богов Тота, Ра и Гора, которые как раз изображались с птичьими головами. Египтяне ловили их в дикой природе — если бы они выращивались специально, то во внутренностях находились бы остатки той же пищи, которой питались египтяне. А внутри мумий остатки пищи были разными.

Мумия птицы Ибис

Человеческие жертвоприношения

Человеческие жертвоприношения в Египте действительно были — это не вымысел. Правившие Древним Египтом Фараоны считались богами в человечьем обличье. Люди были уверены, что все, что имеют в своем распоряжении правители, должно уйти с ними в загробный мир. А ведь фараоны обладали не только драгоценностями, но и личными слугами. Так, когда умирал правитель, его слуги приносили себя в жертву и тоже умирали. Решиться на это им помогала вера в то, что после смерти следует еще одна жизнь. Тела нескольких десятков прислуг были найдены в погребальной камере фараона Хор Аха. По словам археологов, мужчины в возрасте от 20 до 25 лет умерли от удушения.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

На тему Древнего Египта также рекомендую прочитать материал об обнаружении нескольких 2500-летних мумий. Это важное событие для научного сообщества, поэтому новость достойна внимания. В статье я также упомянул о проклятиях фараонов — существуют ли они на самом деле?

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Разглядывая фотографии амебы-убийцы задумываетесь ли вы о том, как она была сделана? Подобные вопросы интересуют Royal Photographic Society — британское коро…

На сегодняшний день в международной Красной книге числится 32 000 животных, которые находятся на грани вымирания. В нее входят только известные науке птицы, …

Как вы знаете, не только Юрий Гагарин в космос летал. И не только Нил Армстронг. Помимо людей, в космосе побывали и животные — кто не слышал о Белке и Стрелк…

Источник статьи: http://hi-news.ru/eto-interesno/kogo-i-zachem-prinosili-v-zhertvu-drevnie-egiptyane.html

Краткий курс египетской магии: как правильно просить у богов благополучия и любви

В мифологической серии издательства «Манн, Иванов и Фербер» выходит новая книга (всего их уже пять, и все они заслуживают внимания) — на сей раз это труд доктора исторических наук Гэрри Дж. Шоу о египетской мифологии и о том, как древние жители долины Нила объясняли окружавший их мир. Публикуем фрагмент, из которого вы узнаете, почему древнеегипетский храм нельзя было посещать так же свободно, как христианские церкви или мусульманские мечети, каким ритуалом и сейчас можно вызвать бога Имхотепа и что нужно сделать, чтобы вечно жить в доме бога солнца Амона.

Мифология и храмы

Идет 1200 год до новой эры. Вы подходите к мощным стенам, за которыми прячется святилище Амона в Карнаке. Отбрасывая длинную тень, перед вами высится прямоугольной формы преграда, сложенная из серого сырцового кирпича. Эти стены, укрывающие от глаз храмовый комплекс, отделяют шумный, суматошный город с его скученными домами, крикливыми торговцами и грязными улицами от чистого, просторного, священного жилища богов.

Вы шагаете во врата и видите светлые стены храма Амона с величественными пилонами при входе и высокими кедровыми шестами для флагов у фасада; на плитах из песчаника вырезаны сцены: фараон восседает в обществе богов. Пилоны значительно превосходят размерами любой дом в вашем родном городе — уже это наполняет вас благоговением, и вы возносите хвалу богам, столь милостивым к Египту.

Одни паломники пытаются выцарапать из стены кусочек камня, впитавшего божественную силу, желая привезти его домой. Другие потирают статуи древних вельмож, которые сидят или стоят на коленях у врат, словно каменные стражи, устремив незрячие взоры в вечность.

Эти манящие деревянные врата ведут в священный дом Амона, но вам туда хода нет. Лишь по особым дням их открывают настежь и пускают в святилище обычный люд, и то не далее внешних дворов.

Там удачливые паломники могут взглянуть на изваяния первых вельмож Египта — тех, кто с царского дозволения воздвиг внутри собственную статую, чтобы вечно участвовать в священных обрядах, принимать храмовые подношения и пребывать подле бога Амона. Однако если сегодня самый обычный день, если вы не жрец и не фараон (который фактически тоже жрец, только верховный), вас туда не пропустят.

Древнеегипетский храм не похож на церковь или мечеть: верующие не могли собираться там в любой день для общей молитвы. Он считался жилищем бога, его земным пристанищем — местом, где соприкасались небо и земля; мирозданием в миниатюре.

Кроме того, пространство храма было нагружено мифическим смыслом. Его внешние стены служили границей между хаосом и порядком; волнообразная кладка кирпича, вероятно, символизировала воды Нуна, омывавшие сотворенный мир. Вход с пилонами обозначал горизонт — место, где одна грань бытия подступала к другой. Его двойные башни напоминали о скалистых холмах, между которыми восходит солнце. Ось храмового комплекса пролегала с востока на запад , в соответствии с направлением движения солнца.

Гипостильный зал считался тростниковыми болотами — переходным пространством, где из вод Нуна поднялся первый холм творения. Его колонны были стеблями болотных растений, а капители — связками бутонов или единичными цветками папируса. Кроме того, на колонны будто бы опирался небосвод — такую метафору подчеркивали рисунки созвездий на сводах храма. Святилище в задней части храма — первый холм творения — вместе с тем символизировало небо, так что его божественный обитатель обретал частичку дома на земле.

В храмовом ансамбле находили отражение и различные царства сотворенного мира: своды и верхняя часть стен выполняли роль небес; нижняя часть стен и пол — земли, а подземные крипты — Дуата .

Внутри святилища бог пребывал в виде статуи, сделанной из камня, золота, серебра или позолоченного дерева и украшенной драгоценными камнями. Его присутствие не было постоянным, однако он мог явиться в любой момент, слившись со статуей, и тогда верховный жрец вступал в контакт с прежде не видимой силой.

Читайте также

Там, в святая святых, жрецы совершали обряды во славу бога, на рассвете, в полдень и на закате (то есть в ключевые моменты жизненного цикла солнца) — подносили ему еду, одевали его и умащали благовонными маслами в надежде добиться его расположения. К этим обрядам допускалась лишь горстка избранных; только царю и верховному жрецу дозволялось входить в святилище, а их помощники оставались в соседних залах и коридорах.

Статуя высокопоставленного вельможи Аменхотепа сына Хапу

Итак, обычный человек не имел доступа к богам в святилище — как не мог и прийти во дворец к фараону. Чтобы налаживать отношения с божественными силами, египтянам приходилось прибегать к иным средствам.

Связь с богами

Изваяния, установленные во дворе храма и перед его вратами, помогали обыкновенным египтянам обращаться к богам. Некоторые их них, изображавшие вельмож или царей, служили посредниками — они передавали молитвы паломников божествам внутри храма, в награду их имена зачитывались вслух вместе с ритуальными формулами подношений. Одна из надписей, выбитых на статуе высокопоставленного чиновника Аменхотепа сына Хапу, которая некогда стояла перед десятым пилоном Карнакского храма, гласит:

О вы, люди Карнака, пришедшие, дабы узреть Амона. Подойдите ко мне, чтобы смог я передать о делах ваших. Я посланник этого бога, ибо Небмаатра [Аменхотеп III] поставил меня, чтобы сообщать о словах Обеих земель. Поднесите мне «жертвы, что дает царь», повторяйте имя мое день каждый, как делают это для того, кто хвалим…

Каир, Египетский музей, inv. JE 44862

Кроме того, к внешней задней стене храма пристраивались специальные молельни «слышащего призыв»; в них стояли большие статуи богов и царей, к которым можно было обратиться с просьбой, причем в любое время, поскольку они располагались снаружи. Молитвы также обращали к изображениям богов, вырезанным на внешних стенах храма, — они передавали просьбы в святилище.

Подобным же образом остроконечные шесты с привязанными к ним полотнами, на которых писались послания, устанавливались внутри кирпичных стен святилищ и молелен или позади храмовых ворот и дверей. Тогда бог мог прочесть адресованные ему просьбы.

Помимо крупных официальных храмов с мощными стенами, в Египте строили небольшие святилища. Они были разбросаны по всей стране, причем открыты для всех и зачастую посвящены божествам, игравшим важную роль в повседневной жизни, — например, Хатхор, богине любви, брака и материнства. В ее святилище в Фивах приносили фигурки женщин или глиняные фаллосы, молясь о зачатии ребенка.

В таких местах оставляли также особые стелы с начертанными на них благодарственными или покаянными молитвами; если человек полагал, что некое божество вмешалось в его жизнь, он таким образом восславлял его силу на весь мир. Еще в святилищах или вблизи храмов размещали стелы с изображениями огромных ушных раковин — они служили своего рода божественной связью: молящийся мог напрямую обратиться к богу или богине в полной уверенности, что его просьба будет услышана.

Священная ладья Амона-Ра на стене храма Сети I в Абидосе

Бог Имхотеп

Имхотеп — один из немногих древнеегипетских богов, начавших жизнь как простые смертные. Строитель шестиступенчатой пирамиды Нечерихега Джосера — первой в истории Египта — Имхотеп жил и умер во времена III династии, однако в эпоху Нового царства (более тысячи лег спустя) стал считаться покровителем писцов, а к началу Позднего царства был уже полностью обожествлен.

К нему обращали молитвы об исцелении, поэтому древние греки отождествляли его Бог Имхотеп со своим богом Асклепием. Пожалуй, в современной культуре Имхотеп лучше всего известен как мумия из фильма с молодым Борисом Карлоффом, а также из его ремейков, где роль Имхотепа сыграл Арнольд Вослу.

Может быть интересно

Краткий курс египетской магии: вызываем Имхотепа

Если хотите, чтобы Имхотеп явился вам во сне, следуйте инструкциям из «Греческого магического папируса» III века н.э., ныне хранящегося в Британском музее.

  1. Найдите «геккона из полей».
  2. Утопите его в чаше с маслом лилий.
  3. Начертайте имя «Асклепий Мемфисский» (то есть Имхотеп) греческими буквами на железном кольце, сделанном из цепи от кандалов.
  4. Окуните кольцо в масло с утопленным гекконом.
  5. Поднимите кольцо и направьте его на Полярную звезду.
  6. Семь раз скажите: «Менофрий, сидящий на керубе, пошли мне истинного Асклепия, а не лживого демона вместо бога».
  7. В комнате, где будете спать, сожгите три зерна ладана и проведите кольцо сквозь дым.
  8. Семь раз призовите: «Владыка Асклепий, явись!»
  9. Отходя ко сну, наденьте кольцо на указательный палец правой руки.
  10. Дождитесь, пока во сне вам явится Имхотеп.

Празднества и оракулы

Во время некоторых празднеств жрецы забирали статую своего бога из храма и ставили ее в переносное святилище на церемониальной ладье, обыкновенно хранившейся в одном из храмовых помещений. Жрецы поднимали ладью на носилки и несли на плечах в торжественной процессии.

С начала и до конца шествия статую божества скрывала завеса, оберегая святыню от нечистых глаз. (Любопытное исключение представляла статуя бога Мина, которая, судя по всему, оставалась открытой взорам во время любой процессии.)

В случаях, когда по улицам города проносили статую местного божества или же усопшего и обожествленного царя — например, Аменхотепа I в Дейр-эль-Медине , — обыкновенные люди получали возможность обратиться к богу за советом. Проще всего было задать «закрытый» вопрос — бог отвечал «да», заставляя жрецов наклонить церемониальную ладью вперед, или «нет», заставляя их сделать шаг назад.

Если же требовалось, чтобы бог выбрал решение из нескольких возможных вариантов, их писали на глиняных черепках, обломках известняка или на кусках папируса и клали на землю перед процессией. Ознакомившись с делом, божественная сущность «подсказывала» жрецам, какой из черепков или свитков пододвинуть вперед.

Иногда список вариантов зачитывался вслух, и бог каким-либо движением давал понять, на чем нужно остановиться. Как ни странно, к божественным вердиктам прислушивались не всегда. Во времена XX династии некий обвиняемый поочередно представлял свое дело на суд трех местных форм Амона. Впрочем, они все подтвердили его вину.

В более поздние периоды древнеегипетской истории при храмах появились специальные помещения, где паломники могли поспать в надежде, что бог во сне пошлет им ответ на вопрос в сновидении. Эта практика называлась инкубацией. Чтобы излечиться от бесплодия, к примеру, требовалось прийти в храм, провести там ночь, а утром описать свои сны жрецу-толкователю. Он обдумывал их и объяснял, какие надо принять меры.

Пожалуй, самым известным таким святилищем считался храм Имхотепа в Саккаре. В эпоху Позднего царства египтяне молились Имхотепу об исцелении и приходили в его святилище, надеясь, что обожествленный зодчий явится им во сне и излечит от недуга (или хотя бы подскажет лекарство).

Инкубацию практиковали и в расположенном неподалеку храме бога Бэса, чьи стены были украшены эротическими образами. Вероятно, туда приходили в надежде исцелиться от бесплодия и полового бессилия или для облегчения родов.

Сонники

Те, кто предпочитал ночевать дома, могли обратиться к профессиональному толкователю снов при храме. Древнеегипетские жрецы вели специальные сонники, куда заносили толкования всевозможных видений. «Если человек увидит во сне бога, который в вышине, — гласит одна запись, — то это добрый знак: его ждет пир».

Другая учит: «Если человек увидит себя во сне пьющим вино, то это добрый знак: сей человек блюдет маат». Однако не все сны толковались в положительном ключе: «Если человек увидит себя во сне пьющим теплое пиво, то это дурной знак: его ждет страдание». «Если человек увидит себя во сне снимающим ногти у себя с пальцев, то это дурной знак: плоды трудов его отнимутся у него». Те же, кому было лень смотреть сны, платили жрецам, чтобы те спали вместо них.

Источник статьи: http://knife.media/egyptian-gods/

Оцените статью