Татарские праздники. Культура Татарстана
Татарстан – один из наиболее самобытных регионов Российской Федерации. Культура края вызывает интерес как внутри страны, так и в остальном мире. Несомненно, что существуют отдельные татарские праздники, которые являются уникальными. Как и культура всего этого народа, они представляют особый интерес.
Традиции края
В России сложно ещё найти такой субъект, который так тщательно оберегал бы свою национальную память и передавал бы её из поколения в поколение. Татарские традиции берут своё начало в седой древности, переплетаясь с религией, они дают на выходе ту самую самобытную культуру.
В качестве примеров свойственных только для Татарстана вещей можно назвать особые обряды при рождении ребёнка (включает в себя целый набор последовательных ритуалов – эбилек, авызландыру, бабай мунчасы, бабай ашы), ухаживании жениха за невестой (именно отсюда стал известным на всю страну такой ритуал, как калым), свадьбе (этот ритуал проходил в несколько этапов и мог длиться до полугода).
Вера и обряды
Татары – давние последователи исламской религии. Мусульманство прочно проникло в саму сущность этой нации, тем самым оказав огромное влияние на ее самосознание. Исламские традиции живы и сейчас, поэтому и не удивительно, что татарские национальные праздники религиозного характера активно отмечаются и в наши дни. Для обозначения торжеств, связанных с верой, даже существуют отдельные наименования – гает и байрам. Особенным почтением пользуются религиозные праздники, посвящённые посту, жертвоприношениям и знаменательным датам из жизни пророка Мухаммеда.
Весенние праздники
Весна – особое время в жизни татарского народа. Это время года всегда приносит с собой долгожданное тепло, что издавна независимо от религии расценивалось как начало чего-то нового, возвращение природы к жизни. Поэтому вполне понятно, что в этот сезон отмечаются довольно крупные татарские народные праздники. Одно из наиболее древних таких торжеств называется «Боз карау, боз багу» и связано с долгожданной оттепелью. Как известно, первое, что приносит с собой оттепель, – это сход льда с водоёмов, поэтому такое событие принято отмечать как первую победу весны над засидевшейся в гостях зимой.
Весенний Новый год
В наши дни, пожалуй, самым главным праздником весны является Новруз-байрам – торжество по поводу весеннего равноденствия. По сути, в этот день по лунному мусульманскому календарю наступает самый настоящий Новый год. В Татарстане указанный день празднуется с большим размахом, принято отмечать его в кругу нескольких семей, при этом на столе обязательно должны присутствовать блюда из фасоли, гороха, риса. Для всего народа эти торжества особенные, их проводят шумно и радостно, что по поверьям принесёт удачу и радость на весь следующий год. Одним словом, этот татарский весенний праздник носит семейный характер, способствующий укреплению родственных уз.
Хыдырлез
Древняя культура множества народов так или иначе связана со скотоводством и земледелием. Не стали исключением и татары. Издавна у них было в почёте ремесло пастуха. Скотоводческими традициями полон татарский праздник Хыдырлез, отмечающийся в начале мая. В давние времена это торжество особо почиталось и отмечалось, как правило, два-три дня.
В качестве обрядов в этот праздник обязано присутствовать изготовление специального хлеба – калакая, который запекается в горячей золе. Основные гуляния по случаю Хыдырлеза проходят вечером. Традиционный элемент для этих торжеств – костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. На Хыдырлез татарами принято начинать весенние скотоводческие работы, что ещё раз отсылает к древнему занятию этого народа. Стоит сказать, что это торжество также очень популярно у крымских татар и родственных им гагаузов.
Сабантуй
Ни одно торжество не известно за пределами республики так, как Сабантуй – татарский праздник, посвящённый началу сельскохозяйственных работ. Сейчас это торжество отмечают 23 июня, однако в давние времена дату выбирали старейшины-аксакалы отдельных селений. Незадолго до начала праздника дети отправлялись по гостям с просьбой подать им угощений. Собранные продукты малыши приносили домой, а уже там женская половина семьи готовила из них угощения к утреннему столу. В особенности внимание уделяли праздничной каше, этот обряд называли «Грачиная каша». После завтрака начинались праздничные мероприятия, первое из которых – сбор яиц детьми. Далее эти яйца красили в разные цвета. В домах пекли булочки, кренделя, маленькие шарики из теста – баурсаки.
Основные торжества должны проходить на площадях (по-татарски – «майданы»). Одно из самых известных состязаний – борьба на кушаках, курэш. В это же время проходят соревнования по бегу, где все участники распределяются по возрастным группам. Состязания завершаются скачками.
В наши дни Сабантуй – татарский праздник, который получил статус главного народного торжества Татарстана. Его отмечают не только в посёлках, но и на площадях больших городов. Также начали проводиться конкурсы талантов среди певцов и танцоров.
Традиционные праздники татарского народа чаще всего имеют под собой обоснование, связанное с началом того или иного этапа в земледельческих процессах. Не является исключением и Жыен – торжество по случаю завершения работ в поле и начала покоса сена. В древности Жыен отмечался после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний верхушек от различных татарских общин). Однако со временем традиция этого торжества изменилась. Жителей одних селений приглашали в другие их соседи. Гости везли с собой подарки: еду, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани, на расписанных по особому поводу повозках отправлялись на торжество. Для каждых приехавших накрывали новый праздничный стол. Общий ужин начинался при полном присутствии всех гостей.
Также Жыен можно назвать своеобразным праздником для женихов и невест. По татарской традиции существует очень мало торжеств, на которых как юноши, так и девушки могли свободно общаться друг с другом. Жыен – один из таких праздников. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители, в свою очередь, тоже пытались найти для детей достойную партию.
Саламат
Среди традиционных праздников Татарстана, отмечающихся осенью, наиболее примечателен Саламат – торжество, посвящённое окончанию сбора урожая. Своё название праздник получил от главного угощения торжественного стола, каши саламаты. Она готовилась из пшеничной муки и варилась на молоке. Это блюдо делала женская часть семьи, мужская же половина в это время приглашала в гости родственников и друзей. Дальше все собирались за праздничным столом, где кроме каши присутствовали блюда из тех продуктов, которые как раз и были собраны. В качестве угощения после еды всем полагался чай.
Рамадан
Культура Татарстана, как уже стало очевидным, предполагает тесное переплетение с исламом. Так что жители региона считают своим религиозным долгом соблюдать пост во время девятого, священного месяца мусульманского календаря, который называется Рамаданом.
Пост – одна из множества опор ислама. По сути, этот месяц есть не что иное, как период для самоочищения верующего как в физическом, так и в духовном плане. Пост (или же соум) предполагает воздержание от приёма пищи, жидкостей, употребления алкоголя, курения, интимных контактов. Запрет на это длится от рассвета до заката каждого дня священного месяца. Все указанные меры должны подтолкнуть верующего к отречению от греховных намерений и дурных замыслов.
Соблюдать соум обязаны все взрослые и здоровые мусульмане вне зависимости от пола. Послабления в посте могут получить лишь путешественники, а также женщины (по причине месячных или кормления грудью). В качестве отплаты за поблажки они должны как-либо помочь другому постящемуся. Татарские традиции чтят соблюдение поста. Заканчивается Рамадан масштабным праздником под названием Ураза-байрам.
Ураза-байрам
Следующим месяцем после Рамадана является Шавваль. Первый же его день – это праздник Ураза-байрам, торжество по случаю окончания поста. В этот день верующий наконец-то дожидается такого долгожданного разговенья после изнурительного поста. Как и другие религиозные татарские праздники, Ураза-байрам представляет под собой в первую очередь одну из ступеней самоочищения для верующего и способствует становлению крепких семейных уз. В этот день принято собираться одной большой семьей и проводить так время с утра до вечера, ведь по древним мусульманским поверьям, на эту встречу приходят и души умерших родственников.
В целом праздник отмечен очень радостным оттенком, всеми возлагаются надежды, что Ураза-байрам принесёт им счастье и достаток на весь будущий год. В день разговенья положено устраивать различные увеселительные мероприятия, а в городах проводятся ярмарки с активной торговлей.
Курбан-байрам
Татарские праздники нельзя адекватно описать без упоминания о таком торжестве, как Курбан-байрам. Он отмечается ежегодно с 10 по 13 день мусульманского месяца Зуль-Хиджжа. В его основе лежит окончание Хаджа – священного исламского паломничества к религиозным святыням. Праздник этот подразумевает под собой жертвоприношения в угоду Аллаху. Курбан-байрам – самое крупное религиозное торжество не только в Татарстане, но и по всему мусульманскому миру.
Этот праздник уходит к жизнеописанию из Корана одного из пророков – Ибрахима. По легенде, однажды Всевышний приготовил ему испытание: в качестве доказательства своей любви к нему Ибрахим был обязан принести в жертву небесам своего любимого сына, Исмаила. Ибрахим был непоколебим в своей решимости выполнить этот приказ, а потому Всевышний, поверив в намерения пророка и не пожелав смерти его отпрыска, позволил оставить Исмаила в живых, а вместо него принести в жертву животное.
С тех пор мусульмане в честь подвига Ибрахима на Курбан-байрам совершают обряд заклания животного. Смысл этого ритуала состоит в следовании образцу одного из наиболее известных религиозных пророков, который во имя любви ко Всевышнему был готов на самую большую жертву. Мясо животного после приношения обычно делят на три части. Одна идёт страждущим, другая – семье верующего, а третью каждый мусульманин может оставить себе.
«Рождённые солнцем»
25 декабря – особый день с точки зрения татарских традиций. В этот день празднуется Нардуган (в переводе с татарского – «рождённые солнцем»), который, как и Новруз-байрам, можно считать ещё одним новогодним праздником. Это прежде всего молодёжное торжество. Основной элемент праздника – традиционные танцы и песни. Молодые люди, по обыкновению, ходят по домам, где с разрешения хозяев представляют им эти самые праздничные номера. Танцевальная часть состоит из нескольких циклов: приветствия, благодарностей хозяевам, гадальных танцев, прощания. Особой частью торжеств должно становиться костюмированное представление. В танцах и песнях молодые люди пытались всячески задобрить злых духов – шайтанов. По всяческим поверьям, исход следующего земледельческого цикла полностью зависел от этих самых шайтанов, поэтому если угодить им, то они не будут мешать сбору урожая. Для этого исполняли такие танцы, как линейный, танец овцы, танец собаки. Эти обряды существуют и в наши дни в отдельных татарских деревнях.
Государственные праздники
Татарстан в наше время – неотъемлемый субъект Российской Федерации. Однако этот регион издавна претендовал на самоуправление и независимость. Потеряв свой суверенитет в 1552 году, Казанское ханство вошло в состав Московского государства, позже преобразовавшегося в Российскую империю. В государстве эти земли назывались просто – Казанская губерния, ни о каких намёках на переименование в Татарстан речи не шло.
Только в 1920 году Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика была выделена в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 30 августа 1990 года была сделана попытка получить независимость: в этот день Верховный совет ТАССР принял решение об объявлении государственного суверенитета республики.
Однако уже после распада Советского Союза этот регион решил остаться в составе Российской Федерации в качестве одного из её субъектов – Республики Татарстан. Впрочем, с тех пор 30 августа отмечается в Татарстане как День образования республики. Эта дата является общереспубликанским выходным днём и главным государственным праздником края. Другие татарские праздники государственного уровня совпадают с общероссийскими – это День Победы, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День защитника Отечества.
Уникальные традиции
Подводя итог, можно только удивиться разнообразию татарской культуры. По сути, в ней сплелось всё: народный опыт, историческая память, религиозное влияние и современные события. Вряд ли можно встретить ещё один такой народ с подобной пестротой праздников. С последним утверждением спорить не приходится – где же ещё в России Новый год можно праздновать целых три раза? А потому вывод один: татарская культура заслуживает процветания и последующей передачи более молодым поколениям.
Источник статьи: http://fb.ru/article/194904/tatarskie-prazdniki-kultura-tatarstana
Методическая разработка «Календарь татарских народных праздников»
Эльвира Бикметова
Методическая разработка «Календарь татарских народных праздников»
Предлагаю вашему вниманию методический журнал для педагогов и музыкальных руководителей «Календарные народные татарские праздники«
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию
языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько,
что и половины того не может усвоить в двадцать лет
прилежного и методического учения. Таков этот
великий народный педагог — родное слово».
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду № 4 «Лейсан» педагогами уделяется большое внимание приобщению детей к национальной культуре татарского народа. Начиная с 1989 года приоритетным направлением наших педагогов является приобщение детей к татарской народной культуре. Особое место занимают народные праздники,так как они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, танцы, художественную деятельность.
Работая в этом направлении,мы ставим перед собой следующие задачи:
Давать представление о татарских национальных и народных праздниках, об их истории, обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника;
Воспитывать уважительное отношение к культуре татарского народа;
Вовлекать воспитанников в различные татарские народные праздники;
Использовать народные игры в организации активного отдыха и укреплении здоровья детей.
Для выполнения данных задач усилиями воспитателей в детском саду создана хорошая развивающая среда:
— сшиты татарские национальные костюмы для взрослых и детей;
— в группах оформлены национальные уголки с богатым материалом о культуре татарского народа. Знакомя детей с культурой и бытом татар, воспитатели на занятиях также особое внимание уделяют прозе и сказкам татарских писателей. Ознакомившись с такими сказками, как, например, «Репка», «Теремок», с детьми старших и подготовительных групп можно разучить слова персонажей на татарском языке, и песни. Затем эту сказку можно показать детям более младшего возраста. Таким образом, это позволит начать обучение детей национальной культуре с раннего возраста
Праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции. У каждой национальности есть свои народные праздники, т. е. свой праздничный народный календарь.
У татар есть два слова, означающие празник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (Ураза гаете – праздник поста и Корбан гаете – праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Ученые считают, что это слово означает «весенняя красота», «весеннее торжество».
В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительсткого дома.
Время года Название праздника Содержание праздника
Весна (время ледохода) Боз карау («Смотреть лед») Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.
Ранняя весна Янгер яу Однажды ранней весной дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!
Из собранных продуктов на улице или в помещении варили в большущем котле кашу. А после — играли, обливались водой.
Конец марта Карга боткасы (воронья каша) В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится, все поют, танцуют и веселятся. После всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней, и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. После этого каша раздается всем присутствующим на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц.
Весна Кызыл йомырка День сбора крашеных яиц. Жителей села о таком дне предупреждали заранее, и хозяйки с вечера красили яйца. Особенно ждали этот день дети. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы «двор не был пустым». Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и устраивали угощение.
В дни весеннего паводка Жимэчэк (праздник цветочного сока) Старинный татарский молодёжный праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.
Начало мая Хыдырлез (праздник начала лета) Древний праздник крымских татар. Перед праздниками тщательно убирают дом. Накануне вечером готовится калакай — хлеб. Традиционный элемент этих торжеств – костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. Потухший костёр засыпают землёй. В дни праздника заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника начинали весенние скотоводческие работы.
По завершению полевых работ Джиен (праздник родни) Жителей одних селений приглашали в другие. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой подарки. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили баню. Под вечер организовывали общий ужин при полном присутствии всех гостей. Праздник Джиен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу. Его можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.
Осень (после уборки урожая) Уныш байрам Праздник символизирует благодарность за урожай Земле. А также труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год. В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.
Осень Саламат (праздник благодарности земле) Старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Главное угощение — каша Саламат — мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла, сала или жира. В гости приглашали родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.
Начало зимы Каз умясы (гусиное перо) Проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным — заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают.
Новогодний праздник по европейскому календарю Яна ел (новогодний праздник) Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.
В месяц Рамадан, по окончании поста Ураза гаете Один из 2 главных дней исламского календаря.Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника). В этот день надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают гостей, дарят подарки, радуются и веселятся.
Через 70 дней после Ураза байрам Курбан гаете Праздника жертвоприношения. В этот день мусульмане одевают чистую праздничну одежду. В мечети совершается праздничная молитва. Затем накрывается праздничный стол с разнообразными мясными и сладкими блюдами. В дни праздника необходимо посетить близких друзей и родственников, сделать им подарки.
На следующий день после рождения ребенка Бябяй мунчасы (детская баня) После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.
Через несколько дней после рождения ребенка Исем кушу (праздник имянаречения) Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена, как правило, выбирали муллы. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба.
Несколько дней после рождения ребенка Бябяй яшы (праздник новорожденного) В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка — подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.
В дни отсутствия родителей Аулак ой (посиделки) Посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить — каждый демонстрирует свой ум, талант и умения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай, кушают гостинцы, играют, веселятся.
При начале крупных строительных работ Эмэ (праздник помощи)Организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями.
Шежере байрам (праздник родословной) В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника — составление и изучение генеалогической летописи своего рода.
Народные праздники тесно связаныс трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Содержательную основу планирования по ознакомлению детей с татарскими народными праздниками составляют специально организованные мероприятия, праздники и развлечения, которые отражают исторически сложившиеся традиции народа.
Выбранное нами планирование направлено на активное приобретение детьми культурного богатства татарского народа. И, создавая наш праздничный календарь, главной задачей мы ставили привлечь внимание ребят к народному фольклору и познакомить их с обычаями и традициями татарского народа.
При планировании необходимо учитывать следующие принципы:
Изучение местных условий, особенности и воспитательных возможностей семьи и детей
Организация совместной деятельности воспитателей и родителей;
Изучение и учет индивидуальных особенностей детей.
В нашем детском саду стало традицией ежегодно проводить национальные праздники: «Сабантуй», «Навруз», «Карга боткасы», «Нардуган», на которых воспитанники принимают активное участие, рассказывая стихотворения на родном татарском языке, исполняя песни и танцы. Детям очень нравятся эти праздники тем, что они надевают национальные костюмы, которые в повседневной жизни мы не носим.
В нашем детском саду разработан свой календарь татарских праздников. Предлагаем его вашему вниманию.
Осенне-зимний цикл включает в себя небольшое количество праздников и обрядов. В нем основным стержневым обрядом является праздник Смбел. Он повсеместно проводится как праздник урожая.
Необходимо отметить и то, что основные элементы обрядового праздника Смбел, пусть в трансформированной форме, до сих пор сохранены.
Также к осенне-зимнему циклу относится праздник Нардуган, который проводится как встреча Нового года.
Обряды и народные праздники весенне-летнего цикла не имели строго фиксированной даты проведения. Срок их проведения зависел от погодно-климатических условий каждого года. Вместе с тем, наблюдалась довольно четкая приуроченность одних обрядов ко времени до сева, других – ко дню начала сева, третьих – к периоду после завершения сева. Это праздник Навруз И на летний период праздники Сабантуй,на лесной полянке «Урман аланында»
Педагогический коллектив нашего ДОУ считает, что чем дальше уходят от нас традиции и обычаи старины, тем меньше остается возможности нашему подрастающему поколению соприкоснуться с немыми свидетелями прошлых столетий. Но ведь праздники продолжают жить в народе и вызывют к себе интерес у подрастающего поколения.
Поэтому задача нас, взрослых, в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших дедов и прадедов – это душа народа, в них история народная, и корни наши духовные.
Подготовка и проведение праздникови развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде, формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Главное, чтобы праздник сделал детей счастливыми, чтобы он был наполнен сюрпризами, встречами с новыми героями знакомых книг, радовал веселыми играми.
Светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций.
Национальные народные праздники – одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов, в том числе и татарского.
Доклад для педагогического совета «Возрождение народных праздников и обрядов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Доклад для педагогического.
Календарь детских праздников в ДОУ: приобщение к эстетическому познанию и переживанию мира Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщение ребенка к миру прекрасного. Недаром говорят, что впечатление раннего детства.
Календарь праздников для работы с дошкольниками на май месяц Календарь праздников Май1 мая — День Труда 3 мая — День Солнца 9 мая — День Победы 15 мая — Международный день семей 18 мая — Международный.
Мастер-класс «Обратный календарь праздников» Мастер — класс «Обратный календарь праздников»Здравствуйте,мои гости. Сегодня я хотела бы вам представить Мастер — класс «Обратный календарь.
Методическая разработка образовательного маршрута Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет Тема:.
Обобщение опыта работы «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям» Уважаемые коллеги! Делюсь с вами опытом по данной теме: «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям».
Педагогический проект «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников» Педагогический проект «От Святок до Сочельника: годовой цикл народных праздников Автор проекта: С. В. Дидыченко музыкальный руководитель,.
Методическая разработка. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Презентация «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций» Добрый вечер! Вашему вниманию я представляю презинтацию на тему «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций».Только.
Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям». Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям». Выполнила воспитатель подготовительной.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-na-temu-kalendar-tatarskih-narodnyh-prazdnikov.html