Внеклассное мероприятие — «Зимние праздники»
материал по технологии (5 класс) по теме
Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия | 26.79 КБ |
Презентация часть 1 | 2.61 МБ |
Презентация часть 2 | 1.4 МБ |
Презентация часть 3 | 2.34 МБ |
Презентация часть 4 | 2.68 МБ |
Презентация часть 5 | 1.78 МБ |
Рекомендуемое музыкальное сопровождение | 333 байта |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «Зимние праздники».
Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией .
1) создание условий для проявления творческой активности детей;
2) ознакомление учащихся с зимними праздниками, с их празднованием на Руси;
3) совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
4)развитие у учащихся интереса к истории своей Родины, воспитание на примере исторических событий из жизни русского народа;
- Вызвать положительные эмоции;
- Дать возможность самовыражения;
- Развить творческий потенциал личности;
- Развить речевую активность и память.
Мероприятие сопровождается презентацией. Во время показа слайдов звучит музыка.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались с вами, чтобы перелистать странички уходящей зимы и вспомнить, как это было.
Ведущий : Зима, зима, где так долго была?
Зима: В мешке стужу несла,
С неба холод трясла,
У речки гостила –
У избы побывала-
Окна все разрисовала.
По полям – лесам ходила-
Белой шубой всё накрыла…
Все дороги снегом замела,
У крыльца сугробы нагребла!
Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.
Зима : И всё-таки я до вас дошла-добралась, своих сыновей к вам привела. Знакомьтесь! Декабрь! Январь! Февраль!
Исполнение песни «Три белых коня».
Декабрь: Я год заканчиваю, зиму начинаю. В декабре солнце ходит всё ниже, дни становятся короче, а ночи всё длиннее. Но не всегда я декабрем назывался. Знаете ли вы ребята, мои другие имена (вопрос в зал)? Меня прозвали «студень» или «стужайло». А кто догадывается, почему (вопрос в зал)? Давным-давно слово «студить» означало «морозить». Отсюда и произошло название. Ребята, а кто знает какие праздники отмечают в декабре (вопрос в зал)?
Показ слайдов (праздники декабря).
Ведущий : 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы . Этот праздник основан на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский Храм.
6 декабря — день святого Благоверного князя Александра Невского. Великий князь Александр Невский – талантливый полководец, мудрый и сильный правитель – все свои силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь всем нуждающимся.
14 декабря – день Наум-Грамотника. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Существовали такие пословицы: «Пришёл
Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум».
19 декабря – Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.
25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. В ряде мест в день Спиридона старались намолоть зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».
Зима: Месяц зимний, месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идет.
Он на реках и озёрах
Всюду выстроил мосты
И одел пушистым снегом
Все деревья и кусты.
Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.
Январь: Да, так и стал я началом года, но зиме-то я середина! А про меня говорят, что месяц январь – зимы государь! И я тоже не всегда январем назывался. Народ другие имена мне давал. Кто знает какие (вопрос в зал)? «Лютень», или «лютовей», потому что в это время стужа лютует и морозы трещат. Ребята, а вы знаете, какие праздники отмечают в январе (вопрос в зал)?
Ведущий: 1 – января Новый год ( показ слайда )
Зима: Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Новый год — это самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить планы и мечты. Но не всегда отмечали Новый год с 31декабря на 1 января. В Древнем Риме Новый год встречали 1 марта. А вместе с принятием христианства пришел к нам и новый календарь, по которому год начинается 1 сентября. А кто же ввёл празднование Нового года на Руси с 1 января? А ввёл этот праздник царь Пётр I. Он подписал такой указ: Считать Новый год не с 1 сентября, а 1 января и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшение из деревьев и ветвей сосновых и еловых (выходить посыльный и читает указ).
Ведущий: Ребята, а без кого не обходиться Новый год? Правильно, это Дед Мороз и Снегурочка.
Выходить под музыку Дед Мороз и Снегурочка (игра со зрителями).
1.В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)
2.В какой сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? (Двенадцать месяцев).
3.Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский).
4. Кто на Руси перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января? (Петр Первый.)
Он является ко мне
И, рисует как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег.)
3. Какая красавица
Раз в году наряжается? (Ёлка.)
Ведущий: А посмотрите, какая у нас ёлка! Все игрушки на этой ёлки сделали девочки своими руками на уроках технологии. В нашей школе есть давняя традиция, каждый год на уроках мы изготавливаем игрушки символ года. В конце нашего мероприятия учащиеся школ № 40, 13, 28 в кабинете технологии проведут для вас мастер-класс по изготовлению сувениров к празднику.
Выступление (новогодний танец)
Ведущий: Большой праздник проходит 7 января – Рождество (показ слайдов).
На сцену выходят девочки, они читают стихи-загадки, а люди в зале должны их продолжить. Во время выступления показ слайдов.
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник — …………(Христово Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
И все нарядные спешат на службу в …… (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят…….(лампады).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают ……..(свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
А после с Рождеством друг друга ……….(поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданье …… (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-
На земле родился — ………(Иисус Христос).
Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении
Ведущий: 19 января – Крещение Господнее . Это один из самых древних праздников христианской церкви. Он установлен в память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот день бывает водосвятие.
25 января — Т атьянин День. Этот день еще называю Днем студента .
Выступление девочки с номером художественной гимнастики.
Ведущий: Вот и перевалила зима за середину . Наступил февраль.
Февраль: Я – злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. Я тоже не всегда Февралём назывался. Может быть, кто-то вспомнит, как меня в старину называли? (вопрос в зал). Меня называли «снеговей» или «снежень», потому что бывают частые метели. За то, что февраль находился между зимой и весной, его называли «межень». А кто, ребята знает, какие праздники отмечают в феврале?
Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении музыки.
Ведущий: 15 февраля – Сретение Господне. В этот день младенца Христа принесли в Храм. На Руси считалось, что это первая встреча зимы и лета.
23 февраля – день защитника Отечества, праздник всех мужчин .
Ведущий: А закачивалась зима широкой Масленицей. Праздник этот на Руси издревле праздновали с играми, плясками, прибаутками, да разными шутками. И длилось это гулянье целую неделю.
Первый день, понедельник – встреча.
Вторник – заигрыш: делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома.
Среда – лакомка: угощение блинами, игры, соревнования.
Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, приезжают ряженые, угощают блинами.
Пятница – зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости.
Суббота – Широкая Масленица: угощение блинами, игры, гулянья, хороводы, песни.
Воскресенье – Прощеный день — в этот день все просят друг у друга прощения.
Хотя сегодня и не Масленица, но мы вас все равно хотим угостить блинами (в зал выносятся блины) .
Зима : Не пришла ли пора передать власть от зимы Весне-Красне? Она уже не за горами.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/10/26/vneklassnoe-meropriyatie-zimnie-prazdniki
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»
материал на тему
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
231_3_.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Локотская СОШ № 2 им Н.Ф.Струченкова
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»
Классный руководитель 3 «б» класса,
учитель начальных классов Т. А. Черняк
Музыкальный руководитель И.И.Баранов
Фольклорный праздник «Зимние посиделки».
Цель: Знакомство детей с укладом, бытом, традициями русского народа.
— совершенствовать духовно-нравственную культуру детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
— развивать интерес к истории русского народа, пополнять знания в области русского фольклора;
— воспитывать любовь и уважение к Родине, русскому народному творчеству, традициям русского народа;
Оформление: деревенская изба, ухваты, горшки, прялка, на стенах расшитые полотенца;
Слайд 1. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Фонограмма и смена слайдов. Звенят колокола.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала глади вод
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ.
Под первою стеной сосновой.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ученик 1. Добрый день,
Гости званные и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые.
Вас приветствует 3 класс
Ученик 2. Милости просим к нам на посиделки.
— Сегодня ребята мы собрались в русской избе, все красивые, нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Посиделки (посиденки, посидки, посидухи, поседки, насидушки) – сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен. А еще русские посиделки называют вечерками, вечерницами супрядками, беседками, заседками, дозорьками. На Руси посиделки начались с летопроводца ( с 1 сентября) и продолжались до Благовещенья, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.
-Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы знаете пословицы. Начнем мы наши посиделки с пословиц
-Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:
1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)
2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)
3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)
4. Один в поле… (не воин)
5. С кем поведешься… (от того и наберешься)
6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)
7. Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)
8. Любишь кататься,… (люби и саночки возить)
9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)
10. Поспешишь… (людей насмешишь)
— Ну молодцы. Пословицы вы знаете. А вот у меня есть задание похитрей! Только малыш появился на свет, а его мама, бабушка, няня поют и приговаривают разные потешки и прибаутки. А вы знаете потешки и прибаутки? (представление потешек)
1. Шла лисичка по мосточку,
Несла вязанку хворосту,
Дала сладкий пирожок.
2. А ту-ту, ту-ту, ту-ту
Я на елочке расту
Ветер елочку укачал
Я с елочки упал
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
— Кроме потешек и поговорок на Руси были распространены небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.
Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,
Щелкают орешки да говорят насмешки.
— Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал!
— Да он не пускает!
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти.
-Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
— Федул, ты че губы надул?
— А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
— Никак ты, кума, глуха?
-Купила курицу да петуха.
-Пять алтын дала.
-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть, сгорю, да не отворю!
Учитель: Ну и порадовали вы нас,
А чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
- Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
- Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).
- Ухват- устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
- Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
- Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
-Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.
- Всех комлю с охотою, а сама безротая (ложка).
-Заготовки для деревянных ложек называли «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши», так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень не простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Пляшу по горнице,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею (веретено)
— Будний день крестьян начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.
Веретено – это элемент прялки – «вертящаяся палка».
То назад, то вперед,
Продырявит море. (Утюг)
-Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой «жаровню». Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начали гладить.
Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начали катать по столу толстой прямоугольной с рукояткой палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель.
Учитель: Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все получается! А частушки петь умеете?
Ученица: Как известно всем, подружки-мастерицы петь частушки.
Ученик: И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте…
1. Эх, топни нога,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
2. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире
Не одна иду плясать
Нас идет четыре.
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4. Я плясала в три ноги,
Сапоги мои лежат.
5. Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
6. На окошке два цветочка,
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
7. Елки – долги, елки – долги
Елки да, осиночки.
На поляне девки пляшут,
8. За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Вы послушайте девчата
Нескладушки будем петь
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь
На горе стоит корова
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русского плясать,
А потом в присядку.
— Молодцы, ребята, развеселили вы нас, а поиграть с нами не хотите ли? Я приглашаю русскими народными играми позабавиться.
-Давайте поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
Погрызи орехи для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
-Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, тот становится водящим, т.е. Яшей и игра продолжается.
Пары стоят спиной друг к другу. На счет 1,2,3 по хлопку ведущего игроки должны повернуть головы вправо или влево. Если в одну сторону, то выиграли.
-Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Ученик: Ну что ж, говорите свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.
-Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
От топота копыт, пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Прокоп, украл укроп.
Встал Архип, петух охрип.
Носит Сеня в сени сено.
На дворе трава, на траве дрова.
Учитель: Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да песенку послушать?
Ученик: Подходите, подходите
Конфетки, бараночки берите.
Про нас не забывайте,
Добрым словом вспоминайте. (ученик и ученица раздают угощение)
Учитель: Есть таланты на Руси,
Раз народ еще поет –
Знать не все потеряно. (Исполнение песни «Во кузнице»)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2016/02/07/stsenariy-folklornogo-prazdnika-zimnie-posidelki