- Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки» методическая разработка (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- фольклорный праздник Зимние посиделки методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_folklornogo_prazdnika_v_dou.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Цвикло
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»
Цель: приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.
1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования).
2. Разучить святочные песни.
3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.
4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.
Взаимодействие с родителями:
— Провести беседу «Народные праздники дома»
— Участие в празднике
Иван и Марья (переодетые воспитатели) встречают ряженых детей. Дети под музыку входят в зал и проходят на свои места
Иван. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Марья . Красному гостю – красное место!
Иван. Ребята, вас, наверное, удивил наш внешний вид? А это все потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники.
А какие зимние праздники вы знаете?
Ответы детей. (Новый год, Рождество… и т. д.)
Марья. Наступил самый весёлый и светлый зимний праздник, который длится две недели — СВЯТКИ.
Иван и Марья (Хором). Святки, святки! Все на святки! Приходите к нам, ребятки! И Овсень и Коляда будут вместе с нами?
Иван. Что такое святки, вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и конечно показать!
Святки делятся на три праздничных этапа:
Первый -7 января — праздник Рождества Христова — святые вечера.
Второй — Щедрый вечер, Старый Новый год
Третий — Крещение. Страшные вечера
Марья. Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья
Иван. Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Самым весёлым на святки было колядование.
Расскажем, как это было.
Марья. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети переодевались в разные костюмы — это переодевание называлось «ряженьем», или «окручиванием». Одевались, кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательным героем был Коляда.
Анна Викторовна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду. Подвяжем поясом – вот и готова Коляда Маляда. Коляда – это не женщина и не мужчина – древнее божество. (Женщины переодевались в мужчин, а мужчины — в женщин). Обязательным участником колядок был медведь, первопрородок лесных жителей, с поводырём. Саша будет у нас Мехоношкой, дадим ему мешок (обязательно из меха, чтобы собирал гостинцы. Катя будет Шишком. Кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. В него не рядятся, а просто дают в руки личину. Он уводил колядовщиков из дома. Ну вот, колядовщики готовы.
Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и стучали в двери. Не просто стучали и просили угощения или денег, а пели им колядки – специальные песенки, желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья.
Дети обычно колядовали днём, а молодёжь и взрослые вечером.
Анна Викторовна. Добрый день, люди добрые, мы пришли к вам не с помехою, а с весельем да потехою. С Новым годом поздравить, да колядою прославить.
«Песня, исполнявшаяся под окном дома»
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Дети (Средняя группа).
Мы искали коляду
Во Ивановом двору
Как на улице мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тёпленький пирог,
Или маслице – творог.
Или денежку копьём,
Или рубль серебром
Кто не даст пирожков
Я иду к вам не один!
Дай кусочек сдобнинька.
Не режь, не ломай
Лучше весь подавай
Ты подай пирога.
В сундучок монетку,
А в мешок конфетку!
Марья. А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально испечёнными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.
Иван. Мимо не проходите, в дом заходите! Марьюшка, угости ряженых
Марья. Ай, да молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить (угощает конфетами)
Иван . Все, чем угощали хозяева, складывалось в “мех” к мехоноске. Когда “мех”- мешок становился полным, мехоноска говорил: “Хватить колядовать!”,
Мехоноска. Хватит колядовать!
Иван. А после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу. Отсюда и название коляды: “кол-ада”- круговая еда.
Марья. Зимний вечер темен, долог – насчитаю сорок елок. Скину шубу на снежок – все, пожалуйста, в кружок!
Игра «Прялица» (хороводная)
Уж ты, прялица — кокорица моя,
С горя вынесу на улицу тебя
Буду прясть да попрядывать
На мила дружка поглядывать
Нитка рвется не вяжу
Все на милого гляжу.
Иван. На Святки устраивали посиделки. Что это такое?
Посиделки — это отдых, веселье, где загадывали загадки, рассказывали потешки и небылицы, и играли.
А не помериться ли нам силушкой богатырской?
— Соревнования в валенках
Марья. А ещё на посиделках танцевали и пели песни.
Песня. «К нам гости пришли, дорогие пришли…»
Иван . А в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж. Как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки — куда валенок укажет, там и жених живёт. Мы не будем нарушать наших традиций и погадаем. На улице холодно, поэтому гадать будем в зале.
Гадание на горшочках.
Марья . Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
Лента-к долгой счастливой жизни
Пуговица — жить в большой семье
Монета — к богатству
Щепка — крепкое здоровье
Картошка — ждёт большое счастье
Гвоздь-на пороге гость
Скрепки (прищепки) — к новым друзьям
Колечко — сейте, мужики, пеките пироги! К тебе гости, ко мне женихи!
Полотенце – дорога, путешествие.
Иван. В последний день святок собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный. Может прибавить красоты и здоровья
Марья. А ночью шли за водой на реку или озеро, самые смелые окунались в прорубь, считали, что все это обладает чудесной силой.
Иван . Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!
(Колядуют дети старшей группы и родители, рассыпают пшеницу, поздравляют с новым годом.)
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Хоть и «старый» Новый Год —
Все равно добро несёт!
Мы желаем по старинке
Тёплой будки — собачонку,
Блюдца молока — котёнку,
Горсть пшеницы — петушку,
Девку красную — дружку,
Деток малых — папе с мамой,
Бабушке — внучаток малых!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
Уродись у вас овёс,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
Марья. Наш праздник подошёл к концу! А что вы узнали нового и что запомнили? (ответы детей).
Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. Не забывайте народных традиций. И пусть хорошее настроение останется с нами!
Вот вам угощенье – пироги да печенье, пряники, конфетки. Покушайте детки! (Иван и Марья угощают всех конфетами.)
А сейчас загадайте желание и оно обязательно сбудется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения.
Цель: Развивать познавательную активность детей. Закрепить знания о зиме, зимних праздниках, народных гуляниях (святки, колядки, рождественские гуляния).
Конспект зимнего праздника «Новый год волшебный праздник» для детей старшей и подготовительной групп направленный на формирование познавательного интереса детей и взрослых в организации игровой д.
Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы.
Сценарий зимнего праздника «Святки» для детей с ОВЗ включает в себя новогодние игры, хороводы с Дедом Морозом, Снегурочкой , Бабой Ягой.
quot;Как пришли святки — мы поем колядки». Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника.
Вот и прошли зимние праздники: Новый год и Рождество. Но рождество продолжается до Крещения. Эти праздничные дни называются Святками. Люди православные ходят в церковь, в гости, коляду.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/01/stsenariy-folklornogo-prazdnika-v-dou-zimniy-prazdnik-svyatki
фольклорный праздник Зимние посиделки
методическая разработка по теме
зимний фольклорный праздник лоя старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_posidelki.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 «Алёнушка»
для детей подготовительной группы
руководитель Казимирёнок С.М
Зал украшен в русском стиле, в центре стоит стол с самоваром и чайной посудой. Дети под русскую народную мелодию входят в зал, их встречает Хозяин и Хозяюшка. Оба в русских костюмах.
Хозяйка . Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Хозяин. Давно мы вас ждём-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Хозяйка . У нас для каждого найдётся
И местечко, и словечко!
Хозяин. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
Кому сказку, кому – правду, кому – песенку.
Хозяйка. Всем места хватило?
Всем ли слышно, всем ли видно?
Ребёнок. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?
Хозяин. В тесноте, да не в обиде!
Хозяйка. На дворе у нас зима,
Зима — ледяна, зима –студёна.
А у нас в горнице тепло да светло.
Будем дружно песни петь, хороводы водить.
Дети обыгрывают русскую песню «В хороводе были мы».
Дети садятся на лавки и скамейки.
Хозяйка . Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах,
Щёлкают орешки да творят усмешки.
Выходят дети, исполняют шуточные диалоги и небылицы.
Хозяин. Ну, что же, гости дорогие, заводите пляску удалую, чтоб веселей было.
Дети исполняют пляску «Кадриль»
Хозяйка. Спели б песни-небылицы,
Чтоб могли повеселиться.
Выходят дети и исполняют частушки-перевертыши.
— Вы послушайте, ребята,
Нескладушки буду петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
Это просто враки!
Куры съели петуха,-
— Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В ситцевой карете.
— Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна иду плясать,
Нас идёт четыре.
— Между небом и землёй
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Что на крыше деется:
Воробей в рожок играет,
За соломку держится.
— Сидит ёжик на берёзе,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
— На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Хозяйка. Испокон веков на Руси собиралась молодёжь на посиделки, людей посмотреть — себя показать. Девицы пряли да вязали, а добры молодцы удаль свою показывали.
Девочки исполняют песню «Прялица», а мальчики «Посмотрите-ка, у нас в мастерской.
Хозяин. А какой же вечер да без игры в колечко?
Колечко, колечко, выйди на крылечко!
Проводится игра «Колечко».
Хозяин. А кто умеет прыгать, да в мешках.
Проводится аттракцион «Прыжки в мешках»
Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли послушать сказочек…
Сказка «Курочка – ряба»
Хозяин: Жили-были дед да баба.
Да была у них курочка ряба,
И снесла курочка яичко
Не простое, а золотое.
Дед спит на лавке.
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед поворачивается на другой бок.
Дед. Волки что ли у дверей!
Ты чего шумишь, старуха!
Баба. Да смотри, что я нашла.
Наша курочка – пеструшка
Под кустом яйцо снесла.
Дед ( встает ): Ну снесла, какое дело!
Что ты, бабка, обалдела?
Баба. Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед ( вскакивает ): Золотое, в самом деле,
Мы с тобой разбогатели.
Баба . Я в сундук запру его… ( идёт )
Раздается стук в дверь. Бабка прячет яйцо за спину.
Нету дома никого!
Ить, соседей, как назло,
Дед. Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба. В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богаеев много там.
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я-
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочек голубую,
До краёв набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы,
Ишь, сыскалась модница.
Я построю вместо хаты
Баба . Наказанье с глупым мужем.
Мы живём других не хуже.
Ни к чему нам этажи,
Засмеют тебя соседки
За такие вот проделки!
Дед. Пусть смеются, мне не жаль!
Баба . Да уймись ты, не кричи,
Чугуны гремят в печи,
Ох, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет!
Баба . Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Всё куда-то подевалось.
Дед. Да чего мы затужили –
От чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба. Что нам прятаться теперь,
Открывай, старуха, дверь.
Оба . Забывать друзей не след.
Баба . Заходите на часок,
У меня хорош квасок.
И варенья и соленья.
Оба. Заходите без стесненья!
Кланяются и уходят .
Хозяйка . Каблучками я стучу,
Пляску русскую начну,
Пляска русская моя,
Хозяин . Сяду –встану, сяду –встану,
Приседать я не устану
И всем пляску покажу.
Хозяин и Хозяйка по очереди показывают движения, дети, стоя в кругу повторяют их под русскую народную мелодию «Светит месяц».
Хозяйка. Шутки, прибаутки, веселье!
У меня есть сладкое угощенье!
Хозяин. Прянички медовые,
Да конфетки леденцовые.
Оба. Получи леденец, тут и празднику конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия, Россия, края дорогие.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона.
При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, .
Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер «Деревенские посиделки»В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов.
Чтобы познакомить и заинтересовать Учащихся с традициями и обычаями русского народа провели фольклорный праздник «Деревенские посиделки» В сценарии использованы пословицы, поговорки, песни, небылицы. .
Цель: знакомство детей с укладом, бытом, традициями русского народа.Задачи:- совершенствовать духовно- нравственную культуру детей путем знакомства с русскими народными традици.
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник проводится в народном стиле с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/02/06/folklornyy-prazdnik