Зимние народные праздники для школьников

Внеклассное мероприятие — «Зимние праздники»
материал по технологии (5 класс) по теме

Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Сценарий внеклассного мероприятия 26.79 КБ
Презентация часть 1 2.61 МБ
Презентация часть 2 1.4 МБ
Презентация часть 3 2.34 МБ
Презентация часть 4 2.68 МБ
Презентация часть 5 1.78 МБ
Рекомендуемое музыкальное сопровождение 333 байта

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия «Зимние праздники».

Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией .

1) создание условий для проявления творческой активности детей;

2) ознакомление учащихся с зимними праздниками, с их празднованием на Руси;

3) совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

4)развитие у учащихся интереса к истории своей Родины, воспитание на примере исторических событий из жизни русского народа;

  1. Вызвать положительные эмоции;
  2. Дать возможность самовыражения;
  3. Развить творческий потенциал личности;
  4. Развить речевую активность и память.

Мероприятие сопровождается презентацией. Во время показа слайдов звучит музыка.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались с вами, чтобы перелистать странички уходящей зимы и вспомнить, как это было.

Ведущий : Зима, зима, где так долго была?

Зима: В мешке стужу несла,

С неба холод трясла,

У речки гостила –

У избы побывала-

Окна все разрисовала.

По полям – лесам ходила-

Белой шубой всё накрыла…

Все дороги снегом замела,

У крыльца сугробы нагребла!

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Зима : И всё-таки я до вас дошла-добралась, своих сыновей к вам привела. Знакомьтесь! Декабрь! Январь! Февраль!

Исполнение песни «Три белых коня».

Декабрь: Я год заканчиваю, зиму начинаю. В декабре солнце ходит всё ниже, дни становятся короче, а ночи всё длиннее. Но не всегда я декабрем назывался. Знаете ли вы ребята, мои другие имена (вопрос в зал)? Меня прозвали «студень» или «стужайло». А кто догадывается, почему (вопрос в зал)? Давным-давно слово «студить» означало «морозить». Отсюда и произошло название. Ребята, а кто знает какие праздники отмечают в декабре (вопрос в зал)?

Показ слайдов (праздники декабря).

Ведущий : 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы . Этот праздник основан на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский Храм.

6 декабря — день святого Благоверного князя Александра Невского. Великий князь Александр Невский – талантливый полководец, мудрый и сильный правитель – все свои силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь всем нуждающимся.

14 декабря – день Наум-Грамотника. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Существовали такие пословицы: «Пришёл

Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

19 декабря – Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. В ряде мест в день Спиридона старались намолоть зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».

Зима: Месяц зимний, месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

Он на реках и озёрах

Всюду выстроил мосты

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Январь: Да, так и стал я началом года, но зиме-то я середина! А про меня говорят, что месяц январь – зимы государь! И я тоже не всегда январем назывался. Народ другие имена мне давал. Кто знает какие (вопрос в зал)? «Лютень», или «лютовей», потому что в это время стужа лютует и морозы трещат. Ребята, а вы знаете, какие праздники отмечают в январе (вопрос в зал)?

Ведущий: 1 – января Новый год ( показ слайда )

Зима: Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Новый год — это самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить планы и мечты. Но не всегда отмечали Новый год с 31декабря на 1 января. В Древнем Риме Новый год встречали 1 марта. А вместе с принятием христианства пришел к нам и новый календарь, по которому год начинается 1 сентября. А кто же ввёл празднование Нового года на Руси с 1 января? А ввёл этот праздник царь Пётр I. Он подписал такой указ: Считать Новый год не с 1 сентября, а 1 января и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшение из деревьев и ветвей сосновых и еловых (выходить посыльный и читает указ).

Ведущий: Ребята, а без кого не обходиться Новый год? Правильно, это Дед Мороз и Снегурочка.

Выходить под музыку Дед Мороз и Снегурочка (игра со зрителями).

1.В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)

2.В какой сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? (Двенадцать месяцев).

3.Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский).

4. Кто на Руси перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января? (Петр Первый.)

Он является ко мне

И, рисует как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег.)

3. Какая красавица

Раз в году наряжается? (Ёлка.)

Ведущий: А посмотрите, какая у нас ёлка! Все игрушки на этой ёлки сделали девочки своими руками на уроках технологии. В нашей школе есть давняя традиция, каждый год на уроках мы изготавливаем игрушки символ года. В конце нашего мероприятия учащиеся школ № 40, 13, 28 в кабинете технологии проведут для вас мастер-класс по изготовлению сувениров к празднику.

Выступление (новогодний танец)

Ведущий: Большой праздник проходит 7 января – Рождество (показ слайдов).

На сцену выходят девочки, они читают стихи-загадки, а люди в зале должны их продолжить. Во время выступления показ слайдов.

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник — …………(Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

И все нарядные спешат на службу в …… (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят…….(лампады).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают ……..(свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

А после с Рождеством друг друга ……….(поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду

И сердце замирает в ожиданье …… (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-

На земле родился — ………(Иисус Христос).

Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении

Ведущий: 19 января – Крещение Господнее . Это один из самых древних праздников христианской церкви. Он установлен в память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот день бывает водосвятие.

25 января — Т атьянин День. Этот день еще называю Днем студента .

Выступление девочки с номером художественной гимнастики.

Ведущий: Вот и перевалила зима за середину . Наступил февраль.

Февраль: Я – злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. Я тоже не всегда Февралём назывался. Может быть, кто-то вспомнит, как меня в старину называли? (вопрос в зал). Меня называли «снеговей» или «снежень», потому что бывают частые метели. За то, что февраль находился между зимой и весной, его называли «межень». А кто, ребята знает, какие праздники отмечают в феврале?

Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении музыки.

Ведущий: 15 февраля – Сретение Господне. В этот день младенца Христа принесли в Храм. На Руси считалось, что это первая встреча зимы и лета.

23 февраля – день защитника Отечества, праздник всех мужчин .

Ведущий: А закачивалась зима широкой Масленицей. Праздник этот на Руси издревле праздновали с играми, плясками, прибаутками, да разными шутками. И длилось это гулянье целую неделю.

Первый день, понедельник – встреча.

Вторник – заигрыш: делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома.

Среда – лакомка: угощение блинами, игры, соревнования.

Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, приезжают ряженые, угощают блинами.

Пятница – зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости.

Суббота – Широкая Масленица: угощение блинами, игры, гулянья, хороводы, песни.

Воскресенье – Прощеный день — в этот день все просят друг у друга прощения.

Хотя сегодня и не Масленица, но мы вас все равно хотим угостить блинами (в зал выносятся блины) .

Зима : Не пришла ли пора передать власть от зимы Весне-Красне? Она уже не за горами.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/10/26/vneklassnoe-meropriyatie-zimnie-prazdniki

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»
материал на тему

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»

Скачать:

Вложение Размер
231_3_.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Локотская СОШ № 2 им Н.Ф.Струченкова

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»

Классный руководитель 3 «б» класса,

учитель начальных классов Т. А. Черняк

Музыкальный руководитель И.И.Баранов

Фольклорный праздник «Зимние посиделки».

Цель: Знакомство детей с укладом, бытом, традициями русского народа.

— совершенствовать духовно-нравственную культуру детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

— развивать интерес к истории русского народа, пополнять знания в области русского фольклора;

— воспитывать любовь и уважение к Родине, русскому народному творчеству, традициям русского народа;

Оформление: деревенская изба, ухваты, горшки, прялка, на стенах расшитые полотенца;

Слайд 1. Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Фонограмма и смена слайдов. Звенят колокола.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ.

Под первою стеной сосновой.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ученик 1. Добрый день,

Гости званные и желанные!

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые.

Вас приветствует 3 класс

Ученик 2. Милости просим к нам на посиделки.

— Сегодня ребята мы собрались в русской избе, все красивые, нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Посиделки (посиденки, посидки, посидухи, поседки, насидушки) – сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен. А еще русские посиделки называют вечерками, вечерницами супрядками, беседками, заседками, дозорьками. На Руси посиделки начались с летопроводца ( с 1 сентября) и продолжались до Благовещенья, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.

-Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы знаете пословицы. Начнем мы наши посиделки с пословиц

-Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:

1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)

4. Один в поле… (не воин)

5. С кем поведешься… (от того и наберешься)

6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)

7. Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)

8. Любишь кататься,… (люби и саночки возить)

9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)

10. Поспешишь… (людей насмешишь)

— Ну молодцы. Пословицы вы знаете. А вот у меня есть задание похитрей! Только малыш появился на свет, а его мама, бабушка, няня поют и приговаривают разные потешки и прибаутки. А вы знаете потешки и прибаутки? (представление потешек)

1. Шла лисичка по мосточку,

Несла вязанку хворосту,

Дала сладкий пирожок.

2. А ту-ту, ту-ту, ту-ту

Я на елочке расту

Ветер елочку укачал

Я с елочки упал

Я упал на пенек,

Стал пригожий паренек.

— Кроме потешек и поговорок на Руси были распространены небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки да говорят насмешки.

— Фома, что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

— Да он не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит – надо идти.

-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

— Федул, ты че губы надул?

— А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

— Никак ты, кума, глуха?

-Купила курицу да петуха.

-Пять алтын дала.

-Лень, отвори дверь, сгоришь!

-Хоть, сгорю, да не отворю!

Учитель: Ну и порадовали вы нас,

А чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее.

  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  • Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).
  • Ухват- устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
  • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

-Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

  • Всех комлю с охотою, а сама безротая (ложка).

-Заготовки для деревянных ложек называли «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши», так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень не простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Пляшу по горнице,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею (веретено)

— Будний день крестьян начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.

Веретено – это элемент прялки – «вертящаяся палка».

То назад, то вперед,

Продырявит море. (Утюг)

-Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой «жаровню». Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начали гладить.

Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начали катать по столу толстой прямоугольной с рукояткой палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель.

Учитель: Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все получается! А частушки петь умеете?

Ученица: Как известно всем, подружки-мастерицы петь частушки.

Ученик: И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте…

1. Эх, топни нога,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

2. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4. Я плясала в три ноги,

Сапоги мои лежат.

5. Балалаечка – гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

6. На окошке два цветочка,

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

7. Елки – долги, елки – долги

Елки да, осиночки.

На поляне девки пляшут,

8. За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Вы послушайте девчата

Нескладушки будем петь

На дубу свинья пасется

В бане парится медведь

На горе стоит корова

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русского плясать,

А потом в присядку.

— Молодцы, ребята, развеселили вы нас, а поиграть с нами не хотите ли? Я приглашаю русскими народными играми позабавиться.

-Давайте поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

Погрызи орехи для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

-Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, тот становится водящим, т.е. Яшей и игра продолжается.

Пары стоят спиной друг к другу. На счет 1,2,3 по хлопку ведущего игроки должны повернуть головы вправо или влево. Если в одну сторону, то выиграли.

-Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Ученик: Ну что ж, говорите свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

-Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

От топота копыт, пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Прокоп, украл укроп.

Встал Архип, петух охрип.

Носит Сеня в сени сено.

На дворе трава, на траве дрова.

Учитель: Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да песенку послушать?

Ученик: Подходите, подходите

Конфетки, бараночки берите.

Про нас не забывайте,

Добрым словом вспоминайте. (ученик и ученица раздают угощение)

Учитель: Есть таланты на Руси,

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно. (Исполнение песни «Во кузнице»)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2016/02/07/stsenariy-folklornogo-prazdnika-zimnie-posidelki

Читайте также:  Оформление комнаты детский праздник
Оцените статью