Знакомство с праздниками народного календаря

Народный календарь
план-конспект занятия (подготовительная группа)

знакомство с народными праздниками

Скачать:

Вложение Размер
narodnyy_kalendar.docx 21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи: Уточнить знания детей о традициях русских народных праздников, возрождать интерес к обрядовым русским праздникам, ввести в словарь детей новое слово «традиция», учить выделять различия в традициях народных праздников, обогащать духовный мир детей, воспитывать любовь к народной культуре.

Предварительная работа : слушание рассказов о русских народных праздниках, знакомство с народными играми.

. Материал: сарафаны, костюмы и атрибуты для ряженья.

Дети встречают гостей с хлебом и солью: «Здравствуйте гости дорогие! Милости просим к нам! Примите наш хлеб соль. Гость на порог — хозяевам радость!»

(Дети одеты в русские сарафаны)

Воспитатель предлагает всем сесть на стульчики, обращается к детям:

— Сегодня мы поговорим о русских народных праздниках. Скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живём?» (Ответы детей)

-Россия- богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (Ответы детей).

— Традиция- слово не русское, оно переводится как слово «передача», т.е. это-то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). Есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, роспись, вышивки.

Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о традициях проведения народных календарно-обрядовых праздников в нашем селе Родино.

Давайте вспомним, какие традиционные праздники вы знаете? ( Дети отвечают, воспитатель добавляет ответы).

А теперь, что вы можете рассказать о традиции проведения праздников в зимний период? ( Новый год, Рождество, Масленица)

Где, в каком месте проводятся в нашем селе праздники? Да, они проводятся на центральной площади, возле Районного Дома культуры.

В Новый год и Старый Новый год взрослые вместе с детьми приходят на площадь, чтобы полюбоваться снежным городком, поучаствовать в шуточных конкурсах, поводить хоровод возле красавицы ёлки, покататься на горке, поздравить знакомых с праздником. Есть такое поверье: как встретишь Новый год, таков будет и весь предстоящий год. Поэтому люди стараются, чтобы в новогоднюю ночь на столе было много блюд, чтобы все были весёлыми. Все желают друг другу счастья и удачи.

Давайте и мы с вами споём новогоднюю песенку (Хоровод).

Наши дедушки и бабушки справляли Новый год по старому календарю 14 января. Накануне вечером и в этот день ребятишки и молодёжь рано утром ходили по домам и пели специальные новогодние песни-колядки. На Старый Новый год есть специальные поздравления: хозяина и двор осыпают зерном, припевая:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка, колос, чечевичка,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

Каждая семья ждёт к себе в гости колядовщиков. Хозяева с удовольствием выслушивают колядки, а затем дают угощение: кто пирог, кто блин, кто конфетку. На Старый Новый год устраивают посиделки с обильным угощением. На такие посиделки часто приходят ряженые. Надевают страшные маски, рядятся нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чёртом. Всех поздравляют со Старым Новым годом!

С давних времён самый весёлый предвесенний праздник – это Масленица. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся – радуются, что прошла зима и наступает весна. Обязательным лакомством в Масленицу являются блины. Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Воскресенье – седьмой, и последний, день Масленицы также отмечается на площади села. Этот день называется «проводы зимы». Организуются различные спортивные игры, эстафеты (перетягивание каната, поднимание гири и т.д.) В играх участвуют и взрослые, и дети. Мы сейчас с вами тоже поиграем в игру.

Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

В конце праздника сжигают чучело, сделанное из соломы. Так вот прощаются с Масленицей, стараются помочь солнцу растопить снега, прогнать зиму.

Наступает весна. Какой праздник отмечается весной? (ответы детей)

Светлое Воскресение Христово наименовано Пасхой и считается самым главным праздником Христианской Церкви. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

На Пасху небо ясное и солнце «играет» — к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь — добрая рожь.

На Святой гром — к урожаю.

И на второй день тоже наблюдали за состоянием природы. Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурная — лето будет сухое.

Дети тоже обращались к солнцу с песенкой:

Выгляни в окошечко!

А сейчас мы поиграем.

Проводится русская народная игра «Солнышко-ведрышко»

Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети – «спящие». Они поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).

На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце.

На Пасху в церкви звонят колокола. Специально к празднику готовят «пасху» из творога и кулич.

Как всякий большой праздник, Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христа — христосоваться (целоваться).

Воспитатель показывает детям крашеное яйцо.

Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху?

На Пасху обмениваются яичками. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Нужно обменяться друг с другом яйцами, пожелать друг другу здоровья, душевной чистоты.

А почему яйцо красят в красный цвет?

Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. Считалось, что с помощью пасхального яйца можно даже вылечиться от болезни. Обязательно яйцо кладут на могилу во время пасхальной недели. Говорят, что оно приносит облегчение мертвым. А если такое яйцо положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще говорят, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнять желания.

А еще с яйцами можно играть! И сейчас мы поиграем.

«ЧЬЕ ЯЙЦО ДОЛЬШЕ ПОКРУТИТСЯ»

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

«КАТАНИЕ ЯИЦ С ГОРКИ»

Чье яйцо дольше укатится, тот и победитель.

Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо о яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

Вот так интересно отмечалась Пасха.

Приходит лето. А какой праздник отмечается летом?

Это праздник Ивана Купала. В народном сознании совместилось то, что Иоанн (Иван) крестил водой – купал. Отсюда и названье праздника. Его справляют два дня – 6 и 7 июля. Вечером, 6 июля, жители отправляются на гулянье. Оно проходит на лугу возле озера, где выступают самодеятельные певческие и танцевальные коллективы, проводятся различные игры (участвуют и взрослые, и дети). В конце праздника поджигается большой костёр.

— Дети, о каких народных праздниках, проводимых в нашем селе Родино, мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что больше всего вам запомнилось? ( Ответы детей)

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/06/02/narodnyy-kalendar

«Знакомство детей с народным календарём»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Знакомство с народным календарём.
Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят.Знакомство с народным календарём.

Скачать:

Вложение Размер
znakomstvo_detey_-_kopiya.pptx 2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация на тему « Знакомство детей с народным календарём» Педагоги ГБДОУ детский сад № 76 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга: учитель-логопед :Махова Е.В. воспитатели: Балашова Н.А. Красавчикова Т.Е. 2014год.

Знакомство с народным календарём. Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички , поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят. Сообщали детям о некоторых приметных днях, проводили слушание народных песен, разучивали хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащали воспитанников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Знакомство с народным календарём проходило и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня в народном календаре. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию

В соответствии с тематикой календарного дня мы предлагали ребятам заняться совместной или самостоятельной деятельностью (составление букетов и гербариев, расчистке участка от опавших листьев, уход за комнатными растениями, утеплении клумб на участке, определить в какую сторону дует ветер, где и почему быстрее опадает листва и т.п.). Это побуждает к поиску оптимальных решений для выполнения работы, а также способствует расширению наглядной основы процесса обучения. Таким образом, закрепляли у детей знания об окружающей природе, знакомили с обычаями нашего народа, воспитывали чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.

2 октября — Зосима-пчельник К этой дате укрывали на зиму ульи, убирали их в ольшаник. Пчеловоды заботились о пчёлах. «Так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни », „Дай, Зосима, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали» — так, повторяя за родителями слова , шепчут крестьянские дети. На этот праздник народ придумывал пословицы и поговорки: Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед. Масло сласно , а мед лучше. С медом и долото проглотишь. С медом и ошметок съешь. Медок сладок в меру. Сладок мед, да не по две ложки в рот. Для ознакомления детей и родителей с данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народным календарём. 2. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение русских народных подвижных игр, конкурсов, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями. 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей. 4.Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потекши, заклички , пословицы, поговорки, загадки, считалки); Результат работы: Изготовление поделок детьми совместно с родителями.

Знакомство с «Народным календарём» дает возможность, как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. Результатом изучения «Народного календаря» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество» Знакомство с « Народным календарём» позволяет развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, их исполнительские качества, артистизм. Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Перспективное планирование представляет собой интегрированную совместную деятельность, которая позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в группе различным областям (знакомство с художественной литературой, , музыка, конструирование, рисование др.).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЁМ. «2 ОКТЯБРЯ- ЗОСИМА» 1.Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественное — эстетическое развитие. 2.Тема: Зосима- заступник пчёл. Пасечники убирали улья на зиму. Улья в погреб ставь- праздник мёда правь. В этот день устраивали лакомый стол, готовили медовые блюда. 3.Материалы и оборудование, литературно-музыкальное сопровождение: Иллюстрации, игрушки по теме, диски с записями народного гулянья, сувениры. 4.Планируемые результаты уровня интегративных качеств: Выражают свои эмоции при прочтении стихов, пословиц, поговорок, загадок закличек о пчёлах, разгадывание ребусов. 5.Организация совместной деятельности по направлениям: 5.1. Рассматривание иллюстраций о пчёлах, чтение публикаций о «Зосима» из интернета. Знакомство с народными приметами «Народный календарь- осень» 5.2. Разучивание народных пословиц поговорок , закличем про грибы. 5.3. Изготовление поделок детей и взрослых на тему « Зосима- заступник пчёл»

Одной из задач по осуществлению данного направления является привлечение родителей в воспитательно — образовательный процесс. Мы проводим русские народных подвижные игры. В папках передвижках подбираем рекомендации по приготовлению праздничного стола, знакомим с календарными праздниками, обычаями и традициями русского народа. Всё это формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивает способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности. Для привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/08/znakomstvo-detey-s-narodnym-kalendaryom

Читайте также:  Как дела с праздником прошедшим
Оцените статью