- Творческая гостиная «Праздники Руси в зимний период» (для детей старшего дошкольного возраста)
- Народный зимний календарь. Часть 1. Декабрь
- О декабре
- Народный календарь декабря.
- 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы (в народе называют «Введение»).
- 7 декабря называли днем Екатерины – санницы.
- Зимние загадки о санках
- Зимняя пословица о санях.
- 14 декабря. Грамотник – день пророка Наума.
- Во что играли в декабре дети: зимние народные игры календаря
- С 17 декабря – Варваринские морозы.
- 19 декабря – Микола зимний, День Николы зимнего. Никольские морозы.
- 22 декабря — Анна зимняя.
- 25 декабря. Спиридон – солнцеворот, Спиридон – поворот, солнцеворот, поворотник.
Творческая гостиная «Праздники Руси в зимний период» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников. Педагог — Здравствуйте, сегодня мы с вами познакомимся с народными праздниками, которые праздновались на Руси зимой. Зимний период времени тоже славится своими праздниками. — Знаете ли вы, какой праздник мы празднуем 7 января? (Рождество) — Кто знает, что это за праздник? Может кто-то родился в этот день? Педагог: Рождество — народный зимний праздник рождения Иисуса Христа. После принятия христианства на Руси праздник Рождество стал народным. На Рождество молодежь, дети начинали колядовать. — Как вы думаете, что это за действие — колядование? Колядки — коротенькие песни, в которых славят Христа, желают счастья, богатства, добра. Колядовщиков нужно было одаривать пирогами, конфетами, деньгами. (слайды 1-5) Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека. Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Следующим по старшинству идет «звонарь». Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие. Третьим важным колядующим является «мехоноша». Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. — А давайте мы попробуем изобразить колядовщиков и попоем колядки. (Дети хором читают колядку, повторяя каждую строку за педагогом.) Мы ходили, мы искали По проулочкам, закоулочкам Нашли коляду у Иванова двора. Педагог: С такой песней колядовщики подходили к дому. Там их одаривали чем-либо. А если прогоняли, они пели «корительные» колядки. Давайте их попробуем спеть. Кто не даст пирога, Мы корову за рога, Кто не даст пышки, Мы тому в лоб шишки, Кто не даст пятачок, Тому шею на бочок. Педагог: Следующий праздник Святки. Знаете ли вы, что за праздник Святки? (ответы детей) Святки — зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (от 6 до 19 января). На Святки парни и девушки обычно наряжались в маски. Ряженые ходили по домам, разыгрывали сценки, шутки, пели святочные песни. Важное место в святочных обрядах занимали девичьи гадания. — Знаете ли вы какие-нибудь гадания? — Для чего нужны были гадания? — Что узнавали люди? (ответы детей) — Желаете ли вы поучаствовать в обряде гадания? (слайды 6-10) Инсценировка: «Святочные гадания» На столе: кольца, сережки, броши т. д. Все это накрывают большим блюдом. Водит одна девушка (педагог). Дети рассаживаются в круг и отдают педагогу свой «фант» или колечко. Педагог обговаривает, что слова «Свят вечор!» дети повторяют за ней. По гуменцу хожу, Свят вечор! (дети повторяют) Да кому мы поем, Свят вечор! (дети повторяют) Свят вечор(дети повторяют) Педагог из под блюда вытягивает кольцо. Педагог: Чье кольцо? — Будет счастье — в детях. Уж вы саночки — малюваночки, Свят вечор! (дети повторяют) Только б сесть на вас Свят вечор! (дети повторяют) — Чье кольцо? Быть скоро замужем! Что у стенки сучок, То и мой мужичок. Свят вечор! (дети повторяют) Завалюсь за него, Не боюсь никого. Свят вечор! (дети повторяют) Педагог: Чье кольцо? Муж будет заботливый да надежный. На полице блины Свят вечор! (дети повторяют) Педагог: Чье кольцо? Быть тебе не замужем еще долго. Сто рублей он тащит Свят вечор! (дети повторяют) Педагог: Чье кольцо? Богатая будешь. Педагог: В конце февраля — начале марта празднуют другой праздник. Как вы думаете какой? — Пролилось масленице на дороге — уноси, зима ноги! — Кто догадался, как называется этот праздник? (Масленица) — Знаете ли вы, что делают на этот праздник? (пекут блины). Это самый веселый, разгульный праздник. Кто знает, сколько длится праздник Масленица? (7 дней) — Масленица состоит из трех частей: 1часть: Встреча масленицы. В этот день изготавливали соломенное чучело, наряжали его. Вокруг него бегали дети и радостно кричали: «Масленица приехала!». Устраивалось народное гуляние со скоморохами, которые зазывали народ на площадь. 2 часть: перелом в четверг. В это день был широкий разгул, катались с гор на санях. Масленицу возили на телеге. 3 часть: проводы Масленицы в воскресенье. Педагог: Чучело Масленицы сжигали, водили вокруг нее хоровод и пели песню. Встанем в хоровод и попробуем проводить Масленицу песней. (слайды 11-12) Инсценировка хоровода (дети повторяют за педагогом) Гори, гори ясно, чтобы не погасло — 2 раза Чтобы все метели разом улетели — 2 раза Чтобы птички пели, травки зеленели — 2 раза Небеса синели, и колосья зрели — 2 раза Ну а все невзгоды, холод, непогоды 2 раза Зимние морозы, неудачи, слезы — 2 раза Пусть они сгорают, к солнцу улетают! 2 раза Гори, гори ясно, чтобы не погасло! — 2 раза Педагог: Ребята, скажите, о каких русских зимних народных праздниках мы сегодня говорили? Какой праздник вам запомнился больше всего? Что вам показалось в проведении этого праздника самым интересным? Здесь будет файл: /data/edu/files/g1452282399.ppt (презентация зимние праздники) Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tvorcheskaya_gostinaya_%C2%ABprazdniki_rusi_v_zimnij_perio_193601.html Народный зимний календарь. Часть 1. ДекабрьО декабреДекабрь называли еще так: студень, студный, стужайло.
Зимние народные танцы и песни в исполнении детей Вы увидите в замечательной музыкальной телепрограмме «Зимушка – зима: из цикла «Времена года». В программе выступают фольклорная и танцевальная группы Большого Детского Хора. Народный календарь декабря.4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы (в народе называют «Введение»).В этот день отмечается вход в Иерусалимский храм трехлетней Девы Марии. Марию отдали в храм по обету ее родители Иоаким и Анна. Об этом дне говорят так:
По погоде на Введение пытались угадать, какая будет погода в другие праздники: «В Введенье мороз – все праздники морозны. Тепло –все праздники теплы». Этот день в народном сознании ассоциировался с началом зимы, с вступлением зимы в свои права. Катались на санках, лыжах, ледянках. Введенье славилось и веселыми ярмарками – зимними Введенскими торгами. На ярмарках были и лубяные и санные ряды. Расписные сани на ярмарку привозили со всей округи. И зазывали покупателей:
А в Поморье на Введенских ярмарках продавали рыбу:
На Введенье делались пробные заезды на санях. Начинали зимние гулянья молодожены. Их первый выезд на санях обставлялся очень празднично: легкие, расписные сани украшались разноцветными дорожками ,молодые в красивой одежде. Обряд так и назывался – «казать молодую». И еще учим скороговорки о санях:
7 декабря называли днем Екатерины – санницы.Это были первые дни катания на санях. Устанавливались санные дороги. «Катеринин день пришел – катание привел». «С Катерины зима доймет, не мытьем ,так катаньем ,не голодом, так холодом». В этот день были гонки на санях. И стар, и млад собирались на возвышении, а молодые парни соревновались в удали ,сноровке, силе. В этот день мы отгадываем загадки о санках, обсуждаем пословицы и придумываем свои рассказы по пословицам. Зимние загадки о санкахЗагадайте детям загадку о санях:
Побеседуйте с малышом о загадке, помогая ему обратить внимание на ее язык. — Почему санки названы конем? Чем похожи сани и конь? Чем отличаются? (учимся образному сравнению) — Почему сани в загадке названы другом , «дружком». Какие еще предметы ты бы назвал своими друзьями, «дружками»? — Санки «летят с горы» – это что означает (быстро мчатся ,очень быстро передвигаются). А о чем еще можно сказать «летит» (время летит, пуля летит, птица летит, самолет летит, машина летит). Про слово «летит» есть мое стихотворение, которое учит вслушиваться в слова, помогает развивать языковое чутье и знакомит малышей в игре с таким понятием как «многозначность слов». Я придумала это стихотворение специально для детей, с которыми занималась и занимаюсь развитие речи. Читайте, как играть со словом летит в статье «Речевые игры со словами» Еще одна интересная загадка о санях, которая дает тему для обсуждения с детьми и развития воображения и мышления ребенка: Жили-были три брата: один любит зиму, второй – лето, а третьему всё равно (это первый брат – сани, второй – телега, а третий – человек). Обсудите эту загадку с детьми ,восхититесь тем, как оригинально придумана загадка, как всё специально запутано чтобы никто не догадался — три отгадки называются «братьями», хотя на самом деле это не братья. Придумайте вместе с ребенком, какие еще предметы можно было бы назвать братьями или сестрами (например, ложку ,вилку и нож; ботинки и шнурки; простынь, наволочку и пододеяльник). Можете придумать подобную загадку. Шаблон для творческого сочинения загадки: «Жили — были три (брата или сестры). Один любит.. (придумываем вместе с ребенком), другой любит…. (придумываем вместе с ребенком), третий любит… (придумываем вместе с ребенком). Кто они?» А вот похожая загадка с другой отгадкой: «Жили – были три брата. Одному зимой отдых, другому отдых летом, третьему – ни зимой, ни летом», Отгадали, кто третий брат? Нет, не человек! Кто же? Догадались? Зимняя пословица о санях.«Любишь кататься – люби и саночки возить». Обсуждаем пословицу с ребенком: — Что легче – везти санки в горку или скатиться на санках с горы? — Когда так можно сказать (вспомнить ситуации из опыта ребенка и из жизни Вашей семьи, к которым была бы применима данная пословица, вспомните мультики. Обсудите каждую ситуацию с малышом). С детьми разучиваем и водим хоровод «Как на тоненький ледок». Один мальчик в центре изображает Ваню, две девочки из круга – подружек. Изображаем все действия по ходу песни. – Ваня во время первого куплета передает два платочка тем девочкам, которые будут играть роль его подружек. — Роли подружек и Вани выбираются по считалке или по жребию. — Можно подружек выбрать жребием по секрету от Вани, для него это будет сюрпризом. Мелодия хоровода и слова: Мотив песни Вы услышите в видео выше.
Выпал беленький снежок, Ехал Ваня, поспешал, Он упал да лежит, Две подружки увидали, Скоро к Ване подбежали, На коня Ваню сажали, 14 декабря. Грамотник – день пророка Наума.Именно в этот день раньше дети начинали учить азбуку и грамоту и счет и шли на первый в их жизни урок к учителю. Я называю этот день детям «Праздником азбуки» и мы рассматриваем в этот день разные азбуки, по которым можно учить буквы. Идем с малышом в библиотеку и взять разные азбуки, а также одну и ту же азбуку, но иллюстрированную разными художниками. Для детей всегда открытие, как по-разному можно нарисовать иллюстрации к одному и тому же стишку! И еще это — стимул для собственного творчества! Вот наши любимые азбуки — Вы можете кликнуть по любой картинке и рассмотреть подробнее все развороты, картинки и текст каждой книжки. Если у Вас мальчишки — то обратите внимание на «Азбуку кораблей» — азбука для мальчиков это большая редкость! Давайте вслушаемся в имя Наум = на+ ум. Говаривали так:
К учению наши предки относились с уважением, считая что «умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит». Пословицы о грамоте:
Недоученый и переученый хуже неученого (как близка эта пословица нашей современной жизни!) Галина Дайн в книге «Детский народный календарь» описывает этот день народного календаря так: «… в Наумов день отдавали детей в ученье. Всем семейством шли в церковь и, отстояв обедню, просили благословения на обучение отрока. В назначенное время учитель приходил в дом, где его встречали родители с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму- разуму и за леность угощать плеткой: «Сына грамоте учи, уму- разуму учи, как учили нас, учи – чаще плеткой хлещи». Ученик трижды низко кланялся учителю, после чего тот трижды симполически ударялего плёткой по спине. Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку ,учитель раскрывал азбуку ,и начиналось учение. После первого урока учителя угощали и щедро одаривали подарками, провожали до самых ворот. С этого дня ученик уже сам ходил к учителю с холщовой сумкой через плечо». Сразу же вспомнился рассказ Л. Н. Толстого «Филиппок» о первом школьном дне. Ведь Филиппок идет в школу зимой! Но почему-то мало кто задумывается, почему вдруг ребенок из этого рассказа пришел в школу зимой! Оказывается, именно в это время начинался раньше учебный год. Давайте посмотрим в этот день диафильм о Филиппке: Во что играли в декабре дети: зимние народные игры календаряВ декабре люди готовились к Рождеству, очищая себя Филипповским постом. Было очень холодно, поэтому дети много играли в избах, ведь на улице стояли морозы. Играли в бирюльки, бабки, орехи, камешки. Девочки много играли с куклами, шили им приданое. Сочиняли сказки. Вот описание одной из таких игр. Зимняя народня игра в камешки (камушки). Как играть в камешки Эта игра очень полезна для развития речи и сенсомоторной координации, но не сразу всё будет получаться. Нужна будет тренировка. Попробуйте поиграть, и Вы поймете как это не просто! Тренируемся – подготовка к игре. — Берем мелкие лёгкие плоские камушки (мы такие привозим с юга с моря летом) и кладем их на ладонь. Начните с одного камушка, если всё легко получается, то увеличьте количество до двух, трех и далее. — Разучиваем движение игры: кладем камешки на ладонь (т.е. ладонь «смотрит» в потолок) и подбрасываем их вверх. Ловим на тыльную сторону кисти (т.е. рука ладошкой «смотрит» в пол). Снова подбрасываем и ловим уже в ладонь (т.е. ладонь снова «смотрим» на потолок). — Играем: кладем 5 камушков на ладонь, подбрасываем и ловим. Задача – поймать как можно больше. Кто больше поймал – тот и будет первым начинать игру. Старинная зимняя игра в камушки. Сидим за столом, на нем лежат все наши камушки. Игрок кладет 5 камушков на ладнь и подбрасывает. Ловит сколько сможет. Кладет камушки на стол. Затем берет один из пойманных им камушков (на его выбор) ,подбрасывает его вверх. И пока камушек находится в воздухе, надо успеть схватить камушек со стола и успеть поймать после этого подброшенный камень, чтобы он не упал. Усложнение – когда берешь камушек со стола нельзя передвинуть другие камушки на столе. Так же делает игрок и со вторым пойманным камушком, и с третьим (сколько он смог поймать в первом движении). Если игрок ошибся: -не поймал ни одного камушка, Можно играть в камушки и одному, и вдвоем, и с небольшой группой. И не только зимой, но и летом. С 17 декабря – Варваринские морозы.Прочитайте с малышом сказку о зимнем морозе и обсудите ее: — Как мороз пугал мужика? С самым маленьким ребенком хорошо играть по этой сказке со звуками: гудеть как сердитый мороз в лесу: ууууу, гугуууу с разной громкостью и разной интонацией (сердито и ворчливо, зло, радостно, удивленно). И придумать свою «песню Морозко» в виде звука или слога и «пропеть» ее. Сказка “Морозко”. Из сборника Г.М. Науменко «Русские народные детские песни и сказки с напевами»
Нагнал мужика и давай его за нос щипать, да за ворот холод-стужу напускать. Стал мужик замерзать. Вот спрыгнул он с саней. Лошаденку погоняет, а сам рядом бежит, руками прихлопывает, ногами притоптывает. Согрелся. И обратно в сани залез. Морозко разозлился, сел к мужику в сани и приговаривает: Лети, снежок. Позакрывай! Повалил снег, дорогу замел, запорошил. Морозко радуется: «Собьётся мужик с дороги!» А мужик по приметкам: по кусточкам, по бугорочкам, по деревцам едет, с дороги не съезжает. Ещё больше Морозко разозлился, говорит: — Ну, берегись, мужик! Доберусь до тебя! Приехал мужик домой. Пока лошадь выпрягал, Морозко в избу пробрался. И давай холод напускать, всё повыстудил, окна заледенил, стены инеем покрыл. Вот мужик дров со двора натаскал и печь растопил. Огонь в печи так заиграл-запылал. Дрова разгорелись, принялись потрескивать да попыхивать. Пошёл жар по избе. Стало тепло. Морозко употел, угорел. Заметался по избе, в щель под порогом проскользнул и под плетень в сугроб бросился. Отлежался Морозко в снегу и скорей в лес за работу. Где там с мужиком сладить!» 19 декабря – Микола зимний, День Николы зимнего. Никольские морозы.Это один из самых значимых народных праздников декабря. Никола – угодник – один из самых почитаемых на Руси святых. В этот день готовился праздничный стол. Разворачивались шумные Никольские ярмарки, в которых непременно торговали и излишками зерна. Именно на Никольских ярмарках устанавливалась цена на хлеб: «Никола строит цену на хлеб». Расскажите малышам, откуда берется хлеб в магазине и как трудно его выращивать. Вам поможет статья «Детям о хлебе» Начиналась подготовка к святочным празднествам и к началу нового календарного цикла. 22 декабря — Анна зимняя.Самый короткий день в году – день зимнего солнцеворота. 25 декабря. Спиридон – солнцеворот, Спиридон – поворот, солнцеворот, поворотник.Так прозвали в народе праздник чудотворца Спиридона. С этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
Жгли костры, скатывали с горы горящее колесо (символ солнца), зазывая солнце «повернуться» и вернуться к нам с весною. Колесо скатывали с горы и сжигали затем у проруби. В честь колеса – солнца исполнялись песни. Перед Рождественскими праздниками убирали всё жилище, взрослым помогали дети. Дети разучивали рождественские величальные песни. Заранее делали вертеп и рождественсккую звезду. Шили лакомники для угощений, мастерили маски для ряжения. И я уже сделала тесто для традиционных русских рождественских пряников Поморья — козуль (я коренная поморка и выросла на Белом море)ь. Без этих традиционных красивейших и вкуснейших зимних пряников я не представляю себе Новый год и Рождество. В моем доме уже предчувствие праздника и приятно пахнет корицей и гвоздикой от приготовленного мной теста , которое сейчас зреет – лежит на холоде. А с Вами хочу в заключении этой статьи поделиться тем, как можно просто сделать Рождественскую звезду вместе с детьми для домашнего праздника. Делаем рождественскую звезду к празднику: — Из фанеры или плотного картона вырезаем восьмиконечную звезду диаметром 40-50 см. Лучи должны быть симметричными. — Оклеиваем получившуюся заготовку звезды цветной бумагой или раскрашиваем красками. Не надо брать для оклеивания заготовки звезды упаковочную современную бумагу – звезда будет неживой, не теплой, вычурной. А она должна быть очень уютной ,ладной, живой. Лучи рождественской звезды можно сделать одноцветными или разноцветными. — В центр прикрепляем икону (можно купить календарь с изображением иконы). — Внизу под иконой делается металлическая полочка — подсвечник. Полочку надо прикрепить очень крепко. На эту полочку будет ставиться свеча, которую мы зажжем, когда пойдем со звездой. — Обратную сторону звезды оклеиваем картоном. — Берем шест (рейку из хозяйственного магазина) высотой 1-1,5 метра. Оборачиваем шест по спирали лентой или длиной полосой бумаги. Можно заранее края полосы бумаги нарезать «лапшой» — получится «пушистый шест». К шесту очень прочно прибиваем нашу звезду. У основания звезды можно прикрепить ленты – они будут развеваться по ветру при ходьбе. Можно закрепить на ленты небольшие колокольчики. Можно использовать и более простой вид рождественской звезды из бумаги. — Бумагу складываем гармошкой — Перевязываем середину нашей гармошки прочной ниткой, — Разворачиваем гармошку в круг, скрепляем концы так чтобы круг не распадался. — Прикрепляем звезду на палку. Такая звезда будет похожа на солнышко. Зимние игры и развлечения для семейного досуга и праздников, а также интересные материалы об истории новогодних праздников и идеи для подарков Вы найдете в статьях сайта: Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей» Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка» Источник статьи: http://rodnaya-tropinka.ru/narodny-j-zimnij-kalendar-dekabr/ |