Зимний национальный праздник осетин доныскафан

Зимние осетинские праздники

Праздник духовного очищения Цыппурс отмечается за неделю до наступления Нового года по старому стилю. В этот день после захода солнца осетины разжигают костры, в которых сгорают все беды. Считается, что те, кто развел самый большой и яркий огонь, будут отмечены свыше особым счастьем. В честь праздника накрываются богатые столы с аракой, тремя треугольными пирогами (уалибах) и другими яствами.

Многие древние осетинские праздники забываются. Примером тому — Карчыты Ахсав, связанный с культом скота и домашней птицы. В этот день нельзя было ходить в гости и выпускать на улицу обитателей курятника и хлева.

Январь

    Ног Аж (Новый год).

Осетины традиционно отмечают его 1 января. На столы выставляют осетинские пироги, множество напитков и яств, фрукты и шашлык. Если в семье есть дети, то обязательно украшают елку.

Рано утром в первую субботу после Ног Аж семьи, которые потеряли в течение прошедшего года близких людей, разжигают возле дома огонь. Соседи бросают в пламя поленья, говорят умершему «рухсаг» («да пребудешь ты в царстве света») и желают, чтобы перед этим домом больше не разжигали таких костров. Женщины пекут пироги, в 9-10 часов у костра накрывается поминальный стол. До начала трапезы пироги и другие яства посвящаются усопшему. Смысл Артгананта в том, чтобы умерший получил долю тепла в самый холодный зимний месяц.

Так называются поминки по усопшим в течение предыдущего года, собираемые спустя неделю после Нового года. Для Баданта закалывают жертвенных животных, готовят напитки, кушанья, пироги, сладости, покупают овощи и фрукты. Мужчины зажигают свечи, посвящая покойнику яства. Затем обходят дома, где в прошлом году кто-то умирал, и зажигают свечи.

Читайте также:  Отдание вознесения что это за праздник

Справляется спустя 6 дней после Нового года. Утром невестка или другая молодая женщина брала басылта (булочки) и шла за водой. Чтобы набрать воды, нужно было бросить в прорубь басылта. Считалось, что та семья, которая раньше всех это сделает, получит Божью благодать. Принесенной водой обрызгивали стены дома, углы, пол, умывались ею и оставляли впрок.

Бынаты Хицауы Ахсав.

Этот праздник покровителя жилища отмечается в 1-ю неделю Нового года в ночь на среду. В старину покровителю жертвовали барана или козленка, теперь режут петуха или курицу. Мясо ставится на стол вместе с напитками и осетинскими пирогами. Глава дома просит Бынаты Хицауы оградить жилище от несчастий.

По легенде, люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Уастырджи прогнал чертей, однако люди продолжали бояться и, чтобы добиться их расположения, отмечали Хайраджыты Ахсав. Сегодня традиция сохранилась: стол накрывается в полночь, выставляются пироги и другие яства, режут петуха или курицу. Пищей, приготовленной в этот праздник, нельзя угощать посторонних.

Осетинский Новый год по старому стилю (Ногбон) приходится на 12-14 января. На рассвете каждая семья разжигает огонь. Молодежь обходит костры с песней «Сой-сой». Почетное место на столе занимает артхурон – пирог, олицетворяющий солнце. Угощать им посторонних нельзя. На Ногбон также пекут осетинские пироги в честь Сарызада, Сафа и Быната Хицауа.

Дыгуры Уастырджи (Уастырджи Дигорского ущелья).

Ежегодно 15 января этот праздник отмечают жители Дигорского ущелья. Торжество длится неделю, каждая семья печет пироги, жертвует ягненка или барана и молит Уастырджи о благополучии и здоровье.

Отмечается в Дигорском ущелье на третьей неделе Нового года, в ночь на воскресенье. На Фацбадан нельзя в течение пяти дней ходить в соседние районы в гости. На протяжении четырех дней каждая семья праздновала Фацбадан дома, готовила пироги, шашлык и другие блюда, а на пятый устраивался коллективный кувд (молитвенная трапеза) в святилище Идауаги.

Февраль

    Нафы Дзуара.

Если Ногбон пришелся на новолуние, то Нафы Дзуара отмечается в следующее новолуние, если на четвертую фазу луны – то через месяц. Ответственными за торжество назначаются две семьи, которые закалывают на кувд жертвенных животных, пекут осетинский пирог гуыдын. В праздник принято возносить молитвы божеству Нафа.

Начинается в новолуние, через 5-6 недель после наступления Нового года. Обычно приходится на второе февральское воскресенье, длится две недели, в течение первой можно было есть мясо, в течение второй – только молочную пищу, включая традиционные пироги. На столы выставлялось множество молочных супов, пирогов и других яств.

Источник статьи: http://www.pir-ok.ru/zim-os-pr.htm

Зимний национальный праздник осетин доныскафан

19 января православные христиане отмечают один из самых почитаемых праздников — Крещение Господне и Богоявление. Он связан со значимым событием христианской веры — крещением Иисуса на реке Иордан, с которого начался мессианский путь Спасителя. Начинается праздник 18 января в Крещенский сочельник. 19 января, следуя традиции, верующие и просто желающие приобщиться к празднику, окунаются в крещенскую прорубь и запасаются освященной водой.

Другое название праздника – Богоявление – отражает явление миру Пресвятой Троицы во время крещения Спасителя.

Иисус Христос принял крещение от Иоанна и молился о том, чтобы Отец Небесный благословил его служение. Вслед за этим произошло чудесное явление Святой Троицы — открылись небеса, и на Иисуса сошел в облике голубя Дух Божий, а Бог Отец с неба сказал про Иисуса, что он сын его сын возлюбленный. Поэтому праздник крещения Господня называется Богоявлением.

Накануне праздника Богоявления, 18 января, начинают святить воду. После службы в сопровождении священника верующие направляются к водным источникам для совершения обряда погружения креста в воду и освящения воды. Сосуд с освящаемой водой всячески украшают — свечами, цветами и лентами. У воды произносят отрывки из Священного Писания, а на утрене Церковь оповещает о Крещении Спасителя и Богоявлении Св. Троицы. Вода, над которой читается молитва, заряжается чудесной положительной энергией и способна передавать свои свойства людям.

У многих народов есть и другие названия праздника. В русском народном названии Водокрещи отражается обряд водосвятия и водокрещения, который проводится во время празднования.

У осетин праздник называется Доныскъӕфӕн» (букв. «черпание», «хватание воды»). Он совпадает с праздником Крещения Господня, но как и другие религиозные праздники отличается синкретизмом, в нем ощущаются отголоски старой, дохристианской религии. Об очистительной силе воды знали наши древние предки, а с обитателями подводных миров у них были веьма тесные взаимоотношения.

Как отмечает профессор Людвиг Чибиров, к этому дню еще с Нового года (Ног Бон) пекли «тыппыронтӕ» или «басылта» (пирожки), фигурки домашних животных, людей, сельскохозяйственных орудий, заготовляли куски жира, сыра, зерна, пшеницы или кукурузы, солод.

Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин брали заготовленные с Нового года басылта* и отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше. Существовало поверье, что семью, которая в Доныскафан раньше наберет воды, ждет Божья благодать.

Произнеся молитву, они бросали в источник куски хлеба, сыра, жира, головки фигурок из теста, чтобы умилостивить покровительниц водной стихии – «донычызджытӕ» (букв. «дочери воды»), игравших роль русалок. Бросаемые в воду куски хлеба и изображения сельскохозяйственных орудий символизировали благополучие полей, а сыра, жиров, фигурок быков, коз, овец – домашнего скота.

Во время всего процесса хождения за водой и доставки ее, следовало соблюдать полную тишину. Служители христианства умело приспособились к этому празднику: в Дигорском ущелье и в верховьях реки Большая Лиахва священники приходской церкви совершали обряд водосвятия, вслед за чем все нарасхват кидались унести священную воду (оттуда и название праздника). Занеся воду, представительница семьи обращалась к домочадцам с благословением, а затем делила между младшими членами семьи пирожки и «туши» фигурок, головы которых она бросала в воду. Подросткам и детям раздавала также сохранившиеся с Нового года обрядовые и фигурные хлеба. Исключение составляли пирожки «мӕггуылтаг», которые хозяйка прятала с семенами. Освященной водой умывались, на ней замешивали тесто, пили ее натощак.

Этой водой обрызгивали пол и стены жилища; ею наполняли посуду и расходовали в течение года при разных очистительных процедурах посредством систематического разбавления в новой воде.
В наше время многие обряды утеряны, однако после 12 часов ночи осетинские хозяйки по-прежнему в молчании набирают воду, считается, что вода в эту ночь имее очистительную силу. И, разумеется, будут омовения в Лиахве и других водных источниках республики. 19 января крестят многих детей.
ИА Рес

Источник статьи: http://www.nykhas.ru/730509/donyskafan-v-yuzhnoy-osetii-otmechayut-pr/

В новогодние дни осетины и чертям дают попировать

«Новый» Новый год — «Ног Аз» — вместе со всей планетой осетины отмечают 1 января, но эта традиция зародилась, можно сказать, совсем недавно, уже в советские годы. А раньше год начинался с других обрядовых торжеств, в которых перемешались дохристианские, восходящие к зороастризму, верования и христианские обычаи.

За неделю до «старого Нового года», то есть по старому календарю еще в декабре, осетины отмечали — Цыппурс, праздник, который олицетворяется с Рождеством, а в языческой традиции связан с зимним солнцестоянием. Три дня перед 25 декабря Солнце пребывает в нижней точке небосклона, а затем с каждым днем начинает подниматься все выше.

Название осетинского праздника восходит к иранскому слову «сорок», что соответствует предшествующему ему сорокадневному посту.

Как и у всех христианских народов, этот день символизировал духовное очищение. Детей на Цыппурс водили детей в святилища, в честь новорожденных мальчиков устраивали особые торжества.

После захода солнца в этот день разжигали костры, вокруг которых веселась молодежь. Считалось, что хозяева самого большого и яркого костра будут отмечены божьей благодатью.

Наутро после Цыппурса в каждом доме ждали таких гостей, которые принесут семье удачу в жизни и делах. Если «счастливая нога» переступит порог, весь год будет успешным и счастливым.

Столы в этот день старались накрыть побогаче. Обязательным на них были три треугольных пирога уалибаха и пиво. Глава дома возносил молитву Богу, Цыппурсу, просил изобилия, счастья и здоровья.

Один из членов семьи, тот, у которого была «счастливая нога», обходил хлева и давал корм поочередно каждому животному. В это время глава семейства поручал Фэлвэру, покровителю домашних животных, хранить скотину. Он также просил Тутыра — властелина волков — уберечь стадо от серых хищников, увеличить поголовье.

Затем двери хлева плотно закрывались, а на косяках вешали колючки, чтобы злые силы не проникли туда. Снаружи также ставили наполненную до отказа сеном корзину — чтобы корма всегда было достаточно.

На рассвете вновь разжигали костры. Односельчане ходили друг к другу с поздравлениями. Работать в этот день не полагалось.

Вообще Цыппурс — это праздник поворота солнца на лето, праздник возрождения новой жизни, новых надежд и начала нового сельскохозяйственного года.

А через семь дней после него осетины отмечали Ногбон (буквально «новый день»). Теперь он попадает на ночь с 13 на 14 января по новому стилю.

На этот праздник тоже повсеместно разжигались костры, вокруг которых веселилась молодежь. Глава семейства молился дзуарам — осетинским божествам или святым — чтобы они послали благодать.

Новогодний стол неизменно украшал артхурон — большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать посторонних им не полагалось.

Другие пироги пекли в честь Сафа (божества домашнего очага), Сарызада (ангела-хранителя домашнего очага и семейного благополучия), Бынаты Хицауа (покровителя закромов и скота). Кроме того, непременным атрибутом праздника были басылта — сдобные булочки в виде фигурок животных или людей. Ими одаривали гостей.

Ряженая молодежь с песней «Пусть ваш мужчина оленя убьет, жена сына родит, а рука вашего басыла (обрядовый фигурный хлебец) мне достанется» обходила дома, устраивая веселые представления.

В это время в саклях, которые имели свои цыкурайы фардыг (бусины желаний), доставали сокровище и просили у него благополучия и защиты. Эту семейную реликвию можно было увидеть только раз в году. Желтоватый полупрозрачный камень, который испускает фосфорический свет, в природе встречается редко и, по народным поверьям, достается «счастливцу» с опасностью для жизни, так как добывается из зева самых ядовитых змей, обитающих в Индии.

Утром первый гость осетинского дома должен рассыпать по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу удач.

На этом праздники не заканчивались.

В первую субботу после Нового года отмечался Артгананта — день поминовения умерших. Рано утром семьи, потерявшие в течение года близких, разжигали перед домом костры. Соседи бросали в них принесенные с собой поленья, говорили о покойных «рухсаг» («светлая память») и желали, что долгие годы перед этим домом не разжигали таких костров.

Смысл праздника заключался в том, что наступил самый холодный месяц зимы, и ушедший в мир иной должен получить свою долю тепла от поминального костра.

Также в память об усопших на праздник Баданта — через неделю после Нового года — совершалось жертвоприношение («кусарт») и устраивались пышные поминки. В древние времена на время застолья одежду покойного набивали соломой и сажали рядом со всеми. Мужчины зажигали свечи, женщины оплакивали потерю.

Кроме этих праздников в течение первой недели после Нового года праздновались Доныскафан (праздника черпания воды), Бынаты хицауы ахсав (праздника покровителя жилища) и Хайраджыты ахсав (ночь чертей).

Доныскафан соответствует христианскому Крещению. Рано утром молодые женщины в полном молчании отправлялись за водой на реку. Этой водой потомобрызгивали стены, пол, все углы, умывались ею, заготавливали впрок. Считалось, что она очищает души.

Праздник покровителя жилища помогал заручиться расположением осетинского домового — Бынаты Хицауы. Ему приносилась жертва в виде козленка или барана, накрывался стол с мясом, пирогами и выпивкой, и глава дома возносил молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий». Угощениями со этого стола не полагалось делиться с посторонними в доме.

На Хайраджыты ахсав — ночь чертей, осетины умасливали злых существ, которые когда-то, по народным поверьям, жили вместе с ними. На этот праздник закалывают обычно козленка, так как по преданию коз создали черти и поэтому такую жертву им приятнее будет получить. Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд и закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое делали с костями и шкурой или перьями.

Стол накрывали в полночь. Когда все было готово, хозяева выходили во двор, чтобы дать чертям возможность попировать. Через некоторое время они возвращались, и начиналось застолье.

Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Источник статьи: http://www.georgiatimes.info/articles/28530.html

Оцените статью